Внеклассное мероприятие" Из этой земли,из этого края мы..."
классный час (8 класс) по теме

Бадыкова Регена Рашитовна

Оформление:

 “  Из этой земли, из этого края мы...” плакаты, шежере, магнитофон, компьютер, проектор

Вечер начинается с просмотра ДВД “ШЕЖЕРЕ”. (Слайд 1, 2)

Звучит мелодия курая.

1 вед:  Добрый день, уважаемые гости!

2 вед :  Добрый день, уважаемые друзья!

 (Слайд 3)
1 вед: Храни тепло родного очага

И не позарься на костры чужие.

Таким законом наши предки жили

И завещали нам через века:

Храни огонь родного очага!

 (Слайд 4)

2 вед: Мой край! На огненных конях
Скакал ты по холмам и по равнинам.
Историю писал ты на камнях —
Когда меня и не было в помине.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_shezhere_2.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

МОБУ ООШ с.Абдулкаримово муниципального района

Ермекеевский район Республики Башкортостан

Внеклассное мероприятие

Из этой земли,
из этого края мы...

        

                                                       Подготовила и провела

                                                          Бадыкова Регена Рашитовна

с.Абдулкаримово – 2010 год

Оформление:

 “  Из этой земли, из этого края мы...” плакаты, шежере, магнитофон, компьютер, проектор

Вечер начинается с просмотра ДВД “ШЕЖЕРЕ”. (Слайд 1, 2)

Звучит мелодия курая.

1 вед:  Добрый день, уважаемые гости!

2 вед :  Добрый день, уважаемые друзья!

 (Слайд 3)
1 вед
: Храни тепло родного очага

И не позарься на костры чужие.

Таким законом наши предки жили

И завещали нам через века:

Храни огонь родного очага!

 (Слайд 4)

2 вед: Мой край! На огненных конях
Скакал ты по холмам и по равнинам.
Историю писал ты на камнях —
Когда меня и не было в помине.

Чтец 1:

Случись, померкнет жизни красота

И жар души затопит пустота, -

Как семь джигитов, явят мне родство

Семь поколений рода моего.

Они придут, на помощь мне спеша,

Тухват, Шараф, Хасан, Мухаметша, -

Сквозь снег и свет, как семь богатырей, -

Кутлуахмет, Бикбай, Асылгарей.

Чтец 2:

Бывало, пресекался царский род,

Но мой, крестьянский, всё ещё живёт.

Наш древний корень – в глубине веков,

А крона – выше облаков.

Своих имён простых никто из них

Не вписывал в страницы важных книг.

Они тогда писали не пером,

А плугом, колесом да топором.

Чтец 3:

Где по земле родной они прошли.

Там колеи дорожные легли.

Погостами, копытами коней

Отмечены пути веков и дней.

Кто шёл с враждой, тот недругом их был.

С ним бились насмерть, не жалея сил.

Умели мои предки воевать,

Но знаю, не любили проливать

Невинной крови и невинных слёз…

Чтец 4:

Зато любили праздник – сенокос,

Умели класть душистые стога,

Коней беречь в морозы и снега,

Колодцы бить, для зверя ямы рыть,

Но не умели зло в себе таить…

Расскажут вам, чем их душа жила,

Тухват, Шараф, Хасан, Мухаметша,

Расскажут и научат жить мудрей

Кутлуахмет, Бикбай, Асылгарей.

(Р.Бикбаев)

2 вед:   Народный праздник «Шежере байрамы» - «Праздник родословной» организуется в целях возрождения национальных традиций, обычаев башкирского народа, сохранения преемственности поколений, укрепления семейных и семейно – родственных связей на основе общности национальных традиций, привлечения интереса населения к изучению своей родословной, истории родного края во всех населенных пунктах. Проведение данного праздника обеспечит изучение не только генеалогической летописи, но и явится бесценным источником изучения истории башкирского народа, летописей важнейших событий и фактов.

1 вед:   Мы начинаем наш  вечер  под названием “  Из этой земли, из этого края мы...”,

Изучая историю своего шежере, мы не только узнаем много о людях своего рода, но и как бы заново мы начинаем понимать и саму себя, истину своего бытия, природу познания большого мира и особенно тех истоков, с каких началась и жизнь наша таковая. В старину каждый башкир знал историю своего рода, свое шежере (родословную) как минимум до семи колен. По этому поводу известный башкирский ученый-просветитель, знаток истории Мухаметсалим Уметбаев в начале 20 века писал, что «Каждый башкир обязан знать три вещи: первое- свое происхождение, то есть свой род(ырыу), второе- название звезд и третье- предания и легенды».Башкиры очень трепетно относились к своей истории, преданиям и шежере. Каждый род имел свою родословную и даже целые исторические летописи. Но, к сожалению, многовековые традиции передачи родовой истории, составления шежере со временем стали исчезать.

