Программа кружка "Творческая мастерская"
рабочая программа по теме
Дополнительная образовательная программа декоративно-прикладной направленности для детей младшего школьного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
upravlenie_obrazovaniem_turinskogo_gorodskogo_okruga.docx | 62.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образованием Туринского городского округа
Муниципальное казённое образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр дополнительного образования детей «Спектр» города Туринска
Допущена к реализации (апробации) Утверждаю:
решением методического Директор МКОУ ДОД ЦДОД «Спектр»
совета МКОУ ДОД ЦДОД «Спектр» __________________ О.В. Фадеева
протокол № от «___» ______20__г. «____» ____________ 20___г.
«ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»
дополнительная образовательная программа
декоративно-прикладной направленности
для детей младшего школьного возраста
срок реализации программы – 1 год
Составитель:
Федотова Л.В.,
педагог ДО
г. Туринск
2013
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка ……………………………………………………………………………………………………… 3
2. Учебно-тематическое планирование и содержание программы……………………………………………………………7
3. Требования к уровню подготовленности обучающихся …………………………………………………………………...12
4. Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей……………………………………………………….14
5. Методическое обеспечение программы……………………………………………………………………………………...15
6. Условия реализации программы……………………………………………………………………………………………...17
- Требования к помещению;
- Материально-техническое оснащение;
- Дидактический материал
7. Библиографический список…………………………………………………………………………………………………..18
- Основная литература, используемая для разработки программы
- Дополнительная литература для педагога
- Литература, рекомендованная для детей и родителей
8. Приложение……………………………………………………………………………………………………………………20
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс:
Актуальность.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.
Новизна программы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства и составлена с требованиями ФГОС НОО. Учащиеся знакомятся в течение года с несколькими видами декоративно-прикладного искусства. Использование инструкционных и технологических карт по выбранному варианту позволяет работать самостоятельно, соединяя работу «ума» с работой рук, при этом учитель или ребёнок в своей группе имеет возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся. Большой объём учебного материала предполагает организацию самостоятельной работы школьников в виде выполнения индивидуальных и коллективных творческих проектов. Начатую работу завершают до следующего занятия, занимаясь в свободное время.
Практическая значимость.
Особое место во внеурочной работе занимает кружковая деятельность. Школа после уроков - это мир творчества, проявление и раскрытие каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность.
Это занятия практического жизненного опыта, освоения и постижения окружающего мира, красоты, гармонии. Прелесть детских изделий – в их неповторимости. Выставка детских работ дает возможность воспитанникам заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.
Планируя работу кружка, невозможно обойтись без связи с учреждениями дополнительного образования, которые оказывают помощь в проведении выставок, праздников. Поэтому планируется участие детей в городских и областных конкурсах.
Связь с уже существующими по данному направлению программами.
Данная программа создана на основе авторских программ:
- Б.Г. Гагарин «Конструирование из бумаги», изд: ЦК Узбекистана, Ташкент, 1998г.;
- В.В. Сохачевская, «Лоскутное шитье», методическая разработка учебно-практических занятий, Магнитогорск, изд: МаГУ, 2005г;
- В.В.Выгонов «Я иду на урок», начальная школа, трудовое обучение, М.: «Первое сентября, 2002г.
2. Цель и задачи программы
Цель программы: создание творческой среды для развития художественно-творческих способностей у воспитанников.
Задачи:
- развитие тонко-координированных движений кисти руки для становления творческого воображения и способностей воспитанников;
- развитие у воспитанников внимания, воображения и чувства цвета;
- формирование интереса к творческой деятельности;
- воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, аккуратности, культуры общения.
3. Прогнозируемый результат:
- скоординированы движения кистей рук воспитанников;
- развито творческое воображение у воспитанников;
- сформирован интерес к творческой деятельности;
- развита культура общения воспитанников, трудолюбие, усидчивость, терпение.
- высокая степень интереса младших школьников к содержанию занятий.
