Программа "Творческая мастерская"
рабочая программа на тему
Программа «Творческая мастерская» помогает детям достичь того уровня знаний и умений, трудовых навыков, которые необходимы им для социальной адаптации, организации досуга, формирования общей культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_tvorcheskaya_masterskaya.rar | 39.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение «Романовский специальный(коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании МО зам. директора по УВР директор детского дома
протокол №_____ ___________ Клеер Т.М. ___________ Зель Г.И.
«___»_________20__г «___»________20__г «___»________20__г
Программа
«Творческая мастерская»
Возраст учащихся 8-15 лет
Срок реализации программы 2 года
Автор:
Прищепа
Вера Михайловна
педагог I категории
с. Романово, 2011год
У детей с ограниченными возможностями здоровья свой Мир, но развиваются они по тем же закономерностям, что и другие ребята. Это относится как к развитию познавательной деятельности, так и к эмоционально-волевой сфере и к моторике детей в целом. В условиях специально организованного обучения и воспитания у детей накапливается определённый жизненный опыт, эмоционально-эстетические впечатления, которые стимулируют ребят заниматься творчеством.
Особенности психофизического развития таких детей затрудняют вхождение их в социум, так как социальная среда высокоорганизованная, имеет сложную структуру и многоуровневые функциональные связи.
В норме социальная адаптация у детей происходит по подражанию, влиянию различной информации, которую они самостоятельно усваивают, принимают к сведению и используют. Ребёнок, ограниченный в интеллектуальном развитии в силу первичного дефекта, не в состоянии сам её освоить. По сути, он лишён основы самостоятельного, сколько-нибудь благополучного существования в сложном современном мире.
Социальная адаптация ребёнка с проблемами в развитии существенно затруднена в силу ограничений, накладываемых на него дефектом в области познавательной деятельности. Поэтому такого ребёнка нужно специально обучать тому, что обычный ребёнок усваивает, не задумываясь, с лёгкостью, то есть всему, что для него будет жизненно необходимым. Как и для любого человека, это будут знания и умения, приобретенные в области быта, труда и досуга. В основе социального благополучия любого человека лежит его успешность в труде, самостоятельность в быту и насыщенность в свободное время.
Программа «Творческая мастерская» помогает детям достичь того уровня знаний и умений, трудовых навыков, которые необходимы им для социальной адаптации, организации досуга, формирования общей культуры.
Программа рассчитана на два года и включает следующие разделы: оригами (классическое оригами, кусудама, модульное оригами) и квиллинг.
Оригами. Этот вид искусства прибыл к нам из Японии.
Российские мастера и пропагандисты оригами - Юрий и Екатерина Шумаковы, по профессии психологи, открыли, что оригами не только интересное развлечение, но и полезное занятие, в процессе которого происходит естественный массаж кончиков пальцев рук, развивается подвижность и точность движений пальцев как правой, так и левой руки. Это уникальное средство для развития тонкой моторики и повышения чувствительности пальцев. Активная работа обеих рук влечёт за собой повышение активности полушарий головного мозга и развивается не только левое, отвечающее за логику и речь, полушарие, но и правое, ответственное за творчество, интуицию, воображение.
Занятия оригами способствуют развитию пространственного воображения, глазомера, внимания, памяти, фантазии и творческого мышления. Оригами во всем мире становится популярным семейным развлечением. Совместное изготовление бумажных фигурок приносит радость взрослым и детям, способствует лучшему взаимопониманию и миру в семье. Игрушки из цветной бумаги - это хорошие праздничные украшения и подарки.
Модульное оригами — техника складывания оригами, которая, в отличие от классического оригами, использует в процессе складывания несколько листов бумаги. Каждый отдельный листок складывается в модуль по правилам классического оригами, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга - это позволяет с большей лёгкостью создавать крупные модели со сложной структурой.
Одним из наиболее часто встречающихся объектов является кусудама — объёмное тело шарообразной формы, собранное из бумажных цветов. Основой кусудамы, как правило, является какой-либо правильный многогранник. Сейчас кусудамой иногда называют любой объект модульного оригами шарообразной формы.
Квиллинг – это простой и очень красивый вид ремесла, не требующий больших затрат. Обучение квиллингу детей с недостатками в развитии является актуальным в современных условиях и способствует совершенствованию возможностей сохранных и нарушенных анализаторов, овладению рациональными приемами их использования в практической деятельности, подготовке к самостоятельной жизни, общественно-полезному труду.
Приемы работы в данных техниках очень просты и доступны для понимания детям с ограниченными возможностями здоровья. Они экономичны во времени, не дорогие в материальном плане, высокохудожественны, актуальны и красочны для современного интерьера. Работы в данных техниках являются хорошим сувениром, подарком и дополнительным заработком. Оригами и квиллинг – увлекательное занятие для детей и взрослых с эффектным результатом работы.
