Внеклассное мероприятие "Экологический калейдоскоп"
классный час по теме
Внеклассное мероприятие "Экологический калейдоскоп"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
-_kaleydoskop.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический калейдоскоп
« Сохраним нашу Землю голубой и зелёной»
Учитель биологии: Панченко Т.Ф.
Цель: привлечь внимание учащихся к основным экологическим проблемам,
показать, что они сами смогут сделать практически для улучшения среды обитания;
воспитывать любовь к природе.
ВСТУПЛЕНИЕ ( учитель)
Земля!.. Какая она?... Земля рождает прозрачные ручейки и мощные потоки, травы и деревья. Она носит на себе океаны, облака и их тени. Принимает все дожди, снега и туманы. Раскрывается жерлами дымных вулканов. Пускает птиц в поднебесье и по всем лесам - быстроногих зверей.
Земля качает на себе города. Выбрасывает всплески уносящихся ввысь ракет. Здесь, на Земле, за каждым селом - дорогие могилы родных и близких, неведомых странников, защитников земли нашей. На всех великих пространствах - задонских, заволжских -тронь эту землю и коснешься пробитого гренадерского кивера, ржавой солдатской каски –тонкой, хрупкой и легкой. В новгородской стороне говорит с тобой человеческим голосом берестяная грамота, на степных просторах древние курганы.
Человека земля увлекала своим вечным возрождением, круговоротом весен и зим, беспредельностью своих горизонтов. Хотелось бы взглянуть: что же там за зарей, за соседним лесом или за лугом? И человек СОБИРАЛСЯ В ПУТЬ.
По топям, по тропам, по безымянным дорогам шел он. Стоял человек на краю земли, и огромной казалась ему Земля. Что же произошло с тех пор? Сегодня мы проводим экологический калейдоскоп « Сохраним нашу планету голубой и зелёной», посвящённый Всемирному дню Земли, который отмечается 22 апреля. По данным экспертов, каждые две минуты с лица Земли исчезает участок леса, равный по размеру футбольному полю, загрязняются реки, ядовитые вещества попадают в атмосферу.
Что нас ждёт? Пора давно бить тревогу!
( на экране высвечивается название рубрик калейдоскопа, выступают учащиеся, ведущие рубрик)
1. Рубрика « Как мы дошли до такой жизни»
Если бы можно было на машине времени перенестись на несколько тысячелетий назад и подняться над территорией нынешней густо населённой Европы, то мы заметили бы очень мало признаков обитания человека. А только леса, леса, леса!
С развитием скотоводства и земледелия начинается новый этап в развитии человечества. Выжигаются и вырубаются леса, разрастаются поселения, прокладываются дороги, под натиском человека всё глубже в лес отступают животные, а некоторые исчезают совсем. Так, по мнению некоторых учёных, не без помощи человека исчезли мамонт, шерстистый носорог, пещерный медведь.
С появлением железных орудий этот процесс убыстряется. Копья и стрелы с металлическими наконечниками все чаще находят свою жертву, палку вытесняет соха с лемехом, под натиском железного топора трещат и отступают лесные дубравы и их место занимают новые поля. Населенные пункты становятся крупнее, обносятся рвами , стенами, совершенствуются транспортные средства, развивается кораблестроение. Люди пытаются заглянуть за горизонт, и вот уже качаются на волнах ладьи и каравеллы, и чудом вернувшиеся из плавания моряки утверждают: океан безбрежен, земля необъятна, в неведомых краях огромные стада дичи. И вот уже не за горами колонизация Африки и Америки, истребление коренного населения, а заодно и местных видов животных и растений. Человек научился прокладывать каналы и осушать болота. Родился лозунг: «Покоряй природу!»
Пользуйтесь ДДТ! Создан новый химический препарат, который избавит вас от всех насекомых, летающих и кусающих!
Открыто новое месторождение, в тайге построен новый комбинат, новый поселок, проложена железная дорога!
Утро 12 апреля 1961 г.
В этот день весь мир узнал Ю. А Гагарина, услышал его слова: «маленькая голубая планета». Оказалось, что нашу планету можно облететь всего за 108 минут!
