Техники работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
материал по психологии (5 класс) на тему
Данный материал предназначен для практической работы с детьми, пережившими острую психологическую травму.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhniki_raboty_s_detmi.docx | 15.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Техники работы с детьми, оказавшимися в трудной
жизненной ситуации.
Техника «Игра с рисунком»
Эффективна в работе с детьми, пережившими острую психологическую травму.
Описание: Необходимы краски, кисти, маркеры, мелки, карандаши, бумага. Ребёнку предлагается рассмотреть изобразительные материалы и выбрать наиболее предпочтительные. Психолог наблюдает молча за работой ребенка, затем по завершении рисунка просит рассказать ребёнка о своей работе. Можно говорить от лица нарисованных персонажей, т.о. структурировать процесс сочинения истории, побуждая ребёнка добавлять к уже созданному рисунку что-то новое. Идёт своеобразная игра с рисунком. Высказывания психолога и его участие в процессе рисования основаны на учёте эмоциональных реакций, поведения, высказываний ребёнка, содержания его рисунков и создаваемого им образа. Работа может идти на нескольких листах, важно особое внимание уделить эмоционально-значимым эпизодам.
Техника «Фотоальбом»
Используется для исследования чувств ребёнка, связанных с утратой. Позволяет вербализировать свои переживания, прояснить чувства по поводу некоторых событий и значимых лиц.
Описание: Следует попросить ребёнка подобрать ряд фотографий, связанных с детством (разные годы).
Для работы необходимы: фотоальбом, набор фото, ножницы, маркеры, наклейки. На полу раскладываются все фото. Уже на первом этапе работы можно задавать ребёнку вопросы, касающиеся семьи, умерших родственников, значимых событиях, моментах, связанных с переживаниями чувств. Когда фотографии расположены в хронологическом порядке, ребёнок должен вставить их в альбом. Рядом с каждой фотографией делает наклейки с комментариями. Психолог выполняет роль секретаря и подписывает, что ребёнок диктует.
Техника использования художественных и вербальных метафор в работе с переживающими утрату детьми.
Используется в работе с детьми, пережившими утрату, связанную с разводом родителей, болезнью его самого или родителя, смертью близкого человека.
Описание: Ребёнка просят нарисовать, как они жили до произошедших в его семье событий, и как живут сейчас. Он должен вспомнить, затем описать свою жизнь и свои чувства, создавая краткую историю либо рисунок.
Техника использования метафор, сказок и сочинения историй.
Используется в работе с детьми, страдающими разными невротическими расстройствами, сопровождающимися страхами, тревогой, агрессией, а также жертв эмоциональной и физической травматизации.
Описание: Берётся кукольный персонаж, который приглашает выбранную куклу в кукольный дом, где они вместе сочиняют историю. Психолог, от лица игрушечного персонала, сочиняет историю, главный герой которой является носителем общих с ребёнком конфликтов и слабостей, но, действуя в соответствии с сюжетом повествования, вырабатывает в себе новые качества и копинговые механизмы. Историю можно рассказать куклам, рассевшимся у камина, зверям, собравшимся рядом с ребёнком. История должна иметь хороший финал.
Техника сочинения историй с помощью игральных карт.
Эффективна в работе с детьми, пострадавшими от насилия, находящимися в депрессивном состоянии, со сниженной самооценкой, повышенной агрессивностью.
Описание: Перед ребёнком выкладывается колода карт. Необходимо сочинить историю, используя изображения. Можно открыть 2 карты. Карты выкладываются в виде спирали. Например: В замке, который сторожили 9 драконов(9) жила красавица королева (дама)… Психологу необходимо помогать развивать сюжет в положительном русле.
Групповой спектакль марионеток.
Можно использовать в групповой и индивидуальной работе. Техника позволяет ребёнку творчески подойти к отреагированию переживаний, связанных с
психологической травмой.
Описание: ребёнок выбирает марионетку или игрушку, которая лучше всего передаёт настроение ребёнка и может рассказать, что с ним произошло. Дети собираются и обдумывают (используя игрушки) что они думают по этому поводу. Затем по сигналу все участники заходят с игрушками или марионетками на сцену театра марионеток. Представляя себя в диком лесу, они усаживаются вокруг воображаемого костра. Каждый персонаж рассказывает о том, что с ним произошло, а остальные животные пытаются его поддержать и утешить. Необходимо подробно рассказывать о чувствах, которые они испытывали в сложные моменты и как пытались себя защитить. Затем дети говорят, что чувствовали марионетки-животные, когда рассказывали о себе. Затем психолог просит рассказать то же самое, но от своего лица.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка плана в соответствии с методической темой воспитателя социального приюта:"Формирование жизненных ценностей и развитие навыков поведения в реабилитационной работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации".
Коррекционно- воспитательная работа призвана помочь несовершеннолетним найти логическую связь или противоречие между существующими моральными оценками и собственными суждениями, чтобы сориентироваться...
Выбор профессии. Система профориентационной работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
Данная работа представляет собой описание педагогического опыта организации профориентационной работы с детьми «группы риска» по подготовке...
ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННО-РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ОКАЗАВШИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННО-РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ОКАЗАВШИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ...
Работа с детьми, оказавшими в трудной жизненной ситуации
Презентация по работе с детьми, требующими особого контроля...
Система работы социального педагога с семьей и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
В настоящее время достаточно остро стоит вопрос о проблемах детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Термин «трудная жизненная ситуация» относится к числу понятий, наиболее часто употребляемых...
Методическое сопровождение педагогов в условиях введения ФГОС в работе с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
Методическое сопроождение педагогов в условиях ФГОС...
В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ: при работе с детьми оказавшимися в трудной жизненной ситуации
Буклет для педагогов ОУ...