Внеклассное мероприятие" Из этой земли,из этого края мы..."
классный час (8 класс) по теме
Оформление:
“ Из этой земли, из этого края мы...” плакаты, шежере, магнитофон, компьютер, проектор
Вечер начинается с просмотра ДВД “ШЕЖЕРЕ”. (Слайд 1, 2)
Звучит мелодия курая.
1 вед: Добрый день, уважаемые гости!
2 вед : Добрый день, уважаемые друзья!
(Слайд 3)
1 вед: Храни тепло родного очага
И не позарься на костры чужие.
Таким законом наши предки жили
И завещали нам через века:
Храни огонь родного очага!
(Слайд 4)
2 вед: Мой край! На огненных конях
Скакал ты по холмам и по равнинам.
Историю писал ты на камнях —
Когда меня и не было в помине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_shezhere_2.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
МОБУ ООШ с.Абдулкаримово муниципального района
Ермекеевский район Республики Башкортостан
Внеклассное мероприятие
Из этой земли,
из этого края мы...
Подготовила и провела
Бадыкова Регена Рашитовна
с.Абдулкаримово – 2010 год
Оформление:
“ Из этой земли, из этого края мы...” плакаты, шежере, магнитофон, компьютер, проектор
Вечер начинается с просмотра ДВД “ШЕЖЕРЕ”. (Слайд 1, 2)
Звучит мелодия курая.
1 вед: Добрый день, уважаемые гости!
2 вед : Добрый день, уважаемые друзья!
(Слайд 3)
1 вед: Храни тепло родного очага
И не позарься на костры чужие.
Таким законом наши предки жили
И завещали нам через века:
Храни огонь родного очага!
(Слайд 4)
2 вед: Мой край! На огненных конях
Скакал ты по холмам и по равнинам.
Историю писал ты на камнях —
Когда меня и не было в помине.
Чтец 1:
Случись, померкнет жизни красота
И жар души затопит пустота, -
Как семь джигитов, явят мне родство
Семь поколений рода моего.
Они придут, на помощь мне спеша,
Тухват, Шараф, Хасан, Мухаметша, -
Сквозь снег и свет, как семь богатырей, -
Кутлуахмет, Бикбай, Асылгарей.
Чтец 2:
Бывало, пресекался царский род,
Но мой, крестьянский, всё ещё живёт.
Наш древний корень – в глубине веков,
А крона – выше облаков.
Своих имён простых никто из них
Не вписывал в страницы важных книг.
Они тогда писали не пером,
А плугом, колесом да топором.
Чтец 3:
Где по земле родной они прошли.
Там колеи дорожные легли.
Погостами, копытами коней
Отмечены пути веков и дней.
Кто шёл с враждой, тот недругом их был.
С ним бились насмерть, не жалея сил.
Умели мои предки воевать,
Но знаю, не любили проливать
Невинной крови и невинных слёз…
Чтец 4:
Зато любили праздник – сенокос,
Умели класть душистые стога,
Коней беречь в морозы и снега,
Колодцы бить, для зверя ямы рыть,
Но не умели зло в себе таить…
Расскажут вам, чем их душа жила,
Тухват, Шараф, Хасан, Мухаметша,
Расскажут и научат жить мудрей
Кутлуахмет, Бикбай, Асылгарей.
(Р.Бикбаев)
2 вед: Народный праздник «Шежере байрамы» - «Праздник родословной» организуется в целях возрождения национальных традиций, обычаев башкирского народа, сохранения преемственности поколений, укрепления семейных и семейно – родственных связей на основе общности национальных традиций, привлечения интереса населения к изучению своей родословной, истории родного края во всех населенных пунктах. Проведение данного праздника обеспечит изучение не только генеалогической летописи, но и явится бесценным источником изучения истории башкирского народа, летописей важнейших событий и фактов.
1 вед: Мы начинаем наш вечер под названием “ Из этой земли, из этого края мы...”,
Изучая историю своего шежере, мы не только узнаем много о людях своего рода, но и как бы заново мы начинаем понимать и саму себя, истину своего бытия, природу познания большого мира и особенно тех истоков, с каких началась и жизнь наша таковая. В старину каждый башкир знал историю своего рода, свое шежере (родословную) как минимум до семи колен. По этому поводу известный башкирский ученый-просветитель, знаток истории Мухаметсалим Уметбаев в начале 20 века писал, что «Каждый башкир обязан знать три вещи: первое- свое происхождение, то есть свой род(ырыу), второе- название звезд и третье- предания и легенды».Башкиры очень трепетно относились к своей истории, преданиям и шежере. Каждый род имел свою родословную и даже целые исторические летописи. Но, к сожалению, многовековые традиции передачи родовой истории, составления шежере со временем стали исчезать.