И оказывается, континенты расположены совсем недалеко друг от друга, и все люди, живущие на нашей планете, кажутся сверху, из космоса, всего лишь пассажирами одного космического корабля, плывущего по действительно безбрежному океану - Вселенной, и, несмотря на разный цвет кожи и разное политическое устройство государств, у всех этих людей одни и те же проблемы: люди хотят быть здоровыми, долго жить, растить детей.
Для этого нужен мир, нужно ясное солнце над головой, чистая вода, свежий воздух, голубое небо! И поэтому не в покорении нуждается природа, а в глубоком познании ее законов.
2. Рубрика «Вода- начало всех начал»
Давайте посмотрим на карту. Наша планета названа Землей по явному недоразумению: на сушу приходится около 1/3 ее территории, а все остальное – Вода!
Когда-то давно в этой среде зародилась жизнь, а потом живые существа вышли на сушу и приспособились к новой среде.
Появился человек, выросли поселки, города, задымили трубы заводов. И люди стали замечать, что воды стало катастрофически не хватать! В это верится с трудом . Мы вот привыкли, что, повернув кран, всегда можно получить любое кол-во воды, холодной или горячей. Подсчитано, что на каждого жителя Волгограда тратится ежедневно 400 литров воды! Огромное количество воды требуется для промышленных целей: для выплавки 1т чугуна-300 кубических метров воды, никеля- 4000 кубических метров, для получения 1т капронового волокна- 5600 кубических метров. А сколько необходимо воды для выращивания сельскохозяйственных культур!
Факты, факты, факты!
Пресная вода, пригодная для использования, составляет на Земле лишь около 2 %, причем ¾ ее приходится на ледники Арктики и Антарктиды. Вот почему сейчас почти четверть населения нашей планеты не обеспечена питьевой водой. Все чаще и чаще можно слышать о нависшем над человечеством питьевым голоде! Гонконг получает питьевую воду из Китая по трубопроводу. На привозной воде существует целое государство –Алжир.
Нехватка чистой воды ощущается в Югославии и Греции, где она ценится выше вина.
По сообщениям печати Франция, Голландия, Дания планируют закупку чистой воды в Швеции. Предполагается, что вода будет поступать в эти страны по трубопроводу. В России также есть районы, где воды не хватает ни для бытовых, ни для промышленных нужд.
Океан седой гремит набатно.
Он таит обиду в глубине,
Черные раскачивая пятна
На крутой, разгневанной волне.
Стали люди сильными, как боги
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно «освоили» планету.
Широко шагает новый век
На Земле уж белых пятен нету.
Черные сотрешь ли, человек?
Основной водной артерией нашей области является Волга. А сколько на территории области маленьких речушек. Представляете, как было бы прекрасно, если бы они были чистыми. Это зависит и от нас с вами.
Где же выход!
Ученые предполагают: создавать безотходные производства с замкнутым циклом, исключающим сброс воды в реки; на всех предприятиях строить эффективные очистные сооружения; экономно расходовать воду. Во многих странах мира на предприятиях и в квартирах стоят счетчики воды. У нас не во всех квартирах имеются счётчики. Вспомните, как часто у нас дома бесполезно льется вода! Всегда ли мы закрываем кран, налив воды или помыв руки? Целые реки такой дорогой для государства и такой дешевой для нас воды уходят в канализацию. Специалисты подсчитали, что подачу воды можно было бы сократить на 21%, если бы люди были просто-напросто экономнее! Учащиеся нашей школы занялись очисткой родников, они понимают, что именно они питают нашу речку Донскую Царицу. От того какой будет река зависит и жизнь людей.
3. Рубрика «Выносить ли сор из избы!»
« Армии самых страшных врагов собираются в полнейшей тишине, и никто не следит за их опасной силой. Их все больше, и пощады ждать от них не приходится. Сначала на их сторону перейдет все, что мы имеем, а потом и сама земля будет принадлежать только им. В пустынных местах собираются захватчики, по сравнению с которыми Чингисхан и Наполеон – беспомощные дети. Эти места называются свалками, имя этих врагов – отходы!» Так образно написали о важнейшей проблеме современности защитники окружающей среды.
Специалисты подсчитали, что если мусор не уничтожать, то через 10 – 15 лет он покроет всю нашу планету слоем толщиной 5м.
