Статья "Развитие гражданского самосознания учащихся через систему внеурочной деятельности".
статья по теме
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие гражданского самосознания учащихся через систему внеурочной деятельности.
Современные школьники воспитываются в сложное время. На детское сознание активное воздействие оказывает информационное поле, которое является основным модератором поведения и сознания молодёжи. Отсутствие национальной идеи, утрата патриотического настроения, не всегда понятная политика государства не позволяют молодежи сформировать свое мнение об историческом прошлом страны, вследствие чего, у них не формируются такие важные качества, как гражданственность, любовь к Родине, уважение к истории, любовь и уважение к людям. В связи с этим, формирование гражданского самосознания учащихся должно стать одной из главных идей воспитания школьников. Большим потенциалом в решении этой проблемы обладает внеурочная деятельность, поскольку в ней имеются возможности опоры на духовные традиции семьи, семейные реликвии, жизненный опыт отдельных людей.
Теоретическая основа этого вопроса была заложена еще Аристотелем, Платоном, А. Дистервегом. В отечественной науке вопрос гражданского воспитания интересовал М.В. Ломоносова, Н.М. Карамзина и др. В докторских диссертациях Л.И. Аманбаева, А.В. Беляева, А.С. Грязнова и др. отражены теоретические основы гражданского воспитания современной молодежи.
Под «гражданским самосознанием» понимается осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, действий.
В ходе исследования данной проблемы среди уч-ся средней и старшей школы были проведены опросы, направленные на выявление гражданской позиции школьников. Опрос проводился среди 100 учащихся 9-11 классов Мстерской средней общеобразовательной школы. На вопрос: «Знаете ли Вы, что такое гражданская позиция?» были получены следующие результаты: 55% учащихся ответили - да, 40% - нет, 5% - затруднились ответить. На вопрос «Вы понимаете выражение «достойный член общества»? ответы учащихся распределились следующим образом: да- 47%, нет- 40%, затрудняюсь ответить – 13%. А на такие вопросы, как
-По отношению к Родине я испытываю…
- Я благодарен своей Родине за то, что…
- Патриотом своей Родины можно назвать человека, который…
- Я стремлюсь быть…
-Известные люди моего Отечества, моей малой родины, которых можно назвать патриотами своей Родины, - это… не смогли ответить более 63% учащихся
Данные опроса показали, что в целом дети понимают и положительно относятся к выполнению социальных функций гражданина, но четкая гражданская позиция отсутствует. Школьники понимают, что должно быть в идеале, но такие понятия как «достойный член общества», «соотношение своего труда и экономическая стабильность в стране», а также понятия «семья», «дети» на 70% отсутствуют в их понимании. 95% опрошенных хотят стать востребованными специалистами, но только 20% из них хотели бы трудиться на благо страны. 100% респондентов хотят мира на Земле, но лишь 10% - считают своим долгом нести ответственность за происходящее в мире. Результаты опроса подтвердили актуальность изучаемой проблемы и позволили нам наметить конкретные шаги в работе со школьниками.
Работу над воспитанием гражданского самосознания школьников строю через внеклассную и внеурочную деятельность.
В 2009 г., когда учащиеся моего класса были еще только в 5 классе мною была разработана программа патриотического воспитания уч-ся рассчитанная на 5 лет. Основными направлениями этой работы являлись:
- изучение истории своего поселка;
- изучение памятников архитектуры в своей местности;
- знакомство и сбор материалов об известных людях поселка.
К основным видам деятельности, имеющим значимое влияние на воспитание гражданина, можно отнести:
– краеведческую;
– проектную;
– экологическую;
– поисково-исследовательскую;
– патриотическую и др.
Большими воспитательными возможностями в плане гражданского воспитания обладает хорошо организованная краеведческая работа учащихся, отвечающая их запросам и возрастным возможностям., в связи с этим основной задачей на первых ступенях и стало изучение истории своего поселка, т.к. в основе любви и бережного отношения к своей Родине лежит прежде всего любовь к месту где ты родился и вырос. Для изучения этого вопроса были созданы три группы учащихся.
1 группа изучала документы и статьи из газет имеющиеся в библиотеке Мстерской средней школы и поселковой библиотеке рассказывающие о истории нашего поселка.
2 группа собирала этот же материал, общаясь с родственниками и соседями.
