«Духовно-нравственное воспитание и развитие детей с ограниченными возможностями через реализацию комплекса мероприятий с Центром Духовное просвещение»
учебно-методический материал по теме
Государство и Русская Православная Церковь едины в оценке негативных последствий кризиса
духовности и человечности в обществе. В послании Президента Российской Федерации В.В.Путина,
к Федеральному Собранию отмечается, что «… духовное единство народа и
объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития страны,
как политическая и экономическая стабильность. Мы должны опираться на базовые
морально – нравственные ценности, выработанные народом
России за более чем тысячелетнюю свою историю».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_duhovno_nravstvennoe_vospitanie.docx | 24.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Комплексный центр социального обслуживания населения «Импульс»
Реабилитационное отделение для детей и подростков с ограниченными возможностями
Научно-практическая конференция
«Духовно-нравственное воспитание и развитие детей с ограниченными возможностями через реализацию комплекса мероприятий с Центром Духовное просвещение»
Подготовила: Разакова Т.В., воспитатель
реабилитационного отделения детей
с ограниченными возможностями
Обращение государства к идее духовно-нравственного воспитания как основного условия возрождения современного российского общества и человека не случайно. Нынешняя общая духовная ситуация в России печальна - падение нравственности продолжается. Нравственная деградация, утрата смысла жизни, культ потребления, подростковая наркомания и алкоголизм – вот основные характеристики состояния современного общества и человека, которые свидетельствуют о духовном кризисе общества и утрате духовного здоровья личности.
Государство и Русская Православная Церковь едины в оценке негативных последствий кризиса духовности и человечности в обществе. В послании Президента Российской Федерации В.В.Путина, к Федеральному Собранию отмечается, что «… духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития страны, как политическая и экономическая стабильность. Мы должны опираться на базовые морально – нравственные ценности, выработанные народом России за более чем тысячелетнюю свою историю».
Таким образом, в современных условиях возникает острейшая необходимость в практической разработке вопроса духовно – нравственного воспитания несовершеннолетних.
Адаптация детей – инвалидов в среде здоровых сверстников нередко проходит проблематично. Многие дети с особенностями развития не имеют реального представления о своем потенциале, так как в семьях они воспитываются в условиях либо повышенной опеки, либо неадекватной требовательности.
Выходя в современный социум, дети испытывают либо недостаток внимания, либо, наоборот, слишком навязчивое предложение помощи и пристальное внимание. Для успешной социализации необходима как раз золотая середина, а так же специально организованная педагогическая и семейная среда.
На протяжении нескольких лет реабилитационное отделение для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья проводит работу с целью повышения уровня духовно-нравственной воспитанности подрастающего поколения.
Работа реализуется по двум направлениям:
- воспитательно-образовательное направление – реализуется на базе отделения;
- духовно-нравственное направление – реализуется в тесном сотрудничестве с педагогами ЧУДО «Центра «Духовное просвещение».
Воспитательно-образовательное направление.
Осознавая важность задач по воспитанию и развитию детей с ограниченными возможностями, сотрудники реабилитационного отделения детей с ограниченными возможностями разработали и в течение ряда лет реализовали на базе отделения комплекс мероприятий, направленных на духовно-нравственное развитие детей и подростков.
Так в 2011 году реализовывалась программа «Юный патриот», в 2012 году проект «Мир вокруг нас», в 2013 - социально-реабилитационная программа «Наша Родина – Россия», а в 2014 - социально-реабилитационная программа «Зелёная планета».
Основной идеей реализованных социальных проектов выступает потребность общества в духовно-нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.
Целью программных мероприятий данных социальных инициатив является формирование нравственных ценностей у детей с ограниченными возможностями через интегративное взаимодействие семьи, религиозных учреждений и учреждений культуры города.
Деятельность детей в реабилитационном отделении организована на основе принципов творческого подхода, комплексности и системности.
Мероприятия проводились в триаде тесного сотрудничества: дети – педагоги реабилитационного отделения – родители детей с ОВ.
Чтобы заложить основы духовно-нравственной личности, мы приобщали детей старшего возраста к традициям русской культуры, пополняли представления о нашей стране, крае, народе, обычаях, культуре.
