"Умники и умницы", 9 класс
материал (9 класс) по теме

Орлова Валентина Михайловна

Сценарий игры “Умники и умницы”

(по творчеству А.С. Пушкина,  в 9-м классе)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umniki_i_umnitsy.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий игры “Умники и умницы”

(по творчеству А.С. Пушкина,  в 9-м классе)

Цели:        

Образовательные:

- проверка знаний учащимися биографии и творчества А.С.Пушкина,                                    - систематизация знаний о творчестве великого поэта,                                        - обучение анализу художественного текста.

Развивающие:

- развитие ассоциативного и творческого мышления;                                               - развитие речи учащихся,                                                                                              

Воспитательные

- воспитание чуткого, бережного отношения к творчеству А.С.Пушкина,   чувства гордости за национальное достояние;                                                                     - воспитание  любви к русской литературе,                                                                                                                                - воспитание чувства товарищества и взаимопомощи.  

Правила игры те же, что и в одноимённой телевизионной игре. (Игра состоит из трёх агонов и финала. В каждом агоне по 3 участника. После первого этапа – розыгрыша дорожек – игроки выбирают дорожки. Победитель в розыгрыше выбирает первым. На зелёной дорожке – 4 клетки, на жёлтой – 3, на красной – 2. На зелёной можно ошибаться дважды, на жёлтой – один раз, на красной – ни разу, зато путь к победе самый короткий.)

Ареопаг (жюри) – учитель литературы Бочкарёва Т.С., Суслова Д., Сибикеева В., Сидорова Т.

Игроки – ученики 9-ого класса.

1. Отборочный тур, цель которого – из всех желающих участвовать в игре выбрать 9 участников. Учитель читает вопросы. Ученики   отвечают. Затем подсчитывается количество правильных ответов. Кто набрал большее количество очков, становится участником игры. Остальные – “теоретики”. Заработавший наибольшее количество Орденов Шёлкового Умника “теоретик” может оказаться участником финала, если до него не доберутся игроки.

                                                        ХОД ИГРЫ:

Отборочный тур

Вопросы

Ответы

1. Где и когда родился А.С.Пушкин?

6 июня 1799 года, в Москве

2. Как звали родителей А.С.Пушкина?

Отец – Пушкин Сергей Львович,

Мать – Надежда Осиповна

3. Какое образование получил А.С.Пушкин?

С 1811 по 1817 год учился в Царскосельском Лицее.

4. Назовите первое стихотворение А.С.Пушкина, которое было опубликовано. Каким псевдонимом оно было подписано?

«К другу стихотворцу», 4 июля 1814 года, подписал Александр Н.К.Ш.П

5. В связи с чем Жуковский подарил А.С.Пушкину свой портрет с надписью? Каково содержание надписи?

В1820 г., оценив поэму «Руслан и Людмила».

Надпись «Победителю ученику от побежденного учителя».

6. Кто ответил А.С.Пушкину на его стихотворение «В Сибирь»?

А.И. Одоевский

7. Назовите произведения А.С.Пушкина, в которых главную героиню зовут Маша.

«Дубровский», «Капитанская дочка», «Бахчисарайский фонтан», «Полтава». «Выстрел», «Метель».

8. Какой театр в Санкт – Петербурге носит имя А.С.Пушкина?

Государственный Академический театр драмы

9. Кем написаны наиболее известные прижизненные портреты  Пушкина?

В.А. Тропининым и О.А.Кипренским

10. Где служил А.С.Пушкин после окончания Лицея?

В Коллегии иностранных дел в чине коллежского секретаря.

11. Сколько лет  длилась южная ссыпка А.С.Пушкина?

С 1820 по 1824 год

12. Сколько лет писал А.С.Пушкин роман «Евгений Онегин»?

9 лет, начат 9 мая 1823 года, закончен 5 октября 1831 года.

13. Как звали детей А.С.Пушкина ?

Александр, Григорий, Мария, Наталья.

14. Где состоялась дуэль А.С.Пушкина с Дантесом?

На Черной речке.

15. Назовите автора памятника А.С.Пушкину на Тверском бульваре.

А. Опекушин

16. Кто написал оперу Борис Годунов ?

М.П.Мусоргский

17. Где находится город, названный именем А.С. Пушкина?

Г. Пушкин, Ленинградская область, назван в 1937 году.

18. Где находится могила  А.С. Пушкина?

В Святогорском монастыре Псковской области, близ села Михайловское.

За каждый правильный ответ – 1 балл. Дается красный жетон.                                                  Набравшие большее количество жетонов участвуют в игре.

Первая группа участников: 3 человека
                                                 
1-й агон

Розыгрыш дорожек:

На святки Татьяне приснился пророческий сон. Вспомните его и выступите в роли толкователя сна.

Зелёная дорожка: 

Как фамилии гостей, приехавших на бал к Лариным

1. С своей супругою дородной                                                                                          Приехал толстый … .