 Гости сегоднешнего праздника: Рафиковы Радик  и  Альфия , Ханнанова Наиля,  Шайхутдинова Эльвира. (Слайд 5)

2 вед: Сегодня на наш вечер мы пригласили в гости представителей разных родов, они расскажут нам о происхождении своих корней, знаменитых личностях, родственных связях, важнейших фактах жизни своего рода.

Учитель: Нет человека, который бы появился на свет сам по себе, у каждого есть родители. У них, в свою очередь, тоже есть родители. Часто люди не знают своих предков дальше бабушек и дедушек, однако все мы являемся плодами нашего родословия, и поэтому было бы интересно, а может быть, и важно понять наши корни.

Откуда вы появились? Кто те люди, которые составляли вашу семью на протяжении последних ста лет? Где они жили и что делали? Какие у них были семьи - большие или маленькие? Как они выглядели? Похожи ли вы на них? Говорили ли они на том же языке, что и вы?

2 вед: В газете «Неделя» под рубрикой «Сенсация» была напечатана заметка «Кто твой предок?». Оказывается каждого новорожденного человечество ждёт в течении полутора веков и готовится к его появлению на свет.

Исследования доказывают, что отдаленные предки влияют на физическое развитие детей. Выяснилось, каждое поколение вносит свой вклад в развитие ребенка, причем наиболее сильно воздействует пятые-деды и бабки прабабок. Ни одна жизнь рожденного ранее не пропадает бесследно.

К сожалению, сведения о предках бывают, как правило, чрезвычайно скупыми.

Чтец 1: Ошибка поколенья одного

Страшна ценою рода своего.

И может враз она перечеркнуть

Семи достойных поколений путь.

Довольно ошибаться! Хватит их,

На древе жизни веточек сухих.

Мы живы тем, что корень наш глубок,

А общий ствол раскидист и высок.

Чтец 2: Я – ветка в кроне рода моего.

Веками наше связано родство.

И кто меня безродным назовёт,

Когда вокруг мой край и мой народ?

Чтец 3: Когда из всех слоёв земли

Семь родников мне в душу потекли,

Когда в семь глаз взирает Етеген

На мой народ, на семь его колен?

Чтец 4: «Да, это так», - кивают не спеша

Тухват, Шараф, Хасан, Мухаметша.

И вторят им из памяти моей

Кутлуахмет, Бикбай, Асылгарей.

«Да будет так!» - я приобщаюсь к ним

Как равный, с поколением восьмым.

(Р.Бикбаев)

Песня “ Наша деревня” исполняет Салямова Эльза.

2 вед:   В старину аксакалы говорили: человек должен знать семь поколений своего рода. В какой-то период нашей истории, к сожалению, народ начал забывать эту истину. Возрождение " Шәжере байрамы" возвращает нас к своим корням, пробуждает интерес к истории, национальным традициям, семейным обычаям, способствует укреплению семейных и семейно-родственных связей.

Учитель: Особое, подчас необъяснимое чувство вызывают у нас люди, передавшие нам свои черты, достоинства и слабости. А что мы знаем о них? По существу, во многих семьях познания о собственном происхождении обрываются уже на третьем колене. Это наша беда. Забылась мудрость пушкинских слов: «уваженье к прошлому - вот черта, отличающая образованность от дикости». Фамильная гордость, интерес к своей родословной – все это ветви одного дерева.

Родословная, или, как говорили раньше, «родословие» - это последовательный перечень поколений людей одного рода с основными сведениями о каждом из них.

- Но вы уже знакомы с этой работой. Как вы ее начинали?

Рената: Работу над родословной я начинала с расспросов мамы, папы, бабушки и дедушки... Мы проследили линию нашего рода, я думаю, что это большое дело не только для меня, но и для будущих моих детей.

Учитель: Как нет одинаковых отпечатков пальцев, так нет и одинаковых семейств. К тому же миллионы из них не составляют своих родословных, а в вашей она будет.

1 вед:   

          А сейчас перед вами выступят представители семьи Рафиковых, которые расскажут историю своего рода. Уважаемые гости,  представители этого рода  коренные жители с. Абдулкаримова. Они  родились, выросли учились и  обоснавались в своей деревне. Они не  искали счастье в чужих землях,  свое счастье нашли в соей родной деревне, в родной земле. Пожалуйста, прошу вас.

 (Слайд 6 Выступают Рафикова Альфия и его сын Айнур).

Кто любит труд, без дела не сидит,

 Оно в руках его, огнём горит.

 Пословицу о том друзьям тверди:

 Не печь, а руки кормят нас, поди!

