Внеклассное мероприятие" Я писатель, в этом моё призвание"
классный час (8 класс)
«Живость боли и непрерывное её ощущение
служили источником живых образов.»
М.Е.Салтыков – Щедрин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_pisatel_v_etom_moyo_prizvanie.docx | 23.24 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Скороднянская средняя общеобразовательная школа»
Внеклассное мероприятие к 195 – летию М.Е.Салтыкова – Щедрина
для 7 – 11 классов
разработала учитель русского языка и литературы Умрихина О.Н.
«Я писатель, в этом моё призвание»
М.Е.Салтыков - Щедрин
Эпиграф: «Живость боли и непрерывное её ощущение
служили источником живых образов.»
М.Е.Салтыков – Щедрин.
Писателя – сатирика волнует то, что большинство кажется привычным и даже нормальным, что успело войти в плоть и кровь человека, что составляет самую атмосферу его жизни.
И.М.Сеченов.
Цели:
1). Познакомить с этапами жижзи и творчества писателя;
2). Раскрыть особенности художественного мира как писателя- сатирика;
3). Воспитывать интерес к творчеству Салтыкова – Щедрина;
4). Развивать творческие способности учащихся.
Оформление:
*Портрет писателя,
*Эпиграфы,
*выставка книг,
*газеты, кроссворды, рисунки к сказкам Салтыкова – Щедрина,
*Декорации к сценкам.
Ход праздника:
Вступительное слово учителя:
М.Е.Салтыков – Щедрин – писатель большого поэтического диапазона. Его творчество продолжает и углубляет сатирическое направление в русской литературе, начатое А.С.Грибоедовым, Н.В.Гоголем.
Писатель – сатирик, публицист, критик, редактор охватывает многие сферы общественной жизни России.
Наследие Салтыкова – Щедрина мы по-праву называем классическим. Ведь истинно классическое в искусстве – это то, что, пережив свою эпоху и своего создателя, остается в духовном сознании потомков, обогащает нас сейчас, сегодня, знанием человеческих характеров, опытом истории.
Вот и мы сегодня попытаемся осознать этапы жизни, творческое наследие этого удивительного писателя.
Выступления учащихся:
1). 15(27) января 1826 года . В селе Спас – Угол калязинского уезда Тверской Губернии в семье помещиков Салтыковых родился сын Михаил. Однако через 30 лет, в 1856 году, он появился на свет ещё раз, но уже как литератор Салтыков – Щедрин. Тридцать лет, разделяющие эти даты, многое определили в жизни и судьбе русского писателя Михаила Евграфовича Салтыкова – Щедрина. Именно под этим именем он вошел в историю русской литературы.
2). « Я вырос на лоне крепостного права, вскормлен молоком крепостной кормилицы, воспитан крепостными мамками, и, наконец, обучен грамоте крепостным грамотеем…»
3). Условия детства Салтыкова содействовали зарождению в нём по крови помещичьего класса. Направление этого движения окрепло в годы пребывания Салтыкова в Царскосельском лицее. В русле этих традиций возникло «решительное влечение» Салтыкова к литературе и вольнолюбию. Он стал писать стихи и много читать.
4). Первое напечатанное стихотворение было « Лира» ( вышло в свет в 1840 году), потом несколько стихотворений было напечатано в «Современнике» 1843 и 1844 годов.
- звучит стихотворение «Лира»
Всего им было написано 21 стихотворение, среди них стихотворение «Музыка»
- звучит стихотворение «Музыка»
5). В 1844 году Салтыков – Щедрин был выпущен из Лицея и непавлен в Канцелярию военного министерства. Тогда же он примыкает к одному из кружков, заседания которого проходили на квартире Михаила Буташевича – Петрашевского. Благодаря способностям и трудолюбию Щедрина постоянно «повышается в должностях», а также продолжает заниматься литературой.
6). Друг за другом в 1847 и 1848 годы выходят две его первые повести. Одна из них – «Запутанное дело» -появилось под псевдонимом «Н.Щедрин».
7). Почему же Салтыков вдруг стал Щедриным?