2.  … хозяин превосходный, Владелец нищих мужиков…

3 ... чета седая,                                                                                                                       С детьми всех возрастов, считая                                                                              от тридцати до двух годов.      

4. И отставной советник …

Тяжёлый сплетник, старый плут,

обжор, взяточник и плут.                                                                                                    

                                           (1.Пустяков 2. Гвоздин 3. Скотинины 4. Флянов)

Жёлтая дорожка: 

Узнайте героиню:

Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую”.

                                                                            (ЕкатеринаII)                                  Красная дорожка: 

Откуда эти строки:                                                                                                                            «Учись, мой сын, наука сокращает                                                                                              Нам опыты быстротекущей жизни»        («Борис Годунов»)

Зелёная дорожка: 

Узнайте героя произведения:

«Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени».

                                                         (Помещик Троекуров)

Жёлтая дорожка: 

Откуда эти строки:                                                                                                          «Сквозь волнистые туманы                                                                                  Пробирается луна,                                                                                                                         На печальные поляны                                                                                                                                     Льет печально свет она».                                          («Зимняя дорога»)

Красная дорожка: 

Какой военный чин имел отец Татьяны Лариной?

                                                                               (Военный чин бригадира)

Зелёная дорожка: 

Когда намечалась свадьба Ленского с Ольгой?

                                                           (В конце января)

Жёлтая дорожка: 

Кто так жил?                                                                                                                                    «Весь день ходил пешком,                                                                                                             А спал на пристани; питался                                                                                                           В окошко поданным куском…                                                                                                   И так он свой несчастный век                                                                                                    Влачил, ни зверь, ни человек…»?

                                                                  (Евгений «Медный всадник»)

Зелёная дорожка: 

Узнайте героя произведения:

«Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне 16 лет. Тут судьба моя переменилась».

                                                                    (Петр Гринев «Капитанская дочка»)

Вторая группа участников: 3 человека

2-й агон

Розыгрыш дорожек:

Представьте себе, что за убийство Ленского Онегин был отдан под суд.  Выступите в роли адвоката Онегина.

Зелёная дорожка: 

 В какой науке Евгений Онегин проявил себя как истинный гений?

(В «науке страсти нежной»)

Жёлтая дорожка: 

Узнайте героиню:

С ним тайный ужин разделяет;

На нём покоит нежный взор;

С неясной речию сливает

Очей и знаков разговор;

Поёт ему и песни гор,

И песни Грузии счастливой,

И памяти нетерпеливой

Передаёт язык чужой.

Впервые девственной душой

Она любила, знала счастье …

                                                      (Младая черкешенка, «Кавказский пленник»)

Красная дорожка: 

Откуда эти строки:                                                                                                         «Была та смутная пора,                                                                                                  Когда Россия молодая,                                                                                                            В бореньях силы напрягая,                                                                                                    Мужала с гением Петра».

                                                                              (Поэма «Полтава»)

Зелёная дорожка: 

Узнайте героя произведения:

“Он сидел, облокотясь на стол, и подпирал чёрную бороду своим широким кулаком. Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого”.

                                                                               (Емельян Пугачев)

Жёлтая дорожка: 

Откуда эти строки:

«Москва… как много в этом звуке                                                                                         Для сердца русского слилось,                                                                                                Как много в нем отозвалось».

                                                  («Евгений Онегин», глава 7, часть 36)

Красная дорожка: 

За кого выдавал себя Емельян Пугачёв? Почему?

                                                                                              (За Петра III)

Зелёная дорожка: 

Как звали мать Земфиры и как долго продолжалась её любовь к отцу Земфиры?

(«… только год Меня любила Мариула»)

Жёлтая дорожка: 

Кто так жил?

«… старожил                                                                                                                         Лет сорок с ключницей бранился,                                                                                                 В окно смотрел и мух давил»?                                        (Дядя Онегина)

Зелёная дорожка: 

Узнайте героиню произведения:

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда как утро весела,

Как жизнь поэта простодушна

Как поцелуй любви мила;

                                                                       (Ольга)

Третья группа участников: 3 человека

3-й агон

Розыгрыш дорожек:

Что объединяло автора романа «Евгений Онегин» и его героя Онегина, сделав их приятелями?

Зелёная дорожка: 

Как называлась деревня Ленского?

                                                                                 (Красногорье)

Жёлтая дорожка: 

Богиня Луны и Охоты в римской мифологии, о которой сказано в 1 главе «Евгения Онегина».

(Диана)

Красная дорожка: 

Назовите героиню поэмы:

«Она привыкла к резкой воле»

                                                                                                              (Земфира)

Зелёная дорожка: 

Узнайте героя произведения:

«Под Австерлицем он бежал,                                                                                                                        В двенадцатом году дрожал»                       (Александр I)

Жёлтая дорожка: 

Откуда эти строки:

«Прощай, свободная стихия!                                                                                                                   В последний раз передо мной                                                                                                              Ты катишь волны голубые                                                                                                                                                              И блещешь гордою красой.    

