Интеллектуальные игры, викторины
учебно-методический материал по биологии на тему
Интеллектуальные игры, викторины, головоломки, шарады могут быть использованы для проведения декад биологии, экологических месячников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologicheskiesharady.docx | 31.08 КБ |
zanimatelnyezadachipogenetike.docx | 13.77 КБ |
intellektualnaya_igra.docx | 17.68 КБ |
Предварительный просмотр:
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ШАРАДЫ
(И. Агеева)
В первом отдыхают,
Пиво попивают.
Ветка толстая - второе,
Может быть совсем сухое.
Вместе всё - он зверь лесной,
Просыпается весной,
Он в норе своей живёт,
Ест он все, что лишь найдёт.
Ловко землю он копает,
А, уставши, засыпает.
Спать без отдыха весь день
Зверю этому не лень.
(Бар + Сук = Барсук)
Первое можете в море искать,
Но за него вам нельзя заплывать.
А на втором раньше землю пахали -
Трактора встарь люди даже не знали.
Целое - это животное тоже,
Очень оно на второе похоже.
(Буй + Вол = Буйвол)
Называем так домишко,
Хлам где всякий и дровишки.
Буквам место изменить -
Будет рыбка в море плыть.
(Сарай - сайра)
Первый в бутылку легко залезает,
Тщательно стенки её отмывает.
А за вторым на рыбалку идём,
Клюнет когда на крючок он, мы ждём.
(Ёрш)
Первый рисует фигуры на льду,
А вот второго в конюшню веду.
Третий на крыше два ската скрепляет,
В море четвёртый живёт-поживает.
Пятый приветливо машет крылом,
Небо над лугом его синий дом.
(Конёк)
Первый - большая хищная птица,
Что над погибшим животным кружится.
Длинная часть у гитары - второй,
Крепко сжимается левой рукой.
На документах секретных есть третий.
Что же за слово? Подумайте, дети.
(Гриф)
С «Б» - он в атаку солдат поднимает,
В дальней Австралии с «В» обитает.
(Комбат - вомбат)
С буквой «Р» - помощник-автомат,
Труд любой он облегчить вам рад.
С буквой «Х» - его имеет слон,
Знаменит длиной своею он.
(Робот - хобот)
С первой «С» - огромная я птица,
Что летать не может научиться.
С первой «Ш» - меня должны все знать:
Вальсов много ведь сумел я написать.
(Страус - Штраус)
C «Г» - я хищник полосатый,
Вашим кошкам брат, ребята.
А без «Г» - я учрежденье,
Всё в мишенях помещенье.
(Тигр - тир)
С «Л» - на севере живёт,
Быстро нарты он везёт.
С «С» - бывает после лета,
Время года, дети, это.
(Олень - осень)
Пользуясь подсказками, отгадайте сами слова и названия тех зверей, которые из них «убежали».
◘ ГИ _ _ _ _ _ (правила сохранения здоровья)
◘ _ _ _ _ _ _ _ ИУМ (растение семейства лютиковых)
◘ _ _ _ _ ОСТЬ (покорность, смиренность)
◘ ПА _ _ _ _ ДНИК (огороженный садик перед домом)
◘ ДВУСТ _ _ _ _ А (охотничье ружьё)
◘ П _ _ _ _ ОК (небольшой населённый пункт)
◘ _ _ _ _ _ КА (вкусное прозвище автомобильного руля)
◘ Г_ _ _ _ _ (часть ноги от колена до стопы)
◘ БРА _ _ _ _ ЕР (охотник вне закона)
◘ ЗА _ _ _ _ КА (печная дверь)
◘ _ _ _ _ МАНИЕ (познавание, постижение)
◘ _ _ _ _ _ ЧА (наблюдательная пожарная вышка)
◘ ГЛЮ _ _ _ _ (виноградный сахар в плодах, мёде)
◘ ПО _ _ _ _ _ (окраска поверхностей мелом или известью)
◘ Д _ _ _ _ (рука, ладонь в старину)
(Убежавшие звери: гиена, дельфин, крот, лиса, волк, осёл, баран, олень, конь, слон, пони, калан, коза, белка, лань.)
