Интервью как жанр журналистики, или Раз вопросик, Два вопросик...
план-конспект занятия по теме

Дунаевская Наталия Михайловна

Методическая копилка учителя:  Конспект занятия кружка "Юный журналист",  практический мастер-класс для выступления на семинарах, форумах. Рекомендовано руководителям доп. образования, работающим по программе "Юный журналист", редакторам школьных газет и всем тем, кто не равнодушен к детской журналистике. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интервью как жанр журналистики

Предмет: занятие объединения «Юный журналист»

Программа: модифицированная образовательная программа «Юный журналист».

Класс: сборная группа учащихся 5, 6 и 8 классов

Тема урока: Интервью как жанр журналистики

Тип урока: изучение нового материала

Формы  обучения: внеурочное занятие

Виды обучения: объяснительно-иллюстративное, поисковое, проблемное

Технология:  развивающее обучение, ИКТ

Методы преподавания:

  1. Словесные (работа с текстом, выступления учащихся)
  2. Наглядные (мультимедийная презентация)
  3. Практические (выполнение заданий)
  4. Поисковый  с использованием технических средств обучения

Образовательные цели урока: 

  • изучение жанра журналистики – интервью;
  • применение знаний основ интервью в нестандартной ситуации

Образовательные задачи: 

  • организовать изучение и обеспечить понимание учащимися особенностей интервью;
  • создать ситуацию для использования учащимися  теоретических знаний в практических упражнениях: «Поиск сокровища», «Интервью с интересным человеком», «Шапка-невидимка».

Развивающая цель: развитие коммуникативных и информационных компетентностей

Развивающие задачи: 

  • продолжить формирование умений работать с текстом, анализировать и обобщать полученную информацию; 
  • формирование понятийного аппарата;
  • развитие умений работать в парах;
  • развитие монологической речи.

Оборудование:  

  • Компьютер
  • Мультипроектор
  • Мультимедийная презентация «Что такое интервью, или Раз вопросик, два вопросик»
  • Лист-опросник для группы первого года обучения
  • Опорный план статьи «Интервью с интересным человеком»

Этапы занятия:

№ п/п

Структурные элементы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный

момент (2 мин)

Учитель озвучивает тему урока и образовательную цель. Постановка задач.

Воспринимают

информацию

2

Создание проблемной ситуации (актуализация проблемы)   (3мин)

Моделирует ситуацию и подводит учащихся к проблеме.  Затем ставит проблемный вопрос: «Почему интервью не будет успешным?»

Ищут выход из созданной ситуации.

3

«Мозговой штурм» (5мин)

Записывает на доске все предположения учащихся

Высказывают идеи

4

Самостоятельная работа по изучению нового материала        (7 +3)

Дает инструкцию по работе в Интернете и  алгоритм действий по работе с текстом

Находят необходимый материал, работают с текстом.

5

Практическое применение получен-ных знаний: выпол-нение разноуровневых заданий в парах  и индивидуально (8 кл.) (10 мин)   

Раздает учащимся:

- Лист-опросник для группы первого года обучения

- Опорный план статьи «Интервью с интересным человеком». Вопросы для интервью.

Наблюдает, корректирует действия учащихся

Младшая группа: читают вопросы листа-опросника. Берут интервью у 2х членов своей группы. И записывают ответы в таблицу.

Старшая группа: берут интервью по предложенным  учителем вопросам. Используя ответы на поставленные вопросы, составляют характеристику собеседника в виде небольшой статьи.

6

Организация речевой практики: представление задания, обсуждение (5-8 мин)

Дает уч-ся возможность представить свой труд, высказать отношение к работе других членов группы; предлагает доп. задание

Представляют свою работу, зачитывают статьи

7

Обобщение знаний  

(5 мин)

Обобщает знания, полученные уч-ся с помощью презентации

Проговаривают, выделяют ключевые моменты, делают пометки в блокноте

8

Рефлексия

Предлагает вернуться к проблемной ситуации начала урока. Предлагает провести самооценку: «Сможете ли вы сейчас провести интервью?»

