система воспитательной работы
методическая разработка (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Павлова Елена Анатольевна, МОУ СОШ № 3 р.п. Хор
«Воспитание – великое дело: им решается участь человека».
В.Г.Белинский
Динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько социально типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. Психологи и социологи считают, что нынешним школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность и независимость, а это, в свою очередь детерминирует применение педагогами новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.
Педагог в современных условиях должен быть готовым принять и практически реализовать новый образ профессиональной компетентности: уметь моделировать и организовывать такой педагогический процесс, который способствовал бы развитию нравственной свободы и личной ответственности, планетарного мышления, возможности творчески участвовать в решении различных проблем; обладать культурой педагогического мышления; творчески перерабатывать собственный опыт в соответствии с новыми ценностями современного отечественного образования.
Воспитание – это сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация стимулирования активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями.
Воспитание – это многократное питание души и духа посредством взаимодействия, взаимоуважения, взаимопонимания, взаимоподдержки, взаимоприятия классного руководителя и ученика.
Актуальность.
Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество – духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные функции действующей системы образования.
Влияние родителей на ребенка, которое раньше было почти исключительным, сейчас, если и не полностью, то заметно снижается за счет возрастания влияния отвлекающих факторов: кино, телевидения, интернета и особенно рекламы, которая для подростков строится под девизом «Бери от жизни все». Самое негативное влияние на подрастающее поколение оказало такое позитивное явление, как демократизация нашего общества. Сквернословие, праздность, вседозволенность полезли со всех сторон. А подросток пока не понимает, кому подражать. Воспитывать нравственность в условиях, когда вор - самый лучший герой, очень трудно. Но это не значит, что мы должны опустить руки, заплакать горючими слезами и ничего не предпринимать. Наоборот, мы должны очень даже действовать! Как сказал Н.И.Новиков, «процветание государства, благополучие народа зависят неотменно от доброты нравов, а доброта нравов – неотменно от воспитания».
Прежде всего, пытаюсь в каждом увидеть личность, и уже исходя из этого, устанавливаю контакты с учащимися. Такой стиль общения дает возможность для изучения личности, а, следовательно, и для выявления ее наклонностей и потенциальных возможностей. Мои ученики свободно высказывают свои мысли, они чувствуют мою поддержку, доверие к себе и уважение к своей личности.
Успехи класса не возникают на пустом месте, они становятся итогом постоянных усилий и целенаправленной работы всех: педагогов, учащихся, родителей. Благодаря им была достигнута педагогически целесообразная согласованность целей, задач, стимулов, средств воздействия на учащихся и методов организации деятельности школьников. Многолетние искания, изучение педагогической литературы, проверка теоретических положений в практической деятельности позволили создать воспитательную систему класса.
Цели и задачи воспитательной системы.
Основными идеями, которые легли в основу моей воспитательной системы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного развивающего пространства.
Е.Н.Степанов определяет воспитательную систему класса как «способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива».
Основное предназначение воспитательной системы заключается в содействии развитию личности членов классной общности и формированию коллектива в данном классе. Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Чтобы выбрать правильный способ построения воспитательной системы, классному руководителю необходимо увидеть и понять специфические черты классного сообщества, определить уровень развития ученического коллектива, сформированности в нем межличностных отношений и совместной деятельности.
Цель моей воспитательной системы – создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание мирного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию по отношению к ней.
Задачи воспитательной деятельности:
- Изучение и воспитание ценностных отношений, культуры поведения, общения и дисциплинированности.
- Приобщение учащихся к здоровому образу жизни.
- Создание условий для развития творческих способностей.
- Содействие в приобщении учащихся к духовно-нравственным ценностям.
- Развитие личности, способной сберечь и приумножить лучшие традиции своего народа.
- Организация работы по профилактике и предупреждению асоциального поведения учащихся.
- Обучение самоуправлению, введение коллективных форм жизнедеятельности в классе.
- Взаимодействие с семьей.
- Содействие сплочению классного коллектива.
Работа классного руководителя – целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе. Созданная система воспитательной работы должна быть гарантом интеллектуального, нравственного и физического развития учащихся, т.к. она направлена на формирование личности, сочетающей в себе мировоззренческую культуру, высокие нравственные качества, деятельность, творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру, способность к саморазвитию и самореализации.
Любая педагогическая концепция может быть воплощена в жизнь при одном главном условии: необходимо любить детей и принимать их такими, какие они есть. Еще Гете говорил: «Учатся у тех, кого любят. Чтобы изменить других, их надо любить».