- приобретение навыка изготовления поделок из разных видов материала.
- активное участие в выставках декоративно-прикладного творчества, как на школьном, так и на более высоком уровне.
- использование поделок-сувениров в качестве подарков; оформление класса, зала для проведения праздничных утренников и др.
- практическое применение своих умений и навыков.
4. Отличительные особенности программы:
Базовые теоретические идеи, ключевые понятия
Занятия ручным трудом, аппликацией и рисованием позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах. Программа «Творческая мастерская» должна помочь стимулировать развитие учащихся путем тренировки движений пальцев рук, развивать познавательные потребности и способности каждого учащегося, создать условия для социального и культурного самовыражения личности ребенка.
Недостаточная сформированность пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций является причиной возникновения трудностей в обучении детей (особенно в первом классе).
Учеными установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Приблизительно треть мозговых центров, отвечающих за развитие человека, непосредственно связано с руками. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Ученые и педагоги, изучавшие деятельность мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функций руки. Ни один предмет не даст возможности для такого разнообразия движений пальцами кисти руки, как ручной труд. На занятиях предметно-практической деятельности развиваются тонко-координированные движения: точность, ловкость, скорость. Наиболее интенсивно это происходит в период от 6 до 10 лет. Поэтому занятия по программе «Творческая мастерская» дают возможность для развития зрительно-пространственного восприятия воспитанников, творческого воображения, разных видов мышления, интеллектуальной активности, речи, воли, чувств.
Этапы реализации, их обоснование и взаимосвязь
Программа предусматривает использование традиционных и нетрадиционных (сюжеты с применением круп, аппликации из скорлупы, фольги, картона, лепка из соленого теста) техник. В план работы включены такие виды деятельности: работа с природным материалом, рисование, аппликация, коллаж, лепка, плетение из ниток.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические (рассказ педагога, показ педагогом способа действия, показ видеоматериалов, беседа с детьми, рассказы детей), так и практические занятия, проведения конкурсов работ учащихся, подготовка и проведение выставок детских работ, вручение готовых работ родителям в качестве подарков.
5. Особенности возрастной группы учащихся:
возраст детей и их психологические особенности
Дети 7-10 лет имеют свои психологические особенности. В этом возрасте наиболее значимыми мотивами являются:
- «потребности во внешних впечатлениях», которые реализуются при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;
- потребность, настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность, выражающаяся в желании приобретать новые знания;
- потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.
Ведущие виды деятельности:
- игра в ее наиболее развернутой форме: предметная, сюжетно-ролевая, драматизация. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, в самых основных сферах человеческой деятельности;
- учебная деятельность как ведущая в умственном развитии детей младшего школьного возраста, т.к. через нее отрабатывается система отношений ребенка с окружающими взрослыми.
У детей с ограниченными возможностями здоровья существуют следующие специфические особенности:
-неустойчивое внимание;
-фрагментарное, поверхностное восприятие, малый объем памяти;
- пониженная работоспособность;
- нарушение эмоционально-волевой сферы.
Поэтому, при составлении тематического плана были предусмотрены возможности и потребности в коррекционной работе каждого обучающего.
Занятия по программе обеспечивают возможность для исправления недостатков детей. Коррекционная направленность занятий – обязательное условие процесса.
Особенности набора детей: свободный
Программа предназначена для занятий по 1 часу, за учебный год – 72 часа. В неделю проходит 2 занятия.