Гости сегоднешнего праздника: Рафиковы Радик и Альфия , Ханнанова Наиля, Шайхутдинова Эльвира. (Слайд 5)
2 вед: Сегодня на наш вечер мы пригласили в гости представителей разных родов, они расскажут нам о происхождении своих корней, знаменитых личностях, родственных связях, важнейших фактах жизни своего рода.
Учитель: Нет человека, который бы появился на свет сам по себе, у каждого есть родители. У них, в свою очередь, тоже есть родители. Часто люди не знают своих предков дальше бабушек и дедушек, однако все мы являемся плодами нашего родословия, и поэтому было бы интересно, а может быть, и важно понять наши корни.
Откуда вы появились? Кто те люди, которые составляли вашу семью на протяжении последних ста лет? Где они жили и что делали? Какие у них были семьи - большие или маленькие? Как они выглядели? Похожи ли вы на них? Говорили ли они на том же языке, что и вы?
2 вед: В газете «Неделя» под рубрикой «Сенсация» была напечатана заметка «Кто твой предок?». Оказывается каждого новорожденного человечество ждёт в течении полутора веков и готовится к его появлению на свет.
Исследования доказывают, что отдаленные предки влияют на физическое развитие детей. Выяснилось, каждое поколение вносит свой вклад в развитие ребенка, причем наиболее сильно воздействует пятые-деды и бабки прабабок. Ни одна жизнь рожденного ранее не пропадает бесследно.
К сожалению, сведения о предках бывают, как правило, чрезвычайно скупыми.
Чтец 1: Ошибка поколенья одного
Страшна ценою рода своего.
И может враз она перечеркнуть
Семи достойных поколений путь.
Довольно ошибаться! Хватит их,
На древе жизни веточек сухих.
Мы живы тем, что корень наш глубок,
А общий ствол раскидист и высок.
Чтец 2: Я – ветка в кроне рода моего.
Веками наше связано родство.
И кто меня безродным назовёт,
Когда вокруг мой край и мой народ?
Чтец 3: Когда из всех слоёв земли
Семь родников мне в душу потекли,
Когда в семь глаз взирает Етеген
На мой народ, на семь его колен?
Чтец 4: «Да, это так», - кивают не спеша
Тухват, Шараф, Хасан, Мухаметша.
И вторят им из памяти моей
Кутлуахмет, Бикбай, Асылгарей.
«Да будет так!» - я приобщаюсь к ним
Как равный, с поколением восьмым.
(Р.Бикбаев)
Песня “ Наша деревня” исполняет Салямова Эльза.
2 вед: В старину аксакалы говорили: человек должен знать семь поколений своего рода. В какой-то период нашей истории, к сожалению, народ начал забывать эту истину. Возрождение " Шәжере байрамы" возвращает нас к своим корням, пробуждает интерес к истории, национальным традициям, семейным обычаям, способствует укреплению семейных и семейно-родственных связей.
Учитель: Особое, подчас необъяснимое чувство вызывают у нас люди, передавшие нам свои черты, достоинства и слабости. А что мы знаем о них? По существу, во многих семьях познания о собственном происхождении обрываются уже на третьем колене. Это наша беда. Забылась мудрость пушкинских слов: «уваженье к прошлому - вот черта, отличающая образованность от дикости». Фамильная гордость, интерес к своей родословной – все это ветви одного дерева.
Родословная, или, как говорили раньше, «родословие» - это последовательный перечень поколений людей одного рода с основными сведениями о каждом из них.
- Но вы уже знакомы с этой работой. Как вы ее начинали?
Рената: Работу над родословной я начинала с расспросов мамы, папы, бабушки и дедушки... Мы проследили линию нашего рода, я думаю, что это большое дело не только для меня, но и для будущих моих детей.
Учитель: Как нет одинаковых отпечатков пальцев, так нет и одинаковых семейств. К тому же миллионы из них не составляют своих родословных, а в вашей она будет.
1 вед:
А сейчас перед вами выступят представители семьи Рафиковых, которые расскажут историю своего рода. Уважаемые гости, представители этого рода коренные жители с. Абдулкаримова. Они родились, выросли учились и обоснавались в своей деревне. Они не искали счастье в чужих землях, свое счастье нашли в соей родной деревне, в родной земле. Пожалуйста, прошу вас.
(Слайд 6 Выступают Рафикова Альфия и его сын Айнур).