Данные техники являются современными направлениями декоративно–прикладного искусства и наделены множеством практичных функций для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Оригами и квиллинг имеют ряд преимуществ перед другими направлениями декоративно – прикладного искусства, таких как:
- относительно дешевые и доступные материалы (цветная офисная бумага, белая офисная бумага, гофрированный картон, цветной картон, клей ПВА);
- легко изготавливаемые приспособления для выполнения элементов в технике квиллинг (на основе зубочистки или пластмассовой трубочки);
- легко доступные для усвоения приемы работы, развивающие мелкую моторику;
- большая возможность для самовыражения и проявления творческих способностей;
- изделия в данных техниках высокохудожественны и гармонично сочетаемы в современном интерьере.
Занятия творчеством формируют правильное социальное поведение у детей. В процессе этой деятельности у детей развиваются коммуникативные навыки: доброжелательность, усидчивость, аккуратность, взаимопомощь и сотрудничество со сверстниками и воспитателем.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей с ограниченными возможностями в развитии, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Программа построена “от простого к сложному», предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня.
Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели.
Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних). Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ.
Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным.
Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановки, что способствует выявлению индивидуальности каждого.
Цель программы - научить различным приёмам в работе с бумагой и технике выполнения изделий, стимулировать творческую деятельность детей, организация досуговой деятельности.
Задачи программы:
Развивающие:
• Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
• Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
• Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
• Развивать пространственное воображение.
Образовательные:
• Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами оригами и квиллинга.
• Обучать различным приемам работы с бумагой.
• Формировать умения следовать устным инструкциям.
• Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.
• Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
• Создавать композиции с выполненными изделиями.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к искусству.
• Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
• Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
• Воспитывать аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Принципы, лежащие в основе программы:
• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
• “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов детей, возможности их самовыражения. В ходе усвоения ими содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
В процессе работы по программе “Творческая мастерская”, дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.
Организационно-методическое обеспечение программы
(возраст детей, сроки реализации, режим занятий)
Программа “Творческая мастерская” рассчитана на 2 года. Годовой курс программы рассчитан на 55 часов (2 часа в неделю (октябрь-апрель)). Группа формируется из детей в возрасте от 8-15 лет.
Формы и методы занятий.
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ, работа по образцу и др.)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
• исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
• индивидуально - фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных
форм работы;
• групповой – организация работы в группах;
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем;
• и другие.
Ожидаемые результаты.
В результате обучения по данной программе учащиеся:
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы;
– научатся следовать устным инструкциям; создавать изделия;
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в данной технике;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– познакомятся с искусством оригами;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Виды и формы контроля ЗУН воспитанников.
Входной контроль – собеседование, анкетирование.
Текущий контроль – проверка усвоения и оценка результатов каждого занятия. Беседы в форме «вопрос – ответ», самостоятельная работа, контрольные задания, тестирование.
Периодический – проверяет степень усвоения материала за длительный период: материал по разделу.
Итоговый – основная форма подведения итогов обучения; участие в выставках, конкурсах, а так же выполнение итогового творческого проекта в конце учебного года.
Формы подведения итогов реализации программы.
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ обучающихся.
• Участие в конкурсах детского прикладного и технического творчества.
Материально-техническое обеспечение.
Материалы:
- бумага офисная цветная марки “Color”, бумага офисная белая, картон белый и цветной, гофрированный картон, цветные блоки для записей (форма квадрат), клей (наилучшим является клей ПВА) и дополнительные материалы для оформления композиций.
Инструменты:
- ножницы, карандаши, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка, канцелярский нож.
Дидактический материал:
- Использование учебных пособий и книг
- Наглядные пособия поделок и изделий, собственноручно изготовленных педагогом, образцы изделий и узоров.
- Творческие работы и презентации
Учебно-тематический план
Первый год обучения. Оригами (классическое, модульное оригами, кусудама).
№П/П | ТЕМА | ТЕОРИЯ | ПРАКТИКА | ВСЕГО |
1 1 | Вводное занятие | 1 |
| 1 |
2 | Виды бумаги и картона | 1 | 1 | |
3 | Основы композиции | 0.5 | 0.5 | 1 |
4 | Классическое оригами “Кошка с котятами” |
| 3 | 3 |
5 | Модульное оригами. Просмотр работ в этой технике. Базовые формы. | 1 | 1 | |
6 | Коллективная работа “Ёлочка” | 7 | 7 | |
7 | Коллективная работа “Снеговик” | 7 | 7 | |
8 | Коллективная работа “Ягодки” | 6 | 6 | |
9 | Подготовка к участию в конкурсе, посвященному Светлой Пасхе. “Пасхальное яйцо” “Цыпленок” | 6 | 6 | |
10 | Подготовка к конкурсу “Пожарная ярмарка” КТД “Заяц-пожарный” “Телефон” | 10 | 10 | |
11 | Кусудамы -японские шарики. Базовые формы. | 0.5 | 0.5 | 1 |
12 | Кусудама “Лилия”, “Ананас”, “Супершар” | 0.5 | 5.5 | 6 |
13 | Кусудама “Дерево счастья” |
| 4 | 4 |
14 | Отчетная выставка | 1 | 1 | |
Итого | 4.5 | 50.5 | 55 |
Второй год обучения. Квиллинг.
