сценарий классного часа ""Горчичная история Волгоградского региона"
классный час (8 класс) по теме
сценарий разработан в рамках городского конкурса "Волгоградская земля - Волгоградское качество"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gorchichnaya_istoriyaprezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 2.17 МБ |
klassnyy_chas_dokument_microsoft_office_word.docx | 31.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
макет Старая Сарепта
Приволжские степи
Лангерфельд Генрих Франц известный сарептский фармацевт, химик, фабрикант. Он обеспечивал оснащенность сарептской аптеки всеми нужными медикаментами. Изобретал знаменитый Сарептский бальзам – спиртовой настой более чем на 30 видах степных трав.
Александр Беккер выдающийся сарептский ученый-ботаник, энтомолог, органист, коллекционер естественнонаучных предметов. Вир Иоганн Иоахим известный сарептский медик, фармацевт и ученый.
цветущая горчица семена горчицы
Найтц Иоган Конрад организатор горчичного производства.
Глич в фабричном саду
Этикетки сарептской горчицы
В музее-заповеднике
Фабрика Глича
современное производство
кроссенс
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Актуальность выбранной темы: Наши трудолюбивые предки черпали силу из обычаев и умений многих народов. Уже в XIX веке вывели наш город на передовые позиции в экономическом развитии страны. Современные волгоградские товаропроизводители продолжают те славные традиции. Сегодня как никогда важно «увязать» знания по истории родного края с гордостью за город, в котором живешь. Это еще и прекрасная возможность познакомить подрастающее поколение с промышленным потенциалом Волгоградского региона.
Цели:
- формирование у учащихся МОУ интереса к истории многонационального Отечества, гордости за его великое прошлое и настоящее
- популяризация среди учащихся продукции местных товаропроизводителей, в частности Волгоградского горчичного маслозавода «Сарепта»
- ознакомление подрастающего поколения с промышленным потенциалом Волгограда
Достижение поставленных целей предполагает решение следующих задач:
- соединение научности обучения с занимательностью, полезности с интересными формами в изучении горчичной истории Волгоградского региона
- организовать решение опережающих заданий для групп учащихся
- подобрать исторические факты экономического развития немецкой колонии –Сарепта, положившей начало горчичного производства в России
Категория участников: 8 класс
Формы организации деятельности : индивидуальная, групповая
Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный, частично – поисковый, мультимедийный проект, ассоциации, синквейн, кроссенс
Технология: элементы технологии развития критического мышления
Предварительная работа учащихся и опережающие задания:
- 1 группа -проведение соцопроса среди работников и учащихся школы, создание видеосюжета;
- 2 группа – подобрать интересные факты о полезности горчицы, создание буклета
-3 группа - подобрать исторические факты экономического развития немецкой колонии – Сарепта, создание презентации.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Список использованной литературы:
- А. Курышев , С. Лосицкий , А. Максимов ,В. Медведев Сарепта: история успеха. – Волгоград: Издатель, 2013.
- В.Н. Медведев Горчичная промышленность колонии Сарепта и ее влияние на традиционное хозяйство населения Нижнего Поволжья в XIX –начале XX в.// Астраханские креведческие чтения. Вып.2. Астрахань, 2010. С.203 -206.
- Интернет – ресурс: 'http://www.c-cafe.ru/words/190/18923.php'>Горчица
- Интернет – ресурс: www.sarepta.ru
Организационная структура классного часа:
Этапы | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Приветствует учащихся, создает рабочую атмосферу | Приветствуют учителя, проверяют готовность места, настраиваются на работу | |
Актуализация Целеполагание, мотивация (вызов) | Эмоциональная ,психологическая и мотивационная подготовка учащихся к освоению изучаемого материала. | Проводит беседу по обсуждению темы
| Демонстрируется видеосюжет, созданный1 группой учащихся по результатам соцопроса |
Организует диалог с обучающимися по вопросам: Какие ассоциации вызвал отрывок? Как бы вы отвечали на эти вопросы? | Отвечают на вопросы | ||
Этап знакомства с новой информацией (осмысление) | Слайд №1,2 Звучит немецкая народная музыка | ||
Мы с вами находимся в Сарепте. В цветущем оазисе в степи, в селении возникшем на берегах Волги и Сарпы, превратившемся в крупный научный, культурный и торгово-промышленный центр Нижнего Поволжья. Сюда, 27 км ниже Царицына в 1765 г. прибыли первые переселенцы из Германии. | |||
Выступление 2 группы. Ведущий 1: Сарепта тихая , селение Христа! Цветущая, как крин, под сению Креста, неоскверненная в полвека преступленьем, В твоих опрятностью украшенных домах Живут уверенность, здоровье и блаженство… А.Воейков, н.19 века | |||
Слайд №3,4 | Прибыв на новое место с незнакомым климатом, немецкие колонисты в первую очередь исследовали окрестности, пытались приспособиться сами и использовать местные природные и другие ресурсы в своих целях. | ||
Задание классу перед началом изложения материала: -ознакомившись с историческими фактами, Выскажите свои суждения об уровне экономического развития юга России и вкладе жителей региона в ходе модернизации страны. | |||
