Методические рекомендации "Подготовка к написанию выпускного сочинения по литературе"
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (11 класс)

Якуничева Елена Александровна

В работе содержатся рекомендации по темам, а также примеры сочинений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

«Методика подготовки к выпускному сочинению по литературе»

Пояснительная записка

Министерством образования принято решение о введении в 2015 году значительных изменений в процедуру и содержание единого государственного экзамена: в качестве обязательного введен экзамен по литературе в форме сочинения, успешная сдача которого станет допуском к остальным экзаменам.

Итоговое сочинение (изложение) проводится в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» № 923 от 05.08.2014 (зарегистрирован Минюстом России 15.08.2014, регистрационный № 33604).

Данное решение принято с целью реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.03.2013 во исполнение пунктов «б» и «в» перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству от 17.11.2013 г. № 269

Одна из главных целей творческой работы  - мотивировать учеников на чтение, пробудить в них прежний интерес к литературе как предмету.

Чтение и сочинение  - это две грани одного процесса: именно письменная работа по литературе позволяет проявлять собственное творческое начало, соприкоснуться с произведениями великих писателей, потому что именно на этапе написания сочинения происходит глубинное осмысление, анализ и синтез усвоенного материала, что приводит к высокому уровню развития коммуникативной компетенции. Письменно высказываясь, ученик мобилизует все свои интеллектуальные резервы, что способствует дальнейшему интеллектуальному  и духовному развитию.

Сочинение является универсальной  формой проверки сформированности  такого коммуникативного универсального учебного действия, как «речевое действие как средство регуляции собственной деятельности» (по классификации А.Г. Асмолова).  

Следует заметить, что сочинение является метапредметным результатом систематической планомерной работы, осуществляемой на протяжении всех лет обучения в школе. Учителя, преподающие разные предметы, должны способствовать систематизации и проблематизации знаний обучающихся, дальнейшему повышению их речевой культуры, развитию языкового чутья.

Однако у современных выпускников данный вид работы вызывает определенные затруднения. Даже если педагоги консолидируют свои усилия для достижения требуемого результата, обозначат комплексную систему работы в этом направлении, эффект от этого будет достигнут через несколько лет. Выпускники же пишут выпускные сочинения «здесь и сейчас», и вся экспресс-подготовка ложится на плечи только учителей литературы. Как перестроить образовательное пространство уроков литературы быстро, качественно, без потери главного в  этом предмете: чтения ради чтения, ради формирования духовного начала выпускника, ради постижения литературы как искусства?

Опираясь на требования к результатам освоения основной образовательной программы, предъявляемые уже принятым Федеральным государственным стандартом среднего общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413), можно обозначить следующие проблемы

Требования стандарта

противоречия

Существующая ситуация

         Преодоление данных противоречий требует, несомненно, значительных и интеллектуальных, и методических, и временных затрат.

        Для оптимизации процесса предлагаю разделить работу по подготовке к сочинению на несколько блоков. Последовательная проработка заданий каждого из них позволит выпускникам не только понять требования к итоговому сочинению по литературе, но и принять их, то есть осознать, «сделать своими», а значит – научиться.

        Цель такой работы очевидна: подготовить выпускников к написанию итогового сочинения по литературе.

        Задачи вытекают из выше указанных противоречий и соответствуют требованиям к результатам освоения ООП (сформированным универсальным учебным действиям)

  • личностные УУД: формировать положительные ценностные ориентиры, повышать уровень общей культуры выпускников;
  • коммуникативные УУД: формировать умение представлять тексты в виде сочинений различных жанров;
  • познавательные УУД: интегрировать имеющиеся у обучающихся знания по другим предметам с целью интерпретации их  в собственном речевом высказывании;
  • регулятивные УУД: формировать навык самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью (устной и письменной);
  • предметные УУД: формировать устойчивый интерес к чтению.