В мемуарах сына писателя можно найти одну из версий: «Дело обстояло так. Ему, когда он ещё состоял на государственной службе, намекнули на то, что неудобно подписывать труды своей фамилией».
8). Но не только настоящая фамилия автора – чиновника, под которой было опубликовано первое произведение, вызвала гнев начальства.
9). В дневнике чиновника для особых поручений при военном министерстве и одновременно писателя Н.В.Кукольникова читаем: «Неприятная история. Приказано арестовать чиновника» «за какое –то сочинение, напечатанное без ведома начальства». Этим чиновником и был Салтыков, который, по высочайшему повелению, за публикацию повести «Запутанное дело» был сослан на Вятку.
10). «Вятский плен» был спасением: так, после разгрома кружка Петрашевского, Салтыков – Щедрин хотя и был привлечён к допросу по делу, наказания за участие в работу кружка не последовало.
11). Семь с половиной лет опальной жизни, в одном из далёких тогда углов России, оказались нелёгким испытанием для юного Салтыкова. Но из Вятки он вывез огромный запас впечатлений от той глубинной русской жизни, которую нельзя было узнать в столичных кружках. Он вывез и жар негодования к бесправию, бедности и темноте всего низового российского бытия.
12). Свои наблюдения и чквства Салтыков сразу же по возвращении в Петерберг, после смерти Николая I, претворил в художественные образы «Губернских очерков».
13). В 1855 году указом императора Александра II чиновнику Салтыкову было дозволено «проживать и служить, где пожелает». С 1848 по 1856 годы в литературной деятельност был перерыв. И хотя в 1856 году выходят «Губернские очерки», принёсшие писателю признание и славу, он продолжает служить сначала в Министерстве внутренних дел, а потом вице-губернатором в Рязани и Твери.
14). Крепостническая Русь изображена писателем во многих произведениях, но цельнее и ярче всего в полуавтобиографической «Пошехонской старине» - самой правдивой картине крепостного быта.
В феврале 1856 года Салтыков приступает к работе над циклом «Губернские очерки». Именно с них начинается тот творческий путь, который приведёт Салтыкова, впервые выступившего здесь под маской «отставного надворного советника Николая Ивановича Щедрина, к вершинам его сатиры, - «Истории одного города», « Господам Головлёвым», сказкам.
15). «Губернские очерки» открыли новый этап в творчестве Салтыкова . На смену утопическим мечтам о несправедливости, юношеским порывам к протесту теперь пришло суровое изображение правды жизни, резкая критика бюрократического аппарата самодержавия.
16). Почти 10 лет (1858 – 1868) Салтыков – Щедрин провёл на государственной службе.
И везде Салтыков не мог стоять в стороне от политической жизни.
Приняв дела в Рязани, Салтыков сразу же заявил чиновникам: «Я не дам в обиду мужика! Будет с него, господа!
Очень слишком даже будет!»
Началась непримиримая борьба со злоупотреблениями чиновников и помещиков.
17). Салтыков оставался на службе в канун крестьянской реформы и в первые годы после отмены. Это сыграло для его творчества огромную роль, обогатило знанием народной жизни.
18). В 1868 году писатель окончательно оставляет службу.
1868 – 1881 были годы расцвета творчества Щедрина. В это время он создает большинство самых значительных произведений: «Помпадуры и помпадурши», « Господа Ташкентцы», « Благонамеренные речи» и другие.
19). Щедрин первым не только в русской, но и в мировой литературе ввёл жанр сатирической хроники, создал новый тип социального романа.
«У нас установилась такое понятие о романе, - говорит Щедрин, - что он без любовной завязки быть не может…
Я считаю мои «Современная идиллия», «Господа Головлёвы», « Дневник провинциала» стали настоящими романами.
20). Семейная хроника – роман «Господа Головлёвы» показывает обречённость класса эксплуататоров – крепостников.
Продолжает эту тему «Пошехонская старина», в которой живёт вольнолюбивая, гордая душа русского народа.
21). Последнее десятилетие жизни Щедрина – 80 –ые годы – было необычайно тяжёлым для него.
