«Интервью – как один из ведущих жанров журналистики»
план-конспект

Ашкарова Марина Анатольевна

Цели:

  1. Совершенствовать знания и навыки составления и проведения интервью в ходе деловой игры.
  2. Развивать умения и навыки групповой работы.
  3. Способствовать формированию  умения успешно действовать в ситуации выбора, воспитанию воли и настойчивости в достижении целей, доброжелательности, толерантности.

 

Тип занятия: Занятие закрепления и совершенствования знаний.

 

Оборудование:

  • газетные и журнальные публикации, конверты с заданиями для групповой работы, карточки  с ситуациями, памятка для работающих в группе, памятка по созданию интервью.
  • технические средства: компьютер, экран, проектор.
  • оформление: тема, эпиграф (мультимедийное сопровождение)

 

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая. Учащиеся разбиваются на  3 группы по 4-5 человек.  У каждой  группы  бейджики и материалы на столах своего цвета.

Время проведения: 45 минут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ashkarova_zanyatie_po_teme_intervyu.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

                     «Интервью – как один из ведущих жанров журналистики»

                                                    Ашкарова Марина Анатольевна,

педагог дополнительного образования

                                                                                      МАУДО «ЦДТ»

           

Россия, ХМАО – Югра, город Лянтор         

План занятия в объединении «Журналист»

 

Тема: «Интервью – как один из ведущих жанров журналистики»

Цели:

  1. Совершенствовать знания и навыки составления и проведения интервью в ходе деловой игры.
  2. Развивать умения и навыки групповой работы.
  3. Способствовать формированию  умения успешно действовать в ситуации выбора, воспитанию воли и настойчивости в достижении целей, доброжелательности, толерантности.

Тип занятия: Занятие закрепления и совершенствования знаний.

Оборудование:

  • газетные и журнальные публикации, конверты с заданиями для групповой работы, карточки  с ситуациями, памятка для работающих в группе, памятка по созданию интервью.
  • технические средства: компьютер, экран, проектор.
  • оформление: тема, эпиграф (мультимедийное сопровождение)

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая. Учащиеся разбиваются на  3 группы по 4-5 человек.  У каждой  группы  бейджики и материалы на столах своего цвета.

Время проведения: 45 минут.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Повторение изученного материала.  Знакомство с темой и целью занятия.

Педагог:  Для того чтобы узнать, чем мы будем сегодня заниматься на занятии, нам нужно всем вместе решить кроссворд, который   для вас приготовили  Касим Владимир и Сырлыбаев Эльмир.  Кроссворд состоит из слов по горизонтали, а в вертикальном ряду вы прочтете тему нашего занятия. Зачитывает вопросы и определения Валинурова Эльвира.

Задание 1. Решение кроссворда ( мультимедиа)

1. Как называется интересное, необычное вступление. Лидер-абзац, вводящий читателя в тему. 2. Широкое разъяснение факта, толкование его непонятных или неконкретизированных сторон. 3. Вид прессы. Она бывает ежедневная, еженедельная, ежемесячная. 4. Небольшой рассказ журналиста об одном факте, схваченном, как говорят "на лету". 5. Журналист, который пишет или делает репортажи в СМИ. 6. Составление страниц газеты из набранных строк, заголовков, иллюстраций в соответствии с разметкой или макетом. 7.Аналитический жанр. Она бывает проблемной, научно-популярной, постановочной. 8. Последовательность и связь описания событий.

 

Ответы: по горизонтали: 1.Лид. 2. Комментарий 3. Газета. 4. Заметка. 5. Репортер. 6. Верстка. 7. Статья. 8. Сюжет. По вертикали: Интервью.

(коллективная работа, дети определяют ключевое слово «интервью»).

После того, как кроссворд разгадан, дети определяют ключевое слово «интервью» педагог сообщает  тему занятия:

Педагог: Тема занятия «Интервью, как один из ведущих жанров журналистики» (запись темы в тетрадь). Девизом занятия послужат слова философа Сократа «Искусство вести беседу – наверное, самое сложное. Потому что учиться этому приходится всю жизнь».

- Как вы думаете, почему интервью в журналистике считается самым сложным жанром?

Обуч-ся:   Чтобы работать в этом жанре, необходимо  уметь общаться с разными людьми, правильно строить беседу и излагать мысли.

Педагог: Вот этому мы сегодня будем учиться.

 

3. Проверка домашнего задания (сообщение обучающегося  по теме «Этимология  слова интервью, мастера интервью»).

Педагог: Сейчас мы послушаем сообщение Деменко Анны, она работала в библиотеке, и расскажет нам об этимологии слова «интервью» и о мастерах этого жанра. (Приложение №1).

Обуч-ся делает сообщение.

ИТОГ. 