Кто любит труд, без дела не сидит,
Оно в руках его, огнём горит.
Пословицу о том друзьям тверди:
Не печь, а руки кормят нас, поди!
(Слайд 7)
А сейчас слово предоставляется Рафикову Радику. Расскажите пожалуйста сегоднешнему поколению о жизни в деревне, о ваших достижениях.
Песня в исполнении девочек 7-9 классов.
2 вед: Слово предоставляется Ханнановой Наиле Габдрахимовне и племяннице Ханнановой Наиле. (слайд 8) Они расскажут нам о родословной свои семьи.
Песня в исполнении девочек 7-9 классов « Песня вольётся в души…»
2 вед: Родительский дом, родители, род… Итак, род – это ряд поколений, происходящих от одного предка. Синонимами понятия «потомство » является порода, родня, родственники.
Родство бывает (слайд 9)
- кровное родовое - по общему предку,
- свойственное (сватовство)- по брачным союзам,
- духовное (крестные, кумовья)- по восприятию от купели
Различают родство по мужскому и женскому колену.
Дети, происходящие от одних и тех же родителей, называется единокровными, родившиеся от одной матери, но от разных отцов – единоутробными.
Зная все тонкости родства, легко ответить на вопросы:
Кто является золовкой, снохой, деверем и т.д. Во многих семьях не поддерживают отношений далее, чем с двоюродными братьями и сестрами, считая остальных родственников «седьмой водой на киселе».
А сейчас проверим, как мы разбираемся в родственных связях. Вам предлагаются вопросы викторины.
Учитель. Викторина (слайд 10)
- В каком родстве состоят свояки? (женаты на сестрах)
- Твоя сестра вышла замуж. Как зять может называть тебя? (шурин, свояченица)
- Я тебе не отец, но ты мне – сын. Кто я? (мать)
- Шел старец. Жили молодец с девицей. Старик и говорит: «Как вам не стыдно жить вдвоем?» Они и отвечают: «Какой нам стыд? Мы большая родня: моя мать – то мать ее матери – родная свекровка». (дядя с племянницей)
- Кто такие сватья и кумовья? (Родители жениха и невесты – сватовья, кровные родители и духовные – кумовья).
- Две матери, две дочери да бабушка со внучкой, а их всего трое. (Мать, дочь и внучка).
- Шли муж с женою, брат с сестрой да кум с кумой; полтора хлеба, разделили по полухлебу. (Их всего трое).
- Шли теща с зятем, муж с женой, бабка со внучкой, мать с дочкой да дочь с отцом. (Всего четверо).
- У меня молодца четыре отца, пятый батюшка. (Бог, царь, духовник, крестный, родитель).
- Шуринов племянник как зятю родня? (Сын).
- Сын отца моего, а мне не брат. (Я сам).
- Родственное мое, мне дано, люди пользуются, а мне редко приходится. (Имя)
- Кого царь видит редко, бог никогда, человек всегда? (Равного себе)
- Народился младенец — никому не сын. (Дочь)
- Сидит дитя на дороге, сидит и говорит: — У меня есть отец и мать, а я им не сын. (Дочь)
- Бог на помощь, девица, жать пшеницу с чужим мужи ком — Что он мне за чужой! Его-то матушка моей-то матушке — свекровь. (Дочь)
«Дикие танцы» в исполнении девочек 7-9 классов
А сейчас мы вас приглашаем на конкурс “В пословицах мудрость народа”. (слайд 11 - 17)
• Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.
• Неродословному с родословным не местничать (не считаться)
• Не хвались отцом, хвались сыном молодцом.
• От доброго дерева добрый и плод.
• От худого семени не жди доброго племени.
• Какое дерево, такой и клин; каков батька, таков и сын.
• Уродил тебя дядя, на себя глядя.
• Родила молодца, такого как отца.
• У кого детей много, тот не забыт от бога.
• Детки хороши – отцу, матери венец, худы – отцу, матери конец.
• Худы детки – отцу-матери бесчестье– роду-племени укор.
• Кумовство да свойство – ближнее родство.
• Русский человек без родни не живет.
• Всякий мирянин своему брату семьянин.
• Дочерьми красуются, сыновьями в почете живут.
• Иная родня только до черного дня.
• Родных много, а как тонуть – не за кого ухватиться.
Учитель: Мы многое запретили бы себе делать и немало бы сделали. Если бы никогда не забывали, что каждый из нас – звено в цепи поколений. Наши лучшие поступки окрыляют детей и внуков, а просчеты и ошибки лягут на них тяжким бременем. Ведь они наследуют не только цвет наших глаз и волос, рисунок носа и рта, но и историю нашей жизни со всеми ее достоинствами и просчетами.