С помощью предложенных подсказок отгадайте названия биологических объектов или биологические термины, являющиеся многозначными словами.
◘ Не только вереница или очередь, но и травянистое лекарственное растение семейства сложноцветных.
(Череда)
◘ Не только принадлежность для соколиной охоты, но и часть корня.
(Чехлик)
◘ Не только единица скорости морских судов, но и участок стебля.
(Узел)
◘ Не только начальный отдел желудка коровы, но и след от листа на побеге растения.
(Рубец)
◘ Не только чёрная бархатная ленточка, которую женщины носили на шее, но и газонный цветок жёлто-оранжевого цвета.
(Бархотка)
◘ Не только спортсмен, занимающийся борьбой, но и ядовитая трава семейства лютиковых, известная также под названием аконит.
(Борец)
◘ Не только женские украшения для лица и тела, но и назойливые двукрылые летающие насекомые.
(Мушки)
◘ Не только приспособление для ношения двух ведер на плече, но и крупная хищная стрекоза.
(Коромысло)
◘ Не только крупная хищная птица, питающаяся падалью, но и порода охотничьих собак.
(Грифон)
◘ Не только специалист по подводным работам, но и крупная собака-спасатель.
(Водолаз)
◘ Не только круг вальса или этап состязания, но и горный кавказский козёл.
(Тур)
◘ Не только тайна, но и вещество, вырабатываемое и выделяемое железистыми клетками.
(Секрет)
◘ Не только астрономический прибор, но и порода золотой аквариумной рыбки.
(Телескоп)
◘ Не только жилище животных в неволе, но и элементарная живая система, основа строения и жизнедеятельности всех животных и растений.
(Клетка)
◘ Не только жительницы Германии, но и тропические жалящие насекомые.
(Немки)
◘ Не только дежурство, сменная работа, но и болотная многолетняя трава.
(Вахта)
◘ Не только заводная вращающаяся детская игрушка, но и лесной жаворонок.
(Юла)
◘ Не только заводная вращающаяся детская игрушка, но и малая выпь.
(Волчок)
◘ Не только острая колючка, но и крупная проходная осетровая рыба.
(Шип)
◘ Не только смена медицинской повязки, но и хищное млекопитающее семейства куниц.
(Перевязка)
◘ Не только рубящий кухонный инструмент, но и птица семейства чистиковых.
(Топорик)
◘ Не только специалистка по пошиву одежды, но и птица, «шьющая» гнездо из листьев.
(Портниха)
◘ Не только небольшой ресторанчик, кабаре, но и овощное растение.
(Кабачок)
◘ Не только шоколадные конфеты, но и грибы.
(Трюфели)
◘ Не ряд одинаковых по размеру, ровных предметов, наложенных один на другой, но и часть ноги.
(Стопа)
◘ Не только хозяйственная ёмкость, но и часть скелета.
(Таз)
◘ Не только детское орудие труда, но и кость в верхней части спины.
(Лопатка)
◘ Не только сторона грани многогранника, но и кость грудной клетки.
◘ У кого есть язык (язычок), но нет рта?
(У колокола, у ботинка, у пламени)
◘ У кого есть горлышко, но нет шейки?
(У бутылки, у графина)
◘ У кого есть зубы, но нет языка рта?
(У пилы, у расчёски, у шестерёнки)
◘ У кого есть ушко, но нет головы?
(У иголки)
◘ У кого есть кисти, но нет рук?
(У винограда, у рябины)
◘ У кого есть спинка, но нет животика?
(У стула, у дивана)
◘ У кого есть ножки, но нет ручек и головы?
(У стола, у табуреток, у дивана)
◘ У кого есть ручки, но нет ножек?
(У дверей, у окон, у чашек и кружек)
◘ У кого есть нос (носик), но нет лица?
(У корабля, у чайника)
◘ У кого есть лицо, но нет головы?