Педагог: Работу с прессой можно использовать как образец для написания публикаций в жанре «интервью». Вы сможете проанализировать работу других, и будете накапливать свой опыт работы в этом жанре.

4. Закрепление ранее изученного материала.

   4.1. Задача – разминка (работа в группах).

Педагог: Вы должны определить значение слов: «интервьюер», «интервьюируемый», «интервьюировать». (Каждой группе дается три варианта ответа определения вышеуказанных слов, их задача, выбрать правильный ответ). (Приложение №2 – слайды 4,5,6).

Проверка: Представители групп по очереди зачитывают определение слов, остальные  оценивают их ответы.

ИТОГ.

Педагог: Итак, участники интервью - «интервьюер», «интервьюируемый», процесс работы - «интервьюировать».

   4.2. Повторение структуры интервью (работа в группах).

Педагог: Скажите, на какие три этапа делится работа над интервью?

Обуч-ся: Работа над интервью делится на три этапа: подготовка, беседа, написание материала.

Педагог: Вспомним, какую работу включает в себя каждый этап.

1 группа обуч-ся рассказывает о 1 этапе (Подготовка).

2 группа обуч-ся рассказывает о 2 этапе (Беседа).

3 группа обуч-ся рассказывает о 3 этапе (Написание материала).

Проверка: После выступления каждой  группы, остальные участники  вносят дополнения к ответам. На экране показывается полное описание   этапа работы над интервью, обучающиеся сравнивают с ним свои ответы, оценивают их.

ИТОГ.

Педагог:  Мы видим, что качественное интервью может быть выполнено только тогда, когда последовательно соблюдены и выполнены все этапы работы.

   4.3. Повторение типов интервью.  Задание   «Составь цепочку».

Педагог: Для выполнения следующего задания предлагаю каждой группе взять конверт, в котором находится карточка с заданием. Форма выполнения задания одинаковая, а содержание разное. (Приложение №3).

1 группа:

Задание: Составьте цепочку и напишите типы вопросов интервью.

(общие – конкретные – альтернативные – закрытые – уточняющие – фильтрующие)

2 группа:

Задание: Составьте цепочку и напишите наиболее типичные примеры вступлений к интервью.

(представление – зарисовка – повод – фраза собеседника – постановка проблемы – анонс)

3 группа:

Задание: Составьте цепочку и напишите виды интервью.

(интервью – диалог, интервью – монолог, интервью – зарисовка, интервью – сообщение, интервью – мнение, массовые интервью, анкета)

Проверка: Проецируется слайд с правильными ответами. Самопроверка.

ИТОГ.

Педагог: Тому, кто будет брать интервью, необходимо помнить какие есть типы вопросов, примеры вступлений к интервью, виды интервью, для того, чтобы оптимально использовать их на практике.

5. Практическая работа.

   5.1. Подготовка к интервью. (Работа в группах).  

Педагог: У каждой группы на столах в конвертах задания, на выполнение которого вам дается 6 минут. При выполнении заданий помните о важности последовательности задаваемых интервьюируемому вопросов.

Задание 1

1 группа: Составить вопросы для интервью-диалога с библиотекарем ЦДТ.

2 группа: Придумать вопрос директору ЦДТ для интервью-монолога.

3 группа: Составить вопросы для анкеты с целью изучения  мнения о нашей газете «Сорока».

Проверка: Педагог просматривает и обсуждает результаты работы 1-й и 2-й групп.  

   

   5.2.  Представители групп (2 человека) отправляются брать интервью у библиотекаря и директора МОУДОД «ЛЦДТ».

ИТОГ  (Работа  с оставшимися обучающимися):

Педагог: Мы подготовили вопросы для беседы. Ребята (Лена и Юра) отправились проводить ее  с интервьюируемыми.  Материалы напишут дома – это их домашнее задание. А все остальные  проведут анкетирование в своих классах по анкетам, разработанным  3-ей группой, а дома выполнят  третий этап работы над интервью, пользуясь памяткой (памятки на столах) (Приложение №4)

   5.3. Работа с периодической печатью (работа в группах).

Педагог:  Как вы думаете, нужно ли журналисту читать периодику, если да, то зачем?

Дети:  

  • Изучая  материалы, мы расширяем свой кругозор;
  • Журналист должен обладать достаточной информацией о текущем моменте, быть в курсе всех событий;
  • Использовать работы настоящих журналистов, как пример, как объект для изучения, анализ работ является литературной практикой.  

Педагог: Перед вами  газетные и журнальные публикации. Ознакомьтесь с ними и  определите вид интервью, тему, героя публикации.

Назвать главные отличительные факторы публикации.