Для решения поставленных задач наиболее эффективно сочетание двух видов работы. С одной стороны, необходимо анализировать готовые тексты с разных точек зрения: коммуникативная задача текста, его логический и композиционный замысел, отбор лексики, сочетаемость слов, риторические приемы и др.  С другой стороны, следует регулярно практиковать выполнение письменных заданий различного объема на основе художественного текста. Приступая к работе, ученик должен внимательно прочитать формулировку темы и осмыслить ее, определить свою задачу по ее раскрытию. Следует помнить о важности самоанализа, обеспечении обратной связи. Необходимо учить школьника видеть сильные и слабые стороны своей работы и редактировать ее.

Методика написания сочинения на литературную тему

Блок 1. Построение рассуждения

Сочинение на литературную тему представляет собой собственное размышление пишущего по поводу прочитанного литературного произведения. Это рассуждение ученика по поводу того,

  • как изображен тот или иной литературный персонаж;
  • почему литературный герой поступает так или иначе и как его характеризует;
  • какое морально-нравственное понятие осмысливает писатель, рассказывая о поступках своего героя;
  •      какие общественно значимые проблемы поднимает в своем   произведении писатель и почему они не утратили своей актуальности в наши дни.

Таким образом, в сочинении на литературную тему необходимо не пересказывать прочитанное, а рассуждать о нем (логично, аргументировано излагать свои мысли и делать необходимые выводы и обобщения).

Поэтому сочинение на литературную тему доказательством строго определенного тезиса, четко сформулированного во вступлении.

Чем написание сочинения на литературную тему похоже на доказательство теоремы?

      Дано – это тема сочинения.

      Требуется доказать – это вступление к сочинению; в нем ученик, произведя понятийный анализ формулировки темы сочинения, самостоятельно формулирует тезис, который будет доказывать в своей работе.

      Доказательство – основная часть сочинения, представляющая собой раздумья пишущего, подтверждающие справедливость тезиса, заявленного во вступлении:

  • анализ конкретных  литературных фактов;
  • цитаты, приводимые в доказательство своей точки зрения.

      Подведение итогов (что и требовалось доказать) – заключительная часть сочинения: итоговый вывод из написанного

Практические задания 1: найти в текстах предложенных (а затем и своих собственных) сочинений, что «дано», «требуется доказать», «доказательство», «вывод».

Текст для примера:

  Не то, что мните вы природа…

 Сочинение по литературе

ученицы 11А класса

МБОУ СОШ № 1

г. Ярцево Смоленской обл.

Федотовой Карины

       Человек и природа всегда существовали вместе.  Но со времени роста технического прогресса человек забыл свое место в природе. Сегодня он живёт в мире железа и бетона, в окружении автомобилей и  всевозможных электронных устройств. Почему  же мы отгородились  от мира природы пластиком, сталью, бетоном, не понимая, что эта искусственная изоляция угнетает нас, отрицательно влияет на наше здоровье и психику. Природа -  наш дом. Но человек целенаправленно день за днём уничтожает его.  Ещё каких-то сто лет назад в наших городах  было больше деревьев, в реках текла чистая вода, а   воздух был чист  и прозрачен. Сегодня нетронутых уголков на нашей планете остаётся с каждым годом всё меньше, и мы не отдаем себе отчёт в том, что постепенно  привыкаем к отсутствию живой природы вокруг. И если нам ещё есть что вспомнить, то,  возможно, наши дети будут принимать такой железобетонный мир за норму. Кто же научит сегодняшнее поколение любить и беречь природу? В первую очередь, русская классическая литература.

      Известный поэт 19 века Ф. Тютчев писал:

Не то, что мните вы природа

Не слепок, не бездушный лик, -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…..

Поэт выступает против тех,  кто недооценивает природу, говорит о людской глухоте, очерствении души из-за отдаления человека от природы. Через всё произведение автор проводит мысль о том, что  “глухие” люди не умеют чувствовать, а, следовательно, не умеют жить.

И если для них она безлика, то для Тютчева природа - “голос” матери самой. В этих четырёх строчках сконцентрировано то истинное отношение к Природе, которое и должно быть присуще  каждому человеку. Поэтому это стихотворение и сегодня не потеряло своей актуальности.