Были проведены диагностические исследования детей по изучению представлений и знаний о родном городе, стране; определены уровни познавательной и практической деятельности.
В работе использованы следующие группы методов:
1. Наглядные (на экскурсиях использование экспонатов - национальные костюмы, домашняя утварь, изделия декоративно-прикладного искусства и пр.).
2. Словесные (беседа, использование фольклора и пр.).
3. Игровые (настольные, сюжетно-ролевые, сюрпризные моменты).
Поставленные задачи решались во всех видах детской деятельности: экскурсиях, развлечениях, народных праздниках, игровой деятельности, чтения и рассматривания литературы, просмотра видеороликов на нравственно-патриотические темы, по трём направлениям: моя малая Родина, моя семья, моя страна.
I направление. Моя малая Родина.
Посещая занятия в Музее истории нашего города, дети знакомились с историей Ханты-Мансийского автономного округа. Использование краеведческого материала в учебно-воспитательном процессе, сыграло большую роль в формировании исторического сознания детей.
Повышая уровень знаний детей о родном городе, мы побывали в музейно-выставочном зале на тематических занятиях: «Знакомьтесь - музей», «По улицам города»; посетили экспозиции: «Профессия - нефтяник», «Народный костюм хантов и манси», посетили выставки местных художников «Природа родного края», «На Югорской земле», «Тропами экспедиций».
Материалы по истории нашего города и округа, собранные краеведами, позволили познакомить детей с социально-экономическим и культурным становлением края.
Как показала практика, наиболее запоминающимися и эффективными стали формы и методы работы, где широко применялась наглядность и где дети сами были активными участниками.
В ходе экскурсий и наблюдений мы опирались на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края, что вызывало у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал.
Поэтому работа продолжалась и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие чувство любви к своему городу, природе позволили создать детям выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также помогли задуматься над отношением к миру природы.
На музыкально-досуговых занятиях дети приобщались к русской культуре.
В отделении стало традицией проведение патриотических праздников: «День защитника Отечества», «9 Мая – День Победы», «День защиты детей» и др..
Работа с детьми по ознакомлению с родным краем проводилась и в книжном уголке, где выставлялись книги познавательного характера, иллюстративно – дидактический материал (иллюстрации о природе родного края, страны, фотоальбомы исторического и современного города, предметы народно-прикладного искусства).
Используя в работе краеведческий материал (наборы открыток, картины, слайды), мы старались воспитывать детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, тем самым формировали чувства гордости и любви к родному краю. Знакомя с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, расширили представления о родном крае, городе.
II направление. Моя семья.
Важным условием для реализации данного направления являлась тесная взаимосвязь с родителями. Ещё в 1928 году протопресвитер Зеньковский писал о том, что «Вся духовно-нравственная работа вне семьи, хотя, без сомнения, нужна и значит очень много, никогда не может захватить души так широко и глубоко, как это возможно в семье…Реальную и полную основу духовно-нравственного возрождения России может создать именно семья…». Поэтому, родители стали активными участниками данного направления работы.
Знакомство с историей семьи вызывало у детей интерес к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по вопросу истории семьи способствовало формированию бережного отношения к традициям, сохранению семейных связей. Родители вместе с детьми с большим интересом составляли генеалогическое древо своей семьи, с удовольствием рассказывали о своих семейных традициях, делились опытом приготовления национальных семейных блюд.
Национальная культура входит в наше сознание вместе с генами родителей, с культурой других народов дети знакомились с позиции родной культуры. Учителями здесь являлись родители наших воспитанников.
III направление. Моя страна.
Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для детей с ОВ является, игра. При этом мы имели в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники, и др.). Народные праздники являлись именно такой большой яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники мы воздействовали на эмоциональную сферу детей.
Это помогло детям лучше ориентироваться во временных понятиях. Цикличность народного календаря из года в год повторяет народные праздники и события. Эта периодичность позволила детям усвоить данный материал, постепенно усложняя и углубляя его.
Встречи с интересными людьми – ветеранами ВОВ и труда, расширили знания детей о Великой Отечественной войне. Дети побывали на экскурсии возле Вечного огня, возложили цветы, почтили память погибших минутой молчания.
