Внеклассное мероприятие по литературе "Аркадий Гайдар"
методическая разработка (5 класс) по теме
Внеклассное мероприяте проводится для 5-7 классов .
Цель внеклассного мероприятия:
- ознакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя А.П.Гайдара;
- на материале повести «Тимур и его команда» А.П.Гайдара вести гражданское и патриотическое воспитание подрастающего поколения;
- развить творческие способности учащихся;
- пропагандировать тимуровское движение в современных условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arkadiy_gaydar.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное кафе:
«Встреча с Аркадием Петровичем Гайдаром, человеком – патриотом».
Разработала :Хасанова Эльмира Галимулловна, учительница II квалифика-ционной категории Чечкабской средней школы.
- 2007 год-
Цель внеклассного мероприятия:
- ознакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя А.П.Гайдара;
- на материале повести «Тимур и его команда» А.П.Гайдара вести гражданское и патриотическое воспитание подрастающего поколения;
- развить творческие способности учащихся;
- пропагандировать тимуровское движение в современных условиях.
Оборудование:
-портрет писателя А.П.Гайдара;
-выставка книг писателя «Тимур и его команда», «Чук и Гек», «Судьба барабанщика» и др.
-декорация к инсценировке отрывка из повести .
- плакат со словами ««Что такое счастье- это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной».
Технические средства:
-мультимедийный проектор;
-компьютер;
-диск «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»;
Добрый день, дорогие ребята! Сегодня у нас в «Литературном кафе» произойдет встреча с талантливым писателем – Аркадием Петровичем Гайдаром. Может быть, многие из вас впервые слышат это имя, а ведь когда-то «Тимур и его команда» была настольной книгой не только детей, но и взрослых.
/на слайде появляется портрет писателя/
Прослушивание аудиофрагмента в исполнении А.П.Гайдара «Обращение к детям 25 августа 1941 года».
«Ребята! Беспрестанно гудят паровозы, уходят длинные эшелоны – это ваши отцы, братья, родные и знакомые идут на фронт, туда, где отважная Красная Армия ведет с врагами бой, равный которому еще никогда на свете не было. По ночам, отражая нападение вражеских самолетов на наши города и села, ослепительно вспыхивают огни прожекторов и грозно грохочут орудия наших зенитчиков. Утром вы слышите слова военной команды, верный топот – это мимо окон вашей школы проходят батальоны народного ополчения. Но так же, как и всегда , ни днем , ни часом позже 1 сентября вы начинаете свою школьную учебу. В добрый путь! Этот суровый и грозный год покажет, кто из вас действительно трудолюбив, спокоен и мужественен».
1 ведущий: Гайдар (настоящая фамилия Голиков) Аркадий Петрович, родился 9 января 1904 года в городе Льгове Курской губернии.
/на слайде появляется карта Курской области, где распложен город Льгова/
2 ведущий :Сын учителя Петра Голикова и дворянки Натальи, в девичестве Сальковой. В 1912 году семья переехала в Арзамас.
/на слайде появляется карта с изображением города Арзамаса в Нижегородской области /
В 1914 году был зачислен в Арзамасское реальное училище. В 1918 году, скрыв свой возраст, ушел добровольцем в Красную Армию, где стал адъютантом, затем начальником команды связи. В 1919 году проходил обучение на пехотных Киевских курсах красных командиров.
1 ведущий: В 1920 году в возрасте 16 лет Аркадий уже был назначен командиром роты, годом позже начал командовать 23-м запасным полком в Нижнем Новгороде, потом — 58-м, брошенным на подавление крестьянского восстания в Тамбовской губернии.
/на слайде появляется карта с изображением города Тамбова/
2 ведущий: В Хакасии в составе ЧОНа (частей особого назначения) воевал против банды есаула Ивана Соловьева. За жестокость по отношению к мирному населению был на полгода исключен из партии. В 1924 уволился из армии из-за обострения травматического невроза.
