Классный час "России колокольный звон"
классный час (6 класс) по теме
Материал посвящен храмам и монастырям, которые есть в России. Классный час содержит презентацию, которую можно найти в разделе "Внеклассная работа".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1klassnyy_chas.docx | 17.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1Классный час «России колокольный звон»
Цель: воспитание духовно-нравственных ценностей на примере обычаев русского народа.
Подготовительная работа: найти материал о колокольном звоне, связать эти сведения с Арзамасом, сделать презентацию, подобрать музыкальное сопровождение, раздать детям стихи и слова песни.
1 ученик: Когда ты слышишь звон колоколов,
Душа вдруг замирает бесконечно
И в этот миг о тяжести оков
Не думаешь, а думаешь о Вечном.
По капельке вливается в тебя
Душевная живительная влага
И хочется обнять весь мир, любя.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня на классном часе мы поговорим о колокольном звоне: как он возник, о чем он может рассказать. Мы совершим экскурсию по звонницам, колокольням и храмам, послушаем колокольный звон , в общем узнаем много интересного. В путь! ( Звучит колокольный звон).
Колокола были главным украшением земли русской, сотворенным руками человека.
Откуда появились на Руси колокола? Ведь греческая церковь не знала колокольного звона, в Византии вместо колоколов использовалось било, то есть брус — доска, в которую стучали колотушкой, палкой. Обычай звонить в колокола пришел на Русь с Запада, где существовал культ колоколов, где искусство колокольного литья считалось священной профессией, а колокола крестили, давали им личные имена. Какими путями попал западный обычай звонить в колокола на Русь, точно неизвестно: одни полагают, что в распространении колоколов на Руси посредническую роль играли западные славяне, другие считают, что русское колокольное искусство было заимствовано у балтийских немцев. (Слайд с колоколом)
Русская земля с древних времен была наполнена храмами, с колоколен которых доносились дивные звоны. Колокольни обязательно должны были находиться подле самого храма. В давние времена, колокола вывешивали даже на деревьях, находящихся в непосредственной близости к храму. Так сложилось в истории Руси, что все колокольни строились либо из дерева, либо из камня. Современные храмы и звонницы представляют собой архитектурное творение. (Слайды храмов, колоколен).
Учитель : Ребята, а как вы думаете, о чем может рассказать колокольный звон? ( Ребята высказывают свое мнение)
С древнейших времен колокольный звон был неотъемлемой принадлежностью русской жизни. Он звучал и в дни больших торжеств, и в малые праздники. Колоколом созывали народ на вече (для этого в Новгороде, например, существовал специальный вечевой колокол), в случае различных бедствий звали на помощь набатным колоколом. Звоном призывали народ на защиту отечества, приветствовали возвращение полков с поля брани. Колоколами давали знак заблудившемуся путнику, это был так называемый спасительный метельный звон. Колокола устанавливались на маяках, они помогали рыбакам в туманные дни найти правильное направление. Колокольным звоном встречали высоких гостей, звонили по прибытии царя, сообщали о важных событиях.
Разным видам церковной службы соответствуют разные типы колокольных звонов. Различают два основных вида — благовест и звон (и его разновидность — двузвон, трезвон). "Благовестом называется такой звон, при котором ударяют в один колокол, или в несколько, но не вместе, а поочередно в каждый колокол. В последнем случае благовест называют "перезвоном" Благовест имел свои разновидности, но при этом сохранялся общий принцип ударять в каждый момент только в один колокол. Второй тип — звон. Он имеет свои разновидности. В отличие от благовеста в нем ударяют сразу в два и более колоколов.
- Давайте, ребята послушаем колокольный звон. ( Звучит колокольный звон и ребята смотрят видеоролик).
Учитель: Русская земля была наполнена храмами, с колоколен которых доносились дивные звоны. Колокола были главным украшением земли русской, сотворенным руками человека. Колокольному звону великие поэты посвящали свои стихи и песни. Послушаем их.
1 ученик:
Над городом, отвергнутым Петром,
Перекатился колокольный гром.
Гремучий опрокинулся прибой
Над женщиной, отвергнутой тобой.
Царю Петру и вам, о царь, хвала!
Но выше вас, цари, колокола.
Пока они гремят из синевы -
Неоспоримо первенство Москвы.
И целых сорок сороков церквей
Смеются над гордынею царей!( М. Цветаева)
2 ученик: Песнь о колоколе"Ф.Шиллер
... Боже, радость нам какая!
Вот по милости Творца
Колокол стоит,сверкая
От ушка и до венца.
