Методические рекомендации по составлению и написанию сценария художественно-массового мероприятия
методическая разработка
Данные методические рекомендации предназначены в помощь педагогам-организаторам. Они позволяют наиболее грамотно, эффективно, рационально разработать сценарий художественно – массового мероприятия любого вида.
В рекомендациях дается расшифровка основных определений, относящихся к сценарию. Подробно раскрываются основные этапы работы над сценарием, дается образец оформления сценария на титульном листе, проводится образец пояснительной записки сценария, где рассматриваются следующие вопросы:
-цели,
-воспитательные задачи,
-оформление,
-подготовка,
-призовой фонд,
-действующие лица,
-ход сценария.
Методические рекомендации написаны в форме комментариев к комьютерной презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_sostavleniyu_i_napisaniyu_stsenariya.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр внешкольной работы Калининского района
Санкт-Петербурга «Академический»
Консультация для педагогов-организаторов
Тема:
« Методические рекомендации по составлению и написанию сценария
художественно-массового мероприятия»
Составитель: Киселева Е.В., методист
Санкт - Петербург
2012
Пояснительная записка
Данные методические рекомендации предназначены в помощь педагогам-организаторам. Они позволяют наиболее грамотно, эффективно, рационально разработать сценарий художественно – массового мероприятия любого вида.
В рекомендациях дается расшифровка основных определений, относящихся к сценарию. Подробно раскрываются основные этапы работы над сценарием, дается образец оформления сценария на титульном листе, проводится образец пояснительной записки сценария, где рассматриваются следующие вопросы:
-цели,
-воспитательные задачи,
-оформление,
-подготовка,
-призовой фонд,
-действующие лица,
-ход сценария.
Методические рекомендации написаны в форме комментариев к комьютерной презентации.
Слайд № 1 Титульный
Слайд № 2
Сценарий – это подробная литературная разработка содержания художественно массового мероприятия, в которой в строгой последовательности излагаются отдельные элементы действия, раскрывается тема, показаны авторские переходы от одной части действия к другой; выявляются примерное направление всех публицистических выступлений, вносятся используемые художественные произведения или отрывки из них.
Слайд № 3
Основные этапы работы над сценарием театрализованного художественно-массового мероприятия
Слайд № 4
1.Определение темы и идеи
Эти два понятия тесно связаны, их часто подменяют одно другим, что отрицательно сказывается на сценариях.
Понятие «тема» имеет два значения. В широком смысле «тема» рассматривается как общий характер события без конкретизации отдельных составляющих его частей. Такое определение общей темы замысла сценария непосредственно вытекает из праздничной ситуации, которая требует реализации в конкретном художественно – массовом мероприятии, например «Виват, Петербург» или «Победа советского народа в Великой Отечественной Войне». Но создать замысел мероприятия при таком широком понимании темы практически невозможно, т.к. получится общий разговор вообще о войне либо о Петербурге.
Суть сценария и заключается в конкретизации общей темы сценария, нахождении, отборе и ярком освещении в ней автором проблемного аспекта, волнующего конкретный коллектив.
Так, например, праздничный вечер, посвященный Дню Победы, имевший одну общую тему «День Победы», будет по - разному конкретизирован в том или ином замысле. В одном случае –«Природа героизма советского человека» - речь пойдет о 900-дневной блокаде Ленинграда, его жителях. В другом –«Незабвенная память и благодарность молодежи бойцам-ветеранам» мы будем говорить о преемственности поколений героической (Н-ской) дивизии. Каждая тема конкретизируется местным материалом. Основные герои мероприятия - это представители конкретного учебного коллектива.
Следовательно, создавая замысел, тему сценария мы определяем проблему дня. В центре ее всегда находится человек или группа людей являющихся коллективом, общественно значимым героем, связанным с интересами аудитории намечаемого мероприятия.
Определение темы и осмысление ее как проблемы помогает правильно сформулировать идею – основную мысль, главный вывод содержания замысла, оценку отображаемых событий, явлений. Если тема сценария понимается как проблема, то идея – это пути ее решения.
Не случайно идея очень часто становится названием мероприятия
« Из боя меня ты вынесла одна», «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам». Мы видим из этих названий, что решение проблемы автор замысла должен искать в людях: военных медсестрах; героях ладожской дороги жизни.
Верная идея дает точную реализацию цели мероприятия.
Идея – это вывод, а к выводу надо органично подвести всем содержанием замысла сценария.
Обосновывая замысел, сценарист должен учитывать, что мероприятие рассчитано на конкретную аудиторию, поэтому рекомендуется учитывать социальные, профессиональные, образовательные и возрастные особенности аудитории. Это облегчит конкретизацию идеи сценария с учетом интересов и целей участников, а значит, и подбор реального материала, являющегося основой содержания сценария, разнообразные приемы активизации (зная психологию аудитории, легче выбрать наиболее действенный прием) и выбор удачной формы мероприятия.
