"Полон загадок Северный край"
классный час (5 класс) на тему

Сыркова Ольга Матвеевна

Это мероприятиие знакомит воспитанников с УНТ ненецкого народа; развивать любознательность, желание узнать больше о своем народе, его обычаях;  воспитывает любовь к родному краю, уважение к традициям ненецкого народа.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ведущий:

Сегодня друзья, мы с вами познакомимся с фольклором нашего северного     края, а что же такое фольклор? Это знают не все. Фольклор – это устное народное творчество - пословицы, поговорки, загадки и  сказки, которые придумывает  сам народ. И сейчас мы с вами проведём    викторину по загадкам северных народов, живущих на Ямале. А  назовём  викторину «Полон загадок Северный край».

  Чтобы начать викторину, нам нужны две команды, их мы выберем из всех

               сидящих в зале. Я буду загадывать загадки, кто из вас правильно их отгадает, те и будут участниками викторины. Остальные ребята будут зрителями, но это ещё не значит, что они будут скучать, они будут помогать командам. Все зрители разделятся на две команды болельщиков, и если команда затрудняется с ответом, болельщики должны прийти на помощь своей команде.

                  А сейчас выберем участников команд, все внимательно слушайте загадки:

                 

               Днём и ночью дрожит, всего боится.

                                                   (Заяц).

     У порога чума доброе существо рычит.

                                                   (Собака).

              Не буквы, а написаны в строчку. Без языка, а охотнику всё расскажут.

                                                                                               (Следы).

              В глухом углу леса мужчина сидит и деньги считает.

                                                                                  (Медведь ягоды ест).

  Лес не лес, туча не туча - то по тундре кочует, то на одном месте кружится.

                                                                     (Оленье стадо).

  Что это такое? Лежит на земле белый камешек, а внутри сердечко стучит?

                                                                       (Яйцо).

  Она, как снег, от солнца прячется. А мышки - от неё.

                                                                       (Сова).

   В ночь беззвёздную до чума

   Кто добраться вам поможет?
  Кто разыщет путь по ветру,
  Если в тундре бездорожье?

                                       (Олень).

 

Клубком свернулась.

                                                    (Собака).

Великан полгода спит.

                                                    (Медведь).

Девушка на тоненьких ножках ведёрко несёт.

                                                    (Воробей).  

Посмотри, какой он рябенький.

И задиристый на вид,
И уже на ножках слабеньких,
Хоть качаясь, но стоит! … Кто?

                                                (Новорождённый оленёнок).

Когда на лыжах я в тайгу иду под снегопадом,
Четыре лапы на снегу со мною мчатся рядом,
Когда врага почует вдруг, рычит и огрызается.
А если к ней подходит друг, глазами улыбается.
Другу верному верна... Угадай-ка: кто она?

                                                  (Собака).

Ведущий:

                Молодцы, ребята! С первым заданием команды справились. Повадки животных  нашего края знаете хорошо. Вот так и составлялись людьми, которые жили и живут на Крайнем Севере  загадки по наблюдениям за животными. А люди в тундре наблюдательны, они всё примечают, и не только  поведение животных, но и следят за растениями и за жизнью других людей.

Второе задание: загадки о растениях.

         

                   

Команде «Оленята».

Лежат на кочках кусочки янтаря. В рот положишь - тут же растают.

                                                                                (Ягоды морошки).

 Десять чёрных бусинок на одной веточке висят.

                                                   (Черника).

                   Сквозь землю пролез, русскую шапку надел.

                                                                          (Гриб).

                                          Загадки команде: «Зайчата».

Летом, красным сукном одетая, на одной ножке стоит.

                                                                           (Морошка).

                 Луч света сквозь стену проходит.

                                                                           (Сук дерева).

                 Весной зелёными рождаются, а осенью желтеют, краснеют и на землю осыпаются.

                                                                            (Листья).

Ведущий:

     С этим заданием вы тоже справились. Молодцы! А сейчас я предлагаю вам отгадать загадки  о человеке и всем том, что связано с ним – это одежда, обувь, части тела предметы обихода и т. д. И загадки я буду загадывать вперёд той команде, у которой меньше баллов.

