Доклад "Краеведческая работа как социокультурная база воспитания и развития детей".
статья на тему

Тихонова Наталья Викторовна

Выступление на краеведческой конференции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kraevedcheskaya_rabota_kak_sociokulturnaya_baza.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Краеведческая работа как социокультурная база

воспитания и развития детей.

                  Социальное партнерство является основным фундаментом краеведческой работы Узуновской средней школы. Без тесного взаимного сотрудничества между организациями, способными формировать у подрастающего поколения чувства патриотизма, гордости за родную историю, любви к своему народу, невозможно вести целенаправленную работу по формированию зрелой нравственно развитой личности современного школьника.

                 В течение нескольких десятилетий в нашей школе сформировалось  постоянное сотрудничество с сельской библиотекой, Домом Детского Творчества, Советом ветеранов, старожилами села Узуново. Педагогами  и сотрудниками Узуновской школы ведется кропотливая работа по поиску интересного материала об истории нашего края, о людях нашего села, об организациях, существовавших и действующих по сегодняшний день.

 В 2011 году руководителем историко-краеведческого кружка Татьяной Владиславовной Косоноговой и ее воспитанниками были подготовлены следующие краеведческие проекты и уроки: «Семейная реликвия военных лет», «Деятельность пионерской дружины Звездные братья», «Память сердца», «Победа ковалась в тылу», «Далекое и близкое на земле Серебряно – Прудской», «Живописец Кившенко», «Любитель всего прекрасно Анатолий Доронин».

История жизни земляков – увлекательное дело в краеведческой работе. В процессе общения с жителями нашего села и района, знакомства с архивными материалами учащиеся  узнают много интересного и неизвестного.   Большую роль в краеведческой работе играет поддержка родных и близких прославленных земляков.

         Особый интерес в музейной экспозиции школы «Великая Отечественная война» вызывает семейная реликвия военных лет - планшет курсанта Левкина Ивана Афанасьевича, который был передан им в дар школьному музею,   приблизительно в 60 – е годы. Собрав воспоминания об Иване Афанасьевиче, поработав в архиве школьного краеведческого музея, изучив рубрику «Вещи войны», юный краевед, ученица 10 класса, Шемшура Татьяна постаралась раскрыть в своем проекте «Семейная реликвия военных лет» роль одного из самых ярких экспонатов музейной экспозиции  – планшета курсанта Лёвкина Ивана Афанасьевича. При активной поддержке  Дома детского творчества она стала участницей заключительного этапа конкурса исследовательских проектов учреждений Московской области «История одного музейного экспоната».

       Проводя такие краеведческие разыскания, посещая  районные музеи и выставки,   мы готовим детей к будущей жизни – насыщенной  и интересной. Краеведческая работа  в нашей школе – это очень важный и нужный шаг. Участники историко – краеведческого кружка не только учатся многим элементам работы с краеведческими экспонатами, которые им пригодятся в дальнейшем, изучая музейные экспонаты, дети с благодарностью хранят память о подвиге – Победе над фашизмом.

  В канун подготовки ко Дню Победы в школе прошёл краеведческий урок «Память сердца!», посвященный прославленному земляку, дважды Герою Советского Союза, маршалу Советского Союза Василию Ивановичу Чуйкову.  Готовясь к этому уроку, активисты школьной библиотеки и члены историко – краеведческого кружка выяснили, что  наш односельчанин, Александр Дмитриевич Зайцев, преподававший в школе с 2001 по 2005 год, а так же, руководивший Центром Гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи в Серебряных Прудах, был знаком с Василием Ивановичем Чуйковым и его сыном Александром, лично встречался с маршалом в 1965 году, будучи курсантом военного танкового училища. Александр Васильевич Зайцев  и был приглашен на этот урок…. После торжественной части,  нашему гостю поступило много вопросов  о Василии Ивановиче Чуйкове: каким он был, что говорил? Александр Дмитриевич рассказал ребятам о том, что Василий Иванович Чуйков одобрил выбранный им в жизни военный путь, и дал напутствия.

