Программа духовно-нравственного и патриотического воспитания "Большая история моей малой Родины"
рабочая программа по теме
Программа духовно- нравственного и патриотического воспитания ориентирована на обучающихся специальной /коррекционной/ общеобразовательной школы - интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (VIII вид ). Предназначена для реализации в воспитательной работе летнего школьного лагеря.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
togbou.docx | 29.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ТОГБОУ «Знаменская специальная /коррекционная/ общеобразовательная школа- интернат»
Программа духовно-нравственного и патриотического воспитания:
«Большая история моей малой Родины»…»
Программа духовно-нравственного и патриотического воспитания ориентирована на возрастные группы обучающихся /5- 9кл./, коллектив педагогов ТОГОУ «Знаменская /коррекционная / общеобразовательная школа- интернат».
Программа рассчитана на 21 календарный день /июль-2011г/.
Основными исполнителями мероприятий Программы являются педагоги, воспитатели, классные руководители, обучающиеся.
Авторы программы:
Трофимова Лина Валентиновна /воспитатель/.
Соколова Ирина Валентиновна /воспитатель/.
Год разработки - 2011год.
II. Информационная карта об авторах программы:
Трофимова Лина Валентиновна.
Образование: средне - специальное, педагогическое.
Общий педагогический стаж -27 лет.
Педагогический стаж работы в летних оздоровительных учреждениях: 2года.
Соколова Ирина Валентиновна.
Образование: средне - специальное, педагогическое.
Общий педагогический стаж -28 лет.
Педагогический стаж работы в летних оздоровительных учреждениях: 2года.
III. Пояснительная записка.
«Отрадно, вдохновенно, всласть
Живу я в глубине России,
Где Гончарова родилась,
И «Мокрый луг» писал Васильев»
В. Фокин.
Программа духовно- нравственного и патриотического воспитания ориентирована на обучающихся специальной /коррекционной/ общеобразо-вательной школы - интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (VIII вид ). Предназначена для реализации в воспитательной работе летнего школьного лагеря. Ежегодно школьный лагерь формируется из разновозрастной группы обучающихся от 7 до 17 лет. Это – дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из малоимущих семей.
Духовно-нравственное становление детей и подростков, подготовка их к самостоятельной жизни, являющаяся одной из основных целей работы школы-интерната, есть важнейшая составляющая развития общества и государства. Одной из важнейших задач воспитания является формирование у школьников духовно - нравственного и патриотического самосознания, культуры, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе, что для наших детей в связи с особенностями развития, является затруднительным фактором. Чтобы помочь обучающимся освоить общественно-исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности, используется педагогический потенциал социального окружения.
В современной России наметился переход к укреплению государственности, возрождению культурно-исторических традиций, к устойчивому развитию. Патриотизм, как нравственное чувство и совокупность социально-политических отношений является мощным социумом.
По этой причине, на данном этапе система духовно-нравственного и патриотического воспитания является актуальной. Программа основана на системном подходе к формированию духовно-нравственной, патриотической позиции школьника, создании условий для его самопознания и самовоспитания.
Но реализация духовно-нравственного и патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует содержания, форм и методов духовно-нравственного и патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появилась необходимость в деятельностном компоненте духовно-нравственного и патриотического воспитания. В этом и заключается главное Программы - через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через создание атмосферы содружества предполагается достигнуть положительных результатов в ходе реализации программы.
Вся воспитательная работа строится на основе знакомства с огромным исторически ценным и интересным материалом из истории родного края (Тамбовщины). Материал включает в себя историю возникновения р.п. Знаменка, исторические сведения о знаменитых людях, живших в прошлом, и основавших наше поселение, историю возникновения православия на Тамбовщине, сведения о героическом прошлом односельчан в военные годы.
Разнообразие форм, методов и приемов воспитательной работы по реализации программы направлено на активизацию интереса детей к данной тематике и будет способствовать усвоению материала.
Программа пребывания детей в лагере насыщена мероприятиями различного направления. Это - спортивно-развивающие и познавательные игры, разнообразные тематические конкурсы, занятия творческой деятельностью, экологические рейды и трудовые десанты, экскурсии по историческим местам родного края, встречи со знаменитыми людьми нашего поселка, что будет способствовать активному отдыху воспитанников, сохранению и укреплению здоровья, а главное, способствовать формированию духовно – нравственного и патриотического воспитания личности ребёнка.