(У ткани, у одежды)
◘ У кого есть рёбра, но нет позвоночника?
(У куба, у призмы, у пирамиды)
◘ У кого есть головка, но нет волос, ручек и ножек?
(У спички, у булавки, у луковицы)
◘ У кого есть почки, но нет желудка и печени?
(У дерева)
◘ У кого есть косточки, но нет скелета?
(У абрикоса, у вишен, у сливы и пр.)
◘ Какие ноготки не царапаются и не знают маникюра?
(Цветы ноготки, иначе - календула)
◘ Чьи глазки разноцветные и никогда не моргают?
(Цветы Анютины глазки)
◘ У кого голос есть, а головы и тела нет?
(У эха)
◘ У кого нет ни кулаков, ни бицепсов, а любого силача с ног свалит?
(У сна)
◘ Из какой чашечки невозможно пить?
(Из коленной чашечки)
◘ Кто без языка говорит и поёт?
(Радио, магнитофон)
◘ Кто бежит без ног?
(Река, ручей, время)
◘ Без рук, без ног, а двери и окна открывает, деревья ломает, шапки срывает?
(Ветер)
◘ Кто без крыльев летит, без ног бежит, без хвоста и плавников плывёт?
(Облака)
◘ Кто без глаз, а слезами плачет?
(Туча, облако, сосулька, свеча.)
◘ Кто не имеет ни лёгких, ни жабр, а дышит и вздыхает?
(Тесто)
◘ У кого есть усы, но нет лица?
(У клубники, огурцов, кабачков)
ШУТОЧНАЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА
◘ У кого больше ног: у пяти осьминогов или у четырёх кальмаров?
(Одинаково: 5х8 = 4х10 =40)
◘ У этого животного две правые ноги и две левые ноги, две ноги спереди и столько же сзади. Сколько ног у этого животного?
(Четыре)
◘ Какие ягоды с буквой «М» - сладкие, а с буквой «К» - горькие?
(Малина - калина)
◘ Какое животное ходит только буквой «Г»?
(Конь, если это шахматная фигура.)
◘ У какого слона нет хобота?
(У шахматного)
◘ На каком базаре самый большой шум?
(На птичьем базаре.)
◘ Чем отличается птичий базар от птичьего рынка?
(На рынке торгуют птицами и другими животными, а птичий базар - это массовое колониальное гнездовье морских птиц.)
◘ Назовите овощ для закидывания плохих актёров.
(Помидор)
◘ Какой овощ необходим для проверки принцесс на чистоту королевской крови?
(Горох, горошина)
◘ Какой злак может расти ... на человеке?
(Ячмень, воспалённый бугорок у корней ресниц.)
◘ Назовите животных-альпинистов.
(Горные козлы, цепкопалая ящерица геккон.)
◘ «Экономическая порода» собак - это...
(Такса, ведь такса - это ещё и установленная расценка.)
◘ Какая дикая кошка попала в сообщество автомобилей?
(«Ягуар»)
◘ Какая птица является крупным издателем школьных учебников?
(Издательство «Дрофа». Дрофа - крупная птица отряда журавлеобразных.)
◘ Назовите цветочную позу йога.
(Лотос)
◘ Чьи глазки не боятся, а любят смотреть на солнышко?
(Анютины глазки - цветы.)
◘ Назовите хвойный образец стройности человеческой фигуры.
(Кипарис)
◘ Талия какого животного является эталонным образцом тонкой талии для всех женщин?
(Осы - осиная талия.)
◘ Какое животное и чьё служит образцом для порки детей?
(Сидорова коза.)
◘ Название какой птицы всё время слышится в строительных лесах?
(Майна - розовый скворец, майна - строительная команда «опускай вниз!»)
◘ Какая водоплавающая птица написала известные книги?
(Гоголь)
Отгадайте животное по описанию его хвоста.
◘ Этому замечательному прыгуну его хвост помогает держать равновесие.