Слайд № 5
Форма мероприятия – это его структура, образуемая на основе организации материала и аудитории. Выбор формы, а затем жанра в первую очередь соотносится с замыслом и целью мероприятия. Например, такая форма работы, как тематический вечер, имеет множество жанровых разновидностей (вечер – портрет, вечер – рассказ, вечер – ритуал, вечер - репортаж и т.д.).
Слайд № 6
Замысел сценария определяет схему будущего мероприятия, который включает основные блоки – эпизоды и сюжетную линию, связывающую их. Поиск интересного сюжета – неотъемлемая часть работы над сценарием. На практике многие организаторы массовых мероприятий игнорируют разработку сюжета, тем самым обедняя сценарий, превращая его в план выступлений участников тех или иных событий, перемежаемых концертными номерами.
В сюжете мероприятия должны быть отражены характерные, интересные для конкретной аудитории жизненные события, связанные между собой и последовательно развивающиеся, полностью выстроить сюжет – это значит найти все события: и большие и малые, главные и второстепенные, в которых раскрываются обусловленные конфликтом, авторской идеей «связи, противоречия, симпатии, антипатии и вообще взаимоотношения людей – истории роста и организации того или иного характера, типа».
Важное требование: развитие сюжета в сценарии невозможно без точного определения конфликта и дальнейшей его разработки в замысле.
Бесконфликтный сценарий не может ярко раскрыть идеи сценариста, интересно показать реальных героев. Как правило, конфликт в художественно массовых мероприятиях выражен не так четко, как в пьесе или киносценарии. Зачастую конфликт в тематическом вечере, театрализованном концерте, обряде, ритуале, массовом празднике разрешается на уровне борьбы идей, столкновений идеологий, образов жизни.
Слайд № 7
Но разрешение конфликтов еще не обусловливает развитие самого действия, ибо каждый сценарий имеет композиционное решение. Четкое композиционное построение позволяет его упорядочить, логично изложить события, расположить основные части сценария.
Композиция – это основное средство художественной организации сценарного материала. Она включает в себя следующие элементы:
- экспозицию или пролог,
- завязку действия,
- само основное действие,
- развязку, финал.
Экспозиция – вступительная часть сценария, дающая необходимый эмоциональный настрой аудитории, сведения о предстоящем действии, его героях и обстоятельствах. Экспозиция может быть не связана непосредственно с основным сюжетом и не влиять на ход последующих событий, но вводить в тему она должна обязательно. В качестве экспозиции могут быть использованы художественные выразительные средства, документы, тексты, читаемые ведущими, а также действие в фойе. Обычно в сценариях художественно-массовых мероприятий экспозиция совпадает с прологом, изображающим события, жизненную обстановку, предшествующую основному действию, и психологически подготавливающим аудиторию к его восприятию.
Экспозиция должна органично переходить в завязку-событие, с которого начинается действие в сценарии, дающее толчок для развития всех последующих эпизодов. Экспозиция и завязка должны быть очень четкими и лаконичными, концентрировать в себе идею всего предстоящего мероприятия, ибо они сосредотачивают внимание аудитории, дают импульс в реализации потребности действовать.
Далее следует основное действие, каждый из эпизодов которого имеет свою внутреннюю композицию, законченное драматургическое построение, проходящее через замысел сценария.
Логика развития основного действия не требует обязательной хронологии в последовательности эпизодов; в нем возможны «наплывы», но вот постепенность нарастания основного действия обязательна. Нельзя строить заданное в завязке действие от эмоционально более сильных эпизодов к слабым. Оно должно развиваться по нарастающей линии от пролога через цепь эпизодов к кульминации и финалу.
Помочь в этом должен сценарный ход, цементирующий действие в его логическом развитии, определяющий степень эмоционального воздействия каждого эпизода. Идеальным является использование в сценарии одного хода, связывающего все эпизоды действия.
Слайд № 8
Вот несколько типов сценарных ходов:
1.Хроникально-исторический
Не надо бояться, моделируя мероприятие, брать за основу сценарного хода хронику событий, историю. Надо помнить, что в отличие от театра художественно-массовая работа имеет свое преимущество – местный материал, конкретный и интересный именно для данной аудитории.
2.Персонифицированный
За основу берется образ, через призму которого выстраивается действие. Это могут быть как литературные образы, например, Время, Поэт, Публицист, так и «ожившие» и заговорившие образы Города, Села, Района и т.д.
Художественная персонификация идеи сценария может происходить и за счет песни, музыкального произведения, различных звуков (бой курантов, стук метронома и т.д.)