                               Загадки команде «Оленята»

      Пять остяков в одном чуме живут.

                                                (Рукавицы).

   

    У старухи нос курносый, у старика - широкий.

                                                    (Женские и мужские кисы).

     В безбрежном море дощечка плавает.

                                                        (Язык).

     

Сухое озеро с травянистыми берегами.

                                                      (Глаз).

     У меховой кочки семь дырок.

                                                     (Голова).

     Два человека в одно место смотрят, оба одинаковы.

                                                      (Зеркало).

                                          Загадки команде: «Зайчата».

Двух братьев разделяет один хребет, и за всю жизнь они не встретятся.

                                                                       (Глаза).

Муж и жена тянутся друг к другу, но между ними лежит валежник – бревно.

                                                                       (Глаза и нос)

Когда пришла, когда ушла - её не видно, её не слышно.

                                                                        (Мысль).

           Без дна, без крышки, бочка мясом наполнена.

                                                                                  (Кольцо на руке).

           Утром сосчитает, вечером сосчитает.

                                                                 (Застёжки у ягушки).

          Одна сторона деревянная, другая сторона - живое мясо.

                                                                  (Ребенок в люльке).

Ведущий:

Хорошо работаете ребята! Посмотрите, сколько мы уже с вами отгадали загадок,   и все они точно определяют значение того или иного предмета или человека. А сейчас я загадаю вам загадки, которые отображают хозяйственную деятельность и средства передвижения.

                             

                           

                           

Загадки команде «Оленята».

Олень от них убегает - а они не отстают.

                                        (Нарты).

Когда пришла, когда ушла - не видно и следа.

                                            (Лодка).

Сто ног у него, сто голов у него, а за две ноги ведут.

                                            (Невод).

          Один мужчина свои следы собирает.

                                                 (Весло).

          Бегут два брата вперегонки, а обогнать друг друга никак не могут!

                                                                                (Лыжи).

          Голова костяная, туловище деревянное, хвост железный.

                                                                          (Хорей).

                                         Загадки команде: «Зайчата».

           Два воробья друг друга подгоняют.

                                                           (Носы нарт).

           По речной глади деревянная уточка скользит, крыльями о воду бьёт, а взлететь     не может.                                          (Лодка).

           

         Ладони раскрывает, гребешок бросает.

                                                              (Вёсла и невод).

         Ростом маленький, а обозы ведёт.

                                                               (Костяной вертлужок в оленьей упряжке).

         Червяк с костяной головой.

                                                          (Аркан).

         Три рода в одном стойбище находятся.

                                                          (Копьё, хорей, костяной наконечник).

             

Физминутка.

                                                 Зайцы скачут скок – скок – скок

                                                 Да на беленький снежок

         Приседают, слушают: не идёт ли волк.

                                                 Раз – согнутся, разогнутся.

                                                 Два – нагнутся, потянутся.

                                                 Три – в ладоши три хлопка,

                                                 Головою три кивка.

                                                 Наклониться – три, четыре,

                                                 И на месте поскакать.

                                                 На носок, потом на пятку.

                                                 Все мы делаем зарядку.

Ведущий:

Хорошо ребята знаете вы свой край. А сейчас для вас задание посложнее, вы должны прослушать отрывок из ненецкой сказки и сказать её название.

Задание команде «Оленята».

Схватил он медведя одной рукой за ухо, а другой как стукнет по мохнатой голове.

Силно налёг он на вёсла. Вдруг вокруг Вая темно, как ночью, сделалось, солнце, словно за тучу зашло. Поднимает Вай голову и видит — в седой пене прямо перед ним громадный чёрный кит, да не простой кит, а с гребешком на голове, всем китам кит.

                                                                      («Как храбрый Вай море победил».)

                                         Задание команде: «Зайчата».

Через некоторое время пришли в чум два незнакомых человека. Лынзермя     встала со своего места, вышла на улицу и принесла большой кусок беличьего мяса. Часть мяса она сварила, часть приготовила для еды в сыром виде.