(Кенгуру)
◘ На хвосте этого представителя семейства кошачьих есть пушистая кисточка, а в ней острый коготь.
(Лев)
◘ Его хвостик летом серый, а зимой белый.
(Заяц)
◘ Её хвост похож на хлыст, им здорово отгонять кусачих насекомых.
(Корова)
◘ Нос пятачком, хвостик крючком.
(Свинья)
◘ Её пушистый рыжий хвостик весело мелькает между зелёных веток и служит своей хозяйке парашютом во время прыжков.
(Белка)
◘ Про трусишку говорят, что он дрожит, точно её хвостик.
(Овца)
◘ Он ловил хвостом рыбу в проруби.
(Волк)
◘ У этого великана нос намного длиннее, чем хвост.
(Слон)
◘ Её длинный пушистый хвост хорошо заметает следы своей хитрой хозяйки, особенно на снегу.
(Лиса)
◘ Для этого речного строителя его хвост является и рулём, и веслом, в нём же он накапливает жир на зиму.
(Бобр)
◘ Это ночное животное спит, обмотав голову хвостом.
(Лемур)
◘ Чёрные треугольнички на белой пушистой королевской мантии - это кончики их хвостов.
(Горностаи)
◘ Это животное все легко узнают по чёрным кольцам на его хвосте, число которых колеблется от 5 до 10.
(Енот)
◘ Под хвостом этого животного есть железа, которая содержит удивительно противно пахнущую жидкость, которую он выпрыскивает, подняв хвост, на противника.
(Скунс)
◘ Длинный голый хвост этого животного, напоминающего крысу, заменяет ему пятую лапу. Живя на деревьях, он постоянно пускает его в ход, обвивая цепкими кольцами то одну, то другую ветвь.
(Опоссум)
◘ Этот прыгучий звёрек имеет голову зайца, туловище и передние лапы мыши, задние ноги - птицы, а хвост - льва.
(Тушканчик)
◘ Одним взмахом хвоста она разбила золотое яичко.
(Мышь)
◘ Хвост этих грызунов является отличным средством для добычи пищи из малодоступных мест: хвост просовывается, окунается в сладость, а потом обсасывается.
(Мыши и крысы.)
◘ Это колючее животное начинает трясти хвостом при встрече с неприятелем. Длинные иголки при этом отрываются и летят во все стороны.
(Дикобраз)
◘ Хвост этой красавицы дал название женской причёске. А её хвост расчёсывают, подстригают, завивают и заплетают в косы.
(Лошадь, причёска - конский хвост.)
◘ Он в известной сказке потерял свой хвост.
(Ослик, а звали его Иа.)
◘ Сапоги со шпорами, хвост с узорами.
(Петух)
◘ Голос у этой птицы ужасно противный, зато хвост самый красивый.
(Павлин)
◘ Эта птица на своём хвосте разносит новости по лесу.
(Сорока)
◘ Перья из хвоста этой птицы индейцы носят на голове.
(Орёл)
◘ Эта птица может лазать по стволам деревьев вперёд хвостом.
(Поползень)
◘ Эта очень подвижная птичка, даже отдыхая, ежеминутно помахивает своим длинным хвостиком. Эта её привычка и дала название птице.
(Трясогузка)
◘ Хвост у этой птички раздвоенный на конце, как фрак.
(Ласточка, касатка - деревенская ласточка.)
◘ Слово «хвост» есть в названии этой птицы, а форма её хвоста сильно напоминает музыкальный инструмент - лиру.
(Лирохвост)
◘ Эта птица «поёт» хвостом. И эта песня напоминает блеяние ягнёнка: «Бе-е-е». За это она получила прозвище «лесной барашек».
(Бекас)
◘ Этот пернатый лекарь в момент свалился бы с дерева, если бы не держался за ствол когтями и, конечно же, хвостом, который служит ему подпоркой.
(Дятел)
◘ Хвост у этой небольшой буровато-серой птички огненно-рыжий, потому-то он и дал её такое «пожароопасное» название.