Основные компоненты воспитательной системы.
- Индивидуально-групповой компонент.
Это сообщество детей и взрослых, участвующих в создании, развитии и управлении воспитательной системы класса. Главную роль здесь играет классный руководитель, который отвечает за результативность воспитательного процесса в классе. Важнейшей составляющей индивидуально-группового компонента являются учащиеся класса. Они – полноправные субъекты своего развития, жизнедеятельности классного сообщества. Не остаются в стороне от классных дел и родители. Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о высокой степени референтности родителей по отношению к своим детям, о большой значимости родительского слова, примера, дела в формировании личности сына или дочери.
- Ценностно-ориентационный компонент.
Он включает в себя совокупность целей, задач, принципов построения и жизнедеятельности классного коллектива. С 5 по 11 класс в соответствии с планом воспитательной работы в классе решались следующие задачи:
- организация интеллектуально-познавательной деятельности, формирование эмоционально-положительного отношения к учебе;
- стабилизация показателей уровня воспитанности учащихся;
- сплочение классного коллектива;
- приобщение учащихся к здоровому образу жизни.
- Функционально-деятельностный компонент.
Он складывается из таких элементов, как:
- системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения;
- основные функции воспитательной системы;
- педагогическое обеспечение жизнедеятельности классного сообщества и самоуправления в нем.
Основу данного компонента составляет совместная деятельность членов классного коллектива. Ведущая роль здесь также у классного руководителя, который помогает учащимся включиться в различные виды деятельности, берет на себя часть заботы и помогает в организации и проведении совместных творческих дел.
- Пространственно-временной компонент.
Он состоит из следующих элементов:
- эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда жизнедеятельности и развития учащихся;
- связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых;
- место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения;
- этапы развития воспитательной системы.
Каждая воспитательная система имеет свою среду, свое жизненное пространство, в котором осуществляется совместная деятельность и общение членов классного сообщества, развиваются деловые и личностные отношения, формируются индивидуальные и групповые ценностные ориентации. Основным местом «жительства» 11 «А» класса является кабинет иностранного языка. В нем происходят главные события классной жизни, поэтому очевидна важность заботы классного руководителя и учащихся класса об уюте в классе. Озеленение, чистота, порядок, оформление классного уголка – все это делается и поддерживается всеми членами классного сообщества.
Воспитательная система не должна быть закрытой. Учащиеся классного коллектива принимают активное участие в совместных делах с представителями других классов.
5. Диагностико-аналитический компонент.
Этот компонент включает в себя:
- критерии эффективности воспитательной системы;
- методы и приемы изучения результативности воспитательной системы.
Несмотря на то, что в педагогической науке еще существует проблема исследования эффективности учебно-воспитательной работы, тем не менее, мерилом эффективности функционирования воспитательной системы признают следующие критерии: воспитанность учащихся, защищенность и комфортность, удовлетворенность детей и родителей жизнедеятельностью в классе, уровень сформированности классного коллектива.
Правила построения жизнедеятельности в классном коллективе.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Вранье не введет в добро.
- Доброе дело само себя хвалит.
- Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
- Веселье делу не помеха.
- От одного слова - да на век ссора.
- Здоров будешь – все добудешь.
По мере взросления мы стали придерживаться в нашем классном коллективе следующих принципов:
- Помните, что самые главные вопросы задаются не людям, а самому себе, но ответы на них следует искать вместе.
- Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого молодого человека.
- Особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием.
- Становясь старше, все больше внимания обращайте на появление и преодоление своих возрастных и профессиональных стереотипов.
- Относитесь с иронией к значимости своей персоны, чаще улыбайтесь.
- Будьте терпимы к человеческим недостаткам и слабостям. В любой конфликтной ситуации учитесь находить и предлагать оптимальное решение. Умейте признавать свою неправоту и при необходимости – извиняться.
- Развивайте наблюдательность, воображение, учитесь понимать эмоциональное состояние другого, верно истолковывать его поведение.
Ученическое самоуправление.
«Только там, где есть общественная жизнь, есть потребность и возможность самоуправления, где ее нет, всякое самоуправление выродится в фикцию или игру».
(С.И. Гессен)
Основой организации самоуправления в школе служит организация самоуправления в классе.
Самоуправление класса складывается из распределения конкретных обязанностей между отдельными учащимися, выбора ответственных за наиболее важные секторы работы.
