Урок внеклассного мероприятия в 5 классе "Раз в крещенский вечерок..."
классный час (5 класс) по теме
Внеклассное мероприятие в 5 классе, посвященное устному народному творчеству, традиционным обычаям и обрядам святочного периода.
Цель : формировать представление о культуре народного творчества, познакомить со святочными обрядами и обычаями, с обрядовой поэзией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vneklassnogo_chteniya_v_5_klasse.docx | 16.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения в 5 классе «Раз в крещенский вечерок…»
-Сегодня мы проводим урок внеклассного чтения, посвященный устному народному творчеству, традиционным обычаям и обрядам святочного периода.
Тема нашего урока: «Раз в крещенский вечерок…»
Учитель читает отрывок из стхотворения В.Жуковского «Раз в крещенский вечерок…»
- Ребята, вы узнали эти строки? Откуда они и кто их написал?
Наш урок мы начали с чтения завораживающих строк В.А.Жуковского. И это недаром. Мы живем в интересное и сложное время, на многое начинаем смотреть по-иному, многое открываем или переоцениваем. Вам, ребята, открывается дверь в большой и светлый мир, который называется Родиной.Но чтобы по-настоящему любить свою Родину, надо знать не только настоящее. Но и прошлое. В этом вам помогали и будут помогать уроки литературы. И особое место отводится фольклору. Фольклор всегда был тем живительным источником, который обогащал литературу. Ярким подтвеждением этого служит баллада В.Жуковского «Светлана».
И сегодня на уроке вы продолжите формировать свое представление о культуре народнного творчества, познакомитесь со святочными обрядами и обычаями, с обрядовой поэзией, понятие о красоте и выразительности произведений устного народного творчества, примите участие в играх и хороводе.
2.Проверка домашнего задания.
-Вы получили задание собрать и изучить к этому уроку фольклорный материал различных жанров, прочитать 1-ую строфу баллады Жуковского «Светлана», узнать о русских праздничных обычаях святочного периода.
-Укажите, какие жанры фольклора вам известны?
Да, поистине талантлив наш народ. А народное творчество-это начало всех начал, народная память, связывающая прошлое с настоящим и будущим. А теперь вернемся к строкам баллады.
-О каком народном христианском празднике и каких обрядах здесь упоминается? (о Крещении)
-А кто знает, что это за праздник и когда его празднуют?
Знаменитая строфа «Светланы» представляет собой кладезь тем и образов народной поэзии. Например, в ней перечислены несколько видов святочных гаданий. Какие? И если можете, объясните их смысл.
1 «За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали…»- куда носком башмачок упадет, в той стороне и жених.
2 «…под окном слушали…»-под чужим окном можно услышать разговор, предвещавший судьбу.
3 «…кормили счетным курицу зерном…»-чье по счету зерно склюет-той и замуж идти в том же порядке.
4 «…ярый воск топили…»-по контурам застывающего на воде воска мозно увидеть что-то, предвещающее будущее.
5 «…в чашу с чистою водой клали перстень золотой,серьги изумрудны…»-пели песни на разные темы, под пение вынимали из блюда вещи гадающих. О чем пели, то должно сбыться.
-А что значит гадание «снег пололи…»? Это давно забытое гадание. Девушки набирали в подол снега и старались просеять его на землю, приговаривая : «Полю, полю снежок. Где мой женишок? В той стороне собаки залай!»
- А вы хотите погадать?Обязательно погадаем, но чуть позже.
-Издавна зимой люди праздновали не только Крещение, но и Рождество. Что вы знаете о Рождестве?
Рождество в России всегда праздновали радостно и весело. А начиналось празднование в ночь перед Рождеством, в Сочельник.
-А еще как этот вечер назывался?(Каляда)
В этот день православные не едят до самого вечера: ждут на небе первой звездочки, той, которая, как вы знаете из библейских рассказов, привела волхвов к младенцу Иисусу. А уже тогда и начинается пир на весь мир и продолжается 12 священных дней до крещения Христа.
-Как в народе эти дни называют? (Святки)
-Какие же события происходят в святочные недели?
