лекция-концерт "Хочу правды..." (А. Даргомыжский)
классный час по теме
беседа о жизни и творчестве Александра Даргомыжского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
лекция-концерт "Хочу правды,,," (А. Даргомыжский) | 24.71 КБ |
презентация, дополнение к лекции | 2.58 МБ |
Предварительный просмотр:
А. С. Даргомыжский
«Великий учитель музыкальной правды – так называл Даргомыжского Мусоргский. Младший современник Глинки, в молодости испытавший его сильное влияние, Даргомыжский избрал в музыке свой путь. Он обладал способностью улавливать тончайшие оттенки душевного состояния людей. Девизом его творчества стало известное высказывание: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово, хочу правды.» Даргомыжский вслед за Глинкой – один из основоположников русской классической музыки. Композитор, пианист, блестящий учитель пения, сотрудник журнала «Искра», председатель Петербургского отделения Императорского Русского Музыкального Общества…
Начало жизненного пути Даргомыжского вовсе не предвещало такой будущности.
14 февраля 1813 года. В семье Сергея Николаевича и Марии Борисовны Даргомыжских родился второй сын Александр. Они жили тогда в Тульской губернии у родственников, а когда армия Наполеона была изгнана из России, вернулись в свое имение Юхновского уезда Смоленской губернии.
В 1817 году семья переехала в Петербург, где отец вскоре занял место чиновника особых поручений при Министерстве императорского двора.
В раннем детстве Саша очень беспокоил родителей: он не разговаривал до 4 лет, опасались, что ребенок так и останется немым, но обошлось. К воспитанию детей в семье Даргомыжских относились очень ревностно. Не богатство и знатность ценились в ней, а нравственные качества, образованность, любовь к искусствам. Все дети получили только домашнее, но серьезное образование.
Музыкальному развитию в семье уделялось самое серьезное внимание. Сашу с шестилетнего возраста обучали игре на фортепиано. Под руководством учителя Данилевского, а затем Шоберлехнера, Даргомыжский достиг заметных успехов в фортепианной игре. Помимо этого Саша брал уроки игры на скрипке. Поощряемый Шоберлехнером, Даргомыжский стал сочинять и в начале 30-х годов создал по его словам, «множество сочинений для фортепиано и скрипки, а также множество романсов.
- сл. М. Лермонтова «Мне грустно» (И. Грищенко)
Казалось бы, растущие успехи Александра на музыкальном поприще не оставляли сомнений в выборе будущей деятельности. Однако, в дворянской среде профессия музыканта не поощрялась.
В 1831 году Даргомыжский поступает на государственную службу в министерстве Императорского двора, но не оставляет занятий музыкой. Решающую роль в выборе жизненного пути для Даргомыжского сыграло знакомство с М.И. Глинкой. Они познакомились в 1834 году, когда Глинка работал над "Иваном Сусаниным", дальнейшее их сближение произошло в конце 1830-х годов. Именно Глинка убедил Даргомыжского серьезно изучить теорию и передал ему привезенные из Берлина от профессора Дена теоретические рукописи, содействовал расширению знаний в области гармонии и контрапункта; тогда же Даргомыжский принялся и за изучение оркестровки. "Одинаковое образование, одинаковая любовь к искусству тотчас сблизила нас, - вспоминал Даргомыжский. - Мы в течение 22 лет были с ним постоянно в самых коротких, самых дружеских отношениях".