(Слайд 7)

 А сейчас слово предоставляется Рафикову Радику.  Расскажите пожалуйста сегоднешнему поколению   о жизни в деревне, о ваших достижениях.

Песня  в исполнении девочек 7-9 классов.

2 вед:     Слово предоставляется Ханнановой Наиле Габдрахимовне  и племяннице Ханнановой Наиле. (слайд 8) Они расскажут нам  о родословной свои семьи.

Песня  в исполнении девочек 7-9 классов  « Песня вольётся в души…»

2 вед:   Родительский дом, родители, род… Итак, род – это ряд поколений, происходящих от одного предка. Синонимами понятия «потомство » является порода, родня, родственники.

Родство бывает (слайд 9)

  • кровное родовое - по общему предку,
  • свойственное (сватовство)- по брачным союзам,
  • духовное (крестные, кумовья)- по восприятию от купели

Различают родство по мужскому и женскому колену.

Дети, происходящие от одних и тех же родителей, называется единокровными, родившиеся от одной матери, но от разных отцов – единоутробными.

Зная все тонкости родства, легко ответить на вопросы:

Кто является золовкой, снохой, деверем и т.д. Во многих семьях не поддерживают отношений далее, чем с двоюродными братьями и сестрами, считая остальных родственников «седьмой водой на киселе».

А сейчас проверим, как мы разбираемся в родственных связях. Вам предлагаются вопросы викторины.

Учитель. Викторина (слайд 10)

  1. В каком родстве состоят свояки? (женаты на сестрах)
  2. Твоя сестра вышла замуж. Как зять может называть тебя? (шурин, свояченица)
  3. Я тебе не отец, но ты мне – сын. Кто я? (мать)
  4. Шел старец. Жили молодец с девицей. Старик и говорит: «Как вам не стыдно жить вдвоем?» Они и отвечают: «Какой нам стыд? Мы большая родня: моя мать – то мать ее матери – родная свекровка». (дядя с племянницей)
  5. Кто такие сватья и кумовья? (Родители жениха и невесты – сватовья, кровные родители и духовные – кумовья).
  6. Две матери, две дочери да бабушка со внучкой, а их всего трое. (Мать, дочь и внучка).
  7. Шли муж с женою, брат с сестрой да кум с кумой; полтора хлеба, разделили по полухлебу. (Их всего трое).
  8. Шли теща с зятем, муж с женой, бабка со внучкой, мать с дочкой да дочь с отцом. (Всего четверо).
  9. У меня молодца четыре отца, пятый батюшка. (Бог, царь, духовник, крестный, родитель).
  10. Шуринов племянник как зятю родня? (Сын).
  11. Сын отца моего, а мне не брат. (Я сам).
  12. Родственное мое, мне дано, люди пользуются, а мне редко приходится. (Имя)
  13. Кого царь видит редко, бог никогда, человек всегда? (Равного себе)
  14. Народился младенец — никому не сын. (Дочь)
  15. Сидит дитя на дороге, сидит и говорит: — У меня есть отец и мать, а я им не сын. (Дочь)
  16. Бог на помощь, девица, жать пшеницу с чужим мужи ком — Что он мне за чужой! Его-то матушка моей-то матушке — свекровь. (Дочь)

«Дикие танцы» в исполнении девочек 7-9 классов

 А сейчас мы вас приглашаем на конкурс “В пословицах  мудрость народа”. (слайд 11 - 17)  

• Кто родителей почитает,                                   тот вовеки не погибает.

 • Неродословному с родословным                     не местничать (не считаться)

 • Не хвались отцом,                                              хвались сыном молодцом.

 • От доброго дерева                                              добрый и плод.

 • От худого семени не жди                                  доброго племени.

 • Какое дерево, такой и клин;                              каков батька, таков и сын.

 • Уродил тебя дядя,                                              на себя глядя.

 • Родила молодца,                                                такого как отца.

 • У кого детей много,                                           тот не забыт от бога.

 • Детки хороши – отцу, матери венец,               худы – отцу, матери конец.

 • Худы детки – отцу-матери  бесчестье–           роду-племени укор.

 • Кумовство да свойство –                                   ближнее родство.

 • Русский человек                                                 без родни не живет.

 • Всякий мирянин                                                 своему брату семьянин.

 • Дочерьми красуются,                                         сыновьями в почете живут.

• Иная родня                                                           только до черного дня.

 • Родных много, а как тонуть –                           не за кого ухватиться.

Учитель: Мы многое запретили бы себе делать и немало бы сделали. Если бы никогда не забывали, что каждый из нас – звено в цепи поколений. Наши лучшие поступки окрыляют детей и внуков, а просчеты и ошибки лягут на них тяжким бременем. Ведь они наследуют не только цвет наших глаз и волос, рисунок носа и рта, но и историю нашей жизни со всеми ее достоинствами и просчетами.