3 ведущий: Первое произведение, повесть «В дни поражений и побед», написанная в 1925 году, было опубликовано в знаменитом в то время ленинградском альманахе «Ковш». Реакция на повесть была отрицательной. В 1925 году переехал в Пермь, где активно публиковался в газете «Звезда». /на слайде карта с изображением панорамы Перми/
/на слайде карта с изображением месторасположения города Перми./
1 ведущий: Здесь свет увидело первое произведение «Угловой дом,(1925), подписанное псевдонимом Гайдар.
2 ведущий: О происхождении псевдонима до сих пор ведутся споры. По основной версии «Гайдар» в переводе с тюркского означает «всадник, скачущий вперед». Согласно другой версии, это аббревиатура фразы «Голиков Аркадий де (из) Арзамаса».
3 ведущий: В числе произведений, написанных в период, нахождения в городе Перми — «РВС» (1926), «Жизнь ни во что» (другое название - «Лбовщина» (1926), рассказ «Тайна горы», повесть «Рыцари неприступных гор» (1927), поэма «Пулеметная пурга».
1 ведущий: В 1927 году вернулся в Москву, где создал произведения, принесшие славу одного из самых читаемых детских писателей того времени: повесть «На графских развалинах», автобиографическую повесть «Школа», повесть «Военная тайна» (1935), рассказы «Голубая чашка» (1936), «Чук и Гек» (1938), повесть «Судьба барабанщика» (1938). Конец 1940-х — время расцвета писательской карьеры Гайдара. Именно в это время было написано одно из самых известных его произведений «Тимур и его команда» (1940).
-Один ученик в костюме пионера передает содержание повести «Тимур и его команда»
2 ведущий: Являясь советским писателем, Гайдар тем не менее не укладывался в рамки соцреалистического канона. Его герои, в том числе советские пионеры, были взяты из самой жизни (озорных Чука и Гека, Женю и Тимура, Сережу Баташева можно было встретить во дворе или соседней школе). Гайдару-писателю удалось благодаря хотя и безыскусному, но очень искреннему стилю изложения привлечь, заинтересовать не только юных читателей, но и взрослых.
/Показывается инсценировка отрывка из произведения «Тимур и его команда»./
По аллее идет белокурая девочка с куклой на руках. Ее мать, молодая и красивая, но лицом печальная и утомленная сидит в качалке возле окна, на котором стоит пышный букет. Перед ней лежит груда распечатанных телеграмм и писем. Девочка остановилась перед забором. По забору спускался раскрашенный, вырезанный из фанеры заяц. Он дергал лапой, тренькая по струнам нарисованной балалайки. Девочка, восхищенная зрелищем, подошла к забору, выронила куклу, и добрый заяц послушно опустился к ней на руку. За зайцем выглянуло лицо Жени.
Девочка: Это ты со мной играешь?
Женя: Да, с тобой. Хочешь, я к тебе спрыгну?
Девочка: Здесь крапива. И здесь я вчера обожгла себе руку.
Женя (спрыгивая с забора): Ничего, я не боюсь. Покажи, какая тебя вчера обожгла крапива? Вот эта? Ну, смотри: я ее вырвала, бросила, растоптала ногами и на нее плюнула. Давай с тобой играть: ты держи зайца, а я возьму куклу.
Появляется Ольга, обеспокоенная тем, что Женя перелезла через забор в чужой сад.
Женщина (негромко): Вы на нее не сердитесь. Она просто играет с моей дочуркой. У нас горе… (после короткого молчания). Я плачу , а она (указывая на свою дочь) , а она и не знает , что ее отца недавно убили на границе. А я одна. Мать у меня в горах, в тайге, очень далеко, братья в армии, сестер нет.
В это время подходит Женя.
Женщина (трогая за плечо Жени): Девочка, этот букет ночью не ты мне на крыльцо положила?
Женя (быстро): Нет. Это не я. Но это, наверное, кто-нибудь из наших.
Ольга (непонимающе): Кто?