- Вальс ( П.Манахов )
В конце 30-х годов Даргомыжский задумывает написать оперу на сюжет романа В.Гюго «Собор парижской богоматери». Тогда же композитор сочиняет кантату «Торжество Вакха» на стихи Пушкина, которую он вскоре переделал в оперу. Работа над оперой «Эсмеральда» продолжалась 3 года и была завершена в 1841 году. Поставлена была "Эсмеральда" только в 1847 году в Москве и в 1851 году в Петербурге. "Вот эти-то восемь лет напрасного ожидания и в самые кипучие годы жизни легли тяжелым бременем на всю мою артистическую деятельность", - пишет Даргомыжский. Неудача с "Эсмеральдой" приостановила оперное творчество Даргомыжского. Он занялся сочинением романсов. В 1830-40-е годы им написано множество песен и романсов, среди них - целый ряд романсов на стихи А.С. Пушкина: "Я вас любил", "Свадьба", "Ночной зефир", "Юноша и дева", "Слеза", "В крови горит огонь желанья", которые у публики имели большой успех, так что в 1843 году были выпущены отдельным собранием.
3. «Юноша и дева» (И. Грищенко)
В 1844-1845 годах Даргомыжский совершил большое путешествие по странам Европы (Берлин, Брюссель, Париж, Вена), где познакомился с Дж. Мейербером, Ж.Ф. Галеви и Г.Доницетти. Личное знакомство с европейскими музыкантами повлияло на его дальнейшее развитие. Уехав приверженцем всего французского, Даргомыжский возвратился в Петербург гораздо большим, чем ранее, поборником всего русского (как это случилось и с Глинкой).
Вместе с тем он занялся преподаванием пения. Число его учеников и в особенности учениц (он давал уроки бесплатно) огромно. Сочувствие и поклонение женщин, тем более - певиц, всегда вдохновляло и ободряло Даргомыжского, и он полушутя говаривал: «Не будь на свете певиц - не стоило бы быть и композитором».
4. Даргомыжский сл. А. Кольцова. «Не скажу никому». Уже в 1843 г. задумал Даргомыжский третью оперу, «Русалку», на текст Пушкина, но сочинение подвигалось чрезвычайно медленно, и даже одобрения друзей не ускоряли ход работы.
Новый импульс творчеству Даргомыжского дал шумный успех грандиозного концерта из его сочинений, устроенного в Петербурге в зале Дворянского собрания 9 апреля 1853 г., по мысли князя В.Ф. Одоевского и А.Н. Карамзина. Принявшись вновь за «Русалку», Даргомыжский закончил ее в 1855 г. Первое представление "Русалки" в мае 1856 года в Мариинском театре в Петербурге, при неудовлетворительной постановке, со старыми декорациями, не подходящими костюмами, небрежным исполнением, неуместными купюрами, под управлением К.Лядова, не любившего Даргомыжского, успеха не имело. Опера выдержала всего 26 представлений, но возобновленная в 1865 году с Платоновой и Комиссаржевским, имела огромный успех и с тех пор сделалась репертуарной и одной из любимейших из русских опер.
- «Сватушка»
Первоначальный провал «Русалки» подействовал на Даргомыжского удручающе; по рассказу его приятеля, В.П. Энгельгардта, он намеревался сжечь партитуры «Эсмеральды» и «Русалки», и только формальный отказ дирекции выдать эти партитуры автору, якобы для исправления, спас их от уничтожения.
Работая над оперой «Русалка», Даргомыжский продолжал писать романсы, и эти два основных вида его творчества находились в постоянной взаимосвязи. Романс стал для композитора настоящей творческой лабораторией. Здесь возникали новые темы, новые образы, оттачивалось мастерство, проходил активный поиск музыкальных средств. Появляется ряд оригинальных вокальных пьес: "Титулярный советник", "Старый капрал", "Паладин", "Червяк", замечательных по силе и правде вокальной выразительности. Цель своей работы Даргомыжский сформулировал так: «Я не намерен снизводить ...музыку до забавы. Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды».
6. сл. Ю. Жадовской «Я все еще его люблю»
Комическая жилка Даргомыжского проявилась и в области оркестрового сочинения. К тому же периоду относятся его оркестровые фантазии: «Малороссийский казачок», навеянный «Камаринской» Глинки, и вполне самостоятельные: «Баба-Яга» и «Чухонская фантазия».