Нельзя сжигать отходы. Это наносит ущерб здоровью людей, так как при сгорании поролона, лаков, красок, пластмассы в воздух выделяются очень ядовитые газы.
Нет лучшего места для разведения мух, тараканов, крыс и мышей, чем кучи бытовых отходов!
Дольше всего не разлагаются в земле стекло, резина и пластмасса. Для разложения стеклянной бутылки, например требуется 2000 лет!
Где же выход!
Наиболее перспективный путь – создание заводов по переработке мусора. Самая большая проблема – уничтожение старых резиновых покрышек и пластмассы. Учащиеся нашей школы ежегодно проводят акцию « Очистим степь от полиэтилена». Дорогие друзья, вы можете в ней также принять участие.
4.Рубрика « Дайте глоток чистого воздуха»
Рассказывает американский учёный Батон: «3 декабря 1952г. в Лондоне стоял прекрасный день. В небе виднелись пушистые облака, ветер с Северного моря принёс прохладный, свежий воздух, люди вдыхали его, наслаждались и радовались превосходной погоде.
4 декабря сила ветра уменьшилась, облака закрыли всё небо, в воздухе почувствовался запах дыма. Из многих тысяч труб тихо поднимались вверх несгоревшие остатки угля – горючие газы, копоть, зола. Крупные частицы сажи падали на улице, сыпались на одежду прохожих, а более мелкие продолжали парить в воздухе.
5 декабря ветер окончательно стих, на город пал туман, он ухудшил видимость. Город погрузился в смог. У людей болели и слезились глаза, не хватало кислорода, люди задыхались. Больницы были переполнены. 4 тысячи человеческих жизней унёс в те дни лондонский смог».
К сожалению, смог – частый гость и других крупных городов мира. Нередко их сравнивают с действующими вулканами. И днём и ночью изрыгают они в атмосферу тысячи тонн ядовитых газов, пыли, сажи.
Факты, факты, факты!
Проблема чистоты воздуха – это международная проблема! Копоть Рурских металлургических заводов осаждается в норвежских фьюрдах, а сернистый газ Бирмингема «сжигает» хвойные леса Швеции.
Сернистый газ во влажном воздухе образует сернистую кислоту. Выпадая с дождём, она разъедает не только лёгкие человека. но и металлы, краски и даже камень. ТЭЦ средней мощности выбрасывает в сутки около 400 т золы и 120 т сернистого газа. В городе Волгограде, когда полностью работал завод « Красный Октябрь», клубы чёрного дыма покрывали большую часть города. В 1980г. в нашей стране принят закон « Об охране атмосферного воздуха». В крупных городах устанавливаются пылегазоуловители, целый ряд промышленных предприятий выводится за пределы городов. Сажаются зелёные насаждения.
Посмотри внимательно вокруг:
Почувствуй землю под ногами,
Почувствуй запах ветра, милый друг,
Послушай птичий гомон над садами.
Приглядывайся к миру, не беги,
Ведь мы его частица век от века.
А если так – то береги,
Останься в этом мире человеком!
Конкурсная программа.
Задание 1.
Постройте экологическую цепочку:
«мышь … сыр»
«коршун … яблоки»
« лиса … тля»
Задание 2.
Приведите аргументы в пользу ядерной энергетики.
Тепловая электростанция работает на каменном угле. Может ли она быть источником радиоактивного загрязнения?
Если вырубить лес в бассейне реки, больше или меньше станет воды в ней: а) весной;
б) летом?
Задание 3.
Исполните песни « антиэкологического содержания» или природоохранного.
Задание 4.
Каков новый, экологический и природоохранный смысл народных пословиц и поговорок?
Каждый кулик своё болото хвалит.
Репу да горох не сей подле дорог.
Пока гром не грянет, мужик не перекрестится.
Ложка дёгтя портит бочку мёда.
Чёрного кобеля не отмоешь добела.
Что имеем – не храним, потерявши – плачем.
Лес рубят - щепки летят.
Задание 5.
Как с точки зрения охраны окружающей среды выглядят такие сказки?
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
«Течёт, течёт – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит».
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
«Зимой в поле лежали, весной в реки побежали»
Задание 6.