Построение материала на основе той или иной формы может быть следующим:
а) публицистическим – репортаж, очерк, интервью, фельетон, хроника событий;
б) спортивно-игровым – викторина, лотерея, конкурс, дискотека;
в) фольклорным – обряд, помолвка, балаган
Слайд № 9
Высшей эмоциональной точкой в развитии основного действия является кульминация, выражающая идею всего художественно-массового мероприятия, заостряющая поставленную проблему. Обычно это самый сильный по своему воздействию художественный фрагмент, документальный материал, наконец, яркое церемониальное действие, например, обращение с призывом.
Кульминация в массовых формах работы часто перерастает в финал, который несет особую смысловую нагрузку, ибо подает идею в концентрированном виде, подчеркивая живую связь времен. Финал поэтому должен превращаться в общее коллективное действие, окончательно разрушающее деление аудитории на зрителей и участников. Финалом, заключительным мощным аккордом, может стать хоровое исполнение песен, шествие.
Слайд № 10
Внесение элемента художественности в сценарий массового мероприятия, основанное на методике иллюстрирования, позволяет создать такую сценическую композицию, в которой, по словам выдающегося советского режиссера и педагога И.М.Туманова, «…документы, документальные кадры, фотографии в соединении с художественными образами: поэтическими, хореографическими, музыкальными – достигают эмоционального эффекта огромной силы». Суть иллюстрирования как метода художественно-массовой работы состоит в том, чтобы усиливать звучание основной темы вечера и эмоционально воздействовать на участников мероприятия.
Иллюстрирование – внесение элементов искусства в ту или иную форму массовой работы – не видоизменяет эту форму, а усиливает ее эмоциональное воздействие.
К элементам художественности относятся различные эмоционально-художественные выразительные средства: инсценировки, декламации, песни, кино, стихи, фотографии, фрагменты кинохроники, отрывки из пьес и так далее
Слайд № 11
Титульный лист отражает:
полное название учреждения;
название программы;
форма программы (игровая, театральное представление и т.д.);
адресность(для…);
фамилия, имя, отчество автора, должность(полностью);
город, год создания
Слайд № 12
Пояснительная записка:
Актуальность выбранной темы (кратко);
Идея (основная мысль автора);
Цели и задачи;
Слайд № 13
Особенности реализации программы (место проведения, временные рамки, количество участников); подготовительные мероприятия (задания для участников программы); необходимое оборудование; особенности художественного, музыкального оформления (реквизит, костюмы и т.д.).
Слайд № 14
Литературный сценарий включает:
Название программы;
Действующие лица;
Полный текст ведущих, описание игр, конкурсов, песен и т.д. (вопросы и ответы викторин могут быть внесены в приложение);
Ремарки в тексте раскрывают особенности характеров героев, происходящее действие, музыкальное оформление, художественные номера и т.д.;
Имена персонажей печатаются в левой части текста, выделяются и не сливаются с основным текстом.
Слайд № 15
Приложение:
Дидактические материалы;
Вопросы и ответы;
Схемы, таблицы и т.д.
Список используемой литературы
Примечание:
Все страницы, кроме титульного листа должны быть пронумерованы;
Каждая структурная часть начинается с новой страницы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Методические рекомендации по подготовке и проведению воспитательного патриотического мероприятия, посвященного юбилею Победы в ВОВ».
Этапы организации и проведения мероприятия....
Компьютерная презентация по теме: « Методические рекомендации по составлению и написанию сценария художественно-массового мероприятия»
Данная презентация предназначена в помощь педагогам-организаторам. Она позволяет наиболее грамотно, эффективно, рационально разработать сценарий художественно – массового мероприятия любого вида...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАПИСАНИЯ, ОФОРМЛЕНИЯ, ОЦЕНКИ И ХРАНЕНИЯ УЧЕБНОГО РЕФЕРАТА
1. Общие положения1.1. Учебный реферат - это краткое письменное изложение доклада, книги или обзора литературных и других источников на какую-либо учебную тему.1.2. Тема учебного реферата либо з...
Методические рекомендации по подготовке, написанию и оформлению курсовых работ по по МДК 04.01 Управление структурным подразделением организации
Методические рекомендациипо подготовке, написанию и оформлению курсовых работ по по МДК 04.01 Управление структурным подразделением организации...
Методические рекомендации студентам по написанию презентаций по основам философии
Презентация по философии, выполняемая студентами в курсе изучения предмета, представляет собой разновидность учебной деятельности, которая по своему содержанию и структуре совпадает с огромной творче...
Методические рекомендации студентам по написанию рефератов
Методические рекомендации студентам СПО по написанию рефератов и темы рефератов для обучающихся на 1 курсе....
Методические рекомендации "Подготовка к написанию выпускного сочинения по литературе"
В работе содержатся рекомендации по темам, а также примеры сочинений...