Ход занятия:

 

  1. Создание проблемной ситуации

- Вы – редакция школьной газеты. Когда идет подготовка свежего номера, каждому поручено какое-либо задание. Начнем сразу с задания. Нужно взять интервью у директора нашего лицея. Думаю, с этим заданием легко справится …

Итак, сейчас ты берешь блокнот, карандаш и идешь брать интервью.

- Задание понятно? А куда ты отправилась? Ты уже решила, о чем будешь его спрашивать? А он готов дать интервью? Может, он занят на уроке,  может, уехал на совещание…

 Как быть?

Ребятам: Как вы думаете, каков будет исход интервью? Будет ли задание редактора выполнено успешно? Что нужно для того, чтобы интервью было успешным?

2. Сообщение темы занятия, цели для учащихся

- Сегодня мы познакомимся с одним из самых интересных жанров журналистики – интервью, его видами, этапами и узнаем секреты успешного интервью. Эти знания помогут вам в практической работе при выполнении упражнений.

3. Мозговой штурм

- Подумаем над тем, каким должно быть успешное интервью.

Прежде чем отправиться на интервью, нужно…

 (уч-ся  высказывают свои предположения, учитель делает пометки на доске маркером)

В процессе «мозгового штурма» могут быть  такие пометки:

- продумать тему интервью

- выбор собеседника

- подготовка вопросов

- договор о встрече

- создать комфортную обстановку – расположить к себе собеседника

- вопросы корректные, открытые

- уточнить подробности, факты, цитаты собеседника (правильно ли я понял Вашу мысль?)

-  показать черновой вариант статьи собеседнику до выпуска в печать

3. Работа с теоретическим материалом.

- Посмотрим, все ли секреты успешного интервью мы назвали. Для этого откройте папку «Журналист» на рабочем столе и найдите ссылки на Интернет-источники по теме «Интервью как жанр журналистики». Ссылки активные. Вы можете открыть любую ссылку, познакомиться с материалом.  

-  Что нового узнали? Что вы можете добавить к сказанному?

   4. Практическая часть

- Известная истина гласит: «В мире нет дороже сокровища, чем душа человека». Сегодня мы с вами будем искать сокровища в своем собеседнике. Наша задача – найти «сокровище» в своем партнере по интервью, отыскать то, что, может быть, он и сам не знал о себе; помочь ему открыть себя как сокровище.

- Разделимся на 2 группы: ребята 5-6 кл и восьмиклассницы. Каждый из вас получит задание. Работаем 10 мин.

Задание для младшей группы:

Прочитайте вопросы  листа - опросника. Вам нужно взять интервью у 2-х членов своей группы и записать ответы в  таблицу. Ваша задача: выбрать собеседника, желательно менее знакомого, и как можно больше узнать о  нем в ходе интервью.  ( см. Приложение1.)

Задание для старшей группы:

1. Взять интервью у одного из наших гостей. Постараться получить как можно полный ответ на предложенные вопросы.

2. Оформить полученные в ходе интервью данные в виде статьи-характеристики»  «Интересный собеседник».

(в Приложении 2 прилагаются вопросы и клише статьи-характеристики)

5. Обсуждение работы в группах

1. Какие люди были особенно интересны для тебя?

2. Было ли так, что подтверждалось твое впечатление об этом человеке?

3. Испытывал ли ты трудности в ходе проведения интервью?  В чем была причина затруднений?

Мониторинг работы старшей группы:

- Попытка дать  характеристику человеку – это один из вариантов написания портретного очерка, о технологии которого мы поговорим на следующем занятии.

6. Дополнительное задание:

Упражнение «Шапка-невидимка»

- В работе журналиста бывает много случаев, когда нет времени на подготовку интервью, составление вопросов. Нужно действовать быстро. И тогда от умения журналиста, его ума, быстрой реакции  на ответ собеседника и коммуникативных качеств зависит исход интервью. Представим и мы ситуацию, когда нужно срочно взять интервью и нет времени на его подготовку. Проиграем ситуацию.

