Занятие кружка «Мир металлов»
методическая разработка на тему
Дана методическая разработка внеклассного мероприятия по предмету "Материаловедение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zasedanie_kruzhka.docx | 994.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Саратовской области среднего профессионального образования
«Энгельсский механико-технологический техникум»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО
ПРЕДМЕТУ «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ»
НА ТЕМУ:
«Путешествие в страну металлов»
Преподаватель Журавлева Л.В.
г. Энгельс
2013г.
Внеклассное мероприятие по предмету «Материаловедение»
Занятие кружка «Мир металлов»
Тема: «Путешествие в страну металлов».
Вид мероприятия: игра «Путешествие».
Цели:
Образовательные:1.Углубление знаний учащихся о применении металлов, их значении в жизни человека.
2.Повторение теоретических знаний по предметам:
материаловедение, химия, устройство автомобиля.
Развивающие:1.Развитие познавательного интереса учащихся через реализацию межпредметных связей.
2.Расширение кругозора учащихся.
3.Развитие умений анализировать, выделять главное, применять полученные знания в жизни и в профессии.
Воспитательная: воспитание интереса к предмету и профессии.
Методическая: совершенствование игровой методики и решение экспе-
риментальных задач.
Межпредметная связь: химия,история,география,литература,устройст-
во автомобиля.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентации ме-
таллов, периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева,
коллекция образцов металлов, видеоролик (качественные реакции на ионы железа(+3))
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент.
2.Сообщение темы занятия.
2.1.Целеполагание и мотивация.
Вступительное слово руководителя кружка.
3.Создание игровой ситуации «Путешествие».
3.1.Выполнение задания для приобретения билетов в «Путешествие».
3.2.Путешествие по карте-схеме:
--станция №1—завод АвтоВАЗ;
--станция №2—«Периодическая»;
--станция №3---«Историческая»;
--парад металлов;
--станция -- «Экспериментальная»;
--станция -- «Литературная».
3.3.Завершение путешествия.
4.Подведение итогов, выводы по занятию.
УЧИТЕЛЬ: Добрый день! Я рада приветствовать всех гостей и участников нашего мероприятия.Тема занятия: «Путешествие в страну металлов»(слайд 1).Во время путешествия мы повто-
рим теоретические знания по предметам:материаловедение,
химия,устройство автомобиля;узнаем:какие металлы и спла-
вы применяются в автомобилестроении,в быту и какое значе-
ние они имеют в жизни человека?
Сегодня я приглашаю Вас в необычайное путешествие по стра-
не металлов.Страна эта необычайная.В ней живут металлы.
Они всегда рядом с нами и окружают нас повсюду.Вниматель
но осмотритесь вокруг.Где бы вы не были:дома,на улице или
в транспорте-вы увидите,какое множество металлов трудится
вокруг нас и для нас.Нажали кнопку звонка-и звонкая медь отозвалась заливистым голосом. Вы повернули выключатель на стене-и тончайшая пружинка из вольфрама наполнила комнату светом.Всего не перечесть,ведь нас окружают десятки металлов
и я предлагаю вам в нашем путешествии присмотреться к метал-
лам попристальнее.
Чтобы отправиться в путешествие,нужно приобрести билеты.
Для этого вам нужно выполнить задание:необходимо вста-
вить пропущенные символы и закончить уравнение реакции
(на доске).Я приглашаю по 1 человеку от каждого ряда для вы
полнения этого задания:
Fe + CI2=…. Li + O2=….
Fe +….=FeS Zn + HCI = ZnCI2 + ….
AI +….=AI4C3 Mg + …. = Mg3N2
Ответы: 2Fe + 3CI2 = 2FeCI3 4Li + O2 = 2Li2O
Fe + S = FeS Zn +2HCI =ZnCI2 + H2
4AI + 3C = AI4C3 3Mg + N2 =Mg3N2
УЧИТЕЛЬ: Проверяет все ли правильно выполнили задание,
вручает билеты и передает слово ведущему.
ВЕДУЩИЙ: Начинаем свое путешествие в родном городе Энгельсе, и первый пункт—завод АвтоВАЗ(слайд3),на котором многие из нас будут проходить производственную практику.
Об этом заводе нам расскажет _____________:
АвтоВАЗ-родной завод (слайды 4,5,6)
Без металлов не живет:
Провода,станки,детали
Без металлов не бывают.
Встретишь тут и встретишь там
Алюминий,медь,вольфрам,
Барий,золото,свинец,
Цинк и магний,наконец,
Хром,железо,никель,ртуть-
Ничего не позабудь!
Видишь слева,видишь справа
Сталь,чугун,другие сплавы.
УЧИТЕЛЬ: Какие металлы и сплавы используют на АвтоВАЗе при изготовлении автомобилей?Используя коллекцию,найди-
те образцы этих металлов.
