Интервью как жанр журналистики, или Раз вопросик, Два вопросик...
план-конспект занятия по теме
Методическая копилка учителя: Конспект занятия кружка "Юный журналист", практический мастер-класс для выступления на семинарах, форумах. Рекомендовано руководителям доп. образования, работающим по программе "Юный журналист", редакторам школьных газет и всем тем, кто не равнодушен к детской журналистике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия кружка "Юный журналист" | 23.03 КБ |
Презентация к занятию | 191 КБ |
Предварительный просмотр:
Интервью как жанр журналистики
Предмет: занятие объединения «Юный журналист»
Программа: модифицированная образовательная программа «Юный журналист».
Класс: сборная группа учащихся 5, 6 и 8 классов
Тема урока: Интервью как жанр журналистики
Тип урока: изучение нового материала
Формы обучения: внеурочное занятие
Виды обучения: объяснительно-иллюстративное, поисковое, проблемное
Технология: развивающее обучение, ИКТ
Методы преподавания:
- Словесные (работа с текстом, выступления учащихся)
- Наглядные (мультимедийная презентация)
- Практические (выполнение заданий)
- Поисковый с использованием технических средств обучения
Образовательные цели урока:
- изучение жанра журналистики – интервью;
- применение знаний основ интервью в нестандартной ситуации
Образовательные задачи:
- организовать изучение и обеспечить понимание учащимися особенностей интервью;
- создать ситуацию для использования учащимися теоретических знаний в практических упражнениях: «Поиск сокровища», «Интервью с интересным человеком», «Шапка-невидимка».
Развивающая цель: развитие коммуникативных и информационных компетентностей
Развивающие задачи:
- продолжить формирование умений работать с текстом, анализировать и обобщать полученную информацию;
- формирование понятийного аппарата;
- развитие умений работать в парах;
- развитие монологической речи.
Оборудование:
- Компьютер
- Мультипроектор
- Мультимедийная презентация «Что такое интервью, или Раз вопросик, два вопросик»
- Лист-опросник для группы первого года обучения
- Опорный план статьи «Интервью с интересным человеком»
Этапы занятия:
№ п/п | Структурные элементы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Организационный момент (2 мин) | Учитель озвучивает тему урока и образовательную цель. Постановка задач. | Воспринимают информацию |
2 | Создание проблемной ситуации (актуализация проблемы) (3мин) | Моделирует ситуацию и подводит учащихся к проблеме. Затем ставит проблемный вопрос: «Почему интервью не будет успешным?» | Ищут выход из созданной ситуации. |
3 | «Мозговой штурм» (5мин) | Записывает на доске все предположения учащихся | Высказывают идеи |
4 | Самостоятельная работа по изучению нового материала (7 +3) | Дает инструкцию по работе в Интернете и алгоритм действий по работе с текстом | Находят необходимый материал, работают с текстом. |
5 | Практическое применение получен-ных знаний: выпол-нение разноуровневых заданий в парах и индивидуально (8 кл.) (10 мин) | Раздает учащимся: - Лист-опросник для группы первого года обучения - Опорный план статьи «Интервью с интересным человеком». Вопросы для интервью. Наблюдает, корректирует действия учащихся | Младшая группа: читают вопросы листа-опросника. Берут интервью у 2х членов своей группы. И записывают ответы в таблицу. Старшая группа: берут интервью по предложенным учителем вопросам. Используя ответы на поставленные вопросы, составляют характеристику собеседника в виде небольшой статьи. |
6 | Организация речевой практики: представление задания, обсуждение (5-8 мин) | Дает уч-ся возможность представить свой труд, высказать отношение к работе других членов группы; предлагает доп. задание | Представляют свою работу, зачитывают статьи |
7 | Обобщение знаний (5 мин) | Обобщает знания, полученные уч-ся с помощью презентации | Проговаривают, выделяют ключевые моменты, делают пометки в блокноте |
8 | Рефлексия | Предлагает вернуться к проблемной ситуации начала урока. Предлагает провести самооценку: «Сможете ли вы сейчас провести интервью?» |
Ход занятия:
- Создание проблемной ситуации
- Вы – редакция школьной газеты. Когда идет подготовка свежего номера, каждому поручено какое-либо задание. Начнем сразу с задания. Нужно взять интервью у директора нашего лицея. Думаю, с этим заданием легко справится …
Итак, сейчас ты берешь блокнот, карандаш и идешь брать интервью.