(учитель надевает на одного из уч-ся шапку- невидимку, на которой написано, кто наш герой, причем он сам об этом не знает. Другой уч-ся в роли журналиста должен задать ему 2-3 вопроса, «разговорить» собеседника)

 

Например, герой – победитель детского Евровидения /Колобок из сказки/ Дима Билан и т.д.

 

 7. Подведение итогов занятия

- Еще раз повторим основные правила интервью.

(работа с презентацией, проговариваем, делаем пометки в блокноте)

 8. Рефлексия

-Вспомните ситуацию начала занятия. А теперь вы сможете взять интервью? Чему научились, какие знания приобрели?

_______________________________________________

Приложение 1.

Лист-опросник

Цель: отыскать «сокровище» в своем партнере по интервью.

* Взять интервью у членов своей группы. Количество участников интервью не ограничено. Вопросы можно задавать в любом порядке и по своему выбору.

№ вопроса

Вопрос

Кто из собеседников…

Ответ / имя собеседника

1

 Вырос в семье, где более 3 детей?

2

Назван в честь отца/ матери?

3

С детского возраста должен был взять на себя обязанности по уходу за младшими детьми в семье?

4

Любит борщ?

5

Говорит на трех языках?

6

Побывал за свою жизнь в других странах? (каких?)

7

Умеет доить корову?

8

Помнит наизусть хотя бы три стихотворения А.С. Пушкина?

9

Любит танцевать народные танцы?

10

Ежедневно читает газету? Смотрит программу «Вести»?

11

Верит в то, что «старый друг лучше новых двух»?

12

Любит петь, моясь в душе?

13

С детства мечтал завести собаку и до сих пор не исполнил свою мечту?

14

Кому в детстве рассказывали много народных сказок?

15

Для кого физкультура – самый любимый школьный предмет?

16

Чье детство прошло в деревне?

Приложение 2.

Задание для  уч-ся старшей группы:

1. Взять интервью у кого-нибудь из наших гостей. Постараться «разговорить» собеседника и получить полную информацию.

Совет: Не забудьте представиться и познакомиться с собеседником.

2. Используя данные, полученные в ходе интервью, составить характеристику собеседника  в виде небольшой статьи.

Вопросы интервью:

1. Какая ваша любимая книга? Любимый фильм, телепередача?

2. Есть ли у Вас любимый герой, персонаж, на которого Вы бы хотели быть похожим?

3. Продолжите, пожалуйста, предложение.

- Самый большой успех в жизни – это…

- В жизни все зависит от…

- Думаю, я никогда не смогу…

Примерный  план статьи об интересном человеке (ваше творчество приветствуется!)

Имя моей героини…..

Из разговора с ней мы узнали, что…. (какая любимая книга, передача, на кого бы хотела быть похожей…)

… (имя)  считает, что в жизни все зависит от…

Самый большой успех в жизни, по ее мнению, это…

….  (имя)  никогда не сможет….

Вывод: Во время интервью я узнала много нового о своем собеседнике, то, что она…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интервью Что такое интервью, или Раз вопросик, два вопросик

Слайд 2

Интервью как газетный жанр Интервью (от англ. «беседа») – жанр, принципом построения которого является диалог; это разговор журналиста с главным героем сюжета или одним их них, предназначенный для СМИ. Основной признак жанра – графическое выделение вопросов журналиста и ответов его собеседника (при верстке вопросы и ответы обычно набираются разным шрифтом).

Слайд 3

Цель и задача интервью Цель интервью – краткое освещение факта, события, явления, рассказ о самом субъекте. Задача интервью – показать человека, его позицию по интересующей журналиста проблеме, создать психологический портрет личности. (!) Самое первое интервью появилось в газете « New York Herald » 13 октября 1835 года, а провел его Джеймс Гордон Беннет с почтмейстером из Буффало.

