О необходимости ценностных ориентаций в учебно-воспитательном процессе
материал по теме
Предварительный просмотр:
О необходимости ценностных ориентаций в учебно-воспитательном процессе
Идея гуманизации предполагает осуществление направленности образования, связанной с социально-нравственным и профессиональным развитием личности. Одной из первостепенных задач современной педагогики является выявление гуманистического потенциала образования, его отношения к человеку как к субъекту познания, общения, творчества. Её решение связано с рассмотрением аксиологических (ценностных) аспектов образования, его человеческого измерения. В центре аксиологического мышления – концепция взаимосвязанного и взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир – это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует каждого отдельного человека.
В наше время получила развитие новая отрасль педагогики – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКСИОЛОГИЯ – наука о ценностях образования ( о системе значения, норм, канонов, идеалов, регулирующих взаимодействие в образовательной сфере и формирующих соответствующий компонент в структуре личности), их природе, функциях, взаимосвязях. (Собственно, аксиология – обобщённое устойчивое представление о предпочитаемых благах, объектах, значимых для человека, являющихся предметом его желания, стремления, интересов). Основы педагогической аксиологии разрабатывались в трудах таких философов, как С.Ф.Анисимов, А.Г.Здравомыслов, М.С.Каган, В.В.Розанов, В.П.Тугаринов. В работах этих ученых анализировались сущность аксиологии, понятие о ценностных ориентациях, их структура и классификации, возможные пути развития аксиосферы личности, социальных групп. Процесс функционирования ценностной системы в образовании, процесс становления личностных ориентаций рассматривался М.В.Богуславским, Н.Д.Никандровым, В.А.Сластёниным, Н.А.Асташевой.
Педагогическая аксиология определяет понятие АКСИОСФЕРА – мир ценностей, совокупность разнообразных отношений человека к миру и к самому себе.(Акси – «ценности», «не подлежащий сомнению», «бесспорный»).
И здесь важно стремиться к общепедагогическим ЦЕЛЯМ-ОРИЕНТИРАМ и ЦЕЛЯМ-ЦЕННОСТЯМ. Цели и задачи нашей деятельности таковы:
- Обеспечить стабильность существования ценностных ориентаций в уч-восп процессе;
- Формировать гармоничную личность.
Задачи следующие:
- Рассмотреть принципы раскрытия личности;
- Определить понятие «гармоничная личность»
- Определить технологии в уч-восп процессе, реализующие аксиологический подход к содержанию образования.
На основании вышеизложенного материала важно говорить о необходимости ценностных ориентаций в учебно-воспитательном процессе. Здесь особое место занимает культура отношений личности. Собственно, это предмет нашего исследования. Мы оперируем понятием «личность» исходя из определения словаря Ушакова: «Личность – отдельное человеческое «Я», человеческая индивидуальность как носитель отдельных признаков или свойств».
Цель воспитания – раскрытие личности. Основной её принцип – разносторонность воздействия с целью проявления всех интересов и возможностей ребёнка, его индивидуальных дарований. Важно воспитывать и формировать личность гармоничную – ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ГАРМОНИЧНЫМ? Это значит решить задачу органического соединения ОБРАЗОВАНИЯ (важно воспроизводство культуры и социальности) и ЗНАНИЯ (индивидуального и социального, гуманитарного и естественнонаучного, консервативного и новаторского). И тогда в процессе формирования гармоничной личности происходит ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ. Речь идёт о потребности в реальном гуманизме. Его суть в глубоком понимании людским сообществом и каждым человеком аксиологических, духовно-нравственных проблем и ценностей.
Если мы включим ценностные ориентации в структуру значимых отношений человека, то они станут МОЩНОЙ ПОБУЖДАЮЩЕЙ СИЛОЙ. Также, восстанавливая субъектность (S-ученик - Объект (ценностные ориентации) – S-учитель) в учебно-воспитательном процессе, мы формируем СИСТЕМУ АКСИОЛОГИЧЕСКИХ НАЧАЛ, которая преображает человеческий фактор и развивает культуру отношений личности.
Один из путей материализации данного убеждения – ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ: идея проектного обучения согласуется с решением аксиологической задачи: С БОЛЬШИМ УВЛЕЧЕНИЕМ ВЫПОЛНЯЕТСЯ РЕБЁНКОМ ТОЛЬКО ТА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КОТОРАЯ ВЫРАБАТЫВАЕТСЯ ИМ САМИМ СВОБОДНО. Модель этой деятельности : «Всё из жизни, всё для жизни» (здесь происходит реализация потребности в реальном гуманизме). Проектная технология – эффективная форма научного творчества обучающихся («Непреходящие человеческие ценности», «Страницы Библии и Корана в литературе и в музыке»). На основе данной технологии работают принципы МНОГОКУЛЬТУРНОСТИ и ТОЛЕРАНТНОСТИ (мы все - одна человеческая раса; работа с языковыми особенностями; фиксация многоэтничности). Соотнесённость с культурой других народов придаёт человеку САМОБЫТНОСТЬ («Как подготовиться к поездке в другую республику, страну»). Здесь ребёнок работает по модели: «Посредством проникновения в другую культуру я сравниваю себя и своё сообщество с традициями и особенностями других народов».
Мы говорим о НАЦИОНАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ посредством усвоения достижений общечеловеческой культуры, основанием которого является ЛЮБОВЬ к своей стране, своему народу, своей культуре. В национальном раскрывается общечеловеческое. В этом сущность и результат освоения ценностных ориентаций.
Речь идёт о многокультурном образовании. Оно является предметом исследования многих учёных (Б.С.Гершунский, Г.Д.Дмитриев, Н.Л.Коршунова, Г.В.Палаткина). Мы считаем, что подготовка детей к жизни в поликультурном социуме будет успешной, если в содержательный компонент учебно-воспитательной деятельности вводить краеведческие материалы, привлекать фольклор, мудрые изречения и произведения разных народов. Содержание деятельности детей, организованной нами, включает в себя несколько видов работ:
- Сбор материалов по краеведению («Разнообразие национальных культур в моём городе»;
- Собирание пословиц и поговорок по заданной теме;
- Изучение национальных спортивных игр и их роли в воспитании толерантности и межкультурных отношений;
- Пятиклассники в этом учебном году имеют возможность готовиться к жизни в поликультурном пространстве на «Истоках» и курсе «Я – сургутянин».
Разнообразие видов работ в ходе формирования толерантного отношения к окружающему миру в учебно-воспитательной деятельности посредством актуализации ЭТНИЧЕСКОГО компонента способствует воспитанию уважительного, грамотного, культурного гражданина своей страны. Конечно, учитель является проводником между культурным наследием и формирующейся личностью – ребёнком.
В нашей воспитательной работе помимо технологии проектного обучения мы применяем личностно ориентированную технологию, технологии информационную, эвристическую, технологии саморазвития. «Проникающей» является технология СОТРУДНИЧЕСТВА.
Конечно же, процесс формирования ценностных ориентаций, как любое психолого-педагогическое явление, не может осуществляться идеально. Но ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ДУХОВНЫХ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ, СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ в учебно-воспитательном процессе даёт возможность включать аксиологические позиции в разные области человеческой деятельности. А это есть путь к СТАНОВЛЕНИЮ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ – это определяющий элемент в формировании гражданина своей страны, своего округа.
Моя педагогическая деятельность, осуществляемая на данном этапе, требует наличия определённых условий. Мои потребности в работе следующие: (слайд)
Наша педагогическая деятельность – процесс непрерывный, созидательный. Одна из моих задач - снимать ценностные конфликты (аполитичность, эгоизм, национализм, стремление к лёгкой жизни…) через обоснованное построение системы аксиологических начал личности. Успех, разумеется, кроется в сотрудничестве с педагогическим коллективом школы, с детьми и родителями.
Армен Джигарханян – талантливый актёр, педагог. Он, будучи в преклонном возрасте, окружён молодыми людьми, которые его ценят и любят, определил, что значит быть педагогом: «Быть настоящим учителем – это значит опуститься до невежества ученика и подняться вместе с ним».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет «Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательного процесса необходимое условие обеспечения успеваемости всех учащихся»
Повестка:Вступление «О концепции модернизации образования до 2012года» «Диагноз: неуспеваемость» «Методы стимулирования посредством воспитания» «Причины неуспеваемости детей группы риска» ...
Педагогический совет «Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса. Новые воспитательные технологии».
Современной школе нужен педагог с позицией воспитателя. Сформировать её — это сформировать потребность в личностном саморазвитии, веру в возможности каждого ученика,...
Статья на тему "ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ И УСЛОВИЯ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ"
В статье рассмотрен теоретический аспект вопроса формирования ценностных ориентаций и краткий анализ практической деятельности по их выявлению...
Педагогический совет по теме "Дифференциация и индивидуализация учебно-воспитательного процесса необходимое условие обеспечения успеваемости всех обучающихся"
Педагогический совет по теме "Дифференциация и индивидуализация учебно-воспитательного процесса необходимое условие обеспечения успеваемости всех обучающихся"...
ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Проблема здоровья сейчас у всех на слуху. Все чаще вспоминают слова классика о том, что «здоровье – это не все, но без здоровья все – ничто». Закономерно возросло внимание и к ...
Формирование ценностных ориентаций обучающихся в процессе обучения математике во внеклассной работе ( 5-6 класс)
В данной презентации представлен опыт работы за 2 года....