Неблагополучные семьи и работа с ними
статья по теме
Алгоритм работы классного руководителя по работе с неблагополучными семьями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neblagopoluchnye_semi_i_rabota_s_nimi.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Лукошинская СОШ
Неблагополучные семьи и работа с ними
Выполнил: учитель
Семёнова С. Б.
2012г.
Неблагополучные семьи и работа с ними.
Семья для ребёнка – это место его рождения и становления. Именно в семье ребёнок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и всю культуру всю свою жизнь. Семья – это определённый морально-психологический климат, это школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребёнка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, дома, ответственности, справедливости.
Если в семье нет должной гармонии чувств, если ребёнок подвержен влиянию безнравственной атмосферы, то нередко в таких семьях воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности. Чем раньше мы узнаём о такой семье, тем лучше для детей. За 10 лет своей жизни ребёнок, находившийся в неблагополучной семье, успевает приобрести довольно солидный опыт асоциального поведения, что калечит его душу, психологически ломает его.
Сегодня немало способов выявления таких семей. Назову некоторые признаки, по которым Кл. руководитель может судить даже о потенциальном неблагополучии:
- Неравный брак, конфликты между членами семьи, приёмные родители ребёнка, сожители или разведённый (одинокий) родитель;
- Условия жизни семьи: недостаток жилищной площади, безработица, социальная изоляция родителей;
- нежеланный ребёнок, трудновоспитываемый, неуправляемый, часто болеющий, имеющий физические недостатки.
Только посещая семьи, изучая их, Кл. руководитель сможет выработать программу помощи такой семье.
Алгоритм работы Кл. руководителя
с неблагополучными семьями.
1 этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение жалоб соседей.
2 этап: первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи.
3 этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни.
4 этап: знакомство с теми службами, которые ежу оказывали помощь семье, изучение их действий, выводы.
5 этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций.
6 этап: изучение личностных особенностей членов семьи.
7 этап: составление карты семьи или социально-демографического паспорта семьи.
8 этап: составление программы работы с неблагополучной семьи
9 этап: Текущие и контрольные посещения семьи.
10 этап: Выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.
Алгоритмы изучения семьи.
Приступая к работе с неблагополучной семьёй Кл. руководитель должен предварительно изучить её по таким параметрам:
- состав семьи; её структура (полная, неполная, с одним ребёнком, многодетная, родители разведены и т. д.);
- жилищно-бытовые условия;
- материальная обеспеченность;
- воспитательный потенциал семьи (сильный, неустойчивый, слабый, негативный).
Характер взаимоотношений в семье:
- Между взрослыми членами семьи (гармоничные, неустойчивые, мнимые, конфликтные, аморальные и др.).
- Между другими членами семьи и ребёнком (слепое обожание, заботливость, равноправие, отчуждённость, равнодушие, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконтрольность);
- Позиция ребёнка в семье (педагогически оправданная; «кумир семьи»; объект постоянных ссор взрослых, каждый из которых стремится привлечь его на свою сторону, предоставлен самому себе, никто им не интересуется, запуган авторитарным отношением, не уверен в себе, избегает общения с родителями, находится на положении «Золушки»).
Положение ребёнка в семье:
- Я нужен и любим, и люблю вас тоже;
- Я нужен и любим, вы существуете ради меня;
- Я нужен, но не любим и я от всей души хочу приблизиться к вам;
- Я не нужен и не любим, оставьте меня в покое.
Первые две позиции оптимальны для развития ребёнка. Они обеспечиваются демократическим отношением к нему, признанием его права на свои вкусы, мысли, чувства.
Отношение ребёнка к родителям:
- Дорожит семёйными отношениями;
- Родители авторитеты;
- Относится пренебрежительно;
- Остро переживает драму;
- Тяготеет к одному из членов семьи.
Участие родителей в жизни класса и учебной деятельности ребёнка:
- Постоянно посещают классные и школьные мероприятия;
- Интересуются учёбой своего ребёнка;
- Никто не интересуется, как учится ребёнок, в каких мероприятиях участвует.
Можно выделить и те проблемы семьи, которые оказывают негативное воздействие на ребёнка, могут приводить его в состояние скрытых и явных конфликтов (отклонения в поведении членов семьи: алкоголизм, наркомания и тд., низкий достаток, слабый воспитательный потенциал и тд.).
Эти алгоритмы носят общий характер, их можно добавлять, исправлять, уменьшать и тд., по усмотрению Кл. руководителя. У каждой школы, семьи окружающего её социума – свои особенности, свои проблемы. А значит и у Кл. руководителей есть поле для творчества, для обогащения этих алгоритмов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы "Работа заместителя директора по правовому воспитанию с учащимися и родителями по выявлению неблагополучных семей и семей, состоящих в едином банке данных, профилактике преступлений и правонарушений"
о специфике работы заместителя директора по правовому воспитанию...
Программа по организации работы с неблагополучными семьями "Семья-не вакуум"
данная программа содержит в себе теоретические и практические аспекты работы с семьями...
Деятельность педагогического коллектива по раннему выявлению неблагополучных семей и работа с ними. (из опыта работы. Рыбакова Вера Васильевна, социальный педагог).
… семья, находящаяся в социально опасном положении – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители, или иные законные представители несовершеннолетних не...
Программа работы с неблагополучными семьями"СЕМЬЯ- это семь Я"
краткая характеристика и способы работы с неблагополучными семьями....
Деятельность педагогического коллектива по раннему выявлению неблагополучных семей и работа с ними.
Слайд 1В данной презентации речь пойдет о деятельности педагогического коллектива по раннему выявлению неблагополучных семей и работе с ними. чтобы раскрыть данную тему, я затронула такие пробле...
Особенности работы с неблагополучными семьями и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
Выступление социального педагога на педагогическом совете на представленную тему, выявление типов неблагополучных семей и контроль за детско-родительскими отношениями....
Выявление детей из социально неблагополучных семей и детей, находящихся в социально опасном положении и дифференцированная работа с ними.
На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная &la...