6. Уровень результатов работы по программе:
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний о взаимодействии в школьном коллективе.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовой ценности общества - труду, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Всего часов | Теоретических | Практических |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | Работа с бумагой и картоном. | 10 | 1 | 9 |
3 | Работа с различными тканями. | 10 | 1 | 9 |
4 | Работа с природным материалом | 10 | 2 | 8 |
5 | Плетение из нитей | 6 | 1 | 5 |
6 | Лепка из солёного теста | 6 | 1 | 5 |
7 | Поделки из бросового материала | 6 | 1 | 5 |
8 | Новый вид старым вещам | 8 | 2 | 6 |
9 | Поделки из всего на свете | 10 | 2 | 8 |
10 | Картонные забавы | 4 | 1 | 3 |
11 | Итоговое занятие | 1 | 1 | - |
| Итого | 72 | 14 | 58 |
Содержание основных разделов
1. Вводное занятие – 1 час
Вводное занятие. Знакомство с произведениями народного искусства и современного декоративно-прикладного искусства. Вводный инструктаж по технике безопасности. Экскурсия в сельский музей для ознакомления с вышивками, кружевами и другими образцами народного творчества.
Практические работы. Сбор различных природных материалов, посещение музея. Освоение правил просушивания и хранения природных материалов, необходимых для различных поделок.
2. Работа с бумагой – 10 часов
Знакомство с бумагой: виды, свойства. Виды работ с бумагой: оригами, аппликация, обрывная аппликация, мозаика. Краткая характеристика операций обработки бумаги (последовательность, инструменты и приспособления). Основные способы соединения деталей изделия. Изготовление изделий из бумаги.
Практические работы. Выполнение творческих работ с бумагой. Изготовление плоскостных и объемных изделий из бумаги по образцам, рисункам, эскизам и чертежам: выбор заготовки с учетом свойств и размеров изделия; экономная разметка заготовок; резание ножницами по контуру; складывание и сгибание заготовок; соединение деталей изделия склеиванием; сборка изделия; выявление несоответствия формы и размеров деталей изделия относительно заданного. Декоративное оформление изделия аппликацией, прорезным орнаментом, окрашиванием.
3. Работа с различными тканями – 10 часов
Виды тканей. Подбор материала. Краткая характеристика операций обработки текстильных материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Способы выполнения ручных швов. Технология кройки.
Практические работы. Освоение безопасных приёмов работы с иглой. Изготовление плоскостных и объемных изделий из текстильных материалов: подбор ткани с учетом размеров и свойств; определение лицевой и изнаночной сторон; разметка и раскрой ткани; определение припуска на швы; резание ножницами по линиям разметки; клеевое и ниточное соединение деталей; соединения деталей ручными швами. Декоративное оформление изделия накладными деталями, вышивкой, фурнитурой.
4. Работа с природными материалами – 10 часов
Правила безопасной работы с природными материалами. Значение работы с природными материалами. Краткая характеристика операций сбора, хранения и обработки природных материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Основные способы соединения деталей изделия.
Практические работы. Изготовление плоскостных, рельефных, объемных изделий из природных материалов по эскизам и сборочным схемам: выбор материалов с учетом их поделочных качеств, формы и размеров изделия; установление пространственных отношений между деталями изделия; соединение деталей изделия пластилином, клеем, на шипах; сборка изделия.
5. Плетение из нитей – 6 часов
Виды нитей. Способы плетения. Подбор нитей, цвета пряжи. Из истории узлов. Основные узлы и узоры. Натяжение нитей. Практическое применение плетеных изделий. Приспособления, материалы для плетения. Крепление нити на основе. Правила безопасной работы.
Практические работы. Плетение в 3, 4-7 прядей. Различные картины и панно из плетёных нитей.
6. Лепка из солёного теста – 6 часов
Рецепт подготовки солёного теста. Азбука солёного теста. Приготовление теста, покраска, свойства. Фон, подготовка основы. Поэтапное выполнение изделия. Правила безопасной работы с солёным тестом. Гигиена труда.
Практические работы. Лепка фигур животных, картин, натюрморта, игрушечной «еды», растений, головоломок.
7. Поделки из бросового материала – 6 часов
Краткая характеристика операций подготовки и обработки материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Правила безопасной работы. Свойства бросового материала.
Практические работы. Изготовление творческих изделий из бросового материала. Декоративное оформление изделия окрашиванием.