Путешествие за границу (ноябрь 1864 - май 1865) способствовало подъему его духа и сил, так как было очень удачно в артистическом отношении. Даргомыжский посетил Варшаву, Лейпциг, Брюссель, Париж. Концертное исполнение его произведений вызывает бурный восторг публики. В его музыке, как отмечали критики, было заключено «множество оригинальности, большая энергия мысли, мелодичность, острая гармония…».
Радостно было возвращение на родину - теперь, на склоне жизни, Даргомыжский был признан широкой массой любителей музыки. Это были новые, демократические слои русской интеллигенции, вкусы которых определялись любовью ко всему русскому, национальному.
- Меланхолический вальс (С.Витязева)
Интерес к творчеству композитора вселил в него новые надежды, пробудил новые замыслы. Лучшим из этих замыслов оказалась опера «Каменный гость». Эта опера явила собой необычайно смелый творческий поиск, она написана не на специально составленное либретто, а на подлинный текст Пушкина. Не останавливала творчества и болезнь Даргомыжского (быстро развивавшийся аневризм и грыжа); в последние недели он писал, лежа в постели, карандашом. Молодые друзья, собираясь у больного, исполняли сцену за сценой оперы по мере ее создания и своим энтузиазмом давали угасавшему композитору новые силы.
Оперу «Каменный гость» Даргомыжский не закончил. Предчувствуя близкую смерть, композитор поручил закончить её своим молодым друзьям Ц.А.Кюи и Н.А.Римскому-Корсакову. Ими она и была завершена а затем и поставлена в 1872 году, уже после смерти композитора.
А.С. Даргомыжский умер 5 (17) января 1869 года в Петербурге. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Некрополь мастеров искусств).
Закончить нашу беседу хочется словами самого композитора. Вот что он писал в 1860 году: «Художник – существо исключительное… Кому, например, труд и работа не в тягость? Уединение и постоянная забота об усовершенствовании своих произведений – вот истинная жизнь художника, вот его счастье. … Не степень высоты таланта, но способность любить искусство более других благ на земле делает художника счастливым. Были бы творчество и добросовестный труд – слава придет сама собой.»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Место рождения. Выдающийся русский композитор А.С. Даргомыжский родился 2 (14) февраля 1813 года в селе Троицком Белевского уезда Тульской губернии в старинной дворянской семье.
Мария Борисовна Козловская. Мать Даргомыжского, урожденная княжна Мария Борисовна Козловская, вышла замуж против воли родителей. Она была хорошо образована; ее стихи печатались в альманахах и журналах. Некоторые стихотворения, написанные ею для своих детей, большей частью наставительного характера, вошли в сборник: «Подарок моей дочери».
Сергей Николаевич. Отец его, Сергей Николаевич, был небогатым дворянином, служил по министерству финансов, в коммерческом банке.
Детство. В 1817 году семья Даргомыжских переехала в Петербург, где и прошло детство будущего композитора.
Образование. Александр Сергеевич получил основательное домашнее образование, в котором главное место занимала музыка. Под руководством учителя Данилевского, а затем Шоберлехнера , Даргомыжский достиг заметных успехов в фортепианной игре. Помимо этого Саша брал уроки игры на скрипке.
Первые произведения. Тем не менее, к семнадцати-восемнадцати годам Даргомыжский был автором многих сочинений в различных жанрах. Самые ранние его сочинения - рондо, вариации для фортепиано, романсы на слова Жуковского и Пушкина - не найдены в его бумагах, но еще при его жизни изданы в 1824-1828 годах.
А. Даргомыжский сл . М. Лермонтова «Мне грустно»
Служба. В 1831 году Даргомыжский поступает на государственную службу в министерстве Императорского двора, но не оставляет занятий музыкой.