3 группа - изучали материалы из книг о поселке. («Мстерский летописец», «По окраинным землям Владимирским», и др.)
Проведя эту работу ребята узнали об истории своего поселка, познакомились с обычаями, традициями жителей. Погрузившись в эту информацию, учащимся захотелось узнать историю своих улиц, их названий, историю своей фамилии. Совместная работа не только помогла собрать большое количество материала, но и сплотила ребят, что было очень важно для учащихся 5 класса, начинающим взаимодействие с новым классным руководителем.
Эта работа была продолжена и в 6 классе, в ходе которой были проведены экскурсии в храмы, монастыри и в поселковый музей. Учащиеся познакомились с храмовым строительством и распространением христианства в поселке. Целенаправленная, кропотливая работа шестиклассников позволила подготовить материалы для презентации «Православное культурное наследие поселка Мстера», которая была продемонстрирована на районной краеведческой конференции, в музее поселка и в настоящее время активно используется учителями при изучении родного края. В последующие 2 года учащиеся моего класса общались с известными людьми поселка, с их родственниками и друзьями, собирали материалы для написания исследовательских работ. Общаясь с этими людьми ребята не только узнали об их историческом прошлом, но и прониклись чувством глубокого уважения и признательности к ним. В частности мы узнали о тяжелой судьбе Кочетовой В.М., жительнице блокадного Ленинграда. Валентина Мефодьевна Кочетова—мастер педагогического труда, заслуженный учитель РФ. За свой доблестный труд в годы Великой Отечественной войны, за высокий уровень преподавания немецкого языка, за успешный труд в должности заместитель директора по учебно - воспитательной работе, за наставничество и передачу опыта Валентина Мефодьевна награждена:
1946 год - медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне»
1963 год - значок «Отличник народного просвещения» и грамота Министерства просвещения.
1972 год - звание «Заслуженный учитель школы РСФСР» и еще много разных наград.
Мы познакомились с жизнью известного в поселке врача - Касаткиной С.А. , которая за свой многолетний труд получила звание « Заслуженный врач РФ» и была военным врачом в годы Вов. Эта работа подтолкнула меня и ребят к поиску других людей, которые прославили поселок.
Познавая историю своей малой Родины ,изучив сложные судьбы ее жителей, школьники проникались чувствами сострадания к людям, неравнодушия к их судьбам, гордостью за своих земляков. Это проявлялось в том, что они не могли оставаться равнодушными ни к одному мероприятию по благоустройству поселка, они навещают и помогают своим подшефным пенсионерам, они просто научились быть не равнодушными к судьбе других людей.
Таким образом, мы убедились, что целенаправленная работа со школьниками через систему внеурочной деятельности позволяет не только включить учащихся в изучение истории своего родного края, но также способствует формированию их активной жизненной позиции, затрагивающие как внутренние процессы личности. Так и деятельностную сферу современных школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.
В данной статье речь идет об эффективности использования метода проектов на уроках биологии и во внеурочной деятельности, рассмотрены основные требования к использованию метода проектов и представлена...
Патриотическое воспитание учащихся через систему краеведческой работы на уроках и во внеурочное время
Материал из опыта работы по патриотическому воспитанию учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время, основанный на краеведческом материале села Савинка....
Развитие личностных качеств учащихся через организацию внеурочной деятельности
Конструктор рабочих программ по внеурочной деятельности....
«Формирование УУД у учащихся 1-5 классов через организацию внеурочной деятельности по физической культуре, в рамках реализации ФГОС НОО и ООО»
Семь основных условий для формирования универсальных учебных действий спортивной игры....
«Активизация познавательной деятельности учащихся через систему использования ИКТ на уроках истории»
Развитие научно-технической базы современной школы, изменение интересов современных школьников, увлекающихся компьютерными технологиями, вынуждают учителя искать все новые и новые средства воздействи...
Гражданско-патриотичное воспитание учащихся в системе внеурочной деятельности школы
Статья "Гражданско-патриотичное воспитание учащихся в системе внеурочной деятельности школы" обобщает опыт работы по формированию нравственных ценностных ориентиров у учащ...
Проект по тему: «Активизация познавательной деятельности учащихся через систему использования ИКТ на уроках истории и обществознания».
Цель: формирование творчески мыслящей личности, способной к саморазвитию и самовыражению. Содержание работы:Поиск новых форм и средств работы1. Условия возникнове...