Видно, ты хорошая хозяйка, - говорят мужчины.- Будь женой одного из нас.
Испугалась Лынзермя. Не знает она этих мужчин. Как за чужого человека замуж идти в чужие места перекочевывать?

                                                                                        («Ягода голубика»).

Ведущий:

                  А сейчас задание для всех ребят. Я вам буду задавать вопросы, а вы должны  будете сказать «Когда это бывает?»

        Гусь стоит на одной ноге?    (К морозу).

                  Гусь под крыло прячет нос? (К холоду).

                  Осенью птицы летят близко к земле? (Ранняя зима).

                  Лебедь летит с севера на юг поздно? (Осень продолжительная).

                  Если весной много лебедей? ( Будет тёплая весна).

                  Если халеи летают над рыбаками, которые закидывают сеть? (Есть рыба).

                   Если гостю не предложили чай? (Счастья не будет).

                  Если перед дальней дорогой увидеть ребёнка стряхивающего снег с одежды и

                  обуви? (Быть непогоде).  

                 Ведущий:

                 Молодцы, приметы своих предков знаете. И заключительное задание викторины ненецкие пословицы. Сейчас я раздам вам  пословицы. Они необычные, а разделенные на слова. Ваша задача правильно сложить все части пословицы, так чтобы она звучала правильно.

«Лес – наш поилиц – кормилец»

«Оленя ловят веревкой, а человека словом»

Воспитатель раздаёт командам конверты с пословицами. Команды складывают их верно и называют готовые ответы воспитателю.

Ведущий:

Я благодарю всех участников викторины и игроков и зрителей. Сегодня победила команда,… мы поздравляем победителей. Помните, что  фольклор —  народное творчество, а вы и есть народ. И сами можете сочинять сказки, придумывать загадки. А если вы наблюдательны, то может быть и пословицы и поговорки. На этом наше занятие подошло к концу.                                        

                                           Награждение победителей.

                                                                       

Цель: продолжать знакомить воспитанников с УНТ ненецкого народа; развивать любознательность, желание узнать больше о своем народе, его обычаях;

               воспитывать любовь к родному краю, уважение к традициям ненецкого народа.

Задачи:

  1. Учить умению слушать, слышать и понимать друг друга,    высказывать своё мнение.
  2. Расширять знания детей о родном крае, о богатом духовном наследии своего народа.
  3. Развивать мышление и познавательный интерес.

Литература:

  1. Т.И. Борко, В.Т. Галкин, А.Г. Еманова, А.В. Павлов

«Культура народов Ямала» г. Тюмень 2002 г.

     

  1. Л.В. Фёдорова «Северные родники» г. Сывтывкар  1995г.
  2. Е.Г.Сусой  «Из глубины веков».
  3. Журнал «Северяне» №1,2 2006г.

        

                                                                           

                                                                                                                               

                                                                            Составила воспитатель: Сыркова О.М.   

                                                               

                                                                     2011 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по краеведению "Мой северный край"

Данная программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета – «Краеведение» и полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом в структуре и организации обучения....

Городская игра-соревнование "Северный край", посвященная 90 -летию Сургутского района

Спортивно-массовое мероприятие для учащихся основной школы. Соревнования командные. Участники команды на велосипедах проходят трассу по этапам. У каждой команды карта. В этих соревнованиях участникам ...

Игра "Поле Чудес" для учащихся 2—3-х классов на тему: "Мой северный край"

– Ребята, как называется полуостров на котором мы живем? (Ямал)1-ый ученик:Вы на карту посмотритеИ Ямал на ней найдите,Потому что здесь наш дом:Мы на Севере живем... ( И. Истомин)2-ой ученик:Пойдем со...

"Путешествие по северному краю"

Сценарий мероприятия...

"Сияние северного края найдете вы в моих стихах..."

Конспект внеклассного урока по литературе по творчеству Н.И.Глазкого...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Северный край" -1 класс

Программа  внеурочной деятельности «Северный край» составлена с учетом национально-регионального компонента для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию...