"Шорская народность"
презентация к уроку (7 класс) по теме

Данная презентация для 7 класса по теме "Народы России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 05.pptx1.8 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коренные жители России – ШОРСКАЯ НАРОДНОСТЬ Выполнила : Чичкова Татьяна Александровна, учитель МБОУ Валгусская ООШ «СКЦ» Нижегородская область

Слайд 2

Малые народы России Шорцы (« шор-кижи » или « тадар-кижи », « кижи » — «человек» ), малый народ Сибири, живущий в юго-восточной части Западной Сибири, на юге Кемеровской области (в Таштагольском , Новокузнецком, Междуреченском, Мысковском , Осинниковском и др. районах), а также в некоторых районах Республики Хакасия, Республики Алтай, Красноярском и Алтайском крае. Первые письменные свидетельства о степных шорцах («кузнецких татарах») относятся к началу XVII веку, к периоду освоения русскими верховьев реки Томи. Шорцев ранее называли кондомские татары, мрасские татары, томско-кузнецкие татары, кузнецкие татары, черневые татары, шоры.

Слайд 3

В настоящее время шорцы являются одним из малочисленных этносов на территории Сибири. Действительно, численность шорцев в Российской Федерации, начиная с 1926 г. колебалась от 12,6 до 16 тыс. чел., по данным за 2003 год в Кемеровской области проживает 11,5 тыс. чел. шорского населения, общая же численность составляет 16,8 тыс. чел. Шорская нация действительно малочисленна, если сравнивать с общей численностью населения Кузбасса – 2 826 300 чел.

Слайд 4

Традиционные занятия ШОРЦЕВ Предки шорцев занимались металлургией, кузнечеством, охотой, рыболовством, подсобным скотоводством, примитивным ручным земледелием, собирательством. Изделия из железа, сделанные шорскими кузнецами, славились на всю Сибирь. Ими они платили дань ( албан ) джунгарам и енисейским киргизам. Когда пришли русские казаки, они назвали шорцев кузнецкими татарами. Именно благодаря шорским кузнецам земля, которую они населяли, была названа Землей кузнецкой, а затем Кузбассом.

Слайд 5

НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ Обычная одежда шорца — рубаха ( кунек ) из кендыря (название халата - кендыр , произошло от растения, из волокон которого делали холст), или из покупной ткани, с прямым или косым воротом, иногда обшитым цветной материей, застегиваемым на пуговицы, и штаны ( чембар , штан ) с поясом-веревкой из кендыря. Верхняя одежда — халат ( шабур ), короткий, застегивающийся вверху на одну пуговицу и запахивающийся слева направо, подпоясываемый кушаком. Воротник у халата — стойка, рукав — с расширенной манжетой. Стан халата был туникообразного покроя: одно или два полотнища холста перекидывали через плечи, в бока вшивались два широких треугольных клина; рукава были прямые. Ворот, грудь, иногда и нижняя часть пол обшивались тесьмой. Часто в таком халате из самотканного конопляного холста шорец бродил по тайге в дожди и холода, только зимой надевая еще второй, дополнительный.

Слайд 6

ПРАЗДНИКИ ШОРЦЕВ Чыл пажи — Новый год, отмечается 20-21 марта в день весеннего равноденствия. Мултык — праздник всех шорцев, в этот день принято есть пельмени, со спрятанными в них мелкими знаковыми предметами (топор, монета и т.д. и т.п.), отмечается 18 января. Каждая вещь олицетворяет какое-либо событие, которое должно произойти в нынешнем году. Шор-Пайрам - праздник посвященный скотоводству и сельскому хозяйству, отмечается точно также как и у остальных тюрко-язычных народов, исключая некоторые небольшие нововведения (пример: конкурс красоты, конкурс на самую длинну косу)