                                                                              (Стихотворение «К морю»).                                                                                                                           Красная дорожка: 

Кто изображён в этих строках:

«Самодержавною рукою

Он смело сеял просвещенье

Он презирал страны родной;

Он знал её предназначенье»

(Пётр Первый)

Зелёная дорожка: 

Назовите произведение:

И молва трезвонить стала:

Дочка царская пропала!

Тужит бедный царь по ней.

( «Сказка о мёртвой царевне …»)

 Жёлтая дорожка: 

Узнайте героя произведения:

«… молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым. Разговор его был остер и занимателен».

                                                               (Швабрин «Капитанская дочка»)

Зелёная дорожка: 

 Кто так жил?

«В нетопленной конуре                                                                                                             Живет, пьет воду, ест сухие корки,                                                                                       Всю ночь не спит, все бегает да лает, -                                                                                          А золото спокойно в сундуках                                                                                                       Лежит себе»?                                                    (Барон  «Скупой рыцарь»)

                                                     Финал

Розыгрыш дорожек:

Маша Миронова приезжает в Петербург, чтобы просить императрицу о милости к её жениху Петру Андреевичу Гринёву. Вы, конечно, помните, что Маше повезло: она случайно встретилась в саду с Екатериной и, не узнав её, рассказала ей всю историю. И это спасло жизнь её любимому. А теперь представьте: вы – Маша Миронова. И вам предстоит прийти на приём к императрице. Через одну минуту выступите в роли Маши, обратитесь к императрице с нижайшей просьбой.

Зелёная дорожка: 

Сколько лет длится действие романа «Евгений Онегин»?                                 Докажите свое мнение.    (Более 4-х лет)  

Жёлтая дорожка: 

”Хорошо, коли дождёмся сикурса”. Что имел в виду капитан Миронов?

                                               Помощь (военное, устаревшее).

Красная дорожка: 

Откуда эти строки:

«Любви, надежды, тихой славы                                                                                            Недолго нежил нас обман…»

                                                                     ( «К Чаадаеву»)

Зелёная дорожка: 

Назовите возраст Ленского

                                                                    (18 лет)

Жёлтая дорожка: 

Узнайте героя произведения:

“И денег, и белья, и дел моих рачитель”.

                                                                                             (Савельич)

Красная дорожка: 

Какое оригинальное применение географической карте нашёл Петруша Гринёв?

                                                           (Сделал из неё воздушного змея.)

Зелёная дорожка: 

«…Со страха скорчась, обмирая                                                                                                            И верной смерти ожидая,                                                                                                      Коня еще быстрее гнал.»

                                                                 ( Фарлаф «Руслан и Людмила»)

Жёлтая дорожка: 

Кто так жил?

«…в халате ел и пил; Покойно жизнь его катилась…»

                                                                                      (Дмитрий Ларин)

Зелёная дорожка: 

Как называется стихотворение Пушкина, в котором описана такая драматическая ситуация?

Погиб и кормщик, и пловец!-

Лишь я, таинственный певец,

На берег выброшен грозою…

(«Арион»)

Подведение итогов:

Награждение победителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в форме игры "Умники и умницы" для 8 класса по теме: "Колониальные империи 19в"

ЦЕЛЬ: Развивать и поддерживать у учащихся интерес к изучению новой истории ЗАДАЧИ: 1. Закрепить знания, полученные при изучении главы № 3 «Страны промышленной цивилизации» учебника «Новая история 8 кл...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Умники и умницы" (5 класс)

Представлена методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для 5 класса....

"Фразеологизмы в нашей речи" (Интеллектуальная игра "Умники и умницы" в 7 классе)

На внеклассном занятии по русскому языку в игровой форме происходит обобщение знаний и умений учащихся по фразеологии. Тема рассматривается в следующих аспектах:Фразеологизм как средство создания выра...

Физико-математическая игра "Умники и умницы", 8 класс

Игра проводится в рамках недели физики и математики. Включает в себя текст с правилами игры и заданиями, а также презентацию....

Игра "Умники и умницы" для учащихся 10 класса по произведениям И.А.Гончарова "Обломов", "Обрыв", "Обыкновенная история"

Данную литературную игру можно провести как на уроке, так и во внеурочное время в 10 классе после изучения произведений И.А.Гончарова....

игра "Умники и умницы" в 11 классе по произведениям А.И.Куприна

Вопросы к игре-викторине по произведениям А.И.Куприна "Олеся", "Гранатовый браслет", "Поединок" предлагаются для проведения в 11 классе внеклассного мероприятия после изучения темы...

Игра - конкурс по русскому языку «Умники и умницы» предназначен для учащихся 5 класса

С помощью игры можно проверить степень овладения программным материалом учащимися 5-х классов; развить познавательный интерес к русскому языку; воспитать навык взаимодействия во в...