(Горихвостка)
◘ Ему хвост помогает охотиться. Удар его хвоста опасен даже для крупных животных. Покрытый роговыми пластинками, он тяжёлый, как бревно. Мощным хвостом это животное сбивает жертву с ног, подбрасывает вверх и ловит огромной зубастой пастью.
(Крокодил)
◘ Её голова плавно переходит в хвост, даже шеи нет.
(Змея)
◘ На её хвосте чешуйки образуют погремушку, что отразилось в её названии.
(Гремучая змея.)
◘ Она не боится потерять хвост, потому что обязательно вырастет новый.
(Ящерица)
◘ Хвост у неё бывает только в младенчестве, а потом пропадает.
(Лягушка)
◘ У этого вида приматов хвост за ненадобностью отпал.
(Человек)
◘ Как правильно: пятнистый пятон или питнистый питон?
(Правильно писать пятнистый питон.)
◘ С каким знаком препинания неразлучны все ласточки?
(С точкой - ласточка)
◘ Какая домашняя птица всё время всем задает один из вопросов родительного падежа?
(Курица - Куда?)
◘ Какого рода кольраби?
(С точки зрения грамматики - женского рода, с точки зрения биологии - рода капуста, овощная культура.)
◘ Назовите овощ, имеющий общие корни с «капюшоном», «капиталом» и «капитаном».
(Капуста, все эти слова произошли от латинского «капут» - голова.)
◘ Название какой змеи может быть наречием?
(Уж)
◘ Название какой птицы может быть и глаголом повелительного наклонения?
(Попугай)
◘ Название семьи каких животных может быть ещё и глаголом повелительного наклонения?
(Летающих насекомых - рой.)
◘ Какая профессия у человека, который утверждает, что слова «нарвал», «марал», «гну» и «рой» являются не глаголами, а именами существительными?
(Биолог, так как он знает, что нарвал - это морское млекопитающее семейства дельфинов, марал - парнокопытное животное семейства оленей, гну - антилопа, рой - пчелиная семья.)
◘ Кто пишет фразу «держи дерево» слитно, одним словом?
(Ботаники, держидерево - ветвистый кустарник семейства крушиновых.)
◘ Как правильно писать: «бобр» или «бобёр»?
(Если хотите написать название животного-грызуна, то пишите «бобр», а если говорите про его мех или воротник из него, то пишите «бобёр». Буква «Ё» превращает живого бобра в воротник!)
◘ Правильно ли написал ученик, что «косатка - это деревенская ласточка»?
(Нет, косатка - это крупный хищный дельфин, а деревенская ласточка - это касатка. Из-за одной буквы ласточка может оказаться в океане! А что будет, если в письме к любимой девушке вы назовёте её ласково «косаточкой»?!)
◘ Правильно ли написано слово «телифон»?
(Да, если речь идёт о тропическом паукообразном хищнике.)
◘ Правильно ли написано слово «каретта»?
(Да, если речь идёт о морской черепахе из тропических морей.)
Предварительный просмотр:
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ПО ГЕНЕТИКЕ
1. «Сказка про драконов».
У исследователя было 4 дракона: огнедышащая и неогнедышащая самки, огнедышащий и неогнедышащий самцы. Для определения способности к огнедышанию у этих драконов им были проведены всевозможные скрещивания:
1. Огнедышащие родители - всё потомство огнедышащее.
2. Неогнедышащие родители - всё потомство неогнедышащее.
3. Огнедышащий самец и неогнедышащая самка - в потомстве примерно поровну огнедышащих и неогнедышащих дра-кончиков.
4. Неогнедышащий самец и огнедышащая самка - всё потомство неогнедышащее.
Считая, что признак определяется аутосомным геном, установите доминантный аллель и запишите генотипы родителей.
Решение:
1) по скрещиванию № 4 определяем: А - неогнедыш., а - огнедышащ. => огнедышащие: самка аа и самец аа; неогнедышащий самец - АА;
2) по скрещиванию № 3: неогнедышащая самка - Аа.