Слайд №5;6 | Вед. 2: например аптекарь Франц Лангерфельд изобрел знаменитый сарептский бальзам – спиртовой раствор более чем на 30 видах степных трав. Он продавался в сарептских лавках, в аптеках, на пароходных пристанях в городах Поволжья, на Кавказе и в Москве. Вед 3: Александр Беккер лично открыл и описал более 20 новых видов растений и животных. Например: боярышник Беккера, шалфей Беккера, одуванчик Беккера Вед.4: Мы нашли еще одну интересную информацию. Иоганн Вир исследовал в 1769 г. в восьми верстах от Сарепты на Ергенинских высотах 32 источника минеральных вод, лечебное значение которых актуально до настоящего времени. В 1775 г. он организовал крупнейший в России курорт минеральных вод и лечебных грязей. Воду продавали в Сарепте и вывозили в Москву и Санкт – Петербург. Это была первая в России бутилированная минеральная вода. | ||
Слайд№7 | Особенную славу немецкая община получила в связи с началом производства горчичного порошка и масла | ||
Слайд№8 Слайд №9 | Вед.1 Горчица сизая была завезена в Нижнее Поволжье из Азии как сорняк с семенами льна и проса. Первым горчичный порошок получил из дикорастущей сизой горчицы полковник Астраханского казачьего полка, волжский казачий старшина Г.В.Персидский. Вед.2.Селекцию и введение в с/х оборот сизой горчицы продолжил житель Сарепты естествоиспытатель Иоган Конрад Найтц. Он разработал технологию ее ручной переработки и основал в 1801 г. первую в России горчичную маслобойню. В 1810 г. Иоган Найтц открыл первую в России горчично-маслобойную фабрику на конной тяге, которая перешла по наследству к его зятю Александру Гличу. _____________________ | ||
Слайд №10;11 | Производимое на фабрике масло стало называться «сарептское».Оно оказалось лучше прованского и оливкового масел, масел из английской и французской горчицы. | ||
Слайд №12 | Вед.3 В 1856 – 1857 г. горчичную фабрику оборудовали первой в регионе паровой машиной. Сановья Глича – Константин и Фердинанд модернизировали производство, механизировав большую часть труда и технологических процессов. Технические новинки: грузовые лифты, ленточные транспортеры, паровое отопление, паровые жаровни, гидравлические прессы и цилиндрические прессы, черпальные машины, трубопровод для подачи сырья на верхние этажи. | ||
Сарептское горчичное масло высоко ценилось в России и в Европе, пользовалось спросом на Кавказе, Урале, в Прибалтике, Польше, экспортировалось в Китай, Германию, Данию и США. Наследникам горчичного производства семейства Глич было присвоено наименование «Поставщики Двора Его Императорского Величества». | |||
Обсуждение задания, полученного перед выступлениями групп (задание на карточках) | Вед.1.Фирма получила свыше 15 золотых и серебряных медалей на торгово-промышленных выставках за высокое качество продукции. | ||
Слайд №13 | Не отстает и современное производство. Славную традицию продолжает Волгоградский горчичный маслозавод «Сарепта» | Первая группа представляет сюжет. (Демонстрация отрывка из специального репортажа о предприятии) | |
Выступление 3 группы Учащиеся раздают одноклассникам результат своей предварительной работы-буклет «Интересные факты о горчице» (представляют свою работу) Задают вопрос классу: -как в вашей семье используют горчицу? | |||
Группам предлагается составить синквейн со словом Горчица, Сарепта | Составляют синквейн. Выступление представителей групп. | ||
Рефлексия | На экране кроссенс | классу предлагается решить кроссенс. кроссенс или «пересечемся» С помощью цепочки ассоциаций замыкают и разъясняют смысл образов в кроссенсе – «Сарепта 19 – нач 20 вв. – центр горчичной промышленности Европейской России» | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние во время классного часа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий классного часа "Интересные факты из истории зимних олимпийских игр"
Данный сценарий классного часа, посвященного Олимпийским играм, может быть использован для учащихся старших классов, а также студентов 1-2 курса СПО....
Сценарий классного часа «История моей школы» - ко дню рождения школы-интерната. Авторы: Панова Н.П, Понафидина Н.Н. Торопова М.М.
Сценарий классного часа «История моей школы» - ко дню рождения школы-интерната. (Авторы: Панова Н.П, Понафидина Н.Н., Торопова М.М.- воспитатели)...
Сценарий классного часа "История Волгограда"
Сценарий клаасного часа по теме: "История Волгограда"...
Александрова Е.В Сценарий-конспект классного часа из истории Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Чтобы помнили
Сценарий открытого классного часа, посвящен 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г. и рассчитан на детей 8-13 лет. Это мероприятие имеет воспитательную направленност...
Сценарий классного часа " Краснодарскому краю 80 лет: история и современность"
Данный сценарий в первую очередь пригодится классным руководителям 11 классов, так как он содержит материал к Первому звонку....
Сценарий классного часа. Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классе Цели классного часа: 1. Воспитание внимательного отношения к своему здоровью; 2. Повышение мотивации на здоровый образ жизни; 3. Развитие творческих способносте
Сценарий классного часа.Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классеЦели классного часа:Воспитание внимательного отношения к своему здоровью;Повышение мотивации на...
Сценарий классного часа "История Калужского края в герах"
Классный час «История Калужского края в гербах» рассчитан на средних и старших школьников. Материалы для проведения позволяют наглядно и познавательно рассказать учащимся об ис...