Районная целевая программа "Возрождение" по развитию детского общественного движения на 2015-2020 г.г.
методическая разработка (6 класс)

Медведева Евгения Александровна

Районная целевая программа «Возрождение» по развитию детского общественного движения в Орджоникидзевском районе на 2015-2020 г.г.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Районная целевая программа «Возрождение»

по развитию детского общественного движения

Наименование программы

Районная целевая программа «Возрождение» по развитию детского общественного движения в Орджоникидзевском районе

Срок реализации программы

 2015- 2020 годы

Обоснование            
необходимости          
разработки программы  

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, Постановление правительства РФ от 5 октября 2010 г. №795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы»», Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 26.05.1995 года (с изменениями на 05 апреля 1913 года)

Муниципальный заказчик

Отдел образования Орджоникидзевского района

Координатор программы  

Муниципальное  образовательное учреждение дополнительного образования

 «Дом творчества «Вектор»

Основные разработчики программы

  Отдел образования Орджоникидзевского района,

муниципальное  образовательное учреждение дополнительного образования

 «Дом творчества «Вектор»

Руководитель программы

Методист по детскому движению МБУ ДО «ДДТ «Вектор» - Медведева Е.А.

Цель программы

Поддержка деятельности детских общественных объединений как необходимое условие для эффективного и комплексного социального и гражданского воспитания детей и подростков, обеспечение пространства для реализации их интеллектуального, физического, творческого потенциала.

Задачи программы

  • укреплять и развивать сообщества детских общественных объединений Орджоникидзевского района г. Новокузнецка, вовлекать детей и подростков в общественные объединения;
  • создать благоприятные условия для воспитания патриотического сознания,  лидерских качеств, экологической культуры, потребности в здоровом образе жизни детей и подростков Орджоникидзевского района;
  • стимулировать инновационную, проектную, социально-преобразовательную деятельность лидеров и руководителей детских объединений;
  • выявлять и продвигать лучшие проекты, разработанные активами детских школьных организаций, способствовать трансляции позитивного опыта, направленного на формирование гражданского самосознания и активной жизненной позиции детей и подростков;
  • способствовать организации досуга детей и подростков;
  • совершенствовать работу с кадрами детского движения района, через создание постоянно действующей системы подготовки и переподготовки лидеров и руководителей детских и молодежных объединений;
  • развивать систему научно-методического сопровождения деятельности детских общественных объединений;
  • развивать системы межотраслевого и межведомственного взаимодействия муниципальных, государственных, общественных, частных организаций и учреждений в интересах детского движения района;

формировать благоприятную информационную среду, повышать уровень рекламного сопровождения деятельности детских организаций школ района, способствующих укреплению имиджа и позитивной репутации детского движения в местном сообществе.

Участники программы

Обучающиеся и воспитанники образовательных организаций Орджоникидзевского района, педагоги,  родители.

Организация контроля за  реализацией программы

Общий контроль осуществляет Отдел образования Орджоникидзевского района.

Перечень основных разделов программы

Актуальность, проблемы и обоснование необходимости принятия программы.

Цели, задачи программы.

Механизм реализации программы

Направления программы с содержанием.

Ожидаемые результаты.

Целевые показатели и индикаторы программы

  • охват детей школьного возраста всеми формами деятельности детских организаций должен составить не менее 50% от числа обучающихся в возрасте 10-17 лет в год;
  • масштабная деятельность детских школьных объединений на основе районных и общегородских социально-значимых проектов и программ;
  • проведение ежегодного комплексного мониторинга состояния детского движения,
  • наличие разработанной и апробированной на практике системы подготовки и самообразования взрослых организаторов детского движения;
  • наличие единых районных символов детского движения, их узнаваемость и привлекательность для большей части местного сообщества;
  • выпуск не менее 10 информационных сообщений и публикаций в год в местных СМИ;
  • наличие собственных Интернет-ресурсов не менее чем у 30% детских объединений района;
  • наличие в каждом образовательном учреждении не менее одного обособленного помещения для организации деятельности детских общественных объединений;
  • наличие в каждом образовательном учреждении города постоянно-обновляющихся информационных носителей (стендов, уголков и пр.), посвященных деятельности детских организаций.

