сценарий классного часа ""Горчичная история Волгоградского региона"
классный час (8 класс) по теме

Костяева Эльмира Ливадовна

сценарий разработан в рамках городского конкурса "Волгоградская земля - Волгоградское качество"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Горчичная история Волгоградского региона

Слайд 2

макет Старая Сарепта

Слайд 3

Приволжские степи

Слайд 4

Лангерфельд Генрих Франц известный сарептский фармацевт, химик, фабрикант. Он обеспечивал оснащенность сарептской аптеки всеми нужными медикаментами. Изобретал знаменитый Сарептский бальзам – спиртовой настой более чем на 30 видах степных трав.

Слайд 5

Александр Беккер выдающийся сарептский ученый-ботаник, энтомолог, органист, коллекционер естественнонаучных предметов. Вир Иоганн Иоахим известный сарептский медик, фармацевт и ученый.

Слайд 6

цветущая горчица семена горчицы

Слайд 7

Найтц Иоган Конрад организатор горчичного производства.

Слайд 8

Глич в фабричном саду

Слайд 9

Этикетки сарептской горчицы

Слайд 10

В музее-заповеднике

Слайд 11

Фабрика Глича

Слайд 12

современное производство

Слайд 14

кроссенс



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Актуальность выбранной темы: Наши трудолюбивые предки черпали силу из обычаев и умений многих народов. Уже в XIX веке вывели наш город на передовые позиции в экономическом развитии страны. Современные волгоградские товаропроизводители продолжают те славные традиции. Сегодня как никогда важно «увязать» знания по истории родного края с гордостью за город, в котором живешь. Это еще и прекрасная возможность познакомить подрастающее поколение с промышленным потенциалом Волгоградского региона.

Цели:

- формирование у учащихся МОУ интереса к истории многонационального Отечества, гордости за его великое прошлое и настоящее

- популяризация среди учащихся продукции местных товаропроизводителей, в частности Волгоградского горчичного маслозавода «Сарепта»

- ознакомление подрастающего поколения с промышленным потенциалом Волгограда

Достижение поставленных целей предполагает решение следующих задач:

-  соединение научности обучения с занимательностью, полезности с интересными формами в изучении горчичной истории Волгоградского региона

- организовать решение опережающих заданий для групп учащихся

- подобрать исторические факты экономического развития немецкой колонии –Сарепта,  положившей начало горчичного производства в России

Категория участников: 8 класс

Формы организации деятельности : индивидуальная, групповая

Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный, частично – поисковый, мультимедийный проект, ассоциации, синквейн, кроссенс

Технология: элементы технологии  развития критического мышления

Предварительная работа учащихся и опережающие задания:

- 1 группа -проведение соцопроса среди работников и учащихся школы, создание видеосюжета;

- 2 группа – подобрать интересные факты о полезности  горчицы, создание буклета

-3 группа  - подобрать исторические факты экономического развития немецкой колонии – Сарепта, создание презентации.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Список использованной литературы:

  1. А. Курышев , С. Лосицкий , А. Максимов ,В. Медведев  Сарепта: история успеха. – Волгоград: Издатель, 2013.
  2. В.Н. Медведев Горчичная промышленность колонии Сарепта и ее влияние на традиционное хозяйство населения Нижнего Поволжья в XIX –начале XX в.// Астраханские креведческие чтения. Вып.2. Астрахань, 2010. С.203 -206.
  3. Интернет – ресурс: 'http://www.c-cafe.ru/words/190/18923.php'>Горчица
  4. Интернет – ресурс:  www.sarepta.ru

Организационная структура классного часа:

Этапы

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Приветствует учащихся, создает рабочую атмосферу

Приветствуют учителя, проверяют готовность места, настраиваются на работу

Актуализация

Целеполагание, мотивация (вызов)

Эмоциональная ,психологическая и мотивационная подготовка учащихся к освоению изучаемого материала.

Проводит беседу по обсуждению темы

 

Демонстрируется  видеосюжет, созданный1 группой учащихся по результатам соцопроса

Организует диалог с обучающимися по вопросам:

Какие ассоциации вызвал отрывок? Как бы вы отвечали на эти вопросы?

Отвечают на вопросы

Этап знакомства с новой информацией (осмысление)

Слайд №1,2

Звучит немецкая народная  музыка

Мы с вами находимся в Сарепте. В цветущем оазисе в степи, в селении возникшем на берегах Волги и Сарпы, превратившемся в крупный научный, культурный и торгово-промышленный центр Нижнего Поволжья. Сюда, 27 км ниже Царицына в 1765 г. прибыли первые переселенцы из Германии.

Выступление 2 группы.

Ведущий 1:

Сарепта тихая , селение Христа!

Цветущая, как крин, под      сению Креста, неоскверненная в полвека преступленьем,

В твоих опрятностью украшенных домах

Живут уверенность, здоровье и блаженство…

А.Воейков, н.19 века

Слайд №3,4

Прибыв на новое место с незнакомым климатом, немецкие колонисты в первую очередь исследовали окрестности, пытались приспособиться сами и использовать местные природные и другие ресурсы в своих целях.

Задание классу перед началом изложения материала:

-ознакомившись с историческими фактами,

Выскажите свои суждения об уровне экономического развития юга России и вкладе жителей региона в ходе модернизации страны.