Цель и задачи программы:
Цель:
Формирование духовно-нравственных и патриотических ценностей, взглядов, ориентаций, установок, мотивов деятельности и поведения у обучающихся, воспитанников.
Данной цели подчинён весь воспитательный процесс, интегрируя различные виды занятий, разнообразные виды деятельности воспитанников.
Достижение поставленной цели становится возможным через решение следующих задач:
* Создание в школе-интернате духовно-нравственного и патриотического пространства, способствующего организаторской деятельности по созданию условий для эффективного духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся;
* Создание условий для формирования духовно-нравственного и патриотического сознания обучающихся на основе исторических ценностей Родного края.
* Создание условий для сохранения и укрепления нравственного и физического здоровья обучающихся;
* Приобщение к богатству общечеловеческой культуры, развитие традиций духовно- нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения на основе знакомства с исторически ценным и богатым материалом Родного края.
* Повышение качества духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся посредством применения разнообразных форм и методов работы.
Возраст детей, участвующих в организации программы.
Программа духовно- нравственного и патриотического воспитания ориентирована на возрастные группы учащихся (5 - 9кл.)
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 21 календарный день /июль 2011год/.
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание понимается как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у учащихся высоких духовно - нравственных качеств, патриотического сознания. Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Этапы реализации Программы
Этапы | Цели | Задачи |
I этап: проектный | Подготовка условий создания системы духовно-нравственного и патриотического воспитания. | 1.Изучить нормативную базу, законодательные акты. 2.Разработать, обсудить и утвердить программу по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию. 3.Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы. 4.Разработать методические рекомендации по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию. 5. Разработать диагностические методики по направлениям программы. |
II этап: практический | Реализация программы духовно- нравственного и патриотического воспи-тания: «Большая история моей малой Родины». | 1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
2. Расширить и укрепить связи и отношения с учреждениями дополнительного образования, культуры, спортивной школой поселка. 3. Вовлекать в систему духовно-нравственного и патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности. 4. Проводить мониторинг реализации программы. 5. Принимать участие в конкурсах по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию. |
III этап: аналитический | Анализ итогов реализации программы | 1.Обобщить результаты воспитательной работы по программе. 2.Провести коррекцию затруднений в реализации программы. 3.Спланировать работу на следующий период. |
База реализации программы:
ТОГОУ «Знаменская специальная /коррекционная/ общеобразовательная школа-интернат»
Ресурсное обеспечение:
Педагогические кадры.
Старшая вожатая:
-несёт ответственность за соблюдение распорядка дня, организацию и содержание оздоровительно-воспитательной и досуговой деятельности, работу органов самоуправления и проведение досуговых мероприятий в рамках программы, анализирует деятельность отрядов.
Специальные кадры (библиотекарь, физрук, медицинский работник, педагог- психолог):
- осуществляют специализированную деятельность в рамках функциональных обязанностей, могут быть привлечены для организации досуговых мероприятий.
Педагоги дополнительного образования:
-участвуют в подготовке общественных мероприятий.
Воспитатели:
-несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение плана воспитательной работы, проведение отрядных и общелагерных дел.
Отрядные вожатые:
-организуют и поддерживают работу отрядов, обеспечивают безопасность детей.
Материально-техническое обеспечение.
В школе-интернате имеются все условия для организации летнего лагеря и проведения отдыха детей:
-оборудованный пищеблок
-столовая
-медпункт
-туалеты
-комната гигиены
-оборудованная баня
-прачечная
-оборудованный спортивный зал
-спортивный инвентарь
-оборудованная спортивная площадка
-актовый зал
-отрядные комнаты
-компьютерный класс
-библиотека
-игровая комната
-школьный автобус
Методическое обеспечение:
- наличие программы лагеря, планов работы отрядов, календарно – тематического планирования воспитательной работы;
- наличие методического материала в соответствии с программой;
- наличие методических рекомендаций по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию;
- наличие системы отслеживания результатов педагогической деятельности и деятельности воспитанников лагеря, подведения итогов, обеспечения гласности достигнутых успехов и результатов по реализации и результативности воспитательной программы.
Финансовое обеспечение:
Финансовое обеспечение направлено на организацию летнего отдыха воспитанников школы-интерната и основано на:
- использование финансовых средств областного бюджета и привлечение средств различных внебюджетных источников. В том числе и от деятельности школы-интерната, приносящей доход.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Дата | Название мероприятия. | Форма проведения | ||||
1 | 04.07.11г. | « Я, ты, он, она – вместе дружная семья!» «Веселый футбол» | КТД Соревнования. | ||||
2 | 05.07.11г | Посещение Знаменского краеведческого музея – бывшей усадьбы Загряжских-Строгановых. «Рыцарский турнир» | Экскурсионная программа. Спортивные состязания по отрядам. | ||||
3 | 06.07.11г. | Экскурсия по старинному Знаменскому парку: «История старинной аллеи». «Жители зеленого государства» | Экскурсионная программа /рассказ о старинной аллее/. Познавательная экологическая игра. | ||||
4 | 07.07.11г. | «Сохраним для потомков…» «Поэзия родного края» Работа психолога с детьми. | Экологический десант (уход за знаменитой старинной аллеей). Литературный журнал. (Знакомство с поэзией наших земляков.) Проведение диагностических исследований. | ||||
5 | 08.07.11г. | Красота родного края в живописи. «Молодость наших родителей». | Знакомство с творчеством Васильева, его картиной: «Мокрый луг», написанной под впечатлением красоты нашего родного края. Фольклорный праздник. | ||||
6 | 09.07.11г. | Дневной кинозал /посещение районного ДК./ «Разучим старинные народные игры…» | Просмотр детского исторического фильма. Коллективные народные игры на природе. | ||||
7 | 10.07.11г. | « Край родной… » Разнообразие народных игр. | Конкурс рисунков. Коллективные народные игры на природе. | ||||
8 | 11.07.11г. | Встреча с настоятелем Знаменского прихода - иереем Андреем Сусаковым. Видеозал. Просмотр фильма. | Беседа: «История возникновения православия на Тамбовщине». Просмотр фильма: «Святые источники Руси». | ||||
9 | 12.07.11г. | Уборка территории церковного парка. Уход за растениями. «Истоки духовности». | Трудовой десант. Конкурс рисунков. | ||||
10 | 13.07.11г. | «Когда все вместе…» «Уход за цветником» /на территории местной церкви/ | Фестиваль русской народной песни. Трудовой десант. | ||||
11 | 14.07.11г. | Дневной кинозал /посещение районного ДК./ Работа творческой мастерской. | Просмотр фильма: «Храмы земли Русской» Изготовление поделок к конкурсу: «Купола России». | ||||
12 | 15.07.11г. | Поездка в поселок Трегуляй к Святому источнику /совместно с иереем Андреем Сусаковым/. Уход за цветником /на территории местной церкви/. | Экскурсия: «История святого источника». Трудовой десант. | ||||
13 | 16.07.11г. | Красота духовной поэзии. Традиции и обряды родного края. | Конкурс чтецов. КТД | ||||
14 | 17.07.11г. | «Вы в нашей памяти навеки…» По страницам боевой славы….. | Экскурсия к памятнику воинам-землякам, героям ВОВ. Литературная композиция, посвященная нашим соотечествен-никам, героям ВОВ. | ||||
15 | 18.07.11г. | Встреча с ветераном войны, бывшим работником школы-интерната Малюгиной В.Д. «Вспомним годы боевые…» «От рядового до генерала» | Посещение ветерана на дому. Военно-патриотическая игра. | ||||
16 | 19.07.11г. | Шефская помощь ветеранам войны. «Я люблю тебя, Россия!» | Трудовой десант. Конкурс патриотической песни. | ||||
17 | 20.07.11г. | Дневной кинозал /посещение районного ДК./ «Миру – ДА! Войне – нет!» | Просмотр фильма на военную тематику. 1. Выпуск плаката /редколлегия/. 2. Конкурс рисунков по отрядам. | ||||
18 | 21.07.11г. | 1. « Из истории родного края…» 2. «Край любимый и родной…» | 1.Работа по созданию презентации /занятие №1/ 2. Творческая мастерская /изготовление коллективных поделок/. | ||||
19 | 22.07.11г. | Угадай мелодию /народные песни/. Шефская помощь ветеранам войны. | Конкурсная программа. Трудовой десант. | ||||
20 | 23.0711г. | « Из истории родного края…» «Когда все вместе…» Работа психолога с детьми. | Работа по созданию презентации /заключительное занятие/. Веселые эстафеты. Проведение диагностических исследований. | ||||
21 | 24.07.11г. | «За круглым столом» Наши итоги… | Представление презентации. Подведение итогов. Выставка детских поделок и рисунков. Чаепитие. | ||||
Ожидаемые результаты реализации программы.