УЧЕНИК: При изготовлении автомобилей на АвтоВАЗе исполь-
зуют алюминий,медь,чугун,сталь.
ВЕДУЩИЙ: Станция вторая- «Периодическая»(слайды 7,8)
УЧЕНИК: В проезде Ученическом
Есть дом Периодический-
Квартиры там и тут.
А в них металлы разные-
Хорошие,прекрасные,
Спокойные,ужасные
Давным-давно живут.
Они живут не ссорятся,
В них электроны водятся,
В решетках металлических
Туда-сюда снуют.
Они в большом количестве
Проводят электричество,
Блестят огнем на солнце,
Их плавят и куют.
Еще они пластичные,
(но это дело личное)
И хрупкие металлы
Увидеть можно тут.
Одни легко расплавятся
Другим это не нравится,
Они до тысяч градусов
Спокойно подождут.
Ленивые,активные и радиоактивные
Такие очень разные,
Металлы здесь живут.
УЧИТЕЛЬ: Давайте вспомним по предмету химия:Какое поло-
жение занимают металлы в периодической таблице Д.И.Мен-
делеева?Назовите их.
УЧЕНИК: Металлы расположены в левой и нижней частях периодической таблицы:литий, берилий,натрий,магний, алюминий, калий,кальций, титан, ванадий, хром, марганец, железо, кобальт, никель, медь, цинк, свинец, олово, золото, вольфрам.
ВЕДУЩИЙ: А теперь следующая станция—«Историческая»
(слайд 9) : На заре цивилизаций
Человек еще не знал
Погружая камни в пламя,
Что он выплавит металл.
Что металл для человека
Будет важен,словно хлеб,
Не мечтал об этом даже
Первобытный человек.
А сейчас мы заслушаем краткие исторические сведения о сле-
дующих металлах:меди,железе,алюминии.Слово предостав-
ляется__________________.
УЧЕНИК: Медь человек начал использовать очень давно, еще
с доисторических времен. 7000 лет назад в Древнем Египте были известны медные рудники(слайды 10,11). В природе медь
встречается в виде руды и в виде самородков(слайд 12). Снача-
ла человек научился изготавливать орудия труда и оружие из
медных самородков(слайд 13), а за несколько тысяч лет до на-
шей эры люди научились получать медь из медной руды. В мире встречаются очень крупные самородки меди. Так, в США
был найден один из крупнейших самородков, массой 420 т.,
а в России, обнаруженный в районе Печоры, самородок, весил
6 тонн. Медные рудники на территории России были сосредо-
точены на Урале, на Дону. Латинское название меди-купрум-
произошло от названия острова Кипр(слайд 14), в его недрах
было обнаружено много медных руд.
УЧЕНИК: Железо в жизни человека появилось гораздо позд-
нее, чем медь. Его называют «фундаментом цивилизации».С
использованием железа начался железный век(слайд15) в ис-
тории человечества. В странах Малой Азии возникает черная
металлургия, распространяется в Палестину,Египет, Ассирию,
а в 1 тысячелетии до нашей эры железо приходит в Европу.
Сейчас мы не можем представить себе нашей жизни без желе-
за и его сплавов, насколько прочно они вошли в нашу жизнь.
Ученик: Алюминий, когда-то называли «серебром из глины» (слайд19).По своему содержанию в земной коре он является одним из самых распространенных металлов. Глина и кирпич-
это алюмосиликаты. Глинозем(оксид алюминия) был соеди-нением, которое всегда сопутствовало человеку. С давних времен были известны квасцы (сульфат AL и K) (слайд 20). По латыни их называли алюмен. Немецкий химик А. Маргграф (слайд 21) добавил к р-ру квасцов чистую щелочь и получил белый плотный осадок, которому дал название алюминиевой земли (алюмина). Только нахождение богатых запасов алюминиевых руд сделали алюминий металлом повседневности.
Учитель: Мы заслушали краткие исторические сообщения о металлах. А теперь ответы на вопросы: Какую роль в развитии истории человечества сыграли металлы?
Ученик: В развитии истории человечества металлы сыграли важную роль.
Ведущий: А теперь мы объявляем Парад металлов (слайд 22) (выходят металлы):
Медь: (слайд23,24): Заставили меня вы покраснеть,
Но я не золото, я- медь.
По цвету я на золото похожа,
Тягучая и вязкая. И что же?
Хороший тепло-и электропроводник
Об этом знает каждый ученик.
Не замечаю я разбавленных кислот,
Зато предпочитаю кислород.
При нагревании я с ним даю оксид,
Который окисляет альдегид.
Железо: (слайд 25, 26): По виду я на платину похоже,
Без примесей устойчивое тоже
К коррозии и действию кислот.
Но с примесью совсем наоборот!