8. Новый вид старым вещам – 8 часов
Краткая характеристика операций подготовки и обработки материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Правила безопасной работы.
Практические работы. Выполнение игрушек, изделий из старых вещей; творческих работ.
9. Поделки из всего на свете – 10 часов
Свойства яичной скорлупы, её обработка, приёмы работы со скорлупой. Правила безопасной работы. Работа по эскизу. Использование всей цветовой гаммы. Разновидности пуговиц. Размеры, цвета ленточек. Прищепки. Цветная проволока. Техника безопасности. Декупаж. Краткая характеристика операций подготовки и обработки материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Способы формообразования деталей изделия.
Практические работы. Изготовление творческих изделий из яичной скорлупы, пуговиц, ленточек, прищепок, цветной проволоки, из старого подноса. Декоративное оформление изделия окрашиванием.
Примечание. Содержание данного раздела является вариативным. Оно может меняться в зависимости от желания детей или их родителей освоить тот или иной вид современного декоративно-прикладного искусства (утверждение содержания будет производиться каждый год с учетом результатов опроса учащихся и их родителей).
10. Картонные забавы – 4 часа
Свойства картона. Техническое моделирование. Соединение деталей. Работа по чертежу. Оформление окрашиванием.
Практические работы: Различные поделки в подарок детскому саду.
11.Итоговое занятие – 1 час
Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки поделок школьников. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ по номинациям. (Желательно отметить всех учащихся по какой- либо номинации). Организуется фотосессия учащихся с выполненными работами.
Практическая работа: проведение выставки.
Примерное содержание занятия
Порядок работы:
1. Вводный инструктаж к началу работы.
2. Особенности выполнения модели.
3. Беседа.
4. Заготовка выкроек – лекал.
5. Подбор тканей, меха.
6. Практическое выполнение модели. Оформление.
7. Презентация модели.
Работа с бумагой и картоном присутствуют во всех возрастных группах. Рассматриваются как разные виды бумаги, так и различные способы ее обработки и использования. Аппликация выполняется из вырезанных деталей, мозаика – из элементов, полученных путем обрывания. Постепенно усложняется обрывная аппликация. Обрывание производится по криволинейному контуру, выполненному от руки или перенесенному с выкройки. Из вырезанных деталей дети выполняют уже не плоские, а объемные аппликации.
Продолжается знакомство с искусством мозаики. При выполнении сплошной мозаики из обрывных кусочков усиливается живописный эффект поделки. Дети учатся получать полу объемную мозаику, изменяя форму бумажных элементов.
Из бумажных полосок дети склеивают объемные елочные игрушки и скручивают полоски в виде фигурок животных.
При работе в технике оригами дети изучают основные приемы складывания из бумаги и базовые формы. Готовые изделия дополняются деталями, объединяются в композиции. Знакомый конструктивный способ лепки усложняется нанесением на изделие налепленных украшений. Лепка животных, людей, посуды выполняется из целого куска, а не из отдельных частей. На заключительных занятиях дети должны объединить все изученные способы в работе по собственному замыслу. При работе с солёным тестом учатся создавать объёмный образ фигуры животного, растения и т.д. При работе с тканью дети осваивают простейшие виды вышивки. Затем дети используют полученные навыки для изготовления и оформления кукольной одежды. Знакомство и шитье мягкой игрушки усложняется с возрастом обучающихся. В первом классе дети изготовляют простейшие мягкие игрушки с готовых выкроенных деталей, дети 4 класса должны уметь самостоятельно изготовлять игрушки, используя лекала. Обучившись правилам сбора, сушки и хранения, дети выполняют плоские аппликации на бумажной основе из листьев, трав и цветов, добиваясь живописного эффекта. Мозаику на плоских и объемных основах, покрытых пластилином, выполняют из гальки, семян, веточек, ракушек, подбирая цвета, форму и размер, стремясь к совпадению очертаний. Для создания художественных образов учащиеся используют материалы более крупных размеров – шишки, коряги – сопоставляя их формы с элементами изобразительного объекта, изучая разные виды соединений. Для выполнения аппликаций детям третьего и четвертого класса предлагаются новые материалы, такие как птичьи перья, яичная скорлупа, соломка и др. При работе с бросовым материалом дети применяют различные виды упаковок – пластиковые и картонные коробки, стаканчики, спичечные коробки, различные бутылки и др. Для создания образов животных и сказочных персонажей используются картонные коробки, различных форм. Дети учатся комбинировать их, сопоставляя размеры, обклеивать бумагой и добавлять необходимые детали. Большое внимание уделяется качеству изделия.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Иметь представление:
