Викторина "Самый грамотный"
план-конспект занятия (9 класс) на тему
Викторина по русскому языку и чтению для учащихся 8-9 классов коррекционных школ, цель которой углубить и раширить кругозор учащихся о языке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina_po_russkomu_yazyku_i_literature_dlya_uchashchikhsya_8.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Викторина по русскому языку и чтению для учащихся 8-9 классов
«Самый грамотный»
Цели:
обучающая: углубить и расширить кругозор знаний учащихся о языке;
развивающая: развивать и укреплять навыки критического мышления, повышать грамотность учащихся;
воспитательная: прививать любовь к родному языку.
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на нашей игре. Представляю вам участников (представляет команды).
Ведущий:
“ Грамота – к мудрости ступенька”, - гласит старинная русская пословица. Русский народ во все времена с большим уважением относился к грамотным людям, к грамоте, справедливо считая, что владение грамотой является важнейшим и непременным условием для приобщения человека к сокровищнице научных знаний.
Только глубоко усвоив правила грамматики, можно научиться правильно и говорить, и писать, то есть стать действительно грамотным. А сейчас мы посмотрим, какая же из команд самая грамотная.
РАЗМИНКА (Команды по очереди отвечают на вопросы)
1.Чем кончается день и ночь? (Ь на конце)
2. Чем кончается лето и начинается осень? (Буквой О)
3. Что можно видеть с закрытыми глазами? (сон)
4. Ты за ней, она от тебя, ты от неё, она за тобой (тень)
5. Чем больше из неё берёшь, тем больше она становится (яма)
6. Какой болезнью никто на земле не болел? (морской)
7. Каким гребнем голову не расчешешь? (петушиным)
8. Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (семья)
«Дальше, дальше…»
Вопросы
Для команды 1
1. Назовите главный член предложения, который отвечает на вопросы «кто?», «что?». (Подлежащее)
2. Назовите вопросы дательного падежа. (Кому? Чему?)
3. Как называется предложение, в котором содержится вопрос? (Вопросительное)
4. Книга для обучения? (Учебник)
5. Отступ вправо в начале строки. (Абзац)
6. Промежуток времени в сто лет. (Век)
7. Учреждение, собирающее и хранящее книги. (Библиотека)
8. Буквы, расположенные в определенном порядке. (Алфавит)
9. Что находится посередине Волги? (Буква «л»)
10. Детеныш лисы - … (Лисенок)
Для команды 2
1. Назовите главный член предложения, который отвечает на вопросы «Что делает?» (Сказуемое)
2. Назовите вопросы родительного падежа. (Кого? Чего?)
3.Назовите часть речи, слова которой отвечают на вопросы какой?, чей?, который?. (Прилагательное)
4. Изменяются ли существительные по числам? (Да)
5. Как называется точно установленный распорядок дня? (Режим)
6. Как называется человек, который обучает чему-нибудь? (Учитель)
7. Как называется искусственный водоем, сооруженный для плавания? (Бассейн)
8. Как называется сборник слов в алфавитном порядке? (словарь)
9. Чем кончается день и ночь? (Зарей)
10. Как называется детеныш волчицы? (Волчонок)
Отгадай кроссворд «Кто быстрее?»
Участники получают карточки с вопросами. Команды соревнуются в скорости заполнения кроссворда.
п | р | е | д | л | о | Г | ||
с | у | ф | ф | и | к | с | ||
п | р | и | с | т | а | в | к | а |
д | е | с | я | т | ь | |||
к | о | р | е | н | ь |
1. Служат для связи слов в предложении. (Предлог)
2. Часть слова, которая стоит после корня. (Суффикс)
3. Часть слова, которая служит для образования новых слов. (Приставка)
4. Количество гласных букв в русском алфавите. (Десять)
5. Общая часть родственных слов. (Корень)
Игра «Составь новые слова»
Участники игры должны составить как можно больше слов (имен существительных) из букв, образующих какое-либо слово. Добавлять другие буквы нельзя.
Слово
- Фотография
Ответы:
(Риф, тир, гора, торг, грот, тяга, граф, гриф, фото, фтор, рот, тор, тигр, тиф, яр, ор).
“Красна речь пословицей”.
Ведущий: Богатство языка определяется не только богатством словаря, но и разнообразием фразеологических сочетаний и оборотов, которые сложились издавна в народной речи и делают наш язык метким, гибким, красочным. К фразеологическим сочетаниям относят пословицы и поговорки, в которых отразилась мудрость народа. Недаром говорится: “Пословица не на ветер молвится”. А.М.Горький справедливо говорил: “…Пословицы… краткие, а ума и чувства вложено в них на целые книги”
Ведущий: Материалы к этому заданию находятся в беспорядке. Нужно разобрать их по парам, чтобы получились пословицы.