         Свой голос в защиту природы поднимали не только поэты, но и писатели. Б. Васильев - один из них. С душевной болью пишет он о взаимоотношениях человека с природой в романе “ Не стреляйте в белых лебедей”. Отношение к природе как бы разделяет  героев произведения на два лагеря:  на тех, кто понимает и любит природу, и других - жестоких, безжалостных.  Главный  герой Егор Полушкин тесно связан с природой, при виде того, как уничтожаются её богатства, страдает всей душой. Он не может понять, что движет людьми, когда они сжигают муравейник. Он не понимает, как человек, царь природы, может спокойно наблюдать, как от огня “корчились тысячи маленьких существ”. Сам Егор влюблён в лес, в реку, в природу в целом. Он и в людях пытается разбудить тягу к доброму и прекрасному: привозит на теперь уже мертвое Черное озеро пару лебедей, чтобы возродить уничтоженную красоту. Природная деликатность,  нравственная чистота Егора не находят отклика в окружающей среде.  Открытый, мягкий характер Егора - источник всех его неудач. Он погибает на посту, как и положено “старшему сыну” природы, защищая дело всей своей жизни, о котором он просто и задушевно говорит на столичном совещании: «А природа, она всё покуда терпит. Она молчком умирает, долголетно. И никакой человек не царь ей, природе-то. Не царь, вредно это - царём-то зваться. Сын он ей, старший сыночек! Так разумней же будь, не вгоняй в гроб “маменьку!».  Роман  Б. Васильева заставляет нас задуматься о своём отношении к природе. Автор хочет донести мысль о том, что нельзя человеку отрываться от природы, быть с ней во враждебных отношениях.

        Любовь к родной природе - один из важнейших признаков любви к своей стране. Об этом говорил непревзойдённый мастер русского пейзажа К.Г. Паустовский. Нельзя не согласиться с ним. Нельзя любить Родину, не живя одной душой с жизнью любимой берёзки. Стоит чаще наслаждаться естественной красотой нашей Земли, пока у нас есть такая возможность. Разобщенность с природой, противостояние ей неизменно ведет человека к духовной гибели, нравственной нищете, а вот взаимодействие с тем, что нас окружает, - путь к миру, к гармонии, к ладу с природой и самим собой. Закончить свое сочинение я хочу строками из стихотворения Е. Евтушенко:

Берегите эти земли, эти воды, 

Даже малую былиночку любя, 

Берегите всех зверей внутри природы, 

Убивайте лишь зверей внутри себя

Практические задания 2: можно предложить обучающимся порассуждать над подобными вопросами в процессе изучения литературных произведений. Например: «Почему Маргарита просит не подавать больше платок Фриде и как это ее характеризует?», «Какие общественнозначимые проблемы поднимает А.И. Солженицын в рассказе «Один день Ивана Денисовича»? Актуальны ли они?», «Какое морально-нравственное понятие осмысливает Б.Л. Васильев в романе «Не стреляйте в белых лебедей», рассказывая о поступках Федора Бурьянова?» и т.п.

Для анализа и самоанализа написанных работ предлагаю следующие критерии

  1. Является ли высказывание рассуждением?

Критерии

Баллы

Высказывание представляет собой самостоятельное рассуждение пишущего с опорой на литературное произведение, дана собственная оценка, четко прослеживается позиция ученика

2 б.

В высказывании содержатся элементы рассуждения, но значительная часть представляет собой пересказ.  

1 б.

Высказывание в основном представляет собой пересказ.  

0 б.

  1. Логичность и аргументированность

Критерии

Баллы

Примеры из литературного текста являются доказательством позиции ученика

2 б.

Примеры из литературного текста частично соответствуют позиции ученика (или не все соответствуют)

1 б.

В высказывании ученика примеры из литературного текста не соответствуют его позиции  

0 б.

  1. Соответствие выводов и обобщений тематике высказывания

Критерии

Баллы

Высказывание содержит необходимые выводы и обобщения, соответствующие логике рассуждения

2 б.

Высказывание содержит выводы и обобщения, частично соответствующие логике рассуждения

1 б.

 Высказывание не содержит выводов и обобщений либо они не   соответствуют логике рассуждения

0 б.