№П/П | ТЕМА
| ТЕОРИЯ | ПРАКТИКА | ВСЕГО |
1 | Вводное занятие. Материал – бумага. | 1 | 1 | 2 |
2 | Конструирование. | 1 | 2 | 3 |
3 | Роллы (основные формы квиллинга). | 1 | 4 | 5 |
4 | Изготовление цветов в технике квиллинг. | 1 | 6 | 7 |
5 | Объемный квиллинг. Изготовление животных и насекомых. Базовые формы. | 1 | 7 | 8 |
6 | Гофрированный картон. Создание фигурок | 1 | 4 | 5 |
7 | Выполнение поздравительных открыток | 1 | 2 | 3 |
8 | Фоторамки. Декорирование фоторамок. | 3 | 3 | |
9 | Украшения и сувениры. | 0.5 | 1.5 | 2 |
10 | КТД «Композиции из цветов» | 8 | 8 | |
11 | Творческий проект на конкурс «Пожарная ярмарка» | 8 | 8 | |
12 | Итоговое занятие. Оформление выставки и альбома детских работ. | 1 | 1 | |
Итого | 7,5 | 47,5 | 55 |
Литература:
1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Уроки оригами в школе и дома» - М.: АРТ, 2005г.
2. Быстрицкая А.И. «Бумажная филигрань» 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008г.
3. Джейн Дженкинс. «Поделки и сувениры из бумажных ленточек». - Изд.: « Мой мир», 2008г.
4. Зайцева А. «Искусство квиллинга». – Изд.: Эксмо – Пресс, 2009г
5. Тарабарина Т.И. «Оригами и развитие ребенка». – Я.: Академия развития, 1997г.
6. Хелен Уолтер «Узоры из бумажных лент». - Изд.: «Ниола -Пресс», Москва 2008г
Интернет-ресурсы:
1. http://www/master-klassy.ru – раздел «кусудама»
2. http://www.mastera-rukodeliya.ru – мастер классы по оригами и квиллингу
3. http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/587 – раздел «оригами» и «квиллинг» на сайте «Страна мастеров»
4. http://samodelki-podelki.narod.ru/ -раздел оригами и квиллинг
Содержание программы
Первый год обучения (2011 – 2012гг). Оригами.
Тема 1. Вводное занятие (1ч-теория). История декоративно-прикладного искусства. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами. Организация рабочего места.
Тема 2. Виды бумаги и картона (1ч-теория).Офисная бумага белая и цветная, гофробумага, гофрокартон, глянцевый картон, цветная бумага.
Тема 3. Основы композиции (0,5ч-теория, 0,5ч-практика). Расположение основных элементов и частей в определенной системе. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета.
Тема 4. Классическое оригами (3ч-практика). Базовая форма – квадрат. Знакомство с диагональю. Складывание фигур по схеме. Оформление панно «Кошка с котятами».
Тема 5. Модульное оригами (1ч-практика). Просмотр работ в этой технике. Складывание базовой формы (презентация).
Тема 6. Коллективная работа «Ёлочка» (7ч-практика). Изготовление необходимого количества модулей. Сборка по схеме.
Тема 7. Коллективная работа «Снеговик» (7ч-практика). Изготовление необходимого количества модулей. Сборка по схеме. Оформление композиции «Новогодняя сказка».
Тема 8. Коллективная работа «Ягодки» (6ч-практика). Изготовление необходимого количества модулей. Сборка. Оформление панно «Ягодки - вкусняшки».
Тема 9. Подготовка к участию в конкурсе, посвященному Светлой Пасхе (6ч-практика). Знакомство с положением конкурса. Зарисовка эскизов. Изготовление необходимого количества модулей. Сборка «Пасхальное яйцо», «Цыпленок».
Тема 10. Подготовка к конкурсу «Пожарная ярмарка» (10ч-практика). Знакомство с положением конкурса. Подготовка необходимого материала. Коллективное творческое дело «Заяц – пожарный», «Телефон».
Тема 11. Кусудамы – японские шарики (0,5ч-теория, 0,5ч-практика). Просмотр работ в этой технике. Базовые формы.