Ожидаемые результаты реализации программы

  • Развитое сообщество  разнообразных по формам, содержанию, степени участия самодеятельных детских общественных организаций, максимально удовлетворяющих потребности детей и подростков, предпочтения их родителей, и соответствующих приоритетам района, города, региона, государства;
  • обеспечение организационных, содержательных, материально-технических условий для развития детского движения в Орджоникидзевском районе;
  • расширение масштабов участия детей и подростков в решении социально-экономических проблем района и города, создание благоприятных условий для их массового вовлечения в общественно-значимую деятельность;
  • повышение уровня гражданской сознательности, экологической культуры, моральной устойчивости, электоральной активности детей и подростков;
  • становление и развитие муниципальной модели кадрового обеспечения детского движения;
  • появление эффективных моделей межотраслевого и межведомственного взаимодействия в интересах детей и созданных ими организаций;
  • укрепление позитивного имиджа детского движения, повышение информированности горожан о вкладе детских общественных объединений в решение социальных проблем района;
  • снижение роста негативных проявлений в детской и подростковой среде, усиление противостояния экстремистским движениям.

  1. Введение

В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 26.05.1995 года (с изменениями на 05 апреля 1913 года), Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 и  в целях эффективного, комплексного социального и гражданского воспитания детей и подростков разработана районная целевая программа «Возрождение» по развитию детского общественного движения в Орджоникидзевском районе (далее Программа).

  

  1. Актуальность развития детского общественного движения района

Современный этап развития общества требует особого внимания к проблемам детей, подростков и молодежи. Сегодня необходима четкая и последовательная государственная политика в их отношении. Заботиться о подрастающем поколении сегодня, инвестировать силы и средства в детей и подростков  – значит кредитовать будущее, ведь именно сегодняшние подростки во многом будут определять содержание и характер завтрашнего дня.

Детское движение является важнейшим инструментом  развития городского сообщества. Оно позволяет осуществлять общественно-государственный контроль за процессами социализации детей и подростков; обеспечивает целостность социокультурной общности за счет трансляции сложившихся районе, городе, регионе традиций и ценностей; формирует образ будущего города, осуществляя подготовку лидирующей группы нового поколения.

Детское общественное движение сегодня – один из наиболее динамично развивающихся институтов системы образования Орджоникидзевского района г.Новокузнецка. Как совокупность действующих детских  школьных общественных объединений – это особая социальная ниша, позволяющая аккумулировать интересы, формировать мировоззренческие установки, поддерживать и развивать формы проявления гражданского участия несовершеннолетних жителей района.

Специфика детского движения, выражающаяся в отсутствии жесткой стандартизации, в мобильности и адекватности вызовам современного общества, позволяет наделять новые поколения компетенциями, востребованными в будущем. Выявляя и поощряя проявления гражданской активности, социального лидерства, детские организации осуществляют подготовку новой общественно-политической элиты. Воспитывая законопослушность, ответственность и милосердие обеспечивают решение проблем общественной безопасности.

  1. Анализ развития детского движения Орджоникидзевского района

Детское и молодежное движение в Орджоникидзевском районе представлено 12  детскими общественными школьными организациями, созданными на базе общеобразовательных учреждений.

Наиболее многочисленной является районная детская организация «Возрождение», появившаяся в 1995 году на базе Дома творчества детей и молодежи Орджоникидзевского района.  

За время своего существования ДЮО «Возрождение» объединила деятельность детских школьных организаций района и реализовала совместно с ними множество социально-значимых проектов по различным направлениям деятельности. 

Все детские школьные организации района ведут работу по различным направлениям и объединяют представителей разных социальных групп подростков и молодежи. Они реализуют программы по социализации подростков, гражданско-патриотическому воспитанию, пропаганде ЗОЖ, формированию экологической культуры, лидерству, выявлению и поддержке молодых талантов, летнему отдыху, решению проблем занятости подростков и т.п.

Работа школьных организаций носит вариативный характер. Каждая организация в зависимости от своих условий и традиций вправе выбрать наиболее подходящую программу деятельности.. 

Большое внимание уделяется подготовке кадров детских объединений через систему обучающих семинаров, методических объединений, тренингов для лидеров и руководителей детских организаций. Ежегодно проводится не менее 10 мероприятий для разных категорий активных подростков, где обучается более 200 человек. Эти мероприятия способствуют развитию созидательной активности детей и подростков,  формированию лидерских и управленческих навыков, созданию условий для дальнейшего становления и личностного роста подрастающего поколения.

Создан банк данных лидеров и активистов детского движения в районе – более 20 человек.