- Задание понятно? А куда ты отправилась? Ты уже решила, о чем будешь его спрашивать? А он готов дать интервью? Может, он занят на уроке, может, уехал на совещание…
Как быть?
Ребятам: Как вы думаете, каков будет исход интервью? Будет ли задание редактора выполнено успешно? Что нужно для того, чтобы интервью было успешным?
2. Сообщение темы занятия, цели для учащихся
- Сегодня мы познакомимся с одним из самых интересных жанров журналистики – интервью, его видами, этапами и узнаем секреты успешного интервью. Эти знания помогут вам в практической работе при выполнении упражнений.
3. Мозговой штурм
- Подумаем над тем, каким должно быть успешное интервью.
Прежде чем отправиться на интервью, нужно…
(уч-ся высказывают свои предположения, учитель делает пометки на доске маркером)
В процессе «мозгового штурма» могут быть такие пометки:
- продумать тему интервью
- выбор собеседника
- подготовка вопросов
- договор о встрече
- создать комфортную обстановку – расположить к себе собеседника
- вопросы корректные, открытые
- уточнить подробности, факты, цитаты собеседника (правильно ли я понял Вашу мысль?)
- показать черновой вариант статьи собеседнику до выпуска в печать
3. Работа с теоретическим материалом.
- Посмотрим, все ли секреты успешного интервью мы назвали. Для этого откройте папку «Журналист» на рабочем столе и найдите ссылки на Интернет-источники по теме «Интервью как жанр журналистики». Ссылки активные. Вы можете открыть любую ссылку, познакомиться с материалом.
- Что нового узнали? Что вы можете добавить к сказанному?
4. Практическая часть
- Известная истина гласит: «В мире нет дороже сокровища, чем душа человека». Сегодня мы с вами будем искать сокровища в своем собеседнике. Наша задача – найти «сокровище» в своем партнере по интервью, отыскать то, что, может быть, он и сам не знал о себе; помочь ему открыть себя как сокровище.
- Разделимся на 2 группы: ребята 5-6 кл и восьмиклассницы. Каждый из вас получит задание. Работаем 10 мин.
Задание для младшей группы:
Прочитайте вопросы листа - опросника. Вам нужно взять интервью у 2-х членов своей группы и записать ответы в таблицу. Ваша задача: выбрать собеседника, желательно менее знакомого, и как можно больше узнать о нем в ходе интервью. ( см. Приложение1.)
Задание для старшей группы:
1. Взять интервью у одного из наших гостей. Постараться получить как можно полный ответ на предложенные вопросы.
2. Оформить полученные в ходе интервью данные в виде статьи-характеристики» «Интересный собеседник».
(в Приложении 2 прилагаются вопросы и клише статьи-характеристики)
5. Обсуждение работы в группах
1. Какие люди были особенно интересны для тебя?
2. Было ли так, что подтверждалось твое впечатление об этом человеке?
3. Испытывал ли ты трудности в ходе проведения интервью? В чем была причина затруднений?
Мониторинг работы старшей группы:
- Попытка дать характеристику человеку – это один из вариантов написания портретного очерка, о технологии которого мы поговорим на следующем занятии.
6. Дополнительное задание:
Упражнение «Шапка-невидимка»
- В работе журналиста бывает много случаев, когда нет времени на подготовку интервью, составление вопросов. Нужно действовать быстро. И тогда от умения журналиста, его ума, быстрой реакции на ответ собеседника и коммуникативных качеств зависит исход интервью. Представим и мы ситуацию, когда нужно срочно взять интервью и нет времени на его подготовку. Проиграем ситуацию.
