Народное творчество коми-пермяков
презентация к уроку (6 класс) по теме

Ведерникова Оксана Викторовна

 творчество народа пермского края

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Творчество народа коми-ПЕРМЯКОВ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Слайд 2

О народе коми-пермяков Коми-пермяки - народ финно-угорской группы, проживающий в России. Их численность в 2002 году — 125 тысяч человек. Проживают на северо-западе Пермского края: на территории административно-территориального образования в составе края — Коми-пермяцкого округа. Изначально коми-пермяки занимались рыболовст- вом и охотой, теперь они занимаются сельским и лесным хозяйством. Коми-пермяки имеют свой язык, в алфавите 35 букв: Аа Бб Вв Гг Дд дж дз Её Ёё Жж Зз Ии Іі Йй Кк Лл Мм Нн Оо Ӧӧ Пп Рр Сс Тт ( тш ) Уу Фф Хх Цц Чч Шш Щщ Ъъ Ыы Ьь Ээ Юю Яя .

Слайд 3

ПОГОВОРКИ И ПОСЛОВИЦЫ Как и у других народов, у коми-пермяков пословицы и поговорки отражают народную мудрость. Они возникли очень давно, в них обобщён жизненный опыт первого народа Урала. Пословицы говорят о явлениях природы, предметов быта, человеческих качествах, дают оценку. Украшают речь коми-пермяков меткие народные выражения, например «Тараканов нанизывать на нитку» (бездельничать), «Узор её (его) рук хорош» (мастер или мастерица), «Шить иглой без ушка» (обманывать), «Сложен от земли» (человек крепкого телосложения).

Слайд 4

НЕКОТОРЫЕ ПОСЛОВИЦЫ КОМИ-ПЕРМЯКОВ Мать и Родина всего дороже Работа кормит, одевает, к жизни приучает Книга ум прибавляет, глаза открывает Как учишься, так и жить собираешься Вино ума лишает, семью разрушает Людям поможешь, и тебе помогут Не плюй против ветра – в себя попадёшь Баня парит и лечит Хороший человек чинит, а плохой ломает Счастье не дрова. В поленнице не лежит Журавль где ни летает, а родину не бросает Старый человек землю насквозь видит Яблоко с репой не спутаешь Лгун далеко стреляет, да редко попадает

Слайд 5

НЕКОТОРЫЕ ПОГОВОРКИ КОМИ-ПЕРМЯКОВ Печень сосать (голодать) Кто в рощу, кто в лес (действовать недружно) Хвост замаран (о провинившемся человеке) В доме лёд плывёт (в доме очень холодно) Не все с ним (о человеке с умственными недостатками) Вверх-вниз летает (человек, полный счастья)

Слайд 6

ПРЕДАНИЕ О КУДЫМ-ОШЕ Кудым-Ош – коми-пермяцкий богатырь, основатель города Кудымкар. Кудым-Ош родился в семье пама, на берегу реки Иньвы . Отец Оша умер на войне, оживить его не удалось. Оша выбрали памом, он повёл свой народ на священный холм Изъюр . Когда настало время жениться, ведунья Чикыш рассказала Ошу о дочери южного пама, Костэ. Кудым-Ош отправился на юг. Костэ была страшна, её заколдовали злые духи. Но Ош не испугался невесты, сохранил свою голову, и женился на красавице Костэ. Задумал Ош торговать с другими народами, велел он построить торговые корабли. Но этим воспользовались татары, но Ош отразил их нападение. Однажды, собрался Ош на юг, южанам понравились товары, и они дали ему пшеницы. Но соседний пам захотел отвоевать хлеб, но они заключили мир. Оша похоронили в крепком гробу.

Слайд 7

СКАЗАНИЯ О ПЕРЕ-ОХОТНИКЕ Пера против Идолища

Слайд 8

СКАЗАНИЯ О ПЕРЕ-ОХОТНИКЕ Пера-Богатырь , Пера-Охотник – легендарный герой, защитник Пармы. Победитель леших Висела и Виселихи, водяного Вакуля, Идолища, освободил Парму от графа Строгонова. Пера был женат на Зарани – дочери Солнца. Борьба Перы с Виселом

Слайд 9

ПЕРА И ЛЕШИЕ Висел – царь леших, хозяин лесов. Издревле Висел мешал лесовать коми-пермякам, угонял в рабство. В рабстве у него люди за 5 лет старели. И решил Пера лешего убить. Вышел Висел на вызов, решили они состязаться. Взялись за дубинку и потянули. Благодаря хитрости, Пера победил Висела и пристрелил его из лука. Людей пера освободил из рабства, на Родину отпустил. Обозлились лешие, решили отомстить Богатырю. Жена царя, Виселиха решила порчу на него напустить. Пригласила его домой, да лесовать отправила. Научила она его луком по дереву стучать. Первый день стучал Богатырь, на следующий нет. Пришёл домой, увидел Виселиху, да и убил её. Испугались лешие, убежали из Коми-Пермяцкого округа.