С целью координации деятельности детских школьных общественных объединений, а также развития школьного самоуправления сформирован Совет ДЮО «Возрождение», в состав которого входят активные представители школьных детских организаций.


 

1.3.   Проблемы развития детского движения в районе

 

Оценивая современное состояние детского общественного движения района как стабильное, адекватное задачам развития системы образования и меняющимся запросам подрастающего поколения, необходимо отметить комплекс нерешенных проблем, среди которых можно выделить 4 главных:

 

  1. Отсутствие эффективной системы подготовки и мотивации кадров для работы с детскими организациями:

 

  • несмотря на сохранение в штатном расписании учреждений образования должности  вожатого, год от года сокращается количество педагогических работников, в полном объеме исполняющих эти  должностные обязанности. Во многих случаях ставка вожатого делится между учителями-предметниками, вводится в качестве дополнительной нагрузки для административного персонала;

  • отсутствует целенаправленная политика по подбору, привлечению и удержанию талантливых молодых специалистов, заинтересованных в развитии детского движения, имеющих опыт работы в летних лагерях, выпускников детских объединений, представителей известных общероссийских молодежных и детских движений;

 

  1. Неопределенность правового статуса детских организаций, не позволяющая им выступать полноценным субъектом правоотношений в сфере финансово-хозяйственной деятельности. Как следствие – отсутствие финансирования мероприятий, способствующих развитию детского движения в районе.

 

  1. Недостаточная системность и последовательность развития детского общественного движения, проявляющаяся в следующем:
  • Не сложившаяся система преемственности между детскими организациями младшего, среднего и старшего школьного возраста в рамках одного образовательного учреждения;
  • отсутствие у большинства детских организаций собственных каникулярных мотивирующих программ: лагерей, экспедиций, походов, школ актива;
  • недостаточно эффективная работа с лидерами и органами детского самоуправления.

 

4.  Отсутствие сложившегося привлекательного образа детского движения в общественном сознании. Введение отдельными детскими организациями собственных отличительных знаков (формы, символики, ритуалов) и активная пропаганда достижений в СМИ недостаточны для формирования позитивного имиджа детского движения в целом. Требуется разработка отдельной концепции в этом направлении, увеличение числа масштабных, наглядных действий всех детских объединений для повышения привлекательности детского общественного движения у жителей района.

1.4. Миссия и задачи детских объединений на современном этапе

 Задачи общественного и экономического развития государства, динамика и прогнозы развития России, мирового сообщества на ближайшее десятилетие предъявляют особые требования к системе социального воспитания и деятельности детских общественных организаций:

  •  переход к рыночной форме хозяйствования вызвал потребность воспитания у ребенка новых качеств: предприимчивости, расчетливости, практичности. Рыночные условия формируют новые ориентации воспитания - это ранняя профессиональная ориентация и профессиональная подготовка ребенка;

 

  •  возросшие требования к конкурентоспособности личности на рынке труда, с одной стороны, и масштабное ухудшение состояние здоровья подрастающих поколений с другой, укрепили в обществе ценность здоровья и здорового образа жизни;

 

  •  дефицит молодых кадров для работы в органах власти и управления, обладающих соответствующими компетенциями и мотивацией к устойчивому карьерному росту, требует разработки новых механизмов выявления и поддержки детей, обладающих ярко выраженными лидерскими задатками;

 

  •  исчезновение всех видов коммуникативных барьеров, свободное использование информации определяют особые задачи воспитания, связанные с формированием устойчивости к отрицательному влиянию средств массовой информации, негативного отношения к употреблению наркотических и токсических веществ;

 

  •  активное социальное реформирование усилило криминализацию общества, что требует особых усилий для предотвращения распространения движений, культов, сект, имеющих различную идеологическую окраску;

 

  •  вновь стали актуальными вопросы организации воспитательной работы с детьми и подростками по месту жительства.

  

         Таким образом, сложилась миссия целевой программы «Возрождение»: помочь подрастающему поколению объединиться, чтобы

          «Сберечь себя для России и Россию для себя!»

           

  1.  Цели и задачи Программы

Цель: поддержка деятельности детских общественных объединений как необходимое условие для эффективного и комплексного социального и гражданского воспитания детей и подростков, обеспечение пространства для реализации их интеллектуального, физического, творческого потенциала.

Задачи:

  • укреплять и развить сообщества детских общественных объединений Орджоникидзевского района г. Новокузнецка, вовлекать детей и подростков в общественные объединения;
  • создать благоприятные условия для воспитания патриотического сознания,  лидерских качеств, экологической культуры, потребности в здоровом образе жизни детей и подростков Орджоникидзевского района;
  • стимулировать инновационную, проектную, социально-преобразовательную деятельность лидеров и руководителей детских объединений;
  • выявлять и продвигать лучшие проекты, разработанные активами детских школьных организаций, способствовать трансляции позитивного опыта, направленного на формирование гражданского самосознания и активной жизненной позиции детей и подростков;
  • способствовать организации досуга детей и подростков;
  • совершенствовать работу с кадрами детского движения района, через создание постоянно действующей системы подготовки и переподготовки лидеров и руководителей детских и молодежных объединений;
  • развивать систему научно-методического сопровождения деятельности детских общественных объединений;
  • развитие системы межотраслевого и межведомственного взаимодействия муниципальных, государственных, общественных, частных организаций и учреждений в интересах детского движения района;
  • формировать благоприятную информационную среду, повышать уровень рекламного сопровождения деятельности детских организаций школ района, способствующих укреплению имиджа и позитивной репутации детского движения в местном сообществе.

3. Заказчик, разработчики и исполнители Программы

                       

            Заказчиком районной целевой программы «Возрождение»  по развитию детского общественного движения на период 2015 – 2020  года является Отдел образования Орджоникидзевского района г. Новокузнецка , разработчиком и координатором исполнения программы – МБУ ДО ДТ «Вектор».

            Исполнители и соисполнители программы:

Отдел образования Орджоникидзевского района,

образовательные учреждения района всех видов и типов;

ДЮО «Алые паруса» МАОУ «ООШ № 19»,

ДЮО «Юная Россия» МБОУ «Лицей № 27»,

 ДЮО «Рассвет» МБОУ «ООШ № 28»,

ДЮО «Юность России» МБОУ «СОШ № 29»,

ДЮО «Русичи» МБОУ «СОШ № 56»,

ДЮО «Фемида» МБОУ «СОШ № 60»,

ДЮО «Республика открытых сердец» МБОУ «СОШ № 61»,

ДЮО «Гольфстрим» МБОУ «СОШ № 64»,

ДЮО «Юность» МНБОУ «Лицей  № 76»,

ДЮО «Импульс» МБОУ «ООШ № 83»,

ДЮО «Содружество» МАОУ «СОШ № 99»,

ДЮО «Планета лидеров» МАОУ «СОШ № 110».

4.  Сроки реализации Программы: 2015 – 2020 годы.

5. Механизм реализации Программы

Заказчиком Программы является отдел образования Орджоникидзевского района. Заказчик осуществляет общий контроль деятельности по реализации программы.

Отдел образования Орджоникидзевского района:

  • осуществляет координацию деятельности по реализации программы со всеми исполнителями программы;
  • вносит предложения по уточнению и корректировке  мероприятий,  предусмотренных программой;
  • контролирует своевременность и качество выполнения мероприятий программы;
  • ежегодно проводит оценку эффективности реализации  районной целевой программы «Возрождение» на 2015-2020 годы на основании количественной оценки, содержащей значения целевых индикаторов;
  • в случае необходимости готовит изменения районной целевой программы «Возрождение»;
  • организует экспертную оценку проектов, предлагаемых к реализации.

МБУ ДО  «ДТ «Вектор»:

  • осуществляет информационное сопровождение программы;
  • несет ответственность за текущую реализацию программы;
  • своевременно и качественно предоставляет в отдел образования Орджоникидзевского района отчетную и иную документацию, связанную с реализацией программы.

В целях обеспечения реализации программы ежегодно принимается План мероприятий по реализации районной целевой программы по развитию детского общественного движения «Возрождение».

Разработка плана осуществляется МБУ ДО «ДТ «Вектор» по согласованию со всеми задействованными службами и организациями. Утверждается план отделом образования Орджоникидзевского района.

План мероприятий включает в себя:

  • перечень приоритетных направлений особой значимости на предстоящий год;
  • перечень мероприятий по исполнению районной целевой программы по развитию детского общественного движения «Возрождение» в соответствии с разделами программы с указанием сроков их проведения, ответственных исполнителей, объемов и источников финансирования;
  • перечень мероприятий, рекомендуемых образовательным учреждениям и общественным объединениям, по исполнению программы на предстоящий год.