Проведены природоохранные акции:
- «Каждому уголку города – заботу и внимание» (уборка закрепленной территории)
- «Ёлочка - зелёная иголочка»
- посадка семейной рябиновой аллеи и познавательные мероприятия для детей «День земли», «День защиты животных», «День птиц», «День воды» и др..
Таким образом, проведённая работа не прошла даром. Дети научились чуткости, доброте, отзывчивости, у них чаще стали проявляться духовно-нравственные качества.
Следующее направление духовно-нравственное.
Работа по духовно-нравственному направлению проводилась на базе Центра «Духовное просвещение» вместе с педагогами, родителями и детьми.
Целью этого направления является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения художественно-эстетическими средствами; через приобщение юного поколения к православной и мировой культуре; возрождение традиций народного творчества.
Формы работы: православные учения, тематические занятия, экскурсии, мастер-классы, выставки.
Детям нравится принимать участие в православных учениях: «Не в силе Бог, а в правде!», «Человек и Бог в православии», «Подвиг христианской жизни (О Заповедях Божьих)»; о нравственных основах семейной жизни «Семья в моей жизни».
С целью приобщения детей и подростков к православной культуре, воспитания чувства патриотизма и любви к Родине; развития навыков декоративно-прикладного творчества и сохранения лучших традиций народного творчества дети и их родители ежегодно принимают активное участие и являются дипломантами городских выставок, проводимых Центром «Духовное просвещение»: «Красота Божьего мира», «Весенний вернисаж», «Чудо-писанки и рушники».
Особенность русских народных игр имеет нравственную основу, обучает развивающуюся личность навыкам установления социальных контактов.
Знакомство с православными праздниками и народными традициями проходило во время Масленицы и на таких мероприятиях как «Хоровод Весны», «Ах, эта Ярмарка, Ярмарка…», «Пасха», «Рождественские колядки».
Одним из самых любимых на Руси праздников всегда было Рождество Христово. Дети отправлялись в увлекательное путешествие по истории праздника «Рождество Пресвятой Богородицы». Принимали участие в рождественском утреннике «В гости к нам приходит Рождество», где знакомились с историей праздника. Силами театральной и хоровой студий Воскресной школы был подготовлен рождественский спектакль «Снежная королева», который вызвал бурю положительных эмоций у детей с ограниченными возможностями.
Существует глубокая русская традиция проведения праздника Рождественские Святки. Познакомившись с этой традицией, дети открыли для себя интересный духовно-нравственный смысл праздника, познакомились с русской духовной поэзией, разучили рождественские колядки.
Русская культурная традиция естественно вобрала в себя нравственно-этические и эстетические ценности христианства. Воспитательная роль этих ценностей реализовывалась при посещении Центра Духовного просвещения, где прошёл открытый урок «Выбор Александра Невского – выбор России».
Дети побывали на экскурсии в Храме Александра Невского и церкви Пресвятой Богородицы. Интересно прошла встреча с отцом Иоанном, дети приняли участие в богослужении.
В ходе экскурсий дети познакомились с шедеврами храмовой архитектуры, иконописи, с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской: Сергия Радонежского, Александра Невского, Дмитрия Донского и многих других. Все герои Отечества являются высоким нравственным примером для детей.
Духовная литература таит в себе громадную силу воспитательного воздействия. В реабилитационном отделении организована и постоянно действует духовно-просветительская выставка книг для детей с ограниченными возможностями и их родителей. Книги помогают пробудить у детей чувство любознательности, способность оценить красоту родного края, моральные принципы людей, которые живут рядом или жили когда-то на этой земле. Дети с удовольствием слушают чтение детской Библии, рассматривают детский православный журнал «Сибирячок».
Родители также заинтересованы в знакомстве детей с православными канонами, многие из них брали книги домой, делились впечатлениями о прочитанном.
Мы старались вовлечь родителей детей в процесс духовно-нравственного воспитания. Родители побывали на экскурсиях вместе с детьми в храмах, посетили мастер-классы по художественно-прикладному творчеству, приняли участие в выставках. Родители отметили, что проведение совместных мероприятий с Центром Духовного просвещения способствует формированию духовно-нравственных ценностей детей.