(Каждая команда получает по 9 карточек. Соединив начало и конец фраз, нужно быстро и правильно собрать 4 пословицы).
1) Новых друзей наживай, а старых не теряй.
2) Ученый водит, а неученый следом ходит.
3) Не отведав горького, не узнаешь и сладкого.
4) Корень учения горек, А плод сладок.
5) Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
6) Грамоте учиться - всегда пригодится.
7) Не спеши языком, торопись делом.
8) Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
Игра «Из слогов – слова»
Для команды 1
Ведущий предлагает участникам составить три слова, в каждом из которых по два слога.
Слоги: ван, мар, ко, ма, ди, ра.
Ответы: рама, комар, диван.
Для команды 2
Ведущий предлагает участникам составить два слова, в каждом их которых по три слога.
Слоги: ро, ло, мо, до, ко, га.
Ответы: молоко, дорога.
Игра «Составь как можно больше слов»
Участники должны из предлагаемого набора букв составить как можно больше слов.
Буквы: К, а, с, о, и, м, р, т.
Ответы: Сок, рот, ток, мир, тир, коса, сито, кот, роса, том, мак, рис, сом, ритм, рак, рок.
«Самый грамотный»
Карточки
Вопросы
1. Буква «О» пишется в слове…
- обв..рожить;
- утр…мбовать;
- габ…рит;
- гр…вюра.
2. Буква «Е» пишется в слове…
- сургуч…м;
- стаж…р;
- ш…колад;
- ш…рты.
3. Буква «Ь» пишется в слове…
- туш…;
- много дач…;
- камыш…;
- фонар…щик.
4. Буква «Ъ» пишется в слове…
- в…ехать;
- вороб…и;
- п…едестал;
- интерв…юировать.
5. Удвоенная согласная пишется в слове…
- ги (п, пп)отеза;
- венти (л, лл)ировать;
- па (с, сс)ивный;
- кава (л, лл)ерия.
Блиц-игра «Литература»
Для команды 1
1. Как звали Пушкина? (Александр Сергеевич)
2. Кто написал «Мойдодыр»? (К.И.Чуковский)
3. Назовите автора строк: «Унылая пора, очей очарованье…». (А.С.Пушкин)
4. Продолжите фразу: «У сильного всегда…». (Бессильный виноват)
5. Назовите автора сказки «Снежная королева». (Х.К.Андерсен)
6. Сколько животных играет в «Квартет», назовите их? (Четыре)
7. Назовите автора строк: «Белеет парус одинокий…». (М.Ю.Лермонтов)
8. Кому посвящены строки: «Подруга дней моих суровых…»? (Няне А.С.Пушкина – Арине Родионовне)
9. Назовите излюбленный жанр И.А.Крылова. (Басня)
Для команды 2
1. Как звали Лермонтова? (Михаил Юрьевич)
2. От чьей руки погиб А.С.Пушкин? (На дуэли, его смертельно ранил Ж.Дантес)
3. С кем стрелялся на дуэли М.Ю.Лермонтов и погиб? (С Н.С.Мартыновым)
4. Кто написал «Вечера на хуторе близ Диканьки»? (Н.В.Гоголь)
5. Назовите персонажа басни И.А.Крылова «Свинья под дубом», который пытался остановить свинью, подрывавшую корни дуба. (Ворон)
6. Сколько богатырей в сказке А.С.Пушкина? (Тридцать три)
7. Назовите автора строк: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». (А.С.Пушкин)
8. Укажите название басни И.А.Крылова, мораль которой такова:
«А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь». («Квартет»)
9. Кто написал поэму «Руслан и Людмила»? (А.С.Пушкин)
Ведущий: Вот вы и справились с последним заданием. А теперь наше жюри подведет итоги. (Награждение победившей команды, проигравшая команда получает утешительные призы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
П Р О Е К Т Грамотность чтения как компонент функциональной грамотности
материалы использовать на уроках русского языка и литературы, на факультативных занятиях,во внеклассных мероприятиях...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Формирование медийно-информационной грамотности грамотности на уроках русского языка
Задача преподавателя русского языка, наврное, одна из самых непростых в достижении формирования у современного студента навыков грамотной речи, а урок по-настоящему привлекательным. Ведь сегодня за ст...
Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности "Развитие функциональной грамотности обучающихся. Модуль "Естественно-научная грамотность". 5-9 классы.
Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности развитие "Функциональной грамотности" по модулю "Естественно-научная грамотность" разработана в 2019 году и расчитана на 5 лет об...
Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 7 класс
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...
«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».
ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...
Презентация к выступлению на региональной инновационной площадке “Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов”ЕСТЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Теоретические основы разраб
Проблема ! Развитие у школьников умения использовать свои знания, в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную поз...