Ничтожна примесь, но коварна, зла,
И сразу ржавчина по телу поползла,
Коррозии зловещей ржавый след
Меня преследует повсюду много лет.
Алюминий(слайды 27, 28, 29, 30,31, 32,33):
Алюминий всем знаком!
Нам исправно служит он,
Втрое он полегче стали,
Прочен в сплавах, и притом
Смело входит в каждый дом:
Провода висят у вас? Это раз!
Если есть сковорода-это два!
Самолет и теплоход,
Трактор или вездеход-
Для любых таких конструкции
Алюминий подойдет!
Учитель: В автомобилестроении на каждую легковую машину серийной модели приходится в среднем 50 кг. алюминия.
Магний (слайд 34):
Я -магний, легкий серебристый
Сгораю даже очень быстро,
Сверкая вспышкою огня.
(Фотограф раньше знал меня)
Люблю я серу, хлор, азот.
Люблю я также водород.
Других оксидов не боюсь,
К воде- спокойней отношусь.
Учитель: В автомобиле спортивные сиденья со спинками из магния(слайд 35). Чистый магний не используют в качестве конструкционного материала, т.к. его прочностные свойства невысоки. Mагний образует сплавы со многими металлами, например Mg-Al-Zn. Использование магниевых сплавов в производстве автомобиля открывает широкие возможности для уменьшения его массы, не снижая при этом прочности, жесткости и гибкости конструкции. Прямое следствие снижение веса автомобиля- это уменьшение расхода топлива. Именно такое положение и определяет повышенный интерес к использованию магниевых сплавов для изготовления деталей и узлов автомоби-
лей.
Ведущий: Парад металлов, как парад планет.
Нет главных и второстепенных нет.
Металлы разные по-своему важны
И в жизни человека все важны!
Учитель: А теперь давайте вспомним по предмету «Устрой-во автомобиля»:
- В каких деталях приборов автомобиля присутствует медь? (слайд36)
Ученик: В обмотке генератора переменного тока(слайд 37); в обмотках статора и ротора (слайд 38); в обмотке якоря стартера и в обмотке тягового реле стартера (слайд 39).
Учитель:
- Какие детали автомобилей изготавливают из алюминиевых сплавов? (слайд40)
Ученик: Блок цилиндра автомобиля Москвич 2140 (слайд41); картер механизма сцепления (слайд 42); головка блока автомобиля Москвич 2140 (слайд 43); силовой агрегат, состоящий из двигателя, механизма сцепления и коробки передач (слайд44); двигатель и сцепление (слайд 45); сцепление и коробка передач (слайд46); раздаточная коробка ВАЗ 2121 (слайд 47).
Учитель:
3)Какие детали автомобилей изготавливают из черных металлов? (слайд 48)
Ученик: Балку переднего моста автомобиля Москвич 2140 (слайд 49); балку заднего ведущего моста (слайд 50); коробку передач ЗИЛ-130 (слайд 51); балку заднего моста ВАЗ 2110 (слайд 52); балку заднего моста ВАЗ 2106 (слайд53); раздаточную коробку автомобиля ЗИЛ-131 (слайд 54).
Учитель:
4)Какой цветной металл применяют для изготовления кислотного аккумулятора? (слайд 55).
Ученик: Свинец (слайд 56)
Ведущий: Ребята! Срочное сообщение! В химической лаборато- рии нужна ваша помощь. Там перепутали соли железа со степе- нью окисления железа +2 и +3. Нам придется свернуть на стан- цию «Экспериментальная» (слайд 57).
Профессор: В одинаковых пробирках
Одинаково в нутрии
Разобраться помогите
Где +2, а где +3?
Давайте вспомним, какие качественные реакции существуют на ионы Fe+2 и Fe+3?
Ученик: Качественная реакция на ион Fe+2- реакция с красной кровяной солью K3(Fe (CN)6), в рез-те которой образуется темно-синий осадок гексацианоферрата железа (2)- калия( «турнбуле-
вая синь»):
Fe Cl2 + K3(Fe (CN)6)=K Fe (Fe(CN)6) + 2KCl (слайд 58)
Ученик: Качественные реакции на ионы Fe+3 (слайд 59):
- Качественная реакция на ион Fe+3 -реакция со щелочью. Если в р-ре есть ионы железа(3), то образуется гидроксид железа(3) Fe(OH)3. Основание не растворимо в воде и бурого цвета. Бурый осадок указывает на присутствие в исходном р-ре ионов железа(3):
FeCl3 + 3NaOH= Fe(OH)3 + 3NaCl
- Качественная реакция на ион Fe+3 –реакция с желтой кровяной солью. Желтая кровяная соль- это гексацианоферрат калия K4(Fe(CN)6). Если к порции р-ра хлорида железа FeCl3 прилить р-р желтой кровяной соли, то образуется синий осадок берлинской лазури, которая показывает на присутствие в растворе ионов трехвалентного железа:
FeCl3 + K4 (Fe(CN)6) = KFe(Fe(CN)6)+3KCl
- Качественная реакция на ион Fe+3–реакция с роданидом калия. При добавлении к хлориду железа(3) FeCl3 роданида калия KCNS образуется вещество красного цвета. Это роданид железа(3):
FeCl3 + 3KCNS=Fe(CNS)3 + 3KCl
Профессор: Чем же отличаются качественные реакции на ион Fe(2) и ион Fe(3)?