Общее классное собрание выбирает командира класса (председателя правительства), затем формируется «правительство» класса, которое состоит из министров, отвечающих за отделы: образования, внутренних дел, культуры, здравоохранения, печати, спорта.
Отдел образования следит за изменениями в расписании, за перемещением по учебным кабинетам, за проверкой дневников и выставлением оценок в течение четверти в экран успеваемости.
Отдел внутренних дел – самый серьезный – следит за порядком, дисциплиной, организованностью во время уроков, перемен и мероприятий. Также этот отдел отвечает за дежурство по школе, проведение субботников.
Отдел культуры сначала интересуется мнением классного коллектива (какие праздники, мероприятия они хотели бы провести), затем организует и осуществляет совместный план.
Отдел здравоохранения заботится о чистоте помещений и рабочих мест, о проветривании кабинета, навещает заболевших, сообщает домашнее задание.
Отдел печати – очень живо и быстро откликается на все события в школе и в классе оригинальными и традиционными стенгазетами.
Отдел спорта организует и проводит спортивные мероприятия, извещает о соревнованиях, формирует команду.
Д. Уэбстер говорил о самоуправлении: «Люди могут вместе совершить то, что не в силах сделать в одиночку; единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим».
Участие в самоуправлении помогает учащимся сформировать у себя навыки демократизма, умение самостоятельно действовать, нестандартно мыслить, принимать решения и осуществлять их.
Внеурочная деятельность.
Воспитательная система класса – это благоприятная среда жизнедеятельности и развития ребенка, эффективно содействующая его личностному росту.
Воспитательная система класса – максимально открытая система, родители, педагоги школы – наши сотоварищи и на уроках, и во внеклассной деятельности.
Основные внутренние и внешние связи классного сообщества: ученики – классный руководитель – родители – другие педагоги – другие классы.
Вся деятельность по построению и развитию воспитательной системы класса направляется на то, чтобы учащийся в течение 7 лет смог развить личностные качества, соответствующие образу выпускника.
Образ выпускника складывается из следующих потенциалов личности:
- нравственный потенциал: наличие ответственности и гордости за принадлежность своей семье, своему отечеству, знание и соблюдение законов, норм и правил поведения;
- познавательный потенциал: принятие знания как ценности, успешность в самообразовании, активная познавательная деятельность, расширение кругозора, эрудиция;
- коммуникативный потенциал: владение умениями и навыками культуры общения, культура самовыражения, соблюдение этикета, способность устанавливать и поддерживать контакты в социуме;
- эстетический потенциал: готовность и способность к освоению отечественной и мировой художественной культуры, культура речи, интеллигентность, умение жить по законам гармонии и красоты, находить прекрасное в повседневной жизни;
- физический потенциал: соблюдение правил личной гигиены, ведение здорового образа жизни, участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, стремление к физическому совершенству.
Все внеклассные мероприятия планируются с учетом интересов, желаний и возможностей учащихся.
Критериями эффективности воспитательной системы класса являются следующие факты:
- сформированность личности с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека;
- развитие креативных способностей учащихся;
- проявление индивидуальности каждого учащегося и классного сообщества в целом;
- сформированность классного коллектива;
- стремление учащихся беречь и приумножать лучшие традиции своего народа.
Любая воспитательная деятельность нацелена на изменения во внутреннем мире личности, ценностей, отношений. Именно поэтому необходимо видеть, фиксировать и давать объективную оценку этим субъективным внутренним изменениям.
В качестве основных методов изучения эффективности воспитания могут быть использованы традиционные и нетрадиционные методики. Например, я в своей работе использую такие:
- Выявление уровня воспитанности.
- Определение типа личности.
- Тест Ж. Нюттена-А. Орлова на выявление восприятия учениками школы, учителя, себя в школе.
- Анкетирование «Межличностные отношения школьников», «Я и моя семья».
- Опрос «Профессиональные интересы».
- Занятие – практикум по методике А.Грецова «Большая пятерка» качеств личности».
Перечисленные методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности коллектива классного сообщества, использовать ее при планировании организации воспитательного процесса и жизнедеятельности класса.
При решении воспитательных задач использую различные формы работы: часы общения, индивидуальные беседы, зкскурсии, походы, трудовые десанты, праздники, конкурсы, игры, КТД, ток-шоу и другие.
Общий уровень воспитанности класса – 4,3 балла при максимуме 5. Тестирование родителей показало, что они удовлетворены жизнедеятельностью детей в классе.