Слайд 4

Виды и типы интервью Интервью подразделяют на несколько видов: Интервью-беседа Экспресс-интервью Развернутый монолог По тематике: 1)«Человек и дело»: интервью-знакомство, рассказывающее об известной личности, ее достижениях; 2) «Проблема и человек»: интервью-сообщение (информация, мнение), в котором излагается позиция известного деятеля по актуальной, общественно важной проблеме (у собеседника берут сведения, но не затрагивается его личность)

Слайд 5

Этапы работы над интервью Искусство задавать вопросы и добиваться ответов – составная часть мастерства журналиста. Любое интервью хорошо, когда оно подготовлено. Работа над интервью делится на три этапа: подготовка, беседа, написа-ние материала.

Слайд 6

Первый этап - подготовка к интервью Выбор темы (четко представьте, о чем можно поговорить; важна, чтобы тема удовлетворяла критериям: новизна информации, их обществ. важность, интерес). Выбор собеседника , соответствующего теме интервью (интересная личность, о которой хочется узнать побольше, и др.) Сбор информации (узнать как можно больше о собеседнике и о теме, по которой будет строиться диалог; источники информации - книги, энциклопедии, Интернет, архивы, различные специалисты и др.

Слайд 7

Требования к вопросам интервью Составление вопросов. Говорят, каков вопрос, таков и ответ. Вопросы должны быть понятными, по возможности краткими, нестереотипными. Вопросы не должны содержать готовый ответ. «Наверху отличная погода. Мой вес в норме. Жена и дети в порядке. На достигнутой высоте не остановлюсь». ( так написал на своей майке американский альпинист Рик Базетт, чтобы предупредить стандартные вопросы репортеров)

Слайд 8

Второй этап - беседа Беседа начинается со знакомства. Если корреспондент видит собеседника впервые, он должен сначала представиться сам, а затем обратиться к собеседнику. При этом необходимо правильно произнести имя собеседника, иначе это может повредить беседе. Постарайтесь установить доверительные отношения с собеседником, чтобы вызвать у него желание рассказывать.

Слайд 9

Узелки на память Старайтесь не перебивать собеседника, не задавайте другой вопрос, пока не убедитесь, что ответ на предыдущий получен. Не задавайте злых, неэтичных вопросов; задавайте вопросы, на которые нельзя ответить односложно «да» или «нет». Начните с вопроса «как?» или «почему?». Такие вопросы помогают больше узнать о собеседнике. Спрашивайте о том, что вам самим как читателям интересно. В конце беседы нужно поблагодарить собеседника и договориться о встрече для согласования интервью.

Слайд 10

Третий этап – написание материала Расшифровка интервью, запись на бумаге всех вопросов и ответов. Редактирование: решить, все ли вопросы актуальны, интересны; нужно выстроить текст логически, исправить ошибки. Написание вступления (может быть разным, в зависимости от цели, которую поставил журналист). Согласование статьи с собеседником.

Слайд 11

Практика работы над интервью Вам несказанно повезло: вы встретили в своем дворе марсианина. Какой вопрос вы ему зададите? (Есть ли жизнь на Марсе? А что из себя представляет жизнь на Марсе? А что вас привело на планету Земля? Или, Как вы попали на землю?)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жанры журналистики

Теоретическая часть к занятию по теме: "Жанры журналистики"...

Жанры журналистики в теории и практике

В помощь руководителю пресс-центра. Для занятий....

План занятия творческого объединения "Журналистика" по теме "Виды и жанры журналистики" с использованием Обратной методики Ривина"

Занятие ориентировано на старшеклассников, умеющих работать с различными источниками информации. Цель-создать презентацию "Виды и жанры журналистики", которая будет базой для дальнейшего подробного зн...

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме: "Интервью как жанр публицистического стиля"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО. На уроке используется системно-деятельностный, компетентностный, исследовательский методы, метод проектов...

«Интервью – как один из ведущих жанров журналистики»

Цели: Совершенствовать знания и навыки составления и проведения интервью в ходе деловой игры.Развивать умения и навыки групповой работы.Способствовать формированию  умения успешно действовать в с...

Интервью как жанр публицистического стиля

Урок открытия новых знаний...

Интервью как жанр журналистики

Данное занятие поможет в формировании представления об интервью, как жанре журналистики, умении распознавать интервью среди других жанров....