2. «Контрабандист».
В маленьком государстве Лисляндии вот уже несколько столетий разводят лис. Мех идёт на экспорт, а деньги от его продажи составляют основу экономики страны. Особенно ценятся серебристые лисы. Они считаются национальным достоянием, и перевозить их через границу строжайше запрещено. Хитроумный контрабандист, хорошо учившийся в школе, хочет обману п. таможню. Он знает азы генетики и предполагает, что серебристая окраска лис определяется двумя рецессивными аллелями гена окраски шерсти. Лисы с хотя бы одним доминантным аллелем - рыжие. Что нужно сделать, чтобы получить серебристых лис на родине контрабандиста, не нарушив законов Лисляндии'!
Решение:
1) провести анализирующее скрещивание и выяснить: какие рыжие лисы гетерозиготны по аллелям окраски, их перевезти через границу;
2) на родине контрабандиста их скрестить друг с другом, и У потомков будет с серебристой окраской.
3. «Расстроится ли свадьба принца Уно?»
Единственный наследный принц Уно собирается вступить в брак с прекрасной принцессой Беатрис. Родители Уно узнали, что в роду Беатрис были случаи гемофилии. Братьев и сестёр у Беатрис нет. У тёти Беатрис растут два сына - здоровые крепыши. Дядя Беатрис целыми днями пропадает на охоте и чувствует себя прекрасно. .Второй же дядя умер ещё мальчиком от потери крови, причиной которой стала глубокая царапина. Дяди, тётя и мама Беатрис - дети одних родителей. С какой вероятностью болезнь может передаться через Беатрис королевскому роду её жениха?
Ответ: построив предполагаемое генеалогическое древо, можно доказать, что ген гемофилии был в одной из Х-хромосом бабушки Беатрис; мать Беатрис могла получить его с вероятностью 0,5, сама Беатрис - с вероятностью 0,25.
Предварительный просмотр:
Интеллектуальная игра: «Что? Где? Когда?»
(для учащихся 8-10 классов)
Цель:
- развитие логического мышления, памяти, познавательной активности;
Оформление:
в центре стол с секторами и волчок со стрелкой. Всего 5 секторов: «зоология», «ботаника», «экология», «анатомии», «разное», а между секторами хаотично располагаются обозначения «Черный ящик» и «Блиц».
Оборудование: конверты с вопросами, часы, гонг.
Ход игры:
Вопрос общий для всех команд. Команда первой давшая правильный ответ на вопрос, начинают игру.
Вопрос: Может ли страус назвать себя птицей?
Ответ: Нет, он не может говорить.
Вопросы из области зоологии:
1.Что произойдет, если на перья водоплавающих птиц попадет нефть или мазут?
Ответ: Перья и пух слипнутся, вода будет легко проникать к коже, птицы погибнут от охлаждения.
2.На латинском языке название этого насекомого «Сверчок – крот». Чего оно только не умеет: и землю копает, и бегает, и прыгает, и плавает, и летает, и даже поет. Кто это?
Ответ: Медведка.
3. Кто раньше появляется весной – летучие мыши или летучие насекомые.
Ответ: Летучие мыши появляются после вылета насекомых, которыми они питаются.
4. Почему, испугавшись чего-нибудь лошадь, начинает фыркать?
Ответ: Она имеет очень острое обоняние и, отфыркиваясь прочищает свой нос, чтобы быстрее определить, что и с какой стороны ей угрожают.
Вопросы из области ботаника:
1.Почему, заготовленные зимой дрова ценятся больше, чем те которые заготовлены летом?
Ответ: Зимой деревья замирают и не впитывают в себя влагу, потому дрова из них сухие.
2. На Кавказе, Северном Урале, в некоторых районах Сибири и Арктики можно наблюдать «красный снег». Объясните, что вызывает это явление?
Ответ: Хламидомонада снежная. При оттаивании снега клетки ее начинают быстро размножаться и вызывают окрашивание снега.
3. Многие народы, живущие в России, почитали это дерево, как священное. Вот что поется об этом дереве:
Первое дело – мир освещать,
Второе дело – скрип утешать,
Третье дело – больных исцелять,
Четвертое дело – чистоту соблюдать.
Что это за дерево?
Ответ: Береза. Люди освещали дома березовыми лучинками. Дегтем из березовой коры смазывали оси колес, чтобы не скрипели. От болезни почек, печени и легких помогает отвар березовых почек. Полы мыли и парились березовыми вениками.
4.Родовое латинское название этого растения «центауре» произошло от древнегреческого мифического существа Центавра (Кентавра), который соком этого растения залечил раны нанесенные Гераклом. А как по-русски называется это растение?
Ответ: Василек.
Вопрос из области экологии.
1.Что произойдет с водоплавающими птицами, если в воду в большом количестве попадет стиральный порошок?
Ответ: Жир растворится: нарушится естественная структура, форма и эластичность перьев, вода начнет их быстро смачивать.
2.Два ученика поспорили, есть ли что-нибудь общее у лягушки, крокодила и бегемота. Первый утверждал, что ничего общего между этими животными нет: лягушка маленькая, прыткая и никому, кроме мух и комаров не страшна; крокодил большой и зубастый, ловкий хищник; бегемот огромный, неповоротливый и ест траву. Второй настаивал на своем, что сходство между ними есть. А как же на самом деле?
Ответ: Находящиеся в воде лягушки, крокодилы и бегемоты не могут обходиться без воздуха, который необходим им для дыхания, поэтому у животных над водой расположены ноздри. Глаза помогают высматривать добычу и врагов.
3. Жители северного побережья Австралии охвачены тревогой. Радио, газеты, телевидение предупреждают: купаться опасно – в заливе появились ядовитые медузы. Они особенно опасны, потому что прозрачны и практически невидимы в воде. Специалисты связывают появление медуз с уменьшением численности морских черепах. Почему это происходит?
Ответ: Численность черепах снизилось из-за загрязнения вод залива и хищнического истребления животных. Черепахи питаются медузами. При уменьшении численности естественных врагов численность медуз резко возросла.
4.С биологической точки зрения уборка опавших листьев осенью не рекомендуется – опавшие листья необходимы для нормального функционирования почв. Однако в промышленных городах уборку опавших листьев проводят регулярно. Почему?
Ответ: Потому что городские деревья аккумулируют тяжелые металлы из загрязненной почвы, а листовые пластинки, кроме того, из воздуха, поэтому опавшие листья городских парков не может считаться нормальным источником перегноя. Плодородие городских почв поддерживают искусственно, добавляя минеральные удобрения.
Из области анатомии:
1.Как действуют инсулин и адреналин на содержание сахара а крови?
Ответ: Инсулин уменьшает, а адреналин увеличивает содержание сахара в крови.
2.Какие изменения в строении мышц происходят при тренировке?
Ответ: Увеличивается количество мышечных белков.
3. Альпинист, который пробыл некоторое время на большой высоте, чувствует себя там удовлетворительно. С какими изменениями в организме это связано?
Ответ: Увеличивается количество эритроцитов; улучшается снабжение организма кислородом.
4. Из донорской крови удаляют соли кальция путем добавления веществ, вызывающих выпадение этих солей в осадок. Зачем это делают?
Ответ: донорскую кровь переливают людям, которые в этом нуждаются. Ионы кальция принимают участие в процессе свертывания крови, поэтому их убирают для предотвращения свертывания.
Вопросы из области разное:
1.Волки зимой живут стаями, а лисицы и рыси нет. Почему?
Ответ: Лиса и рысь охотятся на добычу мельче себя, выслеживая или нападая из-засады, для такой охоты нет, надобности соединяться в стаи. Волки же зимой охотятся на копытных, загоняя жертву и сообща набрасываясь на нее.
2. Эта водоросль была отправлена вместе с другими живыми растениями в кабине космического корабля «Восток -2». Она и сейчас постоянно используется в биологических экспериментах на космических станциях. С чем связано ее использование в условиях космоса?