Ученик: Качественная реакция на ион железа (2) идет с образованием темно-синего осадка, а качественная реакция на ионFe(3) идет с образованием синего осадка берлинской лазури. Значит в пробирке №1 находится хлорид железа(2) FeCl2 , а в пробирке №2 –хлорид железа(3) FeCl3.
Ведущий: Следующая станция «Литературная» (слайд60)
Учитель: Ребята, какие крылатые выражения встречаются в следующем стихотворение (слайд 61).
Называем в честь металлов
Иногда на перебой
Если нервы, то стальные
А характер- золотой.
Золотой у солнца лучик,
Снег- скопленье серебра,
Из свинцовой мрачной тучи
Дождик льет, как из ведра
А у рыжих- медный волос
Или просто медный блеск.
Золотой пленяет голос,
Золотой проходит век
Золотая лихорадка
Губит душу у людей
Видно, кто к богатству падкий,
Кто простак, а кто злодей
Ученик: «Стальные нервы»(т.е.крепкие), «золотой характер» (т.е. покладистый), «золотой век» (век развития), «золотая лихорад- ка (тяга к золоту), «золотой голос» (сильный, красивый,).
Ведущий: Завершая наш маршрут
Снова оказались тут!
Помечтали, поиграли,
Повторили все, что знали,
Что-то новое узнали.
Учитель: Ребята, к концу подходит наше путешествие. Итак, что мы повторили о металлах?
Ученик: Положение металлов в периодической системе химических элементов, физические и химические свойства металлов, их применение, коррозию, качественные реакции на ионы Fe+2 и Fe+3.
Учитель: А теперь давайте подведем итоги: назовите основные признаки металлов.
Ученик: 1)Металлический блеск, пластичность, электро- и теплопроводимость.
2)Металлы имеют важное значение в жизни человека .
3)Недостатком металлов является то, что они подвергаются коррозии, т.е. разрушению под влиянием окружающей среды.
Учитель: Каждому ряду задание: создайте рекламу любому металлу, используя шаблон(слайд 62):
1 ряд: Я ___________ (металл)
Я самый ______________(какой?)
Поэтому ____________________________________________.
2 ряд: Я ___________(металл)
Я самая______________ (какая?)
Поэтому __________________________________________________.
Учитель: Молодцы, оба ряда справились с заданием.
К следующему занятию кружка подготовить творческую работу на тему: «Металлы в моей профессии». Всем спасибо, все свободны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка «Волшебный металл»
Кружок «Волшебный металл» комплектуется из учащихся 8-9 классов, проявивших интерес к предмету, относящихся к работе творчески....
Занятие по химии "Металлы и неметаллы"
Тип урока: обобщения и закрепления изученного материала Цель: Создать условия для обобщения и закрепления изученного материала в ходе выполнения творческих заданий и решения проблемных задач обуч...
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ КРУЖКА АВТОК ОНСТРУИРОВАНИЕ Педагог дополнительного образования ТРЕТЬЯКОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ Занятие для детей первого года обучения Тема : Принцип работы 2-х тактного двигателя.
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ КРУЖКА АВТОК ОНСТРУИРОВАНИЕ Педагог дополнительного образованияТРЕТЬЯКОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧЗанятие для детей первого года обучения ...
Теоретический материал для проведения занятия по теме: Металлы
Изучение особенности элементов металлов, образованных ими простых веществ и соединений. Общие химические свойства и применение металлов и их сплавов. Получение металлов. Способы защиты от коррозии....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ/ЗАНЯТИЯ КРУЖКА "Мир театра"
Название объединения: театральные ступеньки.Направленность внеурочной деятельности: общекультурная.Класс/ возраст: 3 класс, 8-9 лет.Тема: «Волшебный мир театра»Планируемые результаты:знани...
Методическая разработка занятия кружка по финансовой грамотности. Тема занятия: «Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций»
В повседневной жизни человеку ежедневно приходится принимать решения финансового характера по формированию своего бюджета по доходам и расходам, определяя сколько он может или должен потратить, а скол...
Методическая разработка занятия кружка по финансовой грамотности. Тема занятия: «Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций»
В повседневной жизни человеку ежедневно приходится принимать решения финансового характера по формированию своего бюджета по доходам и расходам, определяя сколько он может или должен потратить, а скол...