Работа по формированию духовно-нравственных качеств показала положительные результаты: у детей сложились товарищеские отношения, они научились устанавливать контакты, договариваться, стали реже ссориться, стали отзывчивее друг к другу, выполняют дружно общие поручения, видят, кому нужна помощь, активно помогают друг другу и стараются помочь окружающим людям. По результатам опроса, родители отмечают, что дети стали более самостоятельны, активны, эмоционально отзывчивы, у детей появились практические умения и навыки для внесения доступных их возрасту и состоянию здоровья позитивных изменений в окружающий мир. Расширились представления о христианских праздниках, традициях, обычаях. Дети вместе с родителями ходят на воскресные и праздничные службы.
Достигнуты следующие количественные результаты:
- в 2013 году для получателей услуг РОД сотрудниками ЧУДО «Центра «Духовное просвещение» было проведено 10 бесед, 4 мастер-класса, 2 выставки. В этих мероприятиях приняли участие 36 детей с ОВ и 7 родителей.
- в 2014 году – 8 бесед, 3 мастер-класса, 3 выставки. Участие приняли 42 ребёнка и 15 родителей.
- в 2015 году – 9 бесед, 2 мастер-класса, 2 выставки. Участие приняли 49 детей и 29 родителей.
Представленные данные позволяют прийти к выводу в том, что сфера сотрудничества Учреждения социального обслуживания населения и «Центра «Духовное просвещение» ежегодно расширяется.
Проводимая работа способствует формированию нравственных ценностей у детей с ограниченными возможностями, укреплению внутрисемейных отношений, установлению социального партнёрства.
На 2016 год также намечен план мероприятий.
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию детей с ограниченными возможностями распространён в ходе участия в заочном региональном этапе II Всероссийского конкурса «Семья – основа государства», а так же опубликована статья «Духовно-нравственное воспитание и развитие ребёнка с ограниченными возможностями в рамках проекта «Мир вокруг нас» в федеральном журнале «Обруч».
Проведённая работа систематически освещалась на сайте учреждения.
Совместная работа педагогов реабилитационного отделения и педагогов Центра «Духовного просвещения», решает важные задачи духовно - нравственного воспитания – развитие чувства милосердия, неравнодушия к людям.
В заключении хотелось бы сказать, что проведённая воспитательная работа по духовно-нравственному воспитанию направлена на формирование добродетелей у ребенка: совести, долга, надежды, веры, милосердия, терпения, доброжелательности, послушания и доброй воли, способности различить добро и зло, любовь к Отечеству. Эти добродетели, которые развиваются у детей в процессе доступного знакомства со Священной историей Ветхого и Нового Завета, освоения духовно-нравственного смысла художественных произведений, малых фольклорных форм.
Назначение своей деятельности мы видим в том, чтобы помочь детям обрести любовь к Богу и ближнему, воспитать чувство сострадания, готовность уступать и помогать друг другу, научить почитанию старших, послушанию, стремлению делать добро и служить людям.
Таким образом, наш совместный труд способствует зарождению у детей веры в будущее, готовности к самостоятельной жизни, имеет целью решение долгосрочных задач по снижению уровня социального сиротства детей, содействует социальной адаптации и интеграции в общество семей, имеющих детей с особенностями развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности образования, воспитания и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья
Особенности образования, воспитания и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках плавательного бассейна в системе дополнительного образования...
Развитие социальной уверенности у детей с ограниченными возможностями через обогащение сенсорного опыта
Работа представляет собой сборник с заданиями, предназначенными для детей с ограниченными возможностями здоровья...
Роль музыкального воспитания в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
Те, кто хоть раз общался с ребёнком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Музыкальное воспитание, в нашей школе, является основной частью общей системой обучени...
Памятка для родителей "Развитие познавательных способностей у детей с ограниченными возможностями через дидактические игры"
Игра является источником умственного, речевого развития. С её помощью можно развивать те качества и процессы, которые имеют значение для формирования представлений и усвоения ребёнком знаний, необходи...
РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
В статье рассматриваются вопросы воспитательно-образовательного процесса, который организован по принципу школа-семья-соци...
РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В статье рассматриваются вопросы воспитательно-образовательного процесса, который организован по принципу школа-семья-социум....
Развитие тактильного восприятия, как основа сенсомоторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Развитие тактильного восприятия, как основа сенсомоторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья...