Проектный метод как способ развития детского общественного движения в Курортном районе Санкт-Петербурга.
статья по теме

Мурова Татьяна Александровна

Статья рекомендована для прочтения  организаторам по воспитательной работе, социальным педагогам, педагогам дополнительного образования. Статья  описывает и раскрывает методы проектной деятельности  при организации работы с детскими общественными  обьединениями и движениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектный метод как способ развития детского общественного движения в Курортном районе Санкт-Петербурга.

                                                            Мурова  Татьяна Александровна

                                                     Директор ГБОУДОД   Дома детского                            

                                                                      детского творчества «На реке Сестре».

                                                                      Почетный работник общего образования.

В организации воспитательной работы особый акцент  в последние годы  коллектив   Дома детского творчества «На реке Сестре» уделяет развитию и поддержке детских общественных  обьединений.  Столь высокий интерес к вопросам организации детского движения не случаен. Он определяется актуальностью данной проблемы в современном обществе. Сегодня всё очевиднее становится необходимость создания условий, способствующих социальному становлению детей и молодёжи, как ответственных граждан Российской Федерации, формированию у них духовных и нравственных ценностей, содействие их личностному развитию, повышению уровня образования и культуры.

 Детские обьединения  в Курортном районе Санкт-Петербурга  создавались не сразу и не просто, зачастую их деятельность  носила стихийный и  недолговременный характер.

    Необходимо было сформулировать  цели и задачи, написать проект и организовать работу с детскими общественными обьединениями  таким образом, чтобы  дети и педагоги   увидели  обьемность, цельность, значимость всей этой работы.

Проект « Лидер 21 века» Дома творчества «На реке Сестре» реализуется с 2008 года. В проекте определено само понятие Детское общественное объединение – как общественное формирование, в котором самостоятельно или вместе со взрослыми добровольно объединяются несовершеннолетние граждане для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности и интересы.

Именно в детской организации происходит приобретение ребенком опыта социальных отношений и освоение новых социальных ролей в различных сферах деятельности, на основе имеющихся представлений и знаний, идет апробация вариантов социального взаимодействия детей и взрослых.

Цель  создания детского общественного обьединения - это освоение и развитие социальных отношений. Выделяется три аспекта:

- социальный аспект цели детской общественной организации проявляется в потребности общества организационно оформить социальную активность детей, т.е. направить социализацию ребенка в общественно одобряемом русле;

- психологический аспект цели детской общественной организации выражает стремление детей к общению, к самореализации, сбережению идентичности.

- педагогический аспект цели детской общественной организации - гармонизация опыта коллективных отношений. Детская общественная организация выступает как организованная форма воспитательного влияния сверстников друг на друга в процессе социально значимой деятельности.

 Создаваемые на базе образовательных учреждений  детские общественные обьединения расширяют круг участвующих в созидательной деятельности, направленной на благо всего общества, а также способствуют физическому и духовному саморазвитию. Возможность быть включенным в такую работу привлекает  подростков  в ряды ДОО, потому что  социально значимая деятельность, - это то, чем живет любая общественная организация, что приносит ей авторитет, чем гордятся и дорожат ее члены.

 В образовательных учреждениях Курортного района  Санкт-Петербурга  создано 26 детских общественных  обьединений.

В общественных обьединениях на базе ОУ  существуют  следующие виды деятельности:

- Формирование и пропаганда здорового образа жизни, профилактика употребления наркотических средств, алкоголя и агрессивности среди детей и подростков.

- Развитие интеллектуальных и творческих способностей, организация фестивалей, конкурсов, концертов, интеллектуальных игр, КВН.

- Исследование истории своего края (с организацией краеведческих экспедиций), изучение истории и культуры России с целью формирования у молодых людей чувства любви к Родине.

- Защита прав детей и молодежи, отстаивание ее интересов с помощью закона, организация молодежных юридических служб активизация общественной деятельности.

- Дела милосердия: забота о ветеранах, связь с детскими домами и колониями, помощь детям-инвалидам, организация приютов для бездомных животных и т.д.

- Укрепление здоровья молодых людей, пропаганда экологических знаний, проведение акций по очистке скверов, парков, лесов, рек и т.п., разработка и реализация экологических проектов.

 Районный проект «Лидер 21 века» как раз и направлен на создание и активизацию деятельности первичных детских организаций  в образовательных учреждениях,  на подготовку будущих лидеров, развитие проектов, повышающих социальную активность школьников. В ее рамках проводятся конкурсы, смены лагерей, актива школьных общественных объединений и даже фестивали  актива  всей детских обьединений.

Цель проекта «Лидер 21 век» - создание условий для социального становления личности ребенка

Задачи проекта - это осуществление воспитания  подростков в детских общественных обьединениях. Проект « Лидер 21 века» реализуется  по трем направлениям:

1. Социально-массовая работа (работа с детьми) – это проведение районных массовых  мероприятий, конкурсов, акций, создание молодежной программы на кабельном телевидении « Молодежный взгляд»

2. Методическая работа (работа с педагогами) – это обучающие семинары,  методические обьединения, круглые столы, консультации.

3. Учебно-методическая работа – это организация работы актива «Школа  организаторского мастерства».