Тема 12. Кусудама «Лилия», «Супершар», «Ананас» (0,5ч-теория, 5,5ч-практика). Просмотр работ. Подготовка необходимого количества модулей. Сборка.
Тема 13. Кусудама «Дерево счастья» (4ч-практика). Изготовление необходимого количества модулей. Сборка и оформление работы.
Тема 14. Отчетная выставка (1ч). Оформление выставки и фотоальбома работ.
Второй год обучения (2012-2013гг). Квиллинг.
Тема 1. Вводное занятие (1ч-теория, 1ч-практика). Знакомство с правилами поведения, техникой безопасности при работе с инструментами и приспособлениями, организацией рабочего места. Как родилась бумага, разнообразие бумаги и ее виды, волшебные свойства бумаги. История возникновения техники квиллинг.
Тема 2. Конструирование (1ч-теория, 2ч-практика). Вырезание различных полос для квиллинга. Разметка. Основные правила работы.
Тема 3. Роллы (1ч-теория, 4ч-практика). Основные формы «капля», «треугольник», «полукруг», «лист», «месяц», «завитушки», «спираль», «звезда». Эскиз, составление эскизов. Конструирование из основных форм квиллинга. Техника изготовления. Примеры различного применения форм.
Тема 4. Изготовление цветов в технике квиллинг (1ч-теория, 6ч-практика). Виды цветов. Техника изготовления простых и сложных цветов. Изготовление бахромчатых цветов. Способы и правила составления композиции. Составление композиций из форм.
Тема 5. Объемный квиллинг (1ч-теория, 7ч-практика). Изготовление животных и насекомых в технике квиллинг. Базовые формы: плотные, чашеобразные, конические, кольцевые витки, трубки, усики. Коллективная работа панно «Зоопарк».
Тема 6. Гофрированный картон (1ч-теория, 4ч-практика). Свойства гофрированного картона. Создание фигурок животных, людей и птиц из гофрированного картона.
Тема 7. Выполнение поздравительных открыток (1ч-теория, 2ч-практика). Из истории открыток. Функции, содержание и форма открыток. Виды открыток (поздравительные, пригласительные, видовые, информационные). Материалы, применяемые для изготовления открыток. Зарисовка эскизов. Изготовление открыток.
Тема 8. Фоторамки (3ч-практика). Приемы декорирования фото рамок (презентация). Правила оформления. Зарисовка эскиза. Изготовление элементов для фоторамки. Составление композиции.
Тема 9. Украшения и сувениры (0,5ч-теория, 1,5ч-практика). Из истории украшений и сувениров. Изготовление кулона. Самостоятельная работа «Шкатулка».
Тема 10. КТД «Композиции из цветов» (8ч-практика). Зарисовка эскизов пасхальных яиц, панно из цветов. Изготовление базовых форм. Составление композиций.
Тема 11. Творческий проект на конкурс «Пожарная ярмарка» (8ч-практика). Ознакомление с положением о конкурсе. Зарисовка эскизов. Изготовление базовых форм. Оформление панно.
Тема 12. Итоговое занятие (1ч). Оформление выставки и альбома детских работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая мастерская (технология французской мастерской) " А нынче поглядим в окно..." ( Мотив окна в творчестве А.С.Пушкина)
Данная мастерская построена по технологии французской мастерской. материал занятия получил высокую оценку издателства "Первое сентября", стал победителем конкурса "Литмотив"...
Использование методики педагогических мастерских на уроках биологии в 7 классе. Мастерская "Царевна-путешественница".
Разработки моделей образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности. Методические разработки на основе новых педагогических технологий. Использование методики педаг...
Урок – мастерская с применением технологии французских творческих мастерских
Урок русского языка...
Статья Педагогическая мастерская «Художественное творчество» ТЕХНОЛОГИЯ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МАСТЕРСКАЯ» НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ для детей от 6 до 8 лет
Статья знакомит педагогов с французской обучающей технологией творческая мастерская и рассказывает об опыте педагога в применении этой технологии. Разбор ведется по занятию "Рисование пушистых кошек"....
Методическая разработка урока. Технологическая карта мастерской Художественные образы в лирическом произведении. ФОНТАН _ Я _ ТЮТЧЕВ И ФЕТ (Мастерская творческого письма) Литература. Урок развития речи (1-ый курс)
Этапы урока в технологии мастерской помогают понять развитие образов поэзии Тютчева и Фета на одну тему - фонтан....
Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»;
Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»...
Мастерская творческого письма ( с использованием новых технологий "Педагогические мастерские")
На обычном школьном уроке учитель, подобно первопроходцу, ведет за собой весь класс, дети же идут вслед за ним по уже проторенной дороге.Даже если педагог начинает с обсуждения проблемного вопроса, от...