- о проектной деятельности в целом и её основных этапах;
- о понятиях конструкция (простая и сложная, однодетальная и многодетальная), композиция, чертёж, эскиз, технология, экология, дизайн;
Знать:
- правила ТБ;
- название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла), контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений (шаблон, булавки) и правила безопасной работы с ними;
- правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
- правила общения;
- названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
- что такое деталь (составная часть изделия);
- что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;
- основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота);
- виды материалов;
- последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- способы разметки: сгибание и по шаблону;
- способы соединения с помощью клея ПВА, проволоки, ниток и тонких верёвочек;
- виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и её варианты.
Уметь:
- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);
- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
- различать материалы по их назначению;
- различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;
- читать простейший чертёж (эскиз);
- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и её вариантами;
- безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);
- выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
- выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения – речь, этикет и т.д.).
Общетрудовые умения:
Самостоятельно:
- анализировать предложенное учебное задание;
- организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;
- экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;
- обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;
- выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему.
С помощью учителя:
- выбирать темы для практических работ;
- формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;
- выдвигать возможные способы их решения;
- доказывать своё мнение.
СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ
Отслеживание результатов детских работ в течение года может быть представлено участие в несколько выставках детского творчества, что позволяет ребёнку увидеть свою работу в сравнении с лучшими образцами. В конце учебного года проводятся творческие испытания – изготовление выставочного отдельного изделия или коллективной композиции.
Формы подведения итогов реализации программы и оценка деятельности обучающихся.
Эффективность программы основывается на результатах обучения, которые проявляются в ходе контроля качества знаний, умений и навыков обучающихся. Основными формами подведения итогов реализации программы являются тестирование и самоанализ обучающимися своих достижений, применяемые в конце изучения наиболее важных тем.
Оцениваются знания, умения и навыки обучающихся по 3-бальной системе: минимальной, общий, продвинутый уровни усвоения знаний и сформированности умений и навыков.
Методы, средства и способы оценки:
1. мониторинг-показатель результата участия в конкурсах;
2. педагогические наблюдения;
3. анкетирование;
4. информация педагогов, родителей
Участие детей в выставках
учащиеся | Школьный уровень | Городской уровень | Областной уровень |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Коррекционные приёмы:
- создание атмосферы доброжелательности
- сюрпризные моменты
-создание ситуации успеха
-чёткие инструкции
-предупреждение ошибок в выполнении заданий, поручений.
-чередование труда и отдыха
-педагогический такт
-индивидуальный подход (учёт индивидуальных качеств ребёнка)
Педагогические приёмы:
-доверие к личности ребёнка
-анализ конфликтных ситуаций
-метод ученического соуправления
-позиция стимулирования (доверия к ребёнку)
-поощрение
Коррекционные методы:
-метод релаксации
-психогимнастика
-коммуникативные игры, тренинги
-педагогический такт
-доброжелательный тон
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Коррекционно-развивающие методы и приемы
-проблемно-поисковый;
-метод сравнения;
-репродуктивный;
-чередование умственной и практической деятельности;
-поэтапность выполнения задания;
-осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку;
-поощрение малейших успехов, развитие в учащихся веры в себя, в собственные силы и возможности.