2 вед:   Таинственную связь с предшествующими поколениями описал А.С.Пушкин.

 Стихотворение читает ученица 6 класса Шайхутдинова Р.

Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле Бога самого
Само стоянье человека,-
Залог величия его
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва;
Без них нам целый мир – пустыня.
Душа – алтарь без божества.

Учитель:  А сейчас интервью (слайд 18 - 22)

  1. - Представьте, что у вас есть машина времени, на которой вы можете совершить путешествие в прошлое. Представьте, что вы навестили вашу семью, ваших предков.
    - Какие они по- вашему? (внешние черты, например, кудрявые волосы, голубые глаза)
    - Черты поведения (как говорят, ходят, какие привычки)
    - Отдельные черты характера, например, честность, гостеприимство, великодушие.
    2. - Замечаете ли вы. В чем вы похожи на своих родственников?
    - О чем бы вам хотелось поговорить с ними?
    - Расскажете ли вы им, кто вы?
    3. А сейчас вернемся в настоящее.
    - С кем вместе ты живешь дома?
    - А что вы всей семьей вместе делаете?
    - Что тебе больше всего нравится в твоей семье?
    - А с кем у тебя в семье отношения лучше всего, с кем конфликтов не бывает?
    - У вас есть в семье какие-нибудь праздники, которые вы все вместе празднуете? Семейные праздники?
    - Похожи ли вы на маму или папу? Чем вы похожи на них? Чем отличаетесь?

Песня  в исполнении девочек 7-9 классов.

Выступает ученица 6 класса Ханнанова Наиля:  

Вчерашний день, минувший год
Не умирают в человеке
Прошедший век – он нашем веке
Еще звенит, еще поет.
Живут высокие веленья
Ума и сердца прежних лет,
Давно участие волненья
Еще отбрасывают свет,
И фотография в альбоме,
И куст сирени под окном,
И тишина в отцовском доме
Твердят о времени ином.

Учитель: Многие ваши интересы, навыки и таланты перешли к вам по наследству от членов вашей семьи, даже тех, которых вы никогда не видели.

Когда-нибудь и вы станете родителями, бабушками дедушками, и ваши потомки будут оглядываться на вашу жизнь, стремясь узнать, какими вы были.

Мы гордимся членами наших семей, которые при жизни делали добро другим людям.

Я вам желаю прожить так, чтобы ваши потомки гордились вами.

1 вед: (слайд 23)

                        Ошибка поколенья одного

                            Страшна ценою рода своего.

                            И может враз она перечеркнуть

                            Семи достойных поколений путь.

                                             Довольно ошибаться! Хватит их,

                                             На древе жизни веточек сухих.

                                             Мы живы тем, что корень наш глубок,

                                             А общий ствол раскидист и высок.

 Песня ”   До свидания ” – исполняют девочки 7-9 классов (слайд 24)

На этом наше мероприятие, посвящённое башкирскому родовому дереву – шежере – закончено. Желаем всем вам успехов в таком непростом деле, как составление своей родословной!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа предпрофильного курса «Пролетарская земля – мой родной край».

Я считаю, что  одним из  приоритетных направлений в  предпрофильной  подготовке обучающихся по географии является...

Программа "Я живу на этой Земле"

Программа нравственно-патриотческой направленности...

Внеклассное мероприяти. посвященное 77- летию Приморского края "Знаток края"

Внеклассное мероприятие интегрированное (история + обществознание), посвящено 77 - летию образования Приморского края. Включен региональный компонент, использование ИКТ. Разработка предназначена препо...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Он искал в этих женщинах счастья…», посвященная 120-летию С.А. Есенина

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Он искал в этих женщинах  счастья…», посвященная 120-летию С.А. Есенина, предназначена для классных руководителей и кураторов. В разработке предс...

Положение о Федеральном Интернет-проекте "Нам жить на этой Земле"

Цель: развитие у школьников экологического мировоззрения, привлечение их к активной природоохранной деятельности, формирования их экологической и гражданской позиции с использованием Интернет-технолог...

Внеклассное мероприятие" Я писатель, в этом моё призвание"

laquo;Живость боли и непрерывное её ощущениеслужили источником живых образов.»М.Е.Салтыков – Щедрин....

Литературная гостиная «Жил я впервые на этой земле…», посвященная творчеству Роберта Рождественского.

Творчество Роберта Ивановича Рождественского, яркого представителя поколения шестидесятников, несколько десятилетий существует в нашей литературе. Он является одним из самых массовых, можно сказать, ...