Слайд 7

ШОРЦЫ В НАШЕ ВРЕМЯ Сегодня наблюдается постепенное исчезновение традиционной шорской культуры. Происходит это в силу всё большего нарастания урбанистической культуры. Вместе с тем начиная с 1985 г. возобновляются традиционные праздники шорцев — праздник прародителя Ольгудека , весенне-летний праздник Пайрам и др., сопровождающиеся исполнением эпоса и песен, а также спортивными состязаниями. В настоящее время основная масса шорцев занята в работах в шахте, старые ценности такие как охота, рыболовство и сельское хозяйство постепенно ушли на второй план. Лишь в Шерегеше сохраняется старый образ жизни - охота, которая является основным промыслом для населения. Важнейшей проблемой для современных шорцев является отсутствие рабочих мест и структуры сельского образования в сельских территориях Таштагольского района. Многие шорцы заняты в городах (Таштаголе, Шерегеше , Новокузнецке), некоторые из них работают на обслуживании туристской сферы на горнолыжном курорте Шерегеш . Шорцы, живущие на селе, официально считаются безработными, — несмотря на то, что большинство этих «безработных» заняты в сельском хозяйстве и традиционными для шорцев промыслами.

Слайд 8

Юрий Арбачаков (22 октября 1966) Родился Усть-Кезес Кемеровской области в семье шорцев. Начал заниматься боксом в возрасте 13 лет под руководством Юрия Айларова . В 1989 году выиграл чемпионат СССР, был включён в состав сборной СССР и стал чемпионом Европы и чемпионом мира. Всего на любительском уровне провёл 186 боёв, в 165 из них победил. В 1990 году Юрий Арбачаков заключил контракт с японским клубом « Киоэй-боксинг » и перешёл в профессионалы. В июне 1992 года в бою с тайцем Муангчаем Киттикейземом завоевал титул чемпиона мира в наилегчайшем весе по версии Всемирного боксёрского совета (ВБС, WBC). Таким образом он вошёл в историю как первый российский боксёр, ставший чемпионом мира среди профессионалов по версии этой организации. В 1997 году после девяти успешных защит уступил титул чемпиона тайцу Чатчаю Сасакулу . После завершения спортивной карьеры вернулся в Россию. В 2011 году избран президентом Профессиональной боксёрской ассоциации России. С 1993 года в Кемерове проводится Всероссийский боксёрский турнир на призы Юрия Арбачакова .

Слайд 9

Ресурсы: 1. интернет-ресурс: http://inform62.ru 2. интернет-ресурс: http://ru.wikipedia.org 3. интернет-ресурс: http://kontinentusa.com 4.интернет-ресурс: http://myski.su 5. интернет-ресурс: http:// images.yandex.ru 6.интернет-ресурс: http://www.etnolog.ru

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование литературного наследия, народной педагогики и народной медицины обско- угорских народов в преподавании школьного курса ОБЖ

Использование литературного наследия, народной педагогики и народной медицины обско- угорских народов в преподавании школьного курса ОБЖ Ермолаев А.В. Муниципальная общеобразовательная школа...

Презентация "Народная сказка" может использоваться на уроках литературы в 5 классе при изучении устного народного творчества.

Данная презентация содержит интересный материал о народной сказке, ее особенностях и принципах построения. В работе использован иллюстративный материал, помогающий наглядно почувствовать прелесть сказ...

И.М. Штыгашев – первый шорский писатель, просветитель, учитель, переводчик и священник.

И.М. Штыгашев – первый  шорский писатель, просветитель,  учитель, переводчик и священник.Дела и поступки Ивана Матвеевича Штыгашева на протяжении всей его жизни – это образец милосердия, иск...

Методическая разработка серии занятий кружка «Народное творчество» для обучающихся 5 классов СКК VII вида по теме: «Русские народные инструменты и исполнение шумовым оркестром мелодии русской народной песни «Калинка».

Автор Филатова С.Ю. – учитель музыки, руководитель кружка «Народное творчество» для учащихся 5 класса (коррекционный класс СКК VII вида) предлагает  методическую разработку внеу...

Шорский орнамент.

Шорский  геометрический ленточный орнамент....