Да, Святки- очень веселое время. С древних времен на Святках переплелисьязыческие обычаи с христианскими обрядами. Не было ни одного праздника на Руси, который был бы связан с такими красивыми и интересными обычаями, обрядами, приметами, зимними играми и развлечениями. Например, из дома в дом ходили певцы и славили Христа. Как называется обычай? Да, в честь языческого бога пиршеств Каляды. Каждая семья ожидала колядующих, приготавливала для них угощения и с удовольствием выслушивала колядки.
Театрализованное действие.
1) Входит младшая группа фольклорного ансамбля и начинает петь колядки. Учащиеся кидают в мешок колядующих угощения.
Под ногами снег скрипучий,
Иней ветки обметал,
Нынче ясный день, прекрасный,
День рождения Христа.
В церковь сходят папа с мамой,
Я ж шубейку отряхну
И пойду колядовати-
Все дома я обойду.
Пусть мороз трескучий давит-
Я его не побоюсь:
Благословить, Христа славить
Под окошком попрошусь.
2) лада-ладушки-ладошки,
А пойдем-ка по дорожке
Да к соседям с Колядой
За подарками гурьбой.
Ладушки-ладошки-ладки,
А послушайте Колядки,
Нас поздравьте, обнимите
И гостинцы подарите.
3) Входит старшая группа фольклорного ансамбля с рождественской песней.
Это было давно.Это было давно. Много веков назад.
Он на землю пришел Отцом в предназначенный час.
Это было давно. Это было давно. Но века не играют роль.
Он прходит опять к тем, кто всегда ждет Его.
Приди, Иисус, сойди с небес. Родись, Иисус, в моем сердце.
Твой ангел пусть в святую ночь споет об этом песню.
4) Исполнение учащимися частушек.
Хорошо колядки пелись,
Милы ребятушки.
Только что за поседелки
Без русской частушки.
5) Колядующие проводят гадания, исполняя подблюдные песни.
Хлебу да соли долог век, Слава!
Барышне нашей долог век, Слава!
Кому мы спели, тому добро, Слава!
Кому вынется, скоро сбудется, Слава!
Скоро сбудется, не минуется, Слава!
Летел соловей через житенку.Несет соловей жита горсточку.
Ладо, ладу! Кому мы поем, тому честь воздаем!( к богатству и счастью)
Стоят санки у лисенки, хотят санки уехати. Ладу, ладу,
Кому мы поем, тому честь воздаем. ( к дороге)
6)Игра «Курилка»
Дети под музыку передают «курящуюся» лучину.Музыка прекращается и держащий лучину «мается»: исполняет песню, вспоминает поговорку, загадку, считалку, скороговорку, святочные приметы и т.д.
7)Хоровод
Колядующие и учащиеся ведут хоровод, исполняя хороводную песню «Золотые купола».
Итоги урока.
Вот и подходят к концу наши посиделки. Я благодарю присутствующих здесь гостей, колядующих, вас, ребята. Думаю, что вы многому научились на уроке, многое узнали. Мы еще не раз обратимся к теме фольклора, к русским народным праздникам и обрядам. В конце февраля будут праздновать проводы зимы.
-А кто знает, как еще этот праздник называется? (Масленица)
А подготовке к нему поможет выставка, которая здесь расположена ( рисунки, творческие альбомы учащихся).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ урока, внеклассного мероприятия
Учебно -методический материал представлен в виде консультации для методического объединения "Школа молодого педагога" для педагогов школы VIII вида...
Фото материал для урока, внеклассного мероприятия по теме "Декабристы в Сибири"
Данный фото материал можно использовать для урока или внеклассного мероприятия по теме "Декабристы в Сибири"...
Презентация к уроку, внеклассному мероприятию, посвященному Дню прав человека
Презентация к уроку, внеклассному мероприятию, посвященному Дню прав человека...
Положение о конкурсе разработок уроков, внеклассных мероприятий, обобщения опыта с использованием информационных технологий.
Цель конкурса: 1.1.Развитие творческой индивидуальности педагогических работников,самосовершенствование педагогического опыта.1.2. Внедрение в практику информационных технологий.1.3. Распространение п...
Уроки, внеклассные мероприятия, презентации на английском языке
Материалы для работы на уроках английского языка и во внеурочное время...
Разработка урока внеклассного мероприятия
предметная неделя истории, открытое внеурочное мероприятие, посвященное Февральской революции...