Программа литературно-творческой студии "Проба пера"
рабочая программа (7 класс) по теме
Программа рассчитана на детей, проявляющих интерес к литературному творчеству: проза, стихи, публицистика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_proba_pera.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация системы внеурочной деятельности по предмету.
Литературно-творческая студия «Проба пера»
Цель литературно-творческой студии «Проба пера»: поддержать и развить у детей интерес к литературному творчеству, совершенствовать навыки выполнения различных творческих работ, формировать у детей «чувство жанра», способности сочинять стихи, сказки, писать эссе, рассказы, вести научные исследования по литературе и по русскому языку. Формировать навыки выполнения творческих работ для участия в конкурсах сочинений.
Основные направления деятельности студии:
- Работа над теорией и практикой стиха.
- Обсуждение творческих опытов учащихся.
- Я - журналист! Пишем репортажи и интервью.
- Выпуск школьных стенгазет «Проба пера».
- Готовимся к городскому конкурсу сочинений.
- Пишем статьи для детских и молодёжных газет.
- Сочиняем спектакль.
- Литературно-краеведческое исследование. Это увлекательно!
- Что такое лингвистическое эссе?
- Читательская конференция.
- Встреча с профессиональным поэтом.
Тематический план литературно-творческой студии «Проба пера»
Комментарий учителя. Представляем сжатый (тезисный) план работы студии для младшей группы участников, делающих первые шаги в мир «сочинительства». Количество занятий рассчитано на учебный год.
1-е занятие. На какую тему можно сочинять? Как определить «стержень» сочинения? Учимся у великих. Каким «способом» изложить мысль?
2-е занятие. Кратко мыслить - это искусство! Пишем конспект. Пишем тезисы. Зачем нужны блокноты и записные книжки? Учимся у Пушкина. Письма поэта к П.Вяземскому и И.Пущину. Пишем письмо другу - самое основное и интересное!
3-е занятие. Доклад. Жанр серьёзный, трудный или ... интересный? Учимся находить яркий пример для доклада. Цифры? Непременно! Рисунки, схемы, иллюстрации - совсем не лишние. Пишем доклады «Детство Лермонтова в Тарханах», «Любовь Горького к книгам», «Хранитель Пушкиногорья Семён Гейченко».
4-е занятие. Зачем нужны цитаты? Следить за мыслями умных людей. Крылатые выражения. Я подтверждаю собственную мысль! Литературные заготовки к сочинению.
5-е занятие. Пишем репортаж! Как найти интересное событие? Улица полна неожиданностей. Я иду на стадион. Репортёр идёт по городу. Смотрим свежие газеты. Что интересного?
6-е занятие. Интервью. Интересный собеседник и внимательный слушатель.
Каждый человек - это «мир загадок и нераскрытых тайн». Интервьюируем
интересных людей. Его величество - диалог! Самый умный ученик школы.
Самый талантливый спортсмен. В гостях у ветерана. Наш старейший учитель.
7-е занятие. Редактировать написанное - увлекательное занятие. Составляем
памятку. Как редактировал свои произведения Т.Н.Толстой.
8-е занятие. Идём в библиотеку и работаем с каталогами. Составляем аннотацию к сказкам Пушкина. Составляем библиографический список «Моя книжная полка».
9-е занятие. Пишем отзыв на книгу Д.С.Лихачёва «Письма о добром и прекрасном». Впечатление - чувства - мысль.
10-е занятие. Рецензия на спектакль. Рецензия на фильм. Рецензия на любимую книгу. Не пренебрегает «умными» терминами! Учимся у великих. Как писал свои статьи В.Г.Белинский.
11-е занятие. Эссе - по-французски и есть «проба пера»! Не копируй словами
все, что видишь, а выражай на бумаге свои раздумья. Любишь ассоциации?
Прекрасно! Читаем стихотворение Марины Цветаевой «Август - астры...».
Рисуем ассоциативные картины к стихотворению и превращаем их в эссе.
12-е занятие. Пишем пейзажное сочинение. «Есть в осени первоначальной...».
Весна и осень - пора междуцарствия. Тени, полутона, блики, переходы, акварели. Наблюдаем природу, учимся у природы. Словесные «плэйеры».
13-е занятие. Едем в путешествие! Дорожные записки, сентиментальное путешествие или экскурсия в Мару к Боратынскому? С чего начать? Звуки - краски - ароматы дороги. На чём путешествовать? Кого позвать в попутчики? Вспоминаем о забытых блокнотах!
14-е занятие. Портрет. Внешний и внутренний портрет - что важнее? Учимся у классиков. Психологические портреты у Лермонтова и Толстого. Лаконичные
портреты в прозе Пушкина и Чехова. Ах, деталь... «Говорящие» фамилии
Н.В.Гоголя. Учимся у живописцев: Кипренский, Крамской, Репин.
15-е занятие .Всё познаётся в сравнении! Сравнительная характеристика героев.
Учимся у великих. Любочка и Катенька из повести Л.Н.Толстого «Детство». Трудно ли сравнивать людей? А предметы? Игра «Что на что похоже?»