Зорькой золотой
Блещет шлем литой,
И в гербе горит реченье,
Славя новое творенье...
Ну-ка, дружно за канаты!
Вознесём его в простор,
В царство звуков, под богатый
Голубых небес шатер!
Взяли! Разом! В ход!
Тронулся! Идёт!
Пусть раздастся громче, шире
Первый звон его о мире!
(Звучит песня из кинофильма « Приключение электроника» )
Учитель: Ребята, а вы знаете из чего делают колокола? ( Ребята отвечают на вопрос).
Учитель: Сплав, из которого отливали колокола, представлял собой соединение из четырех частей меди с одной частью олова, хотя в древних рукописях иногда даются более дорогие рецепты сплавов: "Медь обычная, или красная, звук от себе издает, но не велегласно, но аще прибавить к ней олова или серебра или злата, тогда сладостен звон" — написано в "Травнике Любчанина" (XVII в.) Как и любое другое дело, литье колоколов имело свои рецепты, тайны, секреты мастерства, но, как теперь уже доказано, наличие серебра и золота в колокольной бронзе не влияло на качество его звука.
Учитель: Ребята! На каникулах мы были на выставке « Арзамасские купола». В нашем городе уже несколько лет действует программа по восстановлению храмов и монастырей. По сведениям Статистическо-этнографического отчета по Арзамасскому уезду за 1837 год, в крае числилось 82 церкви, из них: 55 каменных и 27 деревянных, в городе — 35 каменных церквей, 2 часовни. Из 35-ти городских церквей: 7 монастырских, 23 приходские, 2 соборные, 3 церкви при кладбищах. Из кладбищенских церквей — Тихвинская, Всех Святых и церковь во имя Сергия Радонежского. В настоящее время в городе Арзамасе и селе Выездном представлены архитектурные памятники 24-х церквей, из которых 12 – действующие церкви.
Около 12 уже восстановлено. Давайте посмотрим их. ( Слайды про Арзамас).
Учитель: Заканчивается наш классный час и мне хочется подвести итог. Пока Русь полна храмами колокольный звон будет звучать на ее просторах.
1 ученик: Кружится аист в небе синем,
Расправив сильные крыла.
Сегодня над моей Россией
Опять звонят колокола.
2 ученик:
Я этот звон, как голос свыше,
Что к нам доносится с небес,
Могу лишь только сердцем слышать,
И нет таинственней чудес,
Когда внимаю этим звукам,
Что над землёй со всех сторон.
В счастливый миг и в миг разлуки,
Как песня жизни – этот звон.
3 ученик:
Наполнен звоном край окрестный,
Полощет светом даль в тиши.
Восхищена таким оркестром,
Его гармонией души.
4 ученик:
Тот звон разносится повсюду,
Как неподкупная молва:
Россия есть, Россия будет,
Она, по - прежнему, - жива!
И раствориться в нем, другим во благо.
Древнерусские колокола и звоны
Владышевская Т. Ф.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русского языка и православной культуры "Колокольный звон Руси" в 9 классе.
Урок повторения сложных вопросов различных разделов языкознания, обобщения знаний по теме "Публицистический стиль" на основе интегративного метода познания традиций православной культуры, духовной жиз...
Слушаю колокольный звон. Урок, при внесении изменений можно провести классный час.
Урок по теме: Слушаю колокольный звон. Для учащихся 5-9 классов.Духовно-нравственное воспитание молодёжи. Как воспитывать??? Азы этого процесса находятся в историческом прошлом Родины, народа. Чт...
УРОК: «ВЕЛИКИЙ КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН»
урок в 5 классе по программе Критской в 4 четверти...
"Колокольный звон в композиторской и народной музыке" 6 класс
Воспитывать интерес к истории своей Родины, обогащать музыкальные представления, понятийный словарь, развивать умение отмечать начало и конец музыкальной фразы, подыгрывать на инструменте во время пен...
Урок музыкальной литературы "Колокольные звоны в русской музыке"
Колокол Колокольные звоны всегда были неотъемлемой частью культуры русского народа. Поэтому колокольность в русской музыке представлена широко и разносторонне. Урок обобщает образы колоколь...
урок музыки, 2 класс, по теме "Великий колокольный звон"
Урок музыки для 2 класса разработан с учетом ФГОС 2 поколения. Во время урока обучающиеся занимаются не только традиционными видами деятельности, они также являются исследователями....
Интегрированный урок по музыке и ОПК "Колокольные звоны на Руси"
Интегрированный урок по музыке и ОПК "Колокольные звоны на Руси"...