 

Блок 2. Композиция сочинения

      Слово сочинение происходит от древнерусского слова «чин», которое означало «порядок».

      Написать сочинение – это не просто продемонстрировать свои знания, связанные с литературным произведением, а изложить их в строго определенном порядке.

      Вступление – обозначается тезис, который необходимо будет доказывать во второй части.

      Основная часть – приводится система доказательств. Каждый абзац основной части включает в себя некоторое утверждение, его аргументацию и ссылку на текст.

       Заключение – подведение итогов сказанному.

      Сочинение имеет КОЛЬЦЕВУЮ композицию: вступление и заключение перекликаются друг с другом и в той или иной степени формулируют тезис работы.  

Практические задания:

  • проанализировать предложенные тексты сочинений с точки зрения композиции;
  • проанализировать свое сочинение, исправить при необходимости

Блок 3. Понятийный анализ темы и формулировка тезиса

    Анализировать тему сочинения можно двумя способами

  1. Выделить ключевые слова в формулировке темы сочинения (обычно их не более 1-3; раскрытию выделенных понятий и будет посвящено сочинение)

Так, ключевыми словами темы сочинения «Чацкий как выразитель декабристских идей»  - будут ДЕКАБРИСТСКИЕ ИДЕИ. Следовательно, в сочинении нужно будет доказать, что Чацкий выражает именно декабристские идеи, то есть сопоставить его идеи с декабристскими.

Выделим ключевое слово, в котором заключено идейное «зерно» темы «Мое отношение к Раскольникову». Это слово МОЁ. Оно помогает определить, о чем следует писать в сочинении. В основной части надо рассуждать о тех чертах характера Раскольникова, которые вызывают у читателя симпатию или антипатию к нему.

      Практический совет: ключевые слова, входящие в формулировку темы сочинения или однокоренные с ними, следует почаще повторять в тексте своей работы, чтобы постоянно придерживаться темы

     2. Переформулировать тему сочинения в ряд вопросов и доказательно ответить на них  в основной части сочинения.

Пример

 «Тема гордого одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова»

Вопросы:

  1. В каких стихотворениях поэта звучит эта тема?
  2. Чем объясняется столь частое обращение поэта к этой теме в своем творчестве?
  3. Каким обычно изображен герой в произведениях романтизма?
  4. Почему лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова гордится своим одиночеством?

В качестве практических заданий обучающиеся выделяют ключевые слова в предложенных темах сочинений или переформулируют их в ряд вопросов.  

Пример:

  • Тема: «Особенности нравственного выбора человека на войне»

Примерные вопросы:

  1. Что такое нравственный выбор?
  2. Почему он особенно труден в годы войны?
  3. Какие человеческие качества проявляются при этом?

Произведения: М. Шолохов «Судьба человека», В.Быков «Сотников», Б. Васильев «В списках не значился» и др.

  • Тема «Не то, что мните вы природа»

Примерные вопросы:

  1. Чем является для человека природа?
  2. К кому обращена строчка, звучащая в теме?
  3. Какими могут быть «взаимоотношения» человека и природы? (гармония или противостояние)

        Произведения: Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей», В. Астафьев «Царь-рыба» (противостояние человека природе, ведущее к разрушению прежде всего самого человека); В. Астафьев «Васюткино озеро», М. Пришвин «Кладовая солнца», стихотворения А. Фета, Ф. Тютчева, С. Есенина (гармония человека и природы).

Блок 4. Вступление к сочинению

  1. Историческое (краткая характеристика эпохи)

Пример: вступление к сочинению на тему «Образ Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»»

Россия конца 1850-х годов жила в преддверии огромного социального события – отмены крепостного права. В русской общественной жизни того времени появляется новая социальная группа – разночинская интеллигенция, состоявшая из образованных молодых людей недворянского происхождения (большей частью выходцев из церковной и мелкобуржуазной среды). Они боролись за отмену крепостного права. Разночинцы считали дворянство, говоря словами  Н.В. Шелгунова, «красивым цветком, выросшим на почве крепостного права», и поэтому вместе с почвой, его породившей, заслуживающим уничтожения. В качестве идейного противостояния аристократизму разночинная молодежь культивировала в себе отсутствие благовоспитанности, неотесанность, грубость, небрежность и даже неприятность в одежде, неухоженные руки, обкусанные ногти. Именно так и ведет себя в момент своего первого появления главный герой романа «Отцы и дети» Евгений Базаров – сын бедного уездного лекаря, студент медицинского факультета. Будучи нигилистом, он сознательно отвергает культурные ценности прошлого и не приемлет принципы, авторитеты и суждения, принятые на веру, не подтвержденные практикой, естественнонаучным экспериментом.