Женя (испугавшись): Я не знаю, я ничего не знаю. Смотрите, сюда идут люди.
Слышится шум машины, а по дороге идут два летчика-командира.
Женщина: Это ко мне. Они , конечно, опять будут предлагать мне уехать в Крым, на Кавказ, на курорт, в санаторий…
Командиры подходят и прикладывают руки к пилоткам.
Командир: Ни в Крым, ни на Кавказ, ни на курорт, ни в санаторий. Вы хотели повидать вашу маму? Ваша мать сегодня поездом выезжает из Иркутска. До Иркутска она была доставлена на специальном самолете.
Женщина (растерянно и удивлено): Кем? Вами?
Командир: Нет, нашими и вашими товарищами.
Прибегает девочка, смотрит на пришедших.
Девочка: Мама, сделай мне качели, и я буду летать туда-сюда. Далеко-далеко, как папа.
Женщина (прижимая девочку к себе): Ой, не надо. Нет, не улетай так далеко… как твой папа.
3 ведущий: Интерес к книге не пропал со временем. Книги Гайдара по-прежнему читают, по-прежнему смотрят фильмы, снятые по его книгам «Тимур и его команда», 1940, «Клятва Тимура», 1942; «Чук и Гек», 1953; «Школа мужества», 1954; «Судьба барабанщика», 1956 и др. В июле 1941 Гайдар отправился на юго-западный фронт в качестве военного корреспондента газеты «Комсомольская правда» (очерки «Мост», «У переправы».) После падения Киева категорически отказался от эвакуации и ушел в партизанский отряд, в котором оставался вплоть до своей гибели в октябре 1941. Похоронен в Каневе. /на слайде карта с изображением месторасположения города Канева/
Заключительное слово учителя:
В своем рассказе «Чук и Гек» в разговорах взрослых и маленьких героев, в раскрывающейся перед читателями панораме нашей огромной страны, Аркадий Гайдар отстаивал свой оптимизм, свою непреклонную веру. Как
жизненное кредо писателя звучат заключительные строки Чука и Гека.
«Что такое счастье- это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной».
Именно эти слова были вырезаны на мраморной плите на могиле писателя в городе Каневе, когда его прах в 1947 году перенесли туда с лесной опушки у села Леплява, где фашистская пуля оборвала жизнь Аркадия Петровича Гайдара.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повесть о доверии и любви. ("Голубая чашка" А.П. Гайдара и читательский опыт учащихся 10 класса. Урок внеклассного чтения).
Долгие годы издатели произведений А.П. Гайдара адресовали повесть "Голубая чашка" детям среднего и даже младшего школьного возраста. Вместе с тем произведение это содержит в...
Урок внеклассного чтения по повести А.Гайдара "Тимур и его команда" 5 класс
Задачи урока:образовательные - научить выделять главное в тексте, анализировать прочитанное, делать выводы, понимать внутренний мир героев, их поступки;развивающие – научить учащихся формулировать воп...
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)
Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...
Урок внеклассного чтения . А. Гайдар "Тимур и его команда"
Хорошие результаты по повышению уровня чтения учащихся даёт реклама забытых книг. Аркадий Гайдар... Когда-то это имя было известно любому россиянину, любому жителю нашей огромной страны. Его произведе...
«Книга учит, как на свете жить» (внеклассное мероприятие к 75-летию повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда»)
Разработка способствовует развитию интереса к личности и творчеству А.П. Гайдара; развивает речь учащихся, их кругозор; способствует воспитанию чувства патриотизма, любви к ближнему, доброты, вз...
Урок внеклассного чтения. А.П.Гайдар "Чук и Гек"
Урок проведён в 5 классе в рамках литературной недели....
Внеклассные мероприятия по книге А.П. Гайдара "Тимур и его команда", по книге Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки"
Мероприятия в рамках декады гуманитарных наук для 5 и 6 класса. Содержат видео, презентации, викторины, раздаточный материал, сценарии, конкурсы....