Ответ: Хлорелла. Она является самой продуктивной водорослью – улавливает 7-12% солнечного света, вместо 1-2% цветковыми растениями.
3. У некоторых водных позвоночных, например у акул, скелет состоит не из костей, а из эластичного хряща. У наземных позвоночных скелеты только костные. Как это объяснить с экологической точки зрения?
Ответ: В воде вес животных облегчается действием выталкивающей силы. В наземно-воздушной среде нужен более прочный скелет из-за низкой плотности воздуха.
4. Почему естественное загрязнение атмосферы не нарушает происходящих в ней процессов? В чем опасность загрязнения атмосферы выбросами промышленных предприятий?
Ответ: Вещества попадающие в атмосферу при естественном загрязнении быстро включаются в естественные круговороты, так как эти вещества всегда были и есть в природе. Промышленные предприятия выбрасывают в атмосферу вещества, которых часто не бывает в природе: пыль, радиоактивные вещества, тяжелые металлы. Эти вещества могут нарушить естественные природные процессы.
1.Блиц вопрос:
На высоте 10-25 км Землю окружает слой газа, который защищает живые организмы.
А) Какой это газ? (озон).
Б) От чего он нас защищает? (от ультрафиолетовых лучей).
В) В результате, каких явлений он образуется? (во время грозы, в сосновом лесу).
2. Блиц вопрос:
А) Что делает еж зимой? (спит в гнезде).
Б) Какой зверек спит всю зиму вниз головой? (летучая мышь).
В) Пользу или вред приносит зимой человеку барсук? (ни пользу и ни вреда, так как он спит).
3. Блиц вопрос:
А) Какие дрова самые жаркие? (лиственница).
Б) Листья каких деревьев краснеют? (осина).
В) Какое дерево дает по весне сладкий сок? (береза).
4. Блиц вопрос:
А) Ягоды, сваренные в сахарном сиропе, называются? (варенье).
Б) Мелкий дикорастущий кустарник с черными съедобными ягодами? (черника).
В) Какой ягодой можно вылечиться от простуды, если добавлять ее в чай? (малина).
Черный ящик:
1.Есть красавица одна –
И румяна, и стройна;
Хоть в землянке век живет,
А большой от всех почет
Кто проходит близко
Кланяется низко.
( Морковь).
2. Хоть чином я не хан,
На голове – султан.
И с золотом кубышки,
Запрятаны под мышки.
( Кукуруза).
Подведение итога игры.
Поздравление и награждение участников игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интеллектуальная игра- викторина "Что? Где? Когда?" по природоведению в 5 классе
урок обобщения и закрепления знаний за курс природоведения 5 класса....
Интеллектуальная игра-викторина "Что в имени тебе моём?..."по творчеству А.С.Пушкина
Помериться знаниями о жизни и творчестве А.С.Пушкина приглашаются старшеклассники...
Интеллектуальная игра-викторина "Зведный час" для 7-8 классов
Интеллектуальная игра-викторина для 7-8 классов. Цель: в игровой форме проверить знания и владение терминологией по темам: “Общество. Исторические ступени развития общества”, “...
Интеллектуальная игра-викторина для учащихся 6 классов "Природа Югорского края!
Игра-викторина разработана с целью расширения знаний учащихся о разнообразии природных сообществ Югорского края и воспитания ответственного отношения к природе. Викторина была проведена в Дни на...
Интеллектуальная игра-викторина по русскому языку "Звёздный час"
Интеллектуальная игра-викторина по русскому языку в 5-6 классах "Фразеологизмы вокруг нас"...
Интеллектуальная игра-викторина для знатоков Отечественной истории
Игра проводилась для учащихся 10 классов городских образовательных организаций....
Методическая разработка внеклассного мероприятия интеллектуальной игры – викторины с использованием ИКТ технологий «В мире загадок К. И. Чуковского»
Мероприятие посвященное творчеству К. И. Чуковского...