Экологические ситуации.
Направь письмо в Международный союз охраны природы со своими предложениями по увеличению численности дрофы.
Допустим, что ты увидел, как школьники стреляют из рогатки в птиц. Проведи с ними беседу и убеди их, что этого делать нельзя.
Для птиц не страшен холод, а страшен голод. Докажи это своей беседой с младшими школьниками на тему «Подкорми зимующих птиц».
Задание 7.
Найдите спрятавшееся животное (каждая команда получает задание на отдельном листочке)
Я захожу во все заливы Гром грохотал,
Ищу какой-нибудь поживы. Весь лес трясло,
Но я гулял грозе назло.
Нашёл я чей-то шлем. Ура! Среди кустов царит покой,
Мне не страшна теперь жара. Здесь хорошо бродить одной.
Немногие найдут мой след, Промчались летние деньки,
Я здесь, а кажется, что нет. Увянут скоро васильки.
Как жаль, что мне запрещено Промчались летние деньки,
Кусаться и ходить в кино. Увянут скоро васильки.
Смотрите, лен около ив, Как хорошо после дождя,
Как голубой ковер красив. Телята рады, рад и я.
Дышать легко, закат пылает Бык – неприятная особа!
Прохладный вечер наступает. Капризен, зол…
Смотрите в оба.
Следы костра у самой пальмы,
Кора в ожогах – факт печальный.
( подведение итогов конкурсной программы, награждение победителей)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ( учитель)
Думается, нет на Земле человека, который не интересовался бы жизнью животных и растений, не стремился бы узнать как можно больше об окружающей среде. Я благодарна вам за активное участие в калейдоскопе. Ваши ответы на задания показали, что вам не безразлично состояние окружающей среды. Вы понимаете, что именно от вас зависит: услышат ли последующие поколения пение птиц, журчание ручьёв, шелест листьев.
22 апреля - Всемирный день Земли, праздник ежегодного возрождения нашей планеты. Помочь весне привести в порядок свою территорию – долг каждого из нас. Я рада, что вы ежегодно принимаете участие в акциях: « Первоцветы», « Покорми птиц зимой», « Очистим степь от полиэтилена», « Чистые берега Донской Царицы». Сделано много, но предстоит сделать еще больше. Слово за вами, дорогие друзья! С праздником Земли!
Как – то, собравшись с последними силами,
Создал Господь планету красивую.
Дал ей форму шара большого,
И посадил там деревья, цветы,
Травы невиданной красоты.
Много животных там стало водиться:
Змеи, слоны, черепахи и птицы.
Вот вам подарок, люди, владейте.
Землю вспашите, хлебом засейте.
Всем завещаю вам я отныне –
Вы берегите эту святыню!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии "Птичий калейдоскоп"
Развитие познавательного интереса к своему предмету - одна из главных задач, стоящих перед учителем биологии. Сюда можно отнести огромное количество разнообразных форм деятельности на урок...
Внеклассное занятие : «Калейдоскоп профессий».
Внеклассное занятие "Калейдоскоп профессий".Цель: через выполнение различных заданий закрепить и проверить знания воспитанников о различных профессиях. Развивать интерес к профессиям. Формировать умен...
Внеклассное мероприятие «Калейдоскоп здоровья»
Для мероприятия я постаралась отобрать такой материал, чтобы достичь результата- заинтересовать детей. Чтобы игра получилась более интересной, я придумала задания разного характера....
Внеклассное мероприятие «Калейдоскоп профессий», 6 класс.
Внеклассное мероприятие «Калейдоскоп профессий», 6 класс....
Внеклассное мероприятие "Калейдоскоп профессий"
Формирование у школьников представлений о мире профессий и их требованиях....
Разработка внеклассного мероприятия "Калейдоскоп" по русскому языку и литературе
Презентация к внеклассному мероприятию по русскому языку и литературе "Калейдоскоп наук"...
Внеклассное мероприятие «Калейдоскоп воспоминай», посвящённое 100-летию со Дня рождения К.М. Симонова
Поэтический час Открытое внеклассное мероприятие «Калейдоскоп воспоминай», посвящённое 100-летию со Дня рождения К.М. Симонова,...