  1. Аналитическое (размышление по поводу центрального понятия, входящего в формулировку темы сочинения; раздумья над тем или иным словом)

Пример: вступление к сочинению «Береги честь смолоду» (Тема чести в русской литературе ХIХ века)

        Честь… Это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи, трусости. Это морально-волевой стержень, который укрепляет каждого из нас в выборе поступка, когда судьей является собственная совесть. Вот почему русские писатели-классики неоднократно затрагивали проблему чести в своих произведениях. Так, А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочка», Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» стремились всесторонне осмыслить понятие чести и показать, что оно является непреходящим, общечеловеческим и включает в себя умение защищать свои жизненные ценности, чистую совесть, честность, достоинство, благородство, невозможность лгать, совершать подлости по отношению к окружающим.

  1. Биографическое (обращение к фактам из биографии писателя, имеющим отношение к произведению или к поднятой в нем проблеме; характеристика ближайшего окружения писателя; рассказ об истории создания литературного произведения; рассмотрение эволюции взглядов художника)

Пример:  вступление к сочинению «Береги честь смолоду» (Тема чести в русской литературе ХIХ века)

        Одним из самых ярких детских впечатлений А.С. Пушкина было его общение с графом де Монфором – обедневшим дворянином, вынужденным бежать в Россию от Великой французской революции. Некоторое время этот человек состоял в должности гувернера при маленьком Пушкине. Расставаясь с воспитанником, де Монфор на прощание нарисовал в тетради мальчика свой герб и написал девиз: «Главное в жизни четь и только потом счастье». Этому завету поэт следовал всю жизнь. Поэтому не случайно проблема чести и долга затрагивается во многих произведениях А.С. Пушкина, например в поэме «Полтава», романе «Евгений Онегин», повести «Дубровский». Однако наиболее детально этот вопрос рассматривается в повести «Капитанская дочка». Именно в этом произведении, стремясь всесторонне осмыслить понятия чести и долга, А.С. Пушкин показывает, что они являются непреходящими, общечеловеческими и включают в себя умение защищать свои жизненные ценности, чистую совесть, честность, достоинство, благородство, невозможность лгать, совершать подлости по отношению к окружающим.

  1. Сравнительное (упоминание о предшествующей литературной традиции, размышление о новаторстве автора, о том, что нового писатель внес в развитие литературы)

Пример: вступление к сочинению на тему «Образ Осипа в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

        Плутоватый слуга – традиционный персонаж классической комедии. В западной драматургии такими героями являются, например, Труфальдино и Фигаро. Вспоминая театральные постановки, созданные на русской сцене, нельзя не упомянуть служанку Лизу из пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума». В комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» тоже есть плутоватый слуга, которого зовут Осип. Образ этого героя запоминается каждому, кто прочитал гоголевскую пьесу, ведь его роль в развитии «миражной интриги» велика. Из высказываний этого второстепенного персонажа читатель получает детальное представление о характере Хлестакова и заранее знает, что городничий и его окружение, парализованные страхом, совершают ужасную ошибку, принимая за ревизора глуповатого чиновника самого низкого класса. Несомненно, более разумный, здравомыслящий человек, чем его барин, именно Осип в финале комедии убеждает хозяина поскорее бежать из города и тем самым обеспечивает сюжетную развязку линии Хлестакова.