(учитель надевает на одного из уч-ся шапку- невидимку, на которой написано, кто наш герой, причем он сам об этом не знает. Другой уч-ся в роли журналиста должен задать ему 2-3 вопроса, «разговорить» собеседника)
Например, герой – победитель детского Евровидения /Колобок из сказки/ Дима Билан и т.д.
7. Подведение итогов занятия
- Еще раз повторим основные правила интервью.
(работа с презентацией, проговариваем, делаем пометки в блокноте)
8. Рефлексия
-Вспомните ситуацию начала занятия. А теперь вы сможете взять интервью? Чему научились, какие знания приобрели?
_______________________________________________
Приложение 1.
Лист-опросник
Цель: отыскать «сокровище» в своем партнере по интервью.
* Взять интервью у членов своей группы. Количество участников интервью не ограничено. Вопросы можно задавать в любом порядке и по своему выбору.
№ вопроса | Вопрос Кто из собеседников… | Ответ / имя собеседника |
1 | Вырос в семье, где более 3 детей? | |
2 | Назван в честь отца/ матери? | |
3 | С детского возраста должен был взять на себя обязанности по уходу за младшими детьми в семье? | |
4 | Любит борщ? | |
5 | Говорит на трех языках? | |
6 | Побывал за свою жизнь в других странах? (каких?) | |
7 | Умеет доить корову? | |
8 | Помнит наизусть хотя бы три стихотворения А.С. Пушкина? | |
9 | Любит танцевать народные танцы? | |
10 | Ежедневно читает газету? Смотрит программу «Вести»? | |
11 | Верит в то, что «старый друг лучше новых двух»? | |
12 | Любит петь, моясь в душе? | |
13 | С детства мечтал завести собаку и до сих пор не исполнил свою мечту? | |
14 | Кому в детстве рассказывали много народных сказок? | |
15 | Для кого физкультура – самый любимый школьный предмет? | |
16 | Чье детство прошло в деревне? |
Приложение 2.
Задание для уч-ся старшей группы:
1. Взять интервью у кого-нибудь из наших гостей. Постараться «разговорить» собеседника и получить полную информацию.
Совет: Не забудьте представиться и познакомиться с собеседником.
2. Используя данные, полученные в ходе интервью, составить характеристику собеседника в виде небольшой статьи.
Вопросы интервью:
1. Какая ваша любимая книга? Любимый фильм, телепередача?
2. Есть ли у Вас любимый герой, персонаж, на которого Вы бы хотели быть похожим?
3. Продолжите, пожалуйста, предложение.
- Самый большой успех в жизни – это…
- В жизни все зависит от…
- Думаю, я никогда не смогу…
Примерный план статьи об интересном человеке (ваше творчество приветствуется!)
Имя моей героини…..
Из разговора с ней мы узнали, что…. (какая любимая книга, передача, на кого бы хотела быть похожей…)
… (имя) считает, что в жизни все зависит от…
Самый большой успех в жизни, по ее мнению, это…
…. (имя) никогда не сможет….
Вывод: Во время интервью я узнала много нового о своем собеседнике, то, что она…
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Интервью как газетный жанр Интервью (от англ. «беседа») – жанр, принципом построения которого является диалог; это разговор журналиста с главным героем сюжета или одним их них, предназначенный для СМИ. Основной признак жанра – графическое выделение вопросов журналиста и ответов его собеседника (при верстке вопросы и ответы обычно набираются разным шрифтом).
Цель и задача интервью Цель интервью – краткое освещение факта, события, явления, рассказ о самом субъекте. Задача интервью – показать человека, его позицию по интересующей журналиста проблеме, создать психологический портрет личности. (!) Самое первое интервью появилось в газете « New York Herald » 13 октября 1835 года, а провел его Джеймс Гордон Беннет с почтмейстером из Буффало.