 

Текущее руководство ходом реализации программы осуществляется методистом по детскому движению МБУ ДО «ДТ «Вектор».

 

По итогам реализации плана за год готовится промежуточный отчет по исполнению районной целевой программы по развитию детского общественного движения «Возрождение» по итогам реализации программы – итоговый отчет. По итогам реализации программы за год на основании предложений основных исполнителей могут быть приняты дополнения и изменения, что подтверждается соответствующими приказами и распоряжениями

 

 6. Направления программы

 Для достижения целей и задач Программы предполагается реализация мероприятий в следующих направлениях:

Направление «Моя детская организация»

Задача: создание единой площадки для обмена опытом детских школьных организаций района, как непременного и необходимого условия их развития.

Это одно из ключевых направлений Программы призвано  выявлять и продвигать лучшие проекты, разработанные активами детских школьных организаций, способствовать трансляции позитивного опыта, направленного на формирование гражданского самосознания и активной жизненной позиции детей и подростков.

Работа в этом направлении предполагает мониторинг деятельности детских школьных организаций, проведение Школ актива, конкурсов на Лучшую школьную организацию, а так же  других форм работы, направленных на развитие детского движения в районе.

Вне зависимости от направлений деятельности, масштабов организации, количества ее членов, срока деятельности в грамотно функционирующем детском общественном объединении присутствуют основополагающие моменты. К критериям деятельности детского общественного объединения относятся: история и культура организации, ее деятельность, актив, взаимодействие с окружающей средой, ресурсы, работа с потенциальными членами объединения. 

В начале учебного года проводится Слет-старт, где детские школьные организации района получают маршрутный лист программы - вексель, поделенный на 11 секторов (первые буквы названия этих секторов составляют аббревиатуру названия районной детской организации – «ВОЗРОЖДЕНИЕ»). Каждый сектор соответствует тому или иному направлению  деятельности детской организации. По мере выполнения мероприятий по данному направлению в совет ДЮО  представляется необходимая информация. В конце учебного года на заседании Совета подводятся итоги, определяется организация-победитель, наиболее полно выполнившая программу. Лучшая по итогам года организация становится обладателем переходящего кубка «Золотой факел», ежегодная церемония награждения которым состоится в апреле.

Особенность программы в том, что школьная организация вправе сама выбирать те направления, которые присущи ее деятельности в большей степени, активизировать внимание на тех мероприятиях и проектах, которые в большей мере интересны ее представителям.

Направление

Содержание

«Восхождение к истокам»

  • Цель: создание условий для воспитания патриотических чувств и сознания детей и подростков на основе исторических ценностей.
  • Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Необходимо из поколения в поколение сохранять преемственность исторически сложившихся стабильных духовных, мировоззренческих, культурных ценностей социума. Детская школьная организация своей деятельностью способствует воспитанию патриотизма,  активной гражданской позиции детей и подростков.
  • Работа в данном направлении предполагает проведение системы мероприятий, направленных на достижение целей программы: гражданско-патриотических акций и мероприятий, Уроков мужества, работу с ветеранами, организацию волонтерских отрядов патриотической направленности и т.п.

В этом же направлении ведется и работа по сохранению истории самой организации. История организации является важным моментом в развитии организации – фиксирование дат, событий, мероприятий, героев и партнеров, достижений. Возможно создание летописи организации. 

Направление охватывает участие в городских конкурсах: военно-патриотической песни «Салют великой годовщине!», «Гордость Отечества!», Вахта памяти на лучший почетный школьный караул и т.п.

«Обучение актива»

Цель: создание условий для роста детских школьных организаций через обучение актива.

Актив - это те ребята, которые первыми приходят тогда, когда задумывается новое дело, сами выступают с новыми предложениями, являются главными помощниками руководителя. Они влияют на окружающих, наиболее полно понимают и представляют их интересы, приходят на помощь в трудную минуту, создают определенный психологический климат в коллективе, формируют нравственные ценности. От того, кто выступает в роли актива, насколько хороша их подготовка, зависит успешность деятельности всей организации. Необходимо проводить обучение актива по разным направлениям деятельности организации. 

Работа в этом направлении – это проведение внутри организации обучающих семинаров, Школ актива, тренингов и других мероприятий, направленных на развитие школьной организации, участие в районных Школах актива.