-обучение без принуждения:
-постановка наводящих вопросов;
-дополнительные инструкции в ходе кружковой деятельности;
-поощрения, создание ситуации успеха;
-работа по образцу, трафарету;
-снижение темпа работы;
-подача нового материала небольшими дозами;
-систематичность повторения изученного;
-предупреждение возможных ошибок;
-адаптация содержания, отхождение от сложности материала.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей, здоровьесберегающей образовательной среды как комплекса комфортных, психолого-педагогических и социальных условий, необходимых для развития творческих интересов и способностей детей.
Занятия должны проходить в просторном светлом помещении с мебелью, рассчитанной на младших школьников. Учебная доска или интерактивная доска; аудио-видео-аппаратура; цифровые образовательные ресурсы;
Материалы, инструменты и приспособления для шитья должны размещаться в удобном для детей месте (шкафы, полки, кармашки). Аптечка должна находиться у педагога.
Должны быть предусмотрены места для выставки готовых изделий.
Дидактический материал программы включает:
- Информационное обеспечение: специальную и популярную литературу для педагога и для обучающихся, альбомы, журналы, фото и видеоматериалы о художественно-прикладном искусстве и технологии пошива игрушек из различных тканей.
- Алгоритмы деятельности: планы последовательности изготовления поделок и анализа проделанной работы, демонстрационный материал: изделия, сшитые обучающимися, таблицы, показывающие последовательность изготовления игрушек из ткани и их оформления, инструкционные карты.
- Контрольно-измерительные материалы: методики контроля, тестовые задания, схемы самоанализа.
Материально-техническое оснащение Инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка, фломастеры, угольник, циркуль, цветные карандаши, портновский мел, ножницы канцелярские с закругленными концами, кисточка для клея и красок, иголки швейные, для вышивания, портновские булавки, шило, крючок, спицы, пяльцы, шаблоны выкроек, схемы по вязанию, трафареты букв. Материалы: бумага цветная для аппликаций, самоклеющаяся бумага, ватман, калька копировальная, альбом, бархатная бумага, картон переплетный, цветной картон; ткань, мех, вата, ватин, тесьма, эластичная лента, кружева, нитки швейные – белые, черные и цветные, мулине; проволока тонкая мягкая, леска, клей ПВА, силикатный, обойный, бисер, стеклярус; корни, стебли, соломка, цветы, соцветия, шишки; катушки деревянные, спичечные коробки, яичная скорлупа, пластмассовые бутылки, картонные обложки от книг, открытки, обрезки кожи, пенопласт, поролон, шерстяная пряжа.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Основная литература, используемая для разработки программы:
- Программа кружковой работы составлена на основе Государственной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида. Издательство «Просвещение» Москва 2003г.
- Программа дополнительного художественного образования детей в каникулярное время. Москва, «Просвещение», 2007г.
- Программа общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. Под руководством Б.М. Неменского, Москва, «Просвещение», 2007г.
Дополнительная литература для педагога:
- «Нетрадиционные техники изо-деятельности» Творческая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья, изд: Екатеринбург, 2010.
- «Уроки труда в специальной (коррекционной) школе VI вида. 1-4 классы. Издательство: Владос, Москва 2006г.
- «Трудовое обучение» - 1 класс Поурочные планы по курсу «Школа мастеров» Т.М. Геронимус. Автор-составитель Е.Г. Лебедева. Волгоград, 2004г.
- В.В. Выгонов «Я иду на урок», трудовое обучение. Начальная школа. Издательство «1 сентября». Москва, 2002г.
- Н.Ф. Тарловская «Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду». «Просвещение», Москва, 1994г
- Агапова И., Давыдова М. “Школа рукоделия: мягкая игрушка” - М., 2007
- Е.Виноградова “Браслеты из бисера”
8) Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”
9) Т.М. Геронимус “Мастерская трудового обучения в 1-4 классах: Методические рекомендации”. 1997г.
10) Т.М. Геронимус “Работаем с удовольствием” 1998г.