Слайд №5;6

Вед. 2: например аптекарь Франц Лангерфельд изобрел знаменитый сарептский бальзам – спиртовой раствор более чем на 30 видах степных трав. Он продавался в сарептских лавках, в аптеках, на пароходных пристанях в городах Поволжья, на Кавказе и в Москве.

Вед 3:  Александр Беккер лично открыл и описал более 20 новых видов растений и животных. Например: боярышник Беккера, шалфей Беккера, одуванчик Беккера

Вед.4: Мы нашли еще одну интересную информацию. Иоганн Вир исследовал в 1769 г. в восьми верстах от Сарепты на Ергенинских высотах 32 источника минеральных вод, лечебное значение которых актуально до настоящего времени. В 1775 г. он организовал крупнейший в России курорт минеральных вод и лечебных грязей. Воду продавали в Сарепте и вывозили в Москву и Санкт – Петербург. Это была первая в России бутилированная минеральная вода.

Слайд№7

Особенную славу немецкая община получила в связи с началом производства горчичного порошка и масла

Слайд№8

Слайд №9

Вед.1 Горчица сизая была завезена в Нижнее Поволжье из Азии как сорняк с семенами льна и проса. Первым горчичный порошок получил из дикорастущей сизой горчицы полковник Астраханского казачьего полка, волжский казачий старшина Г.В.Персидский.

Вед.2.Селекцию и введение в с/х оборот сизой горчицы продолжил житель Сарепты естествоиспытатель Иоган Конрад Найтц. Он разработал технологию ее ручной переработки и основал в 1801 г. первую в России горчичную маслобойню. В 1810 г. Иоган Найтц открыл первую в России  горчично-маслобойную фабрику на конной тяге, которая перешла по наследству к его зятю Александру Гличу.

_____________________

Слайд №10;11

Производимое на фабрике  масло стало называться «сарептское».Оно оказалось лучше прованского и оливкового масел, масел из английской и французской горчицы.

Слайд №12

Вед.3 В 1856 – 1857 г. горчичную фабрику оборудовали первой в регионе паровой машиной. Сановья Глича – Константин и Фердинанд  модернизировали производство, механизировав большую часть труда  и технологических процессов. Технические новинки: грузовые лифты, ленточные транспортеры, паровое отопление, паровые жаровни, гидравлические прессы и цилиндрические прессы, черпальные машины, трубопровод для подачи сырья на верхние этажи.

Сарептское горчичное масло высоко ценилось в России и в Европе, пользовалось спросом на Кавказе, Урале, в Прибалтике, Польше, экспортировалось в Китай, Германию, Данию и США. Наследникам  горчичного производства семейства Глич  было присвоено наименование «Поставщики Двора Его Императорского Величества».

Обсуждение  задания, полученного перед выступлениями групп

(задание на карточках)

Вед.1.Фирма получила  свыше 15 золотых и серебряных медалей на торгово-промышленных выставках за высокое качество продукции.

Слайд

№13

Не отстает и современное производство. Славную традицию продолжает Волгоградский горчичный маслозавод «Сарепта»

Первая группа представляет сюжет.

(Демонстрация отрывка из специального репортажа о предприятии)

Выступление 3 группы  

Учащиеся раздают одноклассникам результат своей предварительной работы-буклет «Интересные факты о горчице» (представляют свою работу)

Задают вопрос классу:

-как в вашей семье используют горчицу?

Группам предлагается составить синквейн  со словом Горчица, Сарепта

Составляют синквейн.

Выступление представителей групп.

Рефлексия

На экране кроссенс

классу  предлагается решить кроссенс.

кроссенс  или «пересечемся»

С помощью цепочки ассоциаций замыкают и разъясняют смысл образов в кроссенсе – «Сарепта 19 – нач 20 вв. – центр горчичной промышленности Европейской России»

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние во время классного часа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа "Интересные факты из истории зимних олимпийских игр"

Данный сценарий классного часа,  посвященного Олимпийским играм,  может быть использован для учащихся старших классов, а также студентов 1-2 курса СПО....

Сценарий классного часа «История моей школы» - ко дню рождения школы-интерната. Авторы: Панова Н.П, Понафидина Н.Н. Торопова М.М.

Сценарий классного часа  «История моей школы» - ко дню рождения  школы-интерната. (Авторы: Панова Н.П, Понафидина Н.Н., Торопова М.М.- воспитатели)...

Сценарий классного часа "История Волгограда"

Сценарий клаасного часа по теме: "История Волгограда"...

Александрова Е.В Сценарий-конспект классного часа из истории Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Чтобы помнили

Сценарий открытого классного часа, посвящен 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г.  и рассчитан на детей 8-13 лет. Это мероприятие имеет воспитательную направленност...

Сценарий классного часа " Краснодарскому краю 80 лет: история и современность"

Данный сценарий в первую очередь пригодится классным руководителям 11 классов, так как он содержит материал к Первому звонку....

Сценарий классного часа. Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классе Цели классного часа: 1. Воспитание внимательного отношения к своему здоровью; 2. Повышение мотивации на здоровый образ жизни; 3. Развитие творческих способносте

Сценарий классного часа.Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классеЦели классного часа:Воспитание внимательного отношения к своему здоровью;Повышение мотивации на...

Сценарий классного часа "История Калужского края в герах"

Классный  час «История Калужского края в гербах» рассчитан на средних и старших школьников. Материалы для проведения позволяют  наглядно и познавательно рассказать учащимся об ис...