Знакомство с М. И. Глинкой. Решающую роль в выборе жизненного пути для Даргомыжского сыграло знакомство с М.И. Глинкой. Они познакомились в 1834 году, когда Глинка работал над "Иваном Сусаниным", дальнейшее их сближение произошло в конце 1830-х годов.
А.Даргомыжский Вальс
Опера «Эсмеральда» Оценив талант Глинки, Даргомыжский для первой своей оперы "Эсмеральда" выбрал, однако, французское либретто, составленное Виктором Гюго из его романа " Notre Damе de Paris " и лишь по окончании оперы (в 1839) перевел его на русский язык.
Опера «Торжество Вакха». В 1840-х годах он написал большую кантату с хорами на текст Пушкина "Торжество Вакха". Она была исполнена на концерте дирекции в Большом театре в Петербурге, в 1846 г., но в постановке ее в виде оперы, законченной и оркестрованной в 1848 г. (см. "Автобиография"), автору было отказано, и только гораздо позже (в 1867 г.) она была поставлена в Москве.
Романсы В 1830-40-е годы им написано множество песен и романсов, среди них - целый ряд романсов на стихи А.С. Пушкина: "Я вас любил", "Свадьба", "Ночной зефир", "Юноша и дева", "Слеза", "В крови горит огонь желанья", которые у публики имели большой успех, так что в 1843 году были выпущены отдельным собранием.
А. Даргомыжский сл. А. Пушкина «Юноша и дева»
А.Даргомыжский сл. А. Кольцова «Не скажу никому».
Гастроли. В 1844 г. Даргомыжский побывал в Германии, Париже, Брюсселе и Вене. Личное знакомство с Обером , Мейербером и другими европейскими музыкантами повлияло на его дальнейшее развитие.
Опера «Русалка» Уже в 1843 году Даргомыжский задумал третью оперу, "Русалку", на текст Пушкина. Р абота над лирико-драматической оперой "Русалка" началась только в 1848 году и продолжалась 8 лет. Это произведение открыло новую страницу в истории русской музыки.
Опера «Русалка» хор «Сватушка»
А. Даргомыжский Сл.Ю . Жадовской «Я все еще его люблю»
Путешествие з а границу (ноябрь 1864 - май 1865) Варшава Лейпциг Брюссель Париж
Меланхолический вальс
опера «Каменный гость». Опера написана не на специально составленное либретто, а на подлинный текст Пушкина.
Даргомыжский умер 5 (17) января 1869 года в Петербурге. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Некрополь мастеров искусств ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для создания экспозиции к 200- летию А.С. Даргомыжского
Материал для создания экспозиции к 200-летию А.С. Даргомыжского (фотографии, надписи, произведения)...
А.С. Даргомыжский -- великий учитель музыкальной правды
Методическая разработка урока музыкальной литературы по жизни и вокальному творчеству русского композитора XIX века....
В.В.Стасов АС.Даргомыжский
Творческий путь....
Презентация Александр Сергеевич Даргомыжский
Данная презентация может быть использована на уроках музыки, посвященных творчеству Даргомыжского. Презентация содержит краткие сведения о жизненном пути и творчестве композитора...
«Работа над романсами А.С.Даргомыжского в концертмейстерском классе ДМШ и ДШИ»
Целью данной методической работы является характеристика и обзор вокального творчества А.С.Даргомыжского, методический анализ наиболее популярных и востребованных в учебной (педагогической) прак...
«Выразительные возможности аккомпанемента в романсах А.С.Даргомыжского»
Целью данной методической работы является обзор вокального творчества А.С.Даргомыжского, методический анализ наиболее популярных и востребованных в учебной (педагогической) практике романс...
Учебный проект "Какова она, "третья правда?" Что значит жить по правде?" по повести Л. Бородина "Третья правда".
Учащиеся осмысляют, какой должна быть правда и что значит жить по правде. Одна группа пытается понять "правду" Селиванова, другая группа - "правду" Рябинина, третья - официал...