Программа литературно-творческой студии "Проба пера"
рабочая программа (7 класс) по теме

Полянских Нина Николаевна

Программа рассчитана на детей, проявляющих интерес к литературному творчеству: проза, стихи, публицистика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_proba_pera.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

            Организация системы внеурочной деятельности по предмету.    

                       Литературно-творческая студия «Проба пера» 

Цель литературно-творческой студии «Проба пера»: поддержать и развить у детей интерес к литературному творчеству, совершенствовать навыки выполнения различных творческих работ, формировать у детей «чувство жанра», способности сочинять стихи, сказки, писать эссе, рассказы, вести научные исследования по литературе и по русскому языку. Формировать навыки выполнения творческих работ для участия в конкурсах сочинений.  

              Основные направления деятельности студии:

  • Работа над теорией и практикой стиха.
  • Обсуждение творческих опытов учащихся.
  • Я - журналист! Пишем репортажи и интервью.
  • Выпуск школьных стенгазет «Проба пера».
  • Готовимся к городскому конкурсу сочинений.
  • Пишем статьи для детских и молодёжных газет.
  • Сочиняем спектакль.
  • Литературно-краеведческое исследование. Это увлекательно!
  • Что такое лингвистическое эссе?
  • Читательская конференция.
  • Встреча с профессиональным поэтом.

     Тематический план литературно-творческой студии «Проба пера»

Комментарий учителя. Представляем сжатый (тезисный) план работы студии для    младшей    группы    участников,    делающих    первые    шаги   в мир  «сочинительства». Количество занятий рассчитано на учебный год.

1-е занятие. На какую тему можно сочинять? Как    определить «стержень» сочинения? Учимся у великих. Каким «способом» изложить мысль?

2-е занятие. Кратко мыслить - это искусство! Пишем конспект. Пишем тезисы. Зачем нужны блокноты и записные книжки? Учимся у Пушкина. Письма поэта к  П.Вяземскому  и  И.Пущину.   Пишем  письмо  другу  -  самое   основное   и интересное!

3-е занятие. Доклад. Жанр серьёзный, трудный или ... интересный? Учимся находить яркий пример для доклада. Цифры? Непременно! Рисунки, схемы, иллюстрации - совсем не лишние. Пишем доклады «Детство Лермонтова в Тарханах», «Любовь Горького к книгам», «Хранитель Пушкиногорья Семён Гейченко».

4-е занятие. Зачем нужны цитаты? Следить за мыслями умных людей. Крылатые выражения. Я подтверждаю собственную мысль! Литературные заготовки к сочинению.

5-е занятие. Пишем репортаж! Как найти интересное событие? Улица полна неожиданностей. Я иду на стадион. Репортёр идёт по городу. Смотрим свежие газеты. Что интересного?

6-е занятие. Интервью. Интересный собеседник и внимательный слушатель.

Каждый человек - это «мир загадок и нераскрытых тайн». Интервьюируем

интересных людей. Его величество - диалог!  Самый умный ученик школы.

Самый талантливый спортсмен. В гостях у ветерана. Наш старейший учитель.

7-е занятие. Редактировать   написанное - увлекательное занятие. Составляем

памятку. Как редактировал свои произведения Т.Н.Толстой.

8-е   занятие.   Идём   в   библиотеку   и   работаем   с   каталогами. Составляем аннотацию к сказкам Пушкина. Составляем библиографический список «Моя книжная полка».

9-е  занятие.   Пишем   отзыв  на  книгу  Д.С.Лихачёва  «Письма  о добром   и прекрасном».  Впечатление - чувства - мысль.

10-е занятие. Рецензия на спектакль. Рецензия на фильм. Рецензия на любимую книгу. Не пренебрегает «умными» терминами! Учимся у великих. Как писал свои статьи В.Г.Белинский.

11-е занятие. Эссе - по-французски и есть «проба пера»! Не копируй словами

все, что видишь, а выражай на бумаге свои раздумья. Любишь ассоциации?

Прекрасно!  Читаем стихотворение Марины Цветаевой «Август - астры...».

Рисуем ассоциативные картины к стихотворению и превращаем их в эссе.

12-е занятие. Пишем пейзажное сочинение. «Есть в осени первоначальной...».

Весна  и   осень  -  пора междуцарствия.  Тени,   полутона,   блики, переходы, акварели. Наблюдаем природу, учимся у природы. Словесные «плэйеры».

13-е  занятие.   Едем   в   путешествие!   Дорожные   записки,  сентиментальное путешествие или экскурсия в Мару к Боратынскому? С чего начать? Звуки - краски - ароматы дороги. На чём путешествовать? Кого позвать в попутчики? Вспоминаем о забытых блокнотах!

14-е занятие.  Портрет. Внешний и внутренний портрет - что важнее? Учимся у классиков. Психологические портреты у Лермонтова и Толстого. Лаконичные

портреты в прозе Пушкина и Чехова. Ах, деталь...  «Говорящие» фамилии

Н.В.Гоголя. Учимся у живописцев: Кипренский, Крамской, Репин.

15-е занятие .Всё познаётся в сравнении! Сравнительная характеристика героев.

Учимся у великих. Любочка и Катенька из повести Л.Н.Толстого «Детство». Трудно ли сравнивать людей? А предметы? Игра «Что на что похоже?»