«Здоровье»

Цель: развитие у детей и подростков потребности в здоровом образе жизни как необходимом условии успешности и конкуренции современного человека.

Здоровье – важнейший компонент человеческого благополучия, счастья. Это одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования ориентирован на выпускника, выполняющего правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Реализация РЦП в данном направлении предполагает проведение в организации мероприятий, направленных на формирование физического и психического здоровья детей и подростков, пропагандистскую и просветительскую работу по ЗОЖ, включение в детское движение детей с ОВЗ и т.п.

«Радость успеха»

Цель: разработка и внедрение системы роста и поощрений в организации.

Успешность организации зависит напрямую от успешности и заинтересованности ее представителей. Дети и подростки не меньше взрослых стремятся к признанию и успеху. Разработанная система поощрений и стимулов наиболее активных ребят позволит организации развиваться и расти.

Если активисты детской школьной организации не получают благодарности, которую ожидают, от вас, они получат её от кого-нибудь другого.

Очень часто люди забывают, насколько важно поощрять тех, кто работает на них. Пощрения демонстрируют, насколько организация умеет ценить людей. Активные представители организации должны чувствовать благодарность за свой труд. Хотя бы один раз в год необходимо выразить благодарность по итогам работы и напомнить каждому о миссии, структуре и деятельности детской школьной организации. Так активные дети и подростки смогут увидеть свое место в целостной структуре. Рассматривая себя в контексте ценностей и успехов организации, активист получает эффективную мотивацию.

Организации необходимо выстроить иерархию официальных поощрений, в зависимости от уровня достижений активных ее представителей. Это может быть: вручение памятного значка, грамоты или благодарственного письма организации, ходатайство от организации на награждение наиболее активных детей и подростков благодарственными письмами и грамотами отдела образования, администрации  Орджоникидзевского района.

«Охрана природы»

Цель: Воспитание экологической культуры детей и подростков.

Экологическая ситуация сегодня требует изменения поведения человека, смены ценностных ориентиров. Россия присоединилась к реализации концепции устойчивого развития, согласно которой люди должны соблюдать законы природы и изменить свое потребительское отношение к ней на признание ее самоценности.

Реализация РЦП в этом направлении предполагает включение экологических мероприятий в деятельность  детских школьных организаций.

Это могут быть экологические уроки, проведение ЭКО-дней, акции и мероприятия, эко-квесты и арт-субботники, участие представителей организации в городских экологических акциях «Экология во благо», «Сделаем!» и т.п.

«Жизнь»

 Цель: выявление и внедрение наиболее эффективных общественно значимых инициатив и проектов, разработанных активами детских школьных организаций в «жизнь» района.

Работа по этому направлению предполагает включенность детской организации в социально-значимые проекты,  реализующиеся в Орджоникидзевском районе, поиск партнеров для реализации собственных идей, вовлечение в совместную деятельность другие детские школьные организации района.  Часто школьная детская организация замыкается на себе и своей деятельности, в то время как должна быть вовлечена в общий водоворот событий. У организации должна быть возможность сравнивать себя с какой-либо другой организацией, обмениваться опытом работы, чувствовать себя причастной к общему делу. Для этого необходимо установить контакты с другими организациями.

Реализуя это направления, школьные организации вправе обращаться к другим первичным организациям и учреждениям района за помощью, что будет способствовать  развитию системы межотраслевого и межведомственного взаимодействия муниципальных, государственных, общественных, частных организаций и учреждений в интересах детского движения района.

«Добровольчество»

Цель: Развитие добровольческого (волонтерского) движения в детской организации.

Основным принципом любой детской школьной организации является добровольность определения степени участия каждого представителя в деятельность организации.  

Данное направление предлагает детским школьным организациям создание постоянно действующих добровольческих  (волонтерских) отрядов, имиджевых групп, выполняющих работу по определенным направлениям деятельности этих  организаций.

Отличительная особенность работы в данном направлении – это постоянность и направленность созданных формирований.

«Если ты лидер»

Цель: воспитание лидеров школьного самоуправления.

Россия сегодня вновь заявляет о себе, как страна-лидер, страна-инициатор, территория добрых дел, смелых идей и решительных поступков. В связи с этим общество предъявляет новые требования к воспитанию подрастающего поколения. В  Концепции модернизации Российского образования отмечено, что России, как развивающемуся обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание.