Слайд 10

ПЕРА И ВАКУЛЬ Вакуль – водяной, мешал рыбу на Каме ловить, решил Пера помочь народу. Отправился он на реку, и вытянул Вакуля. Сказал он ему, чтобы отправился Вакуль на Адово озеро. Рад был водяной такому решению, и отправился на озеро. Вакуль

Слайд 11

ПЕРА И ИДОЛИЩЕ Идолище – машина татар, давившая людей огромный колесом. Царь решил позвать на помощь богатырей. Среди богатырей был и Пера. Он был вооружен огромным бревном, которым разбил колесо Идолища. Много татар погибло от своей же машины. После победы решил царь наградить Перу. Дал он ему землю, коточик лапти плести да тенёта белок ловить.

Слайд 12

ПЕРА И ГРАФ СТРОГАНОВ Граф Строганов получил земли Иньвенского района. Лют был граф, не жалел подданных. Решил граф присоединить с себе земли Перы, но порвал Пера цепь, отвёл границу. Разозлился граф, решил убить Охотника. Любил народ Богатыря, предупредил его. Скрылся он в лесах, на сосне прятался. Через три года перестал граф Строганов преследовать Перу. Герб графов Строгановых

Слайд 13

ПЕРА И ЗАРАНЬ Зарань – дочь солнца, заря, супруга Перы. Пера решил подняться на небо и забрать кусочек солнца, но Зарань уберегла его. Солнце противи- лось их браку и ушло. Вернулась Зарань к солнцу, но оставила на земле сыновей. И решил Пера отко - лоть кусочек солнца. В небо взмыли луки, стрелы откололи кусок. Зарань осталась на небе, беречь землю от огня солнца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Народная сказка" может использоваться на уроках литературы в 5 классе при изучении устного народного творчества.

Данная презентация содержит интересный материал о народной сказке, ее особенностях и принципах построения. В работе использован иллюстративный материал, помогающий наглядно почувствовать прелесть сказ...

ИТОГОВАЯ РАБОТА по теме «Применение наглядных пособий на уроках изобразительного искусства и народного творчества и их значение в процессе эстетического воспитания школьников, в свете внедряемых ФГОС для основной школы на примере занятий по народной жи

Приведенная нижа работа являлась отчетной на курсах  "Народная живопись", проводимой СИПКРО в сентябре 2012 года. Краткое содержание:1. Введение. Цели и задачи проекта.2. Виды наглядных посо...

«Поэтический образ птицы в народном творчестве» бинарный урок факультативного курса народной культуры и ИЗО

Углубить знания учащихся об образе птицы через ознакомление с различными жанрами устного народного творчества и с образцами хохломской росписи, как вида народного промысла.1.    Обучать...

Исследовательская работа "Народное творчество, как средство приобщения молодежи к изучению русской народной культуры".

Исследовательская работа обучающейся студии "Силуэт" МОАУ ДОД "ЦДТ" Рейзиной Алины....

Технологическая карта открытого интегрированного занятия, общекультурного направления «Народное творчество» и «Россошанская слобода», по теме: «Народное творчество в прошлом и настоящем»

Цели: активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать познавательный интерес, расширять представления учащихся о народном творчестве, способствовать развитию внимательности, наблюдательно...

Устное народное творчество. Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора

Устное народное творчество.Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора...

Методическая разработка серии занятий кружка «Народное творчество» для обучающихся 5 классов СКК VII вида по теме: «Русские народные инструменты и исполнение шумовым оркестром мелодии русской народной песни «Калинка».

Автор Филатова С.Ю. – учитель музыки, руководитель кружка «Народное творчество» для учащихся 5 класса (коррекционный класс СКК VII вида) предлагает  методическую разработку внеу...