Практические задания:

  1. Придумать варианты вступления к разным темам сочинений, например: «Особенности нравственного выбора человека на войне», «У войны не женское лицо», «Природа не храм, а мастерская?», «В чем сила духа?» и т.д.
  2. Придумать возможные темы сочинений для разных вариантов вступления

Блок 5. Требования к написанию основной части

Основная часть сочинения представляет собой ответы на те вопросы, в которые была переформулирована тема.

      Каждая новая мысль начинается с новой красной строки.

      Каждый абзац  включает в себя некоторое утверждение (тезис), его аргументацию и ссылку на текст.

       

      В основной части сочинения следует избегать:

  • пересказа литературного произведения;
  • изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.

      Основная часть немыслима без цитат, но их не должно быть слишком много и они не должны быть слишком длинными. Назначение цитаты – подтвердить сказанное вами, но не повторить его.

        Практические задания: повторение правил цитирования, отличия прямой речи от косвенной.

Блок 6. Требования к написанию заключительной части  

 Заключительная часть сочинения обязательно должна перекликаться со вступлением. Но если во вступлении главная мысль сочинения только обозначена, то в заключении она высказана полно и достаточно подробно.

Помните о том, что афоризмы – это граненые алмазы мудрости. Делая итоговый вывод в своем сочинении, не забывайте использовать высказывания известных людей. Они придадут  сделанному вами выводу более весомый характер.

Пример: заключение на тему «Экологическая проблематика в произведениях  современной литературы»:

Итак, приведенные литературные примеры показывают: современные писатели все чаще затрагивают в своих произведениях экологическую тематику. И это не случайно. Художники слова с тревогой и болью говорят о непоправимом разрушении природы человеком и в связи с этим призывают читателей проявлять заботливое отношение к окружающей среде. Как тут не вспомнить стихотворные строки поэта Е. Евтушенко:

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Результативность

Критерии оценки выпускного сочинения соответствуют общепринятым:

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего  образования

Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии № 1 и № 2 являются основными. 

Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№№3-5).

При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачет». Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.

Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится «незачет».

Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарём.

Критерий № 1 «Соответствие теме»

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

 Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации  своей позиции.

Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

 «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.

Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий № 4 «Качество письменной речи»

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.

«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки,  существенно затрудняют понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий № 5 «Грамотность»

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

В декабре 2014 года 18 учеников 11А класса писали выпускное сочинение по литературе. Все они получили «зачет» по всем критериям.

Литература

1.  Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А., Карабанова О. А., Салми-на Н. Г., Молчанов С. В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. – М., 2008.

2. Виды  сочинений по литературе. 10-11 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций / О.И. Щербакова. – М. «Просвещение», 2014

3. От допуска к экзамену до поступления в ВУЗ. Сочинение по литературе – ЕГЭ по русскому языку:  {учебное пособие} / С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. – Москва: Интеллект-Центр, 2014

4. Сочинение? Легко! 10-11 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / {С.И. Красовская, М.И. Шутон, Е.А. Плевак идр.} – М: «Просвещение», 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика написания выпускного сочинения по литературе

Презентация содержит рекомендации для обучающихся, помогающие разобраться в особенностях композиции выпускного сочинения по литературе...

Алгоритм работы над выпускным сочинением по литературе

Алгоритм работы над выпускным сочинением по литературе...

Промежуточная аттестация по литературе в 10 классе как подготовка к итоговому выпускному сочинению по литературе

Обмен опытом о проведении промежуточной аттестации по литературе в 10 классе в качестве подготовки к итоговому выпускному сочинению...

Методические рекомендации к написанию экзаменационного сочинения по литературе (11 класс) Подготовка к сочинению

Всегда нужно помнить, что сочинение является творческой работой, в которой вы показываете свое умение оформлять свои размышления на заданную тему, отбрасывая все лишнее....

Памятки для написания итогового сочинения по литературе в 11 классе

Рекомендации к написанию итогового сочинения по литературе для учащихся 11 класса...

Методика подготовки учащихся выпускных классов к написанию итогового сочинения по литературе (из опыта работы)

Материал содержит методику работы над итоговым сочинением по литературе, анализирует 3 вида тем: тема-понятие, тема-вопрос, тема-суждение и содержит алгоритм действий учащегося и этапы работы по теме....