16-е занятие. «Сочиняем» памятник литературному герою! Материал, постамент. Где воздвигнем памятник? «На берегу раздольной Цны»
17-е занятие. «Сочиняем» обложку для ... неизданной книги. Шрифт заголовка,
рисунок, цвет и фон.
18-е занятие .Сочиняем рассказ с необычной композицией. Пишем рассказ с
«обрамлением»
19-е занятие. Сочиняем юмористический рассказ. Много ли в жизни смешного? Юмор - добрый смех! Учимся видеть смешное в жизни. «Лечебное» свойство юмора. Комическая ситуация? Смешное недоразумение? Учимся у великих. М.Зощенко. Н.Носов. Народные пословицы и поговорки - кладезь юмора.
20-е занятие. Фельетон. Что высмеивать? За что? Живая речь – помощь фельетонисту. Учимся у карикатуристов. Херлуф Бидструпп.
Напишем о лодырях, хвастунах, прогульщиках, болтушках.
21-е занятие. Пишем стихи! Талант - наблюдательность и... техника слова.
Архитектоника стиха. Разговор о рифме. Как удержать и подчинить своенравную «подругу» стиха? Рифмы женские, мужские. Опоясывающие, перекрёстные, параллельные. Точные, приблизительные.
22-е занятие. Есть ли у стиха размер? Есть! Двусложные размеры - «дробный»
ямб и плавный хорей. Учимся считать слоги в строке. О стопе. Учимся составлять схемы и читать их.
23-е занятие. Практикум. Ученикам Царскосельского Лицея учитель словесности как-то предложил написать короткое стихотворение на тему ...розы. Лучше всех справился с заданием Пушкин. Попробуем и мы сочинить стихотворение о розе . Размер стиха - ямб или хорей. Больше красок, тонов, полутонов! А главное - чувств.
24-е занятие. Трёхсложные размеры. Дактиль, амфибрахий, анапест. Что такое
трёхсложная стопа. Трудно, но интересно. Некрасов и Фет - учимся постигать
тайны поэзии на примере великих. Эта неуловимая дактилическая рифма!
25-е занятие. Спондей и перрихий. Что делать, если слоги «смешались» в стопе? Наводим порядок!
26-е занятие. Ритм стиха. Учимся у музыкантов. Отбиваем ритм. Нам помогает слух!
27-е занятие. Насыщаем «каркас» стиха «метафорической плотью». Метафора - царица поэзии. Учимся у великих. Всмотримся в лермонтовский «Парус».
28-е занятие. Эпитет - благородный союзник поэзии. Группы эпитетов. Что такое цветовой, слуховой, обонятельный и осязательный эпитет.
Психологический эпитет. Внимательно читаем есенинскую «Берёзу».
29-е занятие. Вся природа - как живая! Разновидность метафоры - олицетворение. Ищем этот приём у Тютчева, Фета, Есенина, Ахматовой, Цветаевой.
30-е занятие. Практикум. Сочиняем стихи! Что я вижу за окном? Что я чувствую? Плавные строчки. Стихотворные «стыки». Ступени или гладкая дорожка?
31-е занятие. Турнир стихотворцев. Конкурс.
Комментарий . Состав литературно-творческой студии «Проба пера»
- учащиеся школы. Две группы - младшая 5-7 классы и старшая 8-11. В составе групп «подразделения» : поэты, прозаики, журналисты, исследователи.
Студийцы - участники многочисленных литературно-творческих конкурсов
федерального, регионального, муниципального уровня. Двери студии открыты
для всех желающих. Есть ребята, которые являются простыми слушателями,
любят поэзию, делают пока первые попытки к литературному творчеству.
В 2008-2009 г. прошла курсы повышения квалификации в объёме 72 часов по программе «Организация дополнительного образования в общеобразовательном учреждении»
Удостоверение ТОИПКРО № 02730. Сертификат № 414.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа литературно-творческого объединения "Лира"
Программа творческого объединения «Лира» составлена в соответствии с новыми приоритетами системы дополнительного образования детей.Занятия в творческом объединении помогут детям накопить опыт гражданс...
Программа работы кружка "Золотое перо"
Программа работы кружка юных журналистов...
Программа литературного творческого кружка "Родничок"
Программа кружка рассчитана для учащихся 9-11 классов.Изучение теоретического и выполнение практического материала программы развивает умение анализировать исходный текст и составлять собственны...
Рабочая программа литературного творческого объединения "Вдохновение"
Данная программа разработана мной лично для внеурочной деятельности в 5-9 классах по развитию творческих способностей (стихосложению). Она включает в себя следующие разделы : "О поэзии", "Основные пре...
Программа дополнительного образования "Проба пера"
Детская журналистика приобщает подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, служит важным каналом передачи информации от старшего поколения к младшему и одновременно – с...
Программа литературно - творческого кружка «Дар»
Программа литературно - творческого кружка «Дар»...
Программа Литературно- творческого кружка «Ӱжара»
Программа курса ориентирована на изучение истории родного края, создание системы творческого развития учащихся через уроки литературы и внеклассную деятельность по предмету.Главная идея программ...