В 1875 году он неизлечимо заболел . Физические страдания не оставляли его ни на один день.
22). Ещё в 1869 году Щедрин создал три свои первые сказки. Главная их тема – чиновничество, дворянство – помещичество в отношении к крестьянской жизни, жизни русского мужика.
Работа над сказками была возобновлена в 1882 году.
Сказки Щедрина иносказательны, аллегоричны, и в этом они сходны с русской народной сказкой.
Главный герой сказок – народ.
Фантастика, гипербола, гротеск, зоологические маски – основные сатирические приёмы, к которым прибегает автор в сказках. Комический эффект создает перенесение человеческих черт на животный мир.
23). Страшнее всего, считал Салтыков – Щедрин, малодушие, овладевшее настроениями некоторой част русской интеллигенции. В эту мрачную реакционную пору писател – сатирик и берётся своей сказкой «Премудрый пескарь» напомнить современникам о человеческом достоинстве, о чест и стыде, о мудрости, истинной и мнимой.
Инсценирование сказки «Премудрый пескарь».
24). В сказке «Дикий помещик» нелепа фигура помещика: жизнь за счёт народа превратила в паразита. Одичание помещика свидетельствует о том,что народ – созидатель и материальных и духовных ценностей.
Инсценирование сказки «Дикий помещик».
25). Лень и неумение трудиться, неприспособленность к жизни генералов, обличение пороков , таких как жадность, глупость, паразитизм высмеивает Салтыков – Щедрин в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Инсценирование сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Источники:
1.Жизнь и творчество М.Е.Салтыкова –Щедрина. Выставка в школе. Детгиз. Просвещение, М., 1959.
2.Русские писатели. Биобиблиографический словарь. Под редакцией П.А.Николаева. Москва. «Просвещение», 1990.
3.Е.И.Покусаев, В.В.Прозоров. М.Е.Салтыков – Щедрин. Биография. Пособие для учащихся. Издательство «Просвещение». Ленинградское отделение . Ленинград. 1969.
4. Литература. 10 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений /Т.Ф.Курдюмова, С.А.Леонов, О.Б.Марьина./
Под ред. Т.Ф.Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2013.
5. «Дикий помещик»
6. «Премудрый пескарь»
7. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
8. Фотографии писателя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Мы разные и в этом наше богатство, мы вместе и в этом наша сила"
Веклассное мероприятие было проведено в 7 классе для ознакомление с традициями и обычаями узбекского народа...
Брошюра "Писатель и время" (уроки внеклассного чтения по произведениям зарубежных писателей)
Брошюра "Писатель и время" (уроки внеклассного чтения по произведениям зарубежных писателей)...
Внеклассное мероприятие" Из этой земли,из этого края мы..."
Оформление: “ Из этой земли, из этого края мы...” плакаты, шежере, магнитофон, компьютер, проекторВечер начинается с просмотра ДВД “ШЕЖЕРЕ”. (Слайд 1, 2)Звучит мелодия курая.1 вед: До...
Урок внеклассного чтения «Писатели улыбаются, или Мелочи жизни».
По произведениям М.А.Осоргина «Пенсне», И.С.Шмелёва «Как я стал писателем», Тэффи «Жизнь или воротник», М.М.Зощенко «История болезни», отрывки из «Всеобщей истории», обработанной журналом ...
Урок внеклассного чтения «Писатели улыбаются, или Мелочи жизни».
Цели урока:•познакомиться с некоторыми этапами биографии писателей, чьи произведения будут рассматриваться на уроке;• выявить общую проблематику рассказов;• развивать коммуникативную и речевую компете...
Внеклассное мероприятиея, посвященное Дню родных языков
Внеклассное мероприятиея, посвященное Дню родных языков. На мероприятие можно пригласить бабушек и дедушек и попросить поговорки о языке, которыми пользуются в селе....
Чехов - врач. Отражение этой темы в творчестве писателя.
В статье дается подробный анализ взаимосвязи между врачебной деятельностью А.П.Чехова и его отражением в творчестве писателя...