16-е   занятие.    «Сочиняем»       памятник   литературному   герою!  Материал, постамент. Где воздвигнем памятник? «На берегу раздольной Цны»

17-е занятие. «Сочиняем» обложку для ... неизданной книги. Шрифт заголовка,

рисунок, цвет и фон.

18-е занятие .Сочиняем рассказ с необычной композицией. Пишем рассказ с

«обрамлением»

19-е занятие. Сочиняем юмористический рассказ. Много ли в жизни смешного? Юмор - добрый смех! Учимся видеть смешное в жизни. «Лечебное» свойство юмора. Комическая ситуация? Смешное недоразумение? Учимся у великих. М.Зощенко. Н.Носов. Народные пословицы и поговорки - кладезь юмора.

20-е занятие.   Фельетон.  Что  высмеивать?  За что? Живая речь – помощь фельетонисту.   Учимся     у  карикатуристов.   Херлуф  Бидструпп.  

Напишем о лодырях, хвастунах, прогульщиках, болтушках.

21-е занятие. Пишем стихи! Талант - наблюдательность и... техника слова.

Архитектоника   стиха.    Разговор    о   рифме.    Как   удержать    и  подчинить своенравную  «подругу»  стиха?  Рифмы  женские,  мужские.   Опоясывающие, перекрёстные, параллельные. Точные, приблизительные.

22-е занятие. Есть ли у стиха размер? Есть! Двусложные размеры - «дробный»

ямб  и  плавный  хорей.  Учимся  считать  слоги  в  строке.   О  стопе. Учимся составлять схемы и читать их.

23-е    занятие.    Практикум.    Ученикам    Царскосельского    Лицея   учитель словесности как-то предложил написать короткое стихотворение на тему ...розы. Лучше всех справился с заданием Пушкин. Попробуем и мы сочинить стихотворение о розе . Размер стиха - ямб или хорей. Больше красок, тонов, полутонов! А главное - чувств.

24-е занятие. Трёхсложные размеры. Дактиль, амфибрахий, анапест. Что такое

трёхсложная стопа. Трудно, но интересно. Некрасов и Фет - учимся постигать

тайны поэзии на примере великих. Эта неуловимая дактилическая рифма!

25-е занятие. Спондей и  перрихий.  Что делать,  если  слоги  «смешались»  в стопе? Наводим порядок!

26-е занятие. Ритм стиха. Учимся у музыкантов. Отбиваем ритм. Нам помогает слух!

27-е занятие. Насыщаем «каркас» стиха  «метафорической плотью». Метафора -        царица поэзии. Учимся у великих. Всмотримся в лермонтовский «Парус».
28-е занятие. Эпитет - благородный союзник поэзии. Группы эпитетов. Что такое  цветовой,    слуховой,     обонятельный     и осязательный    эпитет.
Психологический эпитет. Внимательно читаем есенинскую «Берёзу».

29-е занятие. Вся природа - как живая! Разновидность метафоры - олицетворение. Ищем этот приём у Тютчева, Фета, Есенина, Ахматовой, Цветаевой.

30-е занятие. Практикум. Сочиняем стихи! Что я вижу за окном? Что я чувствую? Плавные строчки. Стихотворные «стыки». Ступени или гладкая дорожка?

31-е занятие. Турнир стихотворцев. Конкурс.

Комментарий . Состав литературно-творческой студии «Проба пера»

-        учащиеся школы. Две группы - младшая 5-7 классы и старшая 8-11. В составе групп «подразделения» : поэты, прозаики, журналисты, исследователи.
Студийцы - участники многочисленных литературно-творческих конкурсов
федерального, регионального, муниципального уровня. Двери студии открыты
для всех желающих. Есть ребята, которые являются простыми слушателями,
любят поэзию, делают пока первые попытки к литературному творчеству.

 

В 2008-2009 г. прошла курсы повышения квалификации в объёме 72 часов по программе «Организация        дополнительного        образования        в общеобразовательном учреждении»  

             Удостоверение ТОИПКРО № 02730. Сертификат № 414.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа литературно-творческого объединения "Лира"

Программа творческого объединения «Лира» составлена в соответствии с новыми приоритетами системы дополнительного образования детей.Занятия в творческом объединении помогут детям накопить опыт гражданс...

Программа работы кружка "Золотое перо"

Программа работы кружка юных журналистов...

Программа литературного творческого кружка "Родничок"

Программа кружка рассчитана для учащихся 9-11 классов.Изучение теоретического и выполнение практического материала программы развивает умение анализировать  исходный текст и составлять собственны...

Рабочая программа литературного творческого объединения "Вдохновение"

Данная программа разработана мной лично для внеурочной деятельности в 5-9 классах по развитию творческих способностей (стихосложению). Она включает в себя следующие разделы : "О поэзии", "Основные пре...

Программа дополнительного образования "Проба пера"

Детская журналистика приобщает подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, служит важным каналом передачи информации от старшего поколения к младшему и одновременно – с...

Программа литературно - творческого кружка «Дар»

Программа литературно - творческого кружка «Дар»...

Программа Литературно- творческого кружка «Ӱжара»

Программа курса ориентирована на  изучение истории родного края, создание системы творческого развития учащихся через уроки литературы и внеклассную деятельность по предмету.Главная идея программ...