управление воспитательной работой в школе
статья по теме
материал для заместителей директоров по ВР и классных руководителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_k_konferentsii.doc | 262.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор Злыднева Валентина Егоровна - учитель математики
Ходак Оксана Владимировна –
заместитель директора по ВР
ДОКЛАД
«Управление воспитательной работой в школе»
Важнейшим фактором целенаправленного воспитания, который приводит к ожидаемым результатам, несомненно, является наличие воспитательной системы.
В основе воспитательной системы нашей школы лежат педагогические принципы Н.Е.Щурковой.
Время, в которое мы живем, - это новый более высокий уровень развития человеческого интеллекта и качественного повышения духовно – нравственного потенциала общества, требующий от нового поколения решения нелегких задач, стоящих перед обществом.
Помочь учащимся нашей школы справиться с достаточно сложным бременем ответственных задач, выпадающих на их долю, научиться с честью выходить из критических ситуаций и при этом всегда оставаться человеком, достойным уважения, призвана разработанная в школе программа воспитания.
Процесс становления и функционирования воспитательной системы не протекает спонтанно, а происходит благодаря целенаправленным управленческим действиям по её развитию. Управление развитием воспитательной системы включает в себя четыре основных направления: моделирование строящейся воспитательной системы, организацию коллективной творческой деятельности членов школьного сообщества и ориентирование детей и взрослых в процессе такой деятельности на общечеловеческие ценности, корректировку возникающих отношений в этом процессе, рациональное использование воспитательного потенциала среды.
А теперь более подробно раскрою этапы управления воспитательной работой в школе
- Планирование воспитательной деятельности
слайд с фотографиями
Процесс воспитания в МКОУ «Плотниковская основная общеобразовательная школа» начинается с планирования воспитательной деятельности, которое состоит из следующих этапов:
Этап | Время осуществления этапа |
Мониторинг и диагностика | 1. Январь 2. Апрель-май |
Анкетирование обучающиеся, родителей и педагогов (пожелания о будущих планах) | Май-июнь |
Анализ состояния воспитания в школе | Июнь |
Целеполагание | Июнь-июль |
Подбор источников (психологическая и педагогическая литература) | Август |
Составление плана воспитательной работы школы | Август |
Составление планов работы классных руководителей | Август - сентябрь |
Корректирование планов в соответствии с районными, областными планами воспитательной работы, запросами и потребностями | Сентябрь-октябрь |
Рефлексия, подведение итогов |
|
При планировании учитываем принцип преемственности между начальным и средним звеном (на слайде)
Ступень обучения | Начальная (1 ступень обучения) | Основная (2 ступень обучения) |
Воспитательные задачи | Воспитание ответственного поведения | Формирование позитивной позиции «Я концепции» |
Направления решения воспитательных задач |
|
|
Формы и методы |
|
|
Результат |
|
|
2. Структура управления школы
Важная роль в управлении воспитательной системой принадлежит администрации школы, Совет Учреждения, детскому самоуправлению, классным коллективам.
В процессе такого управления связующим звеном между личностью и школой в целом становится класс. Включение класса в жизнь школы, делает жизнь детей интересной, разнообразной и более социально значимой.
Большую роль в этом процессе управления играют педагоги школы. В школе работают 11 учителей. Педагогическое влияние на формирование школьных традиций особенно заметна. Педагог включается в жизнь школы как лидер, как друг, и как критик.
Управление воспитательным процессом строится по следующим направлениям:
- Совместная работа с РОО, и общественными организациями , комиссией по делам несовершеннолетних, инспекторами ГИБДД, Центральной районной больницей.
- Административная работа:
- повышение квалификации классных руководителей,
- наставничество, МО классных руководителей.
3.Сбор информации (диагностика).
4.Планирование: разработка программ и планов реализации воспитательной работы, подбор форм и методов работы с обучающимися.