Программа предполагает различные формы работы по активному вовлечению школьников в учебно-воспитательный процесс и приобретение ими собственного опыта в игровых, тренинговых формах работы, посредством организации мероприятий, акций и других форм КТД.

В ходе реализации РЦП в этом направлении детские школьные организации представляют мероприятия по развитию самоуправления. Работа в этом направлении охватывает участие в мероприятиях городского и регионального уровня в направлении «самоуправление», участие в обучающих мероприятиях НТК «Новое поколения», конкурсах «Лидер ученического самоуправления», «Дорога в будущее», «Класс года» и т.п.  

«Не скучай»

Цель: организация досуга детей и подростков.

Досуг для детей и подростков играет не только развлекательную, но и развивающую роль. Занимаясь в свободное время тем, что им нравится, дети и подростки расширяют социальные контакты, приобретают необходимые навыки и умения, развивают способности. Эффективность проведения досуговых мероприятий заключается в том, что они оказывают помощь подросткам и молодежи в решении важных жизненных проблем, помогают адаптироваться к условиям социальной среды, проявить свои способности, понять общественные отношения, развивают эстетический вкус к творчеству. Задача организации предоставить возможность своим представителям примерить на себя новые социальные роли.

Работа вожатых с детьми начальных классов образовательных учреждений, направленная на вовлечении младших школьников в жизнь детского объединения,  организация каникулярного отдыха детей, создание творческих групп для подготовки к КТД, участие в творческих конкурсах и мероприятиях разного уровня,  - все это находит отражение в этом направлении.

«Информация для всех и каждого»

Цель: формирование благоприятной информационной среды,  для укрепления имиджа и позитивной репутации детского движения в местном сообществе.

Работа в этом направлении предполагает повышение уровня рекламного сопровождения деятельности детских организаций школ района. Любая деятельность организации должна иметь рекламное сопровождение. Это помогает создать позитивный имидж организации, рассказывать о ее текущей деятельности.

«Если о тебе никто не знает, тебя – нет!» - это правило лежит в основе данного направления.

Это направление отражает работу с потенциальными членами организации. Активно работающую организацию всегда должен волновать вопрос привлечения новых членов, чтобы не возникло проблем с преемниками. С самого момента образования организации надо начинать работу с ее потенциальными членами, постоянно пополнять их ряды. Особое внимание следует обратить на работу с учащимися начальной школы. Уже в младшей школе дети должны знать о существовании детской школьной организации и стремиться принимать активное участие в её деятельности. 

В первичных детских организациях это направление может быть представлено следующими формами работы:  

организация конкурсов символики и атрибутики детских организаций, оформление уголков, информационных стендов о деятельности организации, создание символов, эмблемы, летописей интересных дел, буклетов, листовок, своя газета или публикации о деятельности организации в других СМИ, ведение официальных действующих страниц в социальных сетях и т.п.

Единство»

Цель: воспитание культуры организации.

Культура организации – это лицо организации. Необходимо разработать принципы и законы деятельности объединения, утвердить символику, зафиксировать традиции, обычаи, ритуалы. 

В рамках работы по этому направлению необходимо создание документов организации, показывающих единство ее представителей. Для детской школьной организации – это наличие устава, законов организации, наличие стенда, где школьники могли бы познакомиться с планами организации и узнать о прошедших событиях.

Это позволит определить уровень развития детской школьной организации, будет способствовать пробуждению активности ее представителей.

Направление «Информационно-методическое»

Задача: совершенствовать работу с кадрами детского движения района, через создание постоянно действующей системы подготовки и переподготовки лидеров и руководителей детских и молодежных объединений, развивать систему научно-методического сопровождения деятельности детских общественных объединений.

Работа по этому направлению будет способствовать переосмыслению, обновлению ныне действующих и разработке новых программ деятельности детских объединений, нацеленных на формирование социальных компетенций, востребованных современным обществом.

 Организация данного направления включает  координацию, методическое сопровождение деятельности районных и школьных детских объединений.

Реализация данного направления  включает:

  • организацию методических объединений, семинаров, практикумов, форумов и других форм работы для педагогов школ, курирующих работу детских школьных организаций.
  • проведение ежегодного мониторинга, проблемных социально-психологических исследований, направленных на изучение состояния и на прогнозирование тенденций развития детского движения Орджоникидзевского района;
  • проведение научно-практических и практико-ориентированных конференций, «круглых столов», дискуссий, форумов по проблематике детского движения;
  • формирование и пополнение банков методической информации по различным направлениям организации воспитательного процесса, деятельности детских общественных объединений, формам реализации социальных инициатив детей и молодежи;
  •  издание экспериментальных научно-методических, практических пособий для лидеров, волонтеров, руководителей, родителей, попечителей детских организаций города.