Изучая историю родного края, своих земляков, мы понимаем, что это одна из самых замечательных страниц истории не только нашего края, но и всей страны в целом, как тесно связана жизнь и деятельность Василия Ивановича Чуйкова с деятельностью всего народа. Проведение этого урока положило начало оформлению новой экспозиции в школьном музее, посвященной Василию Ивановичу Чуйкову.

          Под руководством учителя русского языка, Начаровой Елены Васильевны, в рамках проведенного конкурса сочинений на тему «История моей семьи в истории войны» Соя Александр, ученик 9 класса, подготовил работу о своем дедушке, Алексее Онуфриевиче  Борухе, который вместе с В.И. Чуйковым освобождал Сталинград. После войны А.О. Борух написал книгу рассказов о Сталинградской битве.

           Краеведческий урок «Победа ковалась в тылу», посвященный труженикам тыла прошел в начальной школе.  На встречу с учениками младших классов была приглашена ветеран тыла Трушина Александра Васильевна. Общение прошло в теплой атмосфере, дети приготовили для ветерана подарки своими руками.

             Многие годы тщательно и с любовью собирали в школьном музее материалы  о деятельности космонавтов – альбомы, фотографии, газетные вырезки, отзывы об экскурсиях в Звездный городок, которые мы теперь можем не только рассматривать, читать, но и восхищаться собранным материалом, работать с ним, рассказывать и показывать другим заинтересовавшимся. Интересными стали экскурсии в школьный музей: деятельность пионерской дружины «Звездные братья», «Пионерская организация Узуновской средней школы». Знакомясь с архивными материалами, учащиеся узнают о традициях дружины «Звездные братья», о работе пионерских отрядов, о Юрии Алексеевиче Гагарине и других космонавтах, достойно создавая свои краеведческие исследовательские проекты. Юные  краеведы:  Аброскина Анастасия и Сулимов Владислав -   стали участниками  Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся Московской области «Отечество» -2010 год и областной экологической конференции.

          Совместно с родителями проводится активная экскурсионная работа. Ученики 3 класса под руководством Рыбак Галины Николаевны с родителями посетили Мемориальный музей космонавтики в Москве. Под руководством Дома детского творчества была организована поездка в г. Люберцы, где учился Юрий Гагарин. Ученицы 11 класса нашей школы, Болкова Юлия и Марунина Дарья, которые приняли участие в конкурсе сочинений о Юрии Гагарине, были приглашены на эту экскурсию.

           В рамках подготовки к гагаринскому дню прошел краеведческий урок «Далекое – близкое на земле Серебряно – Прудской», который   направлен на воспитание духовно-нравственных качеств учащихся, самоуважения и национальной гордости за наш народ, и  посвящен   землякам Владимиру Серегину, Николаю Коровушкину, их роли в отечественной космонавтике, связи с Юрием Гагариным.  В ходе урока, юные краеведы определили свод правил, выполнение которых позволит школьникам успешно воспитывать и свой характер.

           Участники историко-краеведческого кружка подготовили урок, посвященный 260-летию со дня рождения уроженца Серебряно-Прудского района художника Алексея Даниловича Кившенко,  имя которого носит Детская художественная школа в поселке Серебряные Пруды. Учащимся начальной школы они представили жизненный путь земляка, рассказали о том, как Алексей Данилович  пришел к рисованию, чем увлекался, каким был человеком, благодаря каким работам  получил известность, какую вел  большую педагогическую деятельность. Особо было подчеркнуто о деятельности художественной школы, ведь в числе ее  выпускников -  учащиеся и учителя  Узуновской школы. Изучая жизнь и деятельность земляков, подрастающее поколение бережно хранит память о замечательном земляке Алексее Даниловиче Кившенко.