5.Контроль и коррекция воспитательной работы
6.Создание условий для развития обучающиеся. Школьное управление осуществляется на принципах демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
Структура школьного управления и самоуправления дана в следующей схеме: вы ее видите на слайде
Особая роль принадлежит детскому самоуправлению, дающему возможность ориентировать детей на самих себя, на саморазвитие и успешную социализацию.
3. Ученическое самоуправление в школе
Детское самоуправление - это демократическая форма организации коллектива детей. Она обеспечивает развитие их самостоятельности. Задача педагогов - помочь детям в решении их проблем, в желании реализовать свои потенциалы.
Самоуправление в ней представлено Советом лучистых делегатов, куда входят представители всех классов, и где дети сообща с помощью педагога-организатора учатся планировать, принимать решения и анализировать свою деятельность.
От каждого класса по 1 обучающемуся (начиная с 5 класса) выбираются представители в Совет школьной республики и с 7 класса по 1 представителю в Совет Учреждения
Каждый школьник имеет возможность исполнять разные социальные роли, что позволяет формировать опыт лидера у большинства детей. Это подталкивает к самообразованию и самоутверждению.
(своими словами про Таню Фищенко с фотографиями на слайде)
4. Методическое обеспечение воспитательной работы в школе.
МО классных руководителей
Основное назначение МО классных руководителей в школе связано с созданием условий для развития и саморазвития педагогических работников.
Структура заседаний МО.
1.Выступление по теме.
2.Обмен опытом работы кл. руководителей.
3.Практические занятия.
4.Обзор методической работы по теме.
5.Текущие вопросы. Рекомендации.
Тематика занятий. ( на слайд )
Заседание №1. (август)
- Организационное заседание
- утверждение тем по самообразованию;
- корректировка плана работы;
- утверждение семей, требующих особого внимания;
- детское самоуправление.
-постановка детей на ВШУ
2. Текущие вопросы..
3. Формы работы классного руководителя с классом Борисова А.Л
( сообщение с вебинара)
Заседание №2 (ноябрь)
- Качество планирование воспитательной работы в классе ( справка по итогам проверки планов воспитательной работы)
2 Создание оптимальных условий для развития личности ребенка и его индивидуальности и самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей Ходак О.В
3. Адаптация пятого класса (справка ) Анкеты для детей и родителей прилагаются
4 О нравственном воспитании школьников– соц. педагог
Григорьева С.А.
5. Текущие вопросы
Заседание №3 (март)
1. Воспитание индивидуальности ребенка Потрошилина С.Н
2. «Роль семьи в развитии моральных качеств ребёнка». – Ходак О.В
3. Состояние индивидуальной работы с обучающимися , нуждающимися в педагогической поддержке. ( справка)
Заседание №4 (май)
1. Подведение итогов работы за год.
2.Диагностика и планирование на новый учебный год.
3. Организация и состояние работы с органами ученического самоуправления.
4. Трудовая практика на пришкольном участке
5. Летний отдых(летний оздоровительный лагерь) Ходак О.В, сообщение с вебинара Григорьева С.А.