11) Н.Гусева “365 фенечек из бисера”
12) С.И.Гудилина “Чудеса своими руками”
13) А.М.Гукасова “Рукоделие в начальных классах”
14) М.А.Гусакова “Аппликация”
15) М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”
16) С.О.Докучаева, Е.В. Вольнова “Капитошка дает уроки”
17) Н.Докучаева “Сказки из даров природы”
18) Т.Еременко, Л.Лебедева “Стежок за стежком”
19) Т.И. Еременко “Рукоделие”
20) М.М.Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных “Рукоделие для детей”
21) Т.А.Канурская, Л.А.Маркман “Бисер”
22) Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”
23) Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир”
24) Н.М.Конышева “Умелые руки”
25) Н.М.Конышева “Секреты мастеров”
26) С.В.Кочетова “Игрушки для всех” (Мягкая игрушка).
27) Е.Т.Красовская “Вязаный ежик”
28) В.Г.Машинистов, Н.М. Конышева “Трудовое обучение в сельских школах”
29) О.С.Молотобарова “Кружок изготовления игрушек-сувениров”
30) М.И.Нагибина “Природные дары для поделок и игры”
Литература, рекомендуемая для детей и родителей:
- Е.Е. Цамуталина «100 поделок из ненужных вещей». Ярославль.2004г
- Журнал «Веселый художник» №1-18, 2010г
- «Умелые руки не знают скуки», серия книг: поделки из скорлупы, из поролона, из соломки, открытки-сюрпризы, М.: «Просвещение», 2009г.
Приложение
РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ
День недели | Время |
СРЕДА | 15.00 – 15.45 |
ПЯТНИЦА | 15.00 – 15.45 |
СПИСОК ОБУЧАЮЩИХСЯ КРУЖКА
№ | Фамилия, имя обучающегося | класс | Образовательное учреждение |
1 | Максимов Кирилл | 1 | Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Чукреевская средняя общеобразовательная школа (филиал Дымковская начальная школа) |
2 | Суслов Александр | 1 | |
3 | Абросова Елена | 1 | |
4 | Нерушева Милена | 2 | |
5 | Разгильдяева Виктория | 2 | |
6 | Харин Виктор | 2 | |
7 | Баранова Екатерина | 2 | |
8 | Боярская Елена | 3 | |
9 | Коновалова Нина | 3 | |
10 | Харина Алиса | 3 | |
11 | Суслов Николай | 3 | |
12 | Харин Никита | 3 | |
13 | Андреев Илья | 3 | |
14 | Харина Мария | 4 | |
15 | Коновалов Игорь | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Мастерская школьного журналиста"
Школьная газета – это чудо и обыденность…Информационная роль газеты велика, но ещё больше образовательная и воспитательная! Современные информационные технологии должны стать инстру...
Образовательная программа творческой мастерской "Лоскутное шитье"
Программа содержит пояснительную записку, учебно-тематический план. содержание образовательной программы, критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся, список литературы....
Образовательная программа проектной мастерской СЛОВА…
Программа краткосрочного (8 часов) курса по выбору предназначена для учащихся 5-х классов, желающих научиться организовывать свою деятельность при работе над сочинением (текстом – описанием)...
Рабочая программа «Творческая мастерская»
Программа «Творческая мастерская» - это программа по декоративно-прикладному и изобразительному творчеству удовлетворяющая образовательным и творческим потребностям воспитанников с ограниченными...
Программа творческой мастерской "Народная кукла"
Школьный летний лагерь с дневным пребыванием детей 2013 г....
Программа "Творческая мастерская"
Данная программа расчитана на детей в возрасте 8-15 лет, состоит из двух циклов (модульное оригами и квиллинг)....
Программа "Творческая мастерская"
Программа «Творческая мастерская» помогает детям достичь того уровня знаний и умений, трудовых навыков, которые необходимы им для социальной адаптации, организации досуга, формирования общ...