Направление «Организационно-массовое»

Задача: проведение районных культурно – массовых мероприятий, способствующих воспитания патриотического сознания,  лидерских качеств, экологической культуры, потребности в здоровом образе жизни детей и подростков Орджоникидзевского района

 

Организация активом ДЮО «Возрождение» Орджоникидзевского района разноплановых мероприятий

7. Ожидаемые конечные результаты реализации программы.

 

  • Развитое сообщество  разнообразных по формам, содержанию, степени участия самодеятельных детских общественных организаций, максимально удовлетворяющих потребности детей и подростков, предпочтения их родителей, и соответствующих приоритетам района, города, региона, государства;
  • обеспечение организационных, содержательных, материально-технических условий для развития детского движения в Орджоникидзевском районе;
  • расширение масштабов участия детей и подростков в решении социально-экономических проблем района и города, создание благоприятных условий для их массового вовлечения в общественно-значимую деятельность;
  • повышение уровня гражданской сознательности, экологической культуры, моральной устойчивости, электоральной активности детей и подростков;
  • становление и развитие муниципальной модели кадрового обеспечения детского движения;
  • появление эффективных моделей межотраслевого и межведомственного взаимодействия в интересах детей и созданных ими организаций;
  • укрепление позитивного имиджа детского движения, повышение информированности горожан о вкладе детских общественных объединений в решение социальных проблем района;
  • снижение роста негативных проявлений в детской и подростковой среде, усиление противостояния экстремистским движениям;

8. Показатели результативности и эффективности реализации программы.

 

  • массовость участия детей и подростков в организованном детском общественном движении. По итогам реализации программы охват детей школьного возраста всеми формами деятельности детских организаций должен составить не менее 50% от числа обучающихся в возрасте 10-17 лет в год;
  • масштабная деятельность детских школьных объединений на основе районных и общегородских социально-значимых проектов и программ;
  • проведение ежегодного комплексного мониторинга состояния детского движения,
  • наличие разработанной и апробированной на практике системы подготовки и самообразования взрослых организаторов детского движения;
  • наличие единых районных символов детского движения, их узнаваемость и привлекательность для большей части местного сообщества;
  • выпуск не менее 10 информационных сообщений и публикаций в год в местных СМИ;
  • наличие собственных Интернет-ресурсов не менее чем у 30% детских объединений района;
  • наличие в каждом образовательном учреждении не менее одного обособленного помещения для организации деятельности детских общественных объединений;
  • наличие в каждом образовательном учреждении города постоянно-обновляющихся информационных носителей (стендов, уголков и пр.), посвященных деятельности детских организаций.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поддержка детского общественного движения в воспитательном комплексе Уренского муниципального района

  Роль детского движения в механизмах реализации общественной  активности  детей трудно переоценить.  Являясь важной формой самоуправления, детские организации, объеди...

Проектный метод как способ развития детского общественного движения в Курортном районе Санкт-Петербурга.

Статья рекомендована для прочтения  организаторам по воспитательной работе, социальным педагогам, педагогам дополнительного образования. Статья  описывает и раскрывает методы проектной деяте...

Роль школьных спортивных клубов в общей системе детских общественных движений.

Развитие Школьных спортивных клубов, как  одно из форм детского общественного движения...

Аналитические материалы по развитию детского общественного движения в муниципальном районе

Представлены аналитические материалы по развитию детского общественного движения в Княгининском муниципальном районес  включением статистических данных, форм, проектов, КТД, проведенных за период...

школьные спортивные клубы в общей системе детских общественных движений.

школьные спортивные клубы в общей системе детских общественных движений....

Школа актива "ИЗ истории детского общественного движения в России"

Знания об истории детского движения, его корнях и настоящем необходимы каждому участнику детского и молодежного объединения....

Долгосрочная целевая программа развития детского туризма для обучающихся муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан «Моя Родина - Россия» на 2018-2023 годы

Долгосрочная целевая программа развития детского туризма для обучающихся муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан«Моя Родина - Россия»на 2018-2023 годы...