2 вед: Таинственную связь с предшествующими поколениями описал А.С.Пушкин.
Стихотворение читает ученица 6 класса Шайхутдинова Р.
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле Бога самого
Само стоянье человека,-
Залог величия его
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва;
Без них нам целый мир – пустыня.
Душа – алтарь без божества.
Учитель: А сейчас интервью (слайд 18 - 22)
- - Представьте, что у вас есть машина времени, на которой вы можете совершить путешествие в прошлое. Представьте, что вы навестили вашу семью, ваших предков.
- Какие они по- вашему? (внешние черты, например, кудрявые волосы, голубые глаза)
- Черты поведения (как говорят, ходят, какие привычки)
- Отдельные черты характера, например, честность, гостеприимство, великодушие.
2. - Замечаете ли вы. В чем вы похожи на своих родственников?
- О чем бы вам хотелось поговорить с ними?
- Расскажете ли вы им, кто вы?
3. А сейчас вернемся в настоящее.
- С кем вместе ты живешь дома?
- А что вы всей семьей вместе делаете?
- Что тебе больше всего нравится в твоей семье?
- А с кем у тебя в семье отношения лучше всего, с кем конфликтов не бывает?
- У вас есть в семье какие-нибудь праздники, которые вы все вместе празднуете? Семейные праздники?
- Похожи ли вы на маму или папу? Чем вы похожи на них? Чем отличаетесь?
Песня в исполнении девочек 7-9 классов.
Выступает ученица 6 класса Ханнанова Наиля:
Вчерашний день, минувший год
Не умирают в человеке
Прошедший век – он нашем веке
Еще звенит, еще поет.
Живут высокие веленья
Ума и сердца прежних лет,
Давно участие волненья
Еще отбрасывают свет,
И фотография в альбоме,
И куст сирени под окном,
И тишина в отцовском доме
Твердят о времени ином.
Учитель: Многие ваши интересы, навыки и таланты перешли к вам по наследству от членов вашей семьи, даже тех, которых вы никогда не видели.
Когда-нибудь и вы станете родителями, бабушками дедушками, и ваши потомки будут оглядываться на вашу жизнь, стремясь узнать, какими вы были.
Мы гордимся членами наших семей, которые при жизни делали добро другим людям.
Я вам желаю прожить так, чтобы ваши потомки гордились вами.
1 вед: (слайд 23)
Ошибка поколенья одного
Страшна ценою рода своего.
И может враз она перечеркнуть
Семи достойных поколений путь.
Довольно ошибаться! Хватит их,
На древе жизни веточек сухих.
Мы живы тем, что корень наш глубок,
А общий ствол раскидист и высок.
Песня ” До свидания ” – исполняют девочки 7-9 классов (слайд 24)
На этом наше мероприятие, посвящённое башкирскому родовому дереву – шежере – закончено. Желаем всем вам успехов в таком непростом деле, как составление своей родословной!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа предпрофильного курса «Пролетарская земля – мой родной край».
Я считаю, что одним из приоритетных направлений в предпрофильной подготовке обучающихся по географии является...
Программа "Я живу на этой Земле"
Программа нравственно-патриотческой направленности...
Внеклассное мероприяти. посвященное 77- летию Приморского края "Знаток края"
Внеклассное мероприятие интегрированное (история + обществознание), посвящено 77 - летию образования Приморского края. Включен региональный компонент, использование ИКТ. Разработка предназначена препо...
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Он искал в этих женщинах счастья…», посвященная 120-летию С.А. Есенина
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Он искал в этих женщинах счастья…», посвященная 120-летию С.А. Есенина, предназначена для классных руководителей и кураторов. В разработке предс...
Положение о Федеральном Интернет-проекте "Нам жить на этой Земле"
Цель: развитие у школьников экологического мировоззрения, привлечение их к активной природоохранной деятельности, формирования их экологической и гражданской позиции с использованием Интернет-технолог...
Внеклассное мероприятие" Я писатель, в этом моё призвание"
laquo;Живость боли и непрерывное её ощущениеслужили источником живых образов.»М.Е.Салтыков – Щедрин....
Литературная гостиная «Жил я впервые на этой земле…», посвященная творчеству Роберта Рождественского.
Творчество Роберта Ивановича Рождественского, яркого представителя поколения шестидесятников, несколько десятилетий существует в нашей литературе. Он является одним из самых массовых, можно сказать, ...