1 группа: интервью – диалог  (Вопросы-ответы)

2 группа: интервью – монолог (Один вопрос – подробный ответ)

3 группа: анкета  (Массовый вид интервью, полученные ответы анализируются и делаются выводы).

Проверка:

Представители групп сообщают результаты работы. Остальные  обучающиеся обсуждают  ответы, оценивают: правильно - неправильно.

ИТОГ.

Педагог: С какими  видами интервью мы познакомились в публикациях?

Дети: интервью – диалог, интервью – монолог,  анкета.

Какой вид интервью чаще других используется в журналистике?

Дети:  Мы пришли к выводу, что самым распространенным видом является интервью – диалог.

   5.4. Анализ личностных качеств успешного журналиста.

Педагог: Мы ознакомились с различными публикациями. Все ли они вам понравились в равной степени, или какие-либо вызвали особый интерес?

Как вы думаете, почему?

Дети: Интервью брали у интересного человека; речь идет об интересном событии и т.д.

Педагог:  Вы назвали много причин успеха, но есть еще очень важный аспект в журналистике. Почему с одним человеком охотно беседуют, а с другим – нет?  

Дети: У журналиста должны быть: обаяние, способность разговорить человека, расположить его к себе, умение слушать, уметь хранить полученную информацию в секрете и др.

Педагог: посмотрим, сможете ли вы правильно оценить предложенную вам  ситуацию и найти возможные варианты решений.

Задание 4 – «Ситуация». (Приложение №5)

Каждой группе предлагается одна ситуация, ребята обсуждают её и находят возможные варианты решения.

Проверка:  Группы по очереди называют предложенные им ситуации, озвучивают варианты собственных решений. Остальные обсуждают, оценивают.

ИТОГ.

Педагог: Какие качества нужно воспитывать в себе, чтобы находить правильные выходы из различных жизненных ситуаций?

Дети: Находчивость, пунктуальность, исполнительность, объективность, обладать красноречием, логически мыслить, коммуникабельность, умение безконфликтно разрешать возникшие проблемы.

6. Подведение итогов занятия.

Педагог: Сегодня на занятии мы с вами говорили об интервью, как об одном из видов газетного жанра.

Обобщая всё, что мы сделали на занятии можно сделать вывод:

   Интервью это:

  • источник опыта и знаний;
  • способ общения (развитие коммуникативных способностей);
  • метод получения информации (для создания публикаций в другом жанре).

   Интервью способствует:

  • формированию профессиональных навыков будущих журналистов (интервьюирование);
  • совершенствованию характера и качеств юного журналиста.

Педагог:

  • Как вы считаете, ребята, удалось ли нам на занятии при решении различных задач использовать и применить на практике знания по теме «интервью»?
  • Нужно ли нам совершенствоваться в жанре интервью?

Дети: Оценивают собственную работу.

7. Рефлексия (оборудование: карточки с изображением эмоций: негативное, позитивное, безразличное)

Педагог:  Воспользовавшись карточками, попробуйте оценить ваше настроение в начале, в середине и в конце занятия.

Дети: Оценивают с помощью карточек. (Приложение №6 - слайд 14).

Педагог: Кому понравилось работать в вашей группе, хлопните в ладоши три раза.

Дети: Оценивают с помощью хлопков.

Список используемой литературы.

Е.Н. Степанова. «Личностно ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование».                  

А.В.Хуторской «Методика личностно ориентированного обучения» М. – 2005.

В.В. Ворошилов «Журналистика». С.-П.-2000.

Т. Засорина, Н.Федосова «Профессия журналист» - Ростов на Дону, 1999г.

Газеты «Вестник», «Сургутские вести»

Журналы «Мне 15», «Маруся», «Дошкольное воспитание».

Анкета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жанры журналистики

Теоретическая часть к занятию по теме: "Жанры журналистики"...

Жанры журналистики в теории и практике

В помощь руководителю пресс-центра. Для занятий....

Законы жанров журналистики

Презентация показывает разнообразие жанров журналистики, их характерные особенности....

Интервью как жанр журналистики, или Раз вопросик, Два вопросик...

Методическая копилка учителя:  Конспект занятия кружка "Юный журналист",  практический мастер-класс для выступления на семинарах, форумах. Рекомендовано руководителям доп. образования, работ...

Методическая разработка "Законы жанров журналистики"

Материал о жанрах журналистики и их особенностях...

План занятия творческого объединения "Журналистика" по теме "Виды и жанры журналистики" с использованием Обратной методики Ривина"

Занятие ориентировано на старшеклассников, умеющих работать с различными источниками информации. Цель-создать презентацию "Виды и жанры журналистики", которая будет базой для дальнейшего подробного зн...

Интервью как жанр журналистики

Данное занятие поможет в формировании представления об интервью, как жанре журналистики, умении распознавать интервью среди других жанров....