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей (индикаторов). Они представлены духовно-нравственными и патриотическими параметрами.
К ожидаемым результатам относятся:
* Воспитание у детей и подростков уважения к культурному и историческому наследию родного края, традициям родного края, развитие чувства гордости за cвою малую Родину.
* Формирование духовно- нравственного и патриотического сознания обучающихся на основе знакомства с историческими ценностями родного края.
* Утверждение в сознании и чувствах воспитанников духовно-нравственных и патриотических ценностей, взглядов, ориентиров, убеждений, способности руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации Программы должны стать положительная динамика роста духовно- нравственного и патриотического самосознания воспитанников.
Критерии эффективности программы:
Оценка эффективности реализации программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей (индикаторов), включающих в себя такие параметры как:
* постановка реальных целей и планирование результата программы;
* содержательный и организационный характер воспитательного процесса;
* заинтересованность педагогов в реализации программы;
* уровень разработанности научно-методического обеспечения (методические рекомендации).
* уровень разработанности диагностических методик по направлениям программы;
* психологический климат детского коллектива, удовлетворенность детей предложенными разнообразными видами деятельности, формами работы;
* степень участия детей в проводимых мероприятиях в рамках программы;
* творческое сотрудничество педагогов и детей;
* желание участвовать в работе лагеря на следующий год.
Библиографический список
1. О.С. Конькова, О.С. Мордасова. Маршрутами вожатского лета/ О.С. Конькова, О.С. Мордасова. – Мичуринск: « ЦТИ» И П Мелехов В.М. 2005.-136с.
2. У штурвала лагерной смены: Методические рекомендации по работе с детьми в оздоровительных лагерях: В 2 ч. Ч. 1-2 / Под общ. редакцией Л.А. Романиной. - Тамбов: РА «ВДВ», 2003.
3. В. Фокин, О.Фокин. Незабываемое. Сборник стихов./.В.Фокин, О.Фокин.-Тамбов: «Пролетарский светоч», 2000.-147с.
4.С.В.Турыгина, А.Н. Кугач. Сценарии школьных викторин, конкурсов, познавательных игр./ С.В. Турыгина, А.Н. Кугач.- Ростов н/Д: Феникс, 2003.-304с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа духовно-нравственного и патриотического воспитания: «Большая история моей малой Родины»…»
Программа духовно-нравственного и патриотического воспитания ориентирована на возрастные группы обучающихся /5- 9кл коррекционной школы-интерната VIII вида....
Программа внеурочной деятельности "Большая история моей малой Родины"
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьника....
Презентация "История моей малой Родины. Краснореченке - 200 лет: много это или мало?
Краснореченка - небольшое отдаленное село от районного центра в Грибановском районе Воронежской области. В 2016 году селу исполняется 200 лет. Для человека это очень много. А для поколений? Что мы соз...
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи (далее Программа) разработана в соответствии с Концепцией патриотического восп...
программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи "Я - Россиянин"
программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи "Я - Россиянин"...
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся МКОУ Бобровская СОШ №2 «Я и Родина моя»
Данная работа содержит описание реализации программы по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию учащихся. В работе указаны цели, задачи, этапы и результаты работы школы по данном...
Страницы истории моей малой родины
Музейный урок «Страницы истории моей малой родины» предназначен для обучающихся среднего звена (5-7 кл.) . Технология - интерактивности, информационно- коммуникативная. Урок составлен на о...
Комментарии
Программа духовно-
Программа духовно- нравственного и патриотического воспитания ориентирована на обучающихся специальной /коррекционной/ общеобразовательной школы - интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (VIII вид ). Предназначена для реализации в воспитательной работе летнего школьного лагеря.