              Продолжая работу по расширению музейных экспозиций в краеведческом музее  Узуновской школы, вводятся новые направления, включающие тесный контакт  с местными организациями и жителями. Экспозиция «Люблю тебя, мой край родной!» позволит увидеть село Узуново XXI  века - современным, развитым, обновленным.

       Воспевает красоту родного края наш художник Анатолий Викторович Доронин - один из первых учеников Михаила Ивановича Воинова, и поэтому в его творчестве заметно преобладает тяга к пейзажам. В картинах Анатолия Доронина с удивительной точностью передана природа родного края. Он был приглашен на занятие историко - краеведческого кружка, для того, что бы рассказать ребятам о том, как пришел к рисованию. Часть своих картин Анатолий Викторович уже дарил Узуновской школе,  а сейчас краеведческий музей Узуновской СОШ  получил от него в подарок работы 2003 года, которые займут достойное место  в новой экспозиции.

             Среди имен, прославивших наш Серебряно – Прудский район,  нельзя не упомянуть о народном артисте РСФСР, киноактере Сергее Дмитриевиче Столярове. Начиная с 2000 года, проводятся Столяровские встречи в Серебряных Прудах и с.Узуново. На одной из таких встреч, в 2008 году заведующая школьной библиотеки Косоногова Татьяна Владиславовна была награждена  за участие в краеведческом движении Серебряно-Прудского района книгой «Судьба и эпоха», которую вручал сын артиста – Кирилл Столяров. Ученики школы посетили музей Столярова в центре «Наследие».  К 100-летию земляка состоялась презентация книги и прошло обсуждение фильма «Сергей Столяров», в летнем лагере пройдет краеведческий урок «Наш земляк Сергей Столяров».

             Мы предоставляем материал для предметных недель и краеведческих мероприятий, организуем встречи с ветеранами войны и труда, устраиваем походы и экскурсии по родному краю, проводим читательские конференции,  подбираем материал для книг «Край Серебряно – Прудский» и «История в лицах». Заметки ребят в районную газету «Серебряно – Прудский вестник» дают возможность выразить  уважение и интерес к своей истории и своим землякам. Классным руководителем 11 класса, Начаровой Е.В. был проведен открытый классный час «От всей души», посвященный истории нашей школы,  на который были приглашены учителя-ветераны, первая пионервожатая нашей школы, Григорьева Татьяна Васильевна.

         Сейчас вся  краеведческая работа уже сложилась в определенную систему, и еще  есть множество планов и задумок.

            Самым приятным и важным аспектом в краеведческой работе является то, что после каждого совместно проведенного с организациями нашего района  мероприятия интерес к дальнейшей совместной деятельности у детей продолжается. Это великое дело – воспитывать истинных россиян, патриотов своего отечества, и самое главное грамотных граждан, умеющих хранить свою национальную культуру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство воспитания и развития детей

Обобщение педагогического опыта на конкурсе "Учитель года - 2012" в номинации "Классный руководитель"...

Роль музыкального воспитания в развитии детей с ОВЗ

Все мы рождаемся с разными возможностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ограниченными возможностями, меньше. И этому найдется...

Проблемы физического воспитания и развития детей.

Проблемы физического воспитания и развития детей....

Значение художественней литературы в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности.  Многочисленные психологические и педагогические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленно...

Роль музыкального воспитания в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

Те, кто хоть раз общался с ребёнком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Музыкальное воспитание, в нашей школе, является основной частью общей системой обучени...

«Духовно-нравственное воспитание и развитие детей с ограниченными возможностями через реализацию комплекса мероприятий с Центром Духовное просвещение»

Государство и Русская Православная Церковь едины в оценке негативных последствий кризиса духовности и человечности в обществе...

«Влияние занятий ритмикой в воспитании и развитии детей с ОВЗ»

Раскрытие содержания ритмики как средства воспитания и развития младших школьников с ОВЗ....