Сроки | Мероприятия | Ответственный |
Консультации для классных руководителей | ||
Сентябрь | Назначение и функции классного руководителя в современной школе | Зам. директора по ВР |
Октябрь Декабрь | Содержание деятельности классных руководителей | Зам. директора по ВР |
Январь | Методика проведения интеллектуально – творческих дел | |
Март | Анализ воспитательного мероприятия | Зам. директора по ВР |
Апрель | Создание воспитательной системы в классе | |
Май | Диагностика воспитанности классного коллектива Документация классного руководителя | Зам. директора по ВР |
Методическая помощь | ||
В течение учебного года |
| Зам. директора по ВР, классные руководители |
Каждый классный руководитель кроме работы в МО классных руководителей проходит курсы повышения квалификации
( таблица на слайд)
№ п/п | Ф.И.О. классного руководителя | Класс | Курсы повышения квалификации |
1 | Афанасьева Анита Михайловна | 1 | ИРОСТ г.Курган модульные курсы по теме: «Гражданское становление и патриотическое воспитание школьников» с 25.01.2010г. по 29.01.2010г. (36 ч.) |
2 | Потрошилина Светлана Николаевна | 2 | Курсы ИПК и ПРО с 08.02.2010. по 14.10.2010г. по проблеме: «Организация работы со способными и одаренными детьми как обеспечение условий для самореализации способностей младших школьников» (72ч) |
3 | Подкорытова Ольга Петровна | 3 | Курсы ИПК и ПРО с 08.02.2010. по 14.10.2010г. по проблеме: «Организация работы со способными и одаренными детьми как обеспечение условий для самореализации способностей младших школьников» (72ч) |
4 | Язовских Галина Семёновна | 4 | Курсы ИПК И ПРО с 23 .04.2009г по 24.06.2009г по теме: «Воспитательные технологии в деятельности классного руководителя» (36ч) |
5 | Терентьева Анастасия Петровна | 5 | - |
6 | Григорьева Светлана Александровна | 6 | Семинар 30.09.2008г, тема «Сотрудничество ОУ и социума по созданию условий для духовно-нравственного воспитания» (4ч), Дубровинская СОШ. Курсы ИПКиПРО, 26.01.2009 г – 06.02.2009 г, по теме «Социально-педагогические технологии в воспитании», (72 ч) |
7 | Ваганова Ирина Юрьевна | 7 | Курсы ИПКиПРО с 25.01.2010 г по 29.01.2010 г, по теме «Гражданское становление и патриотическое воспитание школьников», 36 (ч) |
8 | Ходак Оксана Владимировна | 8 | Курсы ИПКиПРО с 23.04.2009г по 24.06.2009 г по проблеме «Воспитательные технологии в деятельности классного руководителя» (36 ч) |
9 | Борисова Анна Леонидовна | 9 | Семинар ИРОСТ 11.09.2012г. по теме: «Основные направления работы классного руководителя в условиях введения ФГОС» (4ч) |
5. Традиционные школьные дела (на слайде)+ фото с детьми
Не малую роль в управлении школьного процесса играют традиционные дела
Общешкольные традиционные дела
1. День знаний отв. Ходак О.В.- зам. по ВР
Афанасьева А.М.– 1кл.
2. День пожилых людей 1октября
Терентьева А.П. – 5кл.
3. День учителя 5 октября
– 6кл. Григорьева С.А
4. День матери ноябрь
Язовских А.В., Ходак О.В, классные руководители
5. Новый год 28-29 декабря
Ходак О.В. – 8кл.
Язовских Г.С. – 4кл.
6. День защитника
Отечества 23 февраля
Ушакова О.П. – 3кл.
7. Международный
женский день 8 марта
Ваганова И.Ю. –7кл.
8. День Победы 9 мая
Потрошилина С.Н. – 2кл.
9. Последний звонок 25 мая
Борисова А.Л. – 9кл.
10. День защиты детей 1 июня
Воспитатели ЛДП,
Афанасьева А.М.
6. Контроль процесса воспитания
Контроль процесса воспитания в школе осуществляется следующими способами:
- Административный контроль (посещение классных часов, родительских собраний членами администрации школы)
- Взаимопосещение (открытые воспитательные мероприятия, интегрированные классные часы)
- Творческие отчеты органов детского самоуправления
- Творческие отчеты и выставки детских объединений
- Проверка планов воспитательной работы классных руководителей
- Проверка документации классного руководителя, социального педагога по работе с семьями и учащимися, состоящими на внутришкольном учете, на учете в комиссии по делам несовершеннолетних (дети не стоят).
- Мониторинг и диагностика
- Освещение воспитательной деятельности школы перед общественностью через школьный сайт и на общешкольном родительском собрании .