Для реализации районного  проекта «Лидер 21 века» коллектив Дома детского творчества «На реке Сестре» использовал различные приемы и методы традиционной деятельности пионерской и скаутской организаций. Основные требования: "Мероприятие для детей, а не дети для мероприятия".

 Основной формой работы являются – социальные детские проекты, которые реализуются на базе образовательных учреждений, а на базе ДДТ « На реке Сестре»  результаты реализации проектов представляются всей детской общественности Курортного района

Метод  проектной деятельности рассматривается как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанника между собой и социумом.  Специфика этого метода в том, что педагогический процесс "накладывается" на процесс освоения ребенком окружающего мира, педагогическое воздействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности, опирается на собственный опыт ребенка.

Особую педагогическую значимость детских социальных  проектов мы видим в том, что:

- метод проектов, являясь методом "практического целенаправленного действия", открывает возможности формирования собственного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;

- метод проектов является педагогической технологией, актуализирующей субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе, является методом, идущим от детских потребностей и возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующим детскую самодеятельность;

- метод проектов - один из немногих методов, "выводящих" педагогический процесс их стен детского учреждения в окружающий мир, природную среду;

- метод проектов способствует активизации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимоотношении с окружающим миром, стимулирует потребность ребенка в самореализации, в творческой деятельности, реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, является технологией, обеспечивающей "рост" личности - позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста от проекта к проекту.

Основные этапы работы по методу проектов следующие:

  1. Целеполагание. Педагог помогает ребенку определить наиболее актуальную и, в то же время, посильную для него задачу.
  2. Разработка проекта - плана деятельности по достижению намеченной цели.
  3. Выполнение проекта - конкретное практическое дело, либо ряд практических дел - шагов к намеченной цели.
  4. Подведение итогов выполнения проекта и определение задач для новых проектов.

В Курортном районе Санкт-Петербурга  реализуются такие  школьные проекты как:

- «Подружись с водой» (не поленюсь помыть руки, почистить зубы);

- "Неболейка" (победа над осенней простудой; как не заболеть во время эпидемии гриппа и т.п.);

- "Вкусно или полезно?" (продуманное питание);

- "Культура противостояния" (курению, лени, грубости);

- "Лесная аптека" (сбор и применение лекарственных трав).

       - "Красота спасет мир" (отражение в художественной форме способов решения психологических  проблем).

 Проектный метод является  прекрасной платформой для воспитания  детей. Районный проект «Лидер 21 века» призван обьединить усилия педагогов района  и организовать социальную жизнь  подростков.

Результатами деятельности  районного проекта «Лидер 21 века» являются:

  1. Создание детского  движения как ступени перехода к детской  районной организации в Курортном районе.
  2. Развитие потребности  детей в приобретении  знаний и  ориентирование их на практическую деятельность.
  3. Формирование самостоятельности в деятельности ДОО в образовательный учреждениях района.
  4. Развитие потребности в общении ,  воспитание чувства сопереживания, заботы, милосердия .
  5. Воспитание эстетического  чувства  прекрасного, стремление выразить себя через творчество.
  6. Формирование гражданской активности , инициативы и желания привлекать к этой деятельности своих друзей и близких.

Районный проект «Лидер 21 века» определяет  важность детского общественного движения, детских общественных организаций в успешном развитии личности детей и подростков, их социализации в современном обществе. Ведь, если в школе как в важнейшем социальном институте закладывается фундамент мировоззренческих позиций, то в детском объединении ребёнок, подросток реализует свой индивидуальный творческий и лидерский потенциал, строит свою жизнь, исходя из личных интересов, часто отличающихся от интересов взрослых, заботящихся о его будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитические материалы по развитию детского общественного движения в муниципальном районе

Представлены аналитические материалы по развитию детского общественного движения в Княгининском муниципальном районес  включением статистических данных, форм, проектов, КТД, проведенных за период...

«Проектный метод как способ развития творческих способностей учащихся на уроках английского языка»

Поликультурное образование современного  школьника включает изучение английского языка, как важного предмета, необходимого для успешной социализации в современном многоязычном мире. Английский яз...

Программа волонтерского движения «Росток» ГБОУ школа №471 Выборгского района Санкт-Петербурга - взаимодействие школа -детский сад

       Волонтерская программа «Росток» поможет ребятам оценить свои способности в деле воспитания детей дошкольного возраста.  ...

Развитие детского движения JuniorSkills в Курортном районе Санкт-Петербурга, как способ профессиональной ориентации подростков

Идея проекта – создание системы профессиональной ориентации подростков, через развитие детского движения JuniorSkills в Курортном районе Санкт-Петербурга...

Районная целевая программа "Возрождение" по развитию детского общественного движения на 2015-2020 г.г.

Районная целевая программа «Возрождение» по развитию детского общественного движения в Орджоникидзевском районе на 2015-2020 г.г....

Взаимодействие с общественными организациями в работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (из опыта работы в Московском районе Санкт-Петербурга)

Статья о взаимодействии с общественными организациями в работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма рассказывает об опыте данной работы в Московском районе Санкт-Петербурга.Автор...

Взаимодействие с общественными организациями в работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (из опыта работы в Московском районе Санкт-Петербурга)

Статья о взаимодействии с общественными организациями в работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма рассказывает об опыте данной работы в Московском районе Санкт-Петербурга.Автор...