Виды и типы интервью Интервью подразделяют на несколько видов: Интервью-беседа Экспресс-интервью Развернутый монолог По тематике: 1)«Человек и дело»: интервью-знакомство, рассказывающее об известной личности, ее достижениях; 2) «Проблема и человек»: интервью-сообщение (информация, мнение), в котором излагается позиция известного деятеля по актуальной, общественно важной проблеме (у собеседника берут сведения, но не затрагивается его личность)
Этапы работы над интервью Искусство задавать вопросы и добиваться ответов – составная часть мастерства журналиста. Любое интервью хорошо, когда оно подготовлено. Работа над интервью делится на три этапа: подготовка, беседа, написа-ние материала.
Первый этап - подготовка к интервью Выбор темы (четко представьте, о чем можно поговорить; важна, чтобы тема удовлетворяла критериям: новизна информации, их обществ. важность, интерес). Выбор собеседника , соответствующего теме интервью (интересная личность, о которой хочется узнать побольше, и др.) Сбор информации (узнать как можно больше о собеседнике и о теме, по которой будет строиться диалог; источники информации - книги, энциклопедии, Интернет, архивы, различные специалисты и др.
Требования к вопросам интервью Составление вопросов. Говорят, каков вопрос, таков и ответ. Вопросы должны быть понятными, по возможности краткими, нестереотипными. Вопросы не должны содержать готовый ответ. «Наверху отличная погода. Мой вес в норме. Жена и дети в порядке. На достигнутой высоте не остановлюсь». ( так написал на своей майке американский альпинист Рик Базетт, чтобы предупредить стандартные вопросы репортеров)
Второй этап - беседа Беседа начинается со знакомства. Если корреспондент видит собеседника впервые, он должен сначала представиться сам, а затем обратиться к собеседнику. При этом необходимо правильно произнести имя собеседника, иначе это может повредить беседе. Постарайтесь установить доверительные отношения с собеседником, чтобы вызвать у него желание рассказывать.
Узелки на память Старайтесь не перебивать собеседника, не задавайте другой вопрос, пока не убедитесь, что ответ на предыдущий получен. Не задавайте злых, неэтичных вопросов; задавайте вопросы, на которые нельзя ответить односложно «да» или «нет». Начните с вопроса «как?» или «почему?». Такие вопросы помогают больше узнать о собеседнике. Спрашивайте о том, что вам самим как читателям интересно. В конце беседы нужно поблагодарить собеседника и договориться о встрече для согласования интервью.
Третий этап – написание материала Расшифровка интервью, запись на бумаге всех вопросов и ответов. Редактирование: решить, все ли вопросы актуальны, интересны; нужно выстроить текст логически, исправить ошибки. Написание вступления (может быть разным, в зависимости от цели, которую поставил журналист). Согласование статьи с собеседником.
Практика работы над интервью Вам несказанно повезло: вы встретили в своем дворе марсианина. Какой вопрос вы ему зададите? (Есть ли жизнь на Марсе? А что из себя представляет жизнь на Марсе? А что вас привело на планету Земля? Или, Как вы попали на землю?)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жанры журналистики
Теоретическая часть к занятию по теме: "Жанры журналистики"...
Жанры журналистики в теории и практике
В помощь руководителю пресс-центра. Для занятий....
План занятия творческого объединения "Журналистика" по теме "Виды и жанры журналистики" с использованием Обратной методики Ривина"
Занятие ориентировано на старшеклассников, умеющих работать с различными источниками информации. Цель-создать презентацию "Виды и жанры журналистики", которая будет базой для дальнейшего подробного зн...
Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме: "Интервью как жанр публицистического стиля"
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО. На уроке используется системно-деятельностный, компетентностный, исследовательский методы, метод проектов...
«Интервью – как один из ведущих жанров журналистики»
Цели: Совершенствовать знания и навыки составления и проведения интервью в ходе деловой игры.Развивать умения и навыки групповой работы.Способствовать формированию умения успешно действовать в с...
Интервью как жанр публицистического стиля
Урок открытия новых знаний...
Интервью как жанр журналистики
Данное занятие поможет в формировании представления об интервью, как жанре журналистики, умении распознавать интервью среди других жанров....