ПЛАН ВШК - СЛАЙД
7. Мониторинг и диагностика
Мониторинг воспитательной деятельности школы осуществляется:
- администрацией школы;
- классными руководителями;
- социальным педагогом
Исследуются такие аспекты, как:
- уровень воспитанности
- отношение к здоровому образу жизни
- профориентация в 9 классе
- отношения в семье
- психологический климат в школе
на слайде приведена Диаграмма уровня воспитанности
обучающихся 5 класса
в заключении мы хотим подвести итог , что критериями управления эффективности работы в школе являются : на слайде
Создание единого воспитательного пространства и организация его в систему
Вовлечение обучающиеся «группы риска»в систему дополнительного образования, внеурочную деятельность
Поддержание благоприятного климата в школьном сообществе
Повышение уровня воспитанности обучающиеся
а внутренняя воспитательная среда включает в себя на слайде
Источники и литература:
Вестник образования: Справочно-информационное издание Министерства. — М., 1991
Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред Т.И.Шамовой. - М., 1991.
Закон Российской Федерации "Об образовании". — М., 1992
Внутришкольный менеджмент. — М., 1993
Кондаков М.И.. Теоретические основы школоведения. — М., 1982
Менеджмент в управлении школой / Под ред. Т.И.Шамовой. — М., 1992
Орлов А.Л. Управление учебно-воспитательной работой в школе. — М 1990 — 1991
Сантурнова С.М. Менеджмент в образовании: теория и практика. — М., 1993
Сунцов Н.С. Управление общеобразовательной школой: Вопросы теории и практики. — М., 1982
Управление современной школой: Пособие для директора школы / Под ред. М.М.Поташника. — М., 1992
Совет по профилактике
Учителя
Классные родительские
собрания
Школьное
родительское
собрание
МО классных руководителей
МО учителей
Методический совет
Педсовет
Совет
Учреждения
Директор школы
Работники школы, обучающиеся и их родители
Зам.директора по УВР
Зам.директора по ВР
Малый педсовет
Социальный
педагог
- Органы ученического
Дежурный класс
- ДО «ШОрганы ученического
- еские объединения
»
Органы ученического самоуправления
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Воспитательная работа в школе как неотъемлемая часть формирования духовно - нравственного сознания ребенка (из опыта работы)
Данная работа представляет собой фрагмент из представления опыта работы классного руководителя по формированию духовно-нравственного сознания школьников....
Анализ воспитательной работы в школе-интернат «Развитие творческого потенциала личности школьника через систему воспитательной работы»
Воспитание детей – рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи – горе, несравнимо ни с каким другим.Демокрит...
Управленческий проект «Творческие союзы педагогов (ТСП) как элемент усовершенствования модели управления методической работой в школе в условиях реализации ФГОС»
Данный проект подготовлен для муниципального конкурса "Новая волна" (конкурс для молодых заместителей директора школы)...
Общественно-политический и научно-методический журнал "Образование в современной школе": статья "Особенности управления воспитательным процессом в школе" (№3-4, 2016)
В статье рассматриваются вопросы управления воспитательным процессом в школе. Авторы рассказывают о внеаудиторной деятельности в школе как сознательно организованном и управляемом процессе, делятся оп...
Управление воспитательной работой в условиях малокомплектной школы (на примере МКОУ СОШ №25 с. Большой Нимныр)
Сегодня обществом уже признается, что воспитательный компонент деятельности школы должен являться неотъемлемой составляющей общего социокультурного пространства Российской Федерации. Под вос...
« Воспитательная работа в школе как организующий центр совместной деятельности школы, семьи и общественности »
Выступление на педагогической конференции содокладчика Хусаиновой Г.Г....
Выступление на педсовете. Состояние воспитательной работы в школе по духовно-нравственному воспитанию в МБОУ «Открытая (сменная) школа»
Состояние воспитательной работы в школе по духовно-нравственному воспитанию в МБОУ «Открытая (сменная) школа» ...