Самыми значительными итогами воспитательной работы в классе стали:
- призовые места в общешкольном конкурсе «Класс года»
- 9 победителей в школьных олимпиадах
- 8 победителей в районных олимпиадах
- 2 победителя в краевой олимпиаде
- 1 победитель во всероссийской олимпиаде.
Приемы работы в классном коллективе.
В свой работе с классным сообществом я использую следующие приемы:
- «Лестница» – ситуации, когда учитель ведет своего воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступенькам знаний, обретения веры в себя, окружающих;
- «Психологическая атака» – суть в том, чтобы переложить состояние психологического напряжения, создание условий для контакта;
- «Эмоциональная блокировка» – ее суть в том, чтобы заблокировать боль, обиду, разочарование, потерю веры в себя. Главное – найти причину и переосмыслить неуспех.
- «Даю шанс» – это умение дать возможность неожиданно раскрыть самого себя, свои способности.
Еще я применяю метод Макаренко – сочетаю требовательность и доверие. Очень эффективен прием игнорирования вызывающего поведения воспитанников. Подросток на грубость слышит вежливое обращение или встречает подчеркнутое молчание, т.к. ждет от учителя негативной реакции и бывает очень удивлен, когда его ожидания не оправдываются.
Мне всегда хотелось создать в классном коллективе «поле» доверия, взаимопонимания, взаимоуважения, честности и справедливости. Очень хотелось, чтобы во всех тяготах взрослой жизни мои воспитанники могли опереться на опыт школьных лет с их радостью, дружбой, любовью, счастьем, самоутверждением и самовыражением.
Взаимодействие семьи и школы.
А Макаренко сказал: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».
В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль: это первая ступенька социализации и самосознания ребенка. Для классного руководителя изучение семей учащихся является важной составляющей в структуре его обязанностей и профессиональных интересов.
В своей работе стараюсь использовать различные формы общения с учениками и родителями. Среди традиционных форм использую такие: родительское собрание, совместное собрание учащихся и родителей, индивидуальная беседа, посещение на дому. Родители оказывают помощь в организационных вопросах, участвуют в экскурсиях и походах, предлагают прочитать лекции (например, родители – врачи).
Помощь и содействие школе родителей помогает мне лучше узнать семьи, их проблемы, горести и радости.
Привлечение родителей к общественной работе в школе расширяет их опыт воспитательной деятельности, меняется их отношение к школе, вовлеченность в воспитательный процесс способствует пониманию того, что воспитание детей – это своеобразное искусство, которое требует терпения, а также большого желания его познать; общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребенка.
Во взаимодействии с учениками основным является слово и личный пример классного руководителя.
Все мы дети природы и развиваемся по законам природы. Если ученика рассмотреть как ядро, то семья является окружающей его средой и чем меньше это ядро, тем больше влияние этой среды. Поэтому весь комплекс приемов и методов влияния воспитательного процесса должен быть ориентирован на эту среду, а через нее и на ребенка. Мы в данное время пытаемся влиять на ребенка, в основном, минуя эту среду и поэтому не всегда можем получить желаемый результат.
Как говорит русская пословица, деточек воспитывать – не курочек пересчитывать. Задача педагога – создать условия для саморазвития учащихся. Цель становящейся личности – утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога – помочь ему в этом.
А. Барбюс сказал: «Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее».
Бывает, что вроде никаких видимых изменений в работе с классным коллективом нет, а что-то неуловимое стало совершенно другим. Это «что-то» Л.Н. Толстой называл «Духом школы». Он писал: «Есть в школе что-то неопределенное, почти не подчиняющееся руководству воспитателя, что-то совершенно неизвестное науке педагогики и вместе с тем составляющее сущность, успешность учения, - это дух школы… Этот дух школы есть что-то быстро сообщающееся даже учителю, выражающееся, очевидно, в звуках голоса, в глазах, в движениях, в напряженности соревнования – что-то весьма осязательное».
Анализируя свою воспитательную систему, хочу выделить то, что В.А. Сухомлинский называл словом «прекрасно». Прекрасно – это, когда труд дает результат, и осознаешь, что ты реализуешь себя. Что может быть благодарнее и интереснее для педагога, чем помогать им, развивать их, создавать условия для самоутверждения возможностей каждого ученика! Да, это они, мои ученики, заставили меня мобилизовать свои силы, действовать, мучиться в поисках решений, заставили искать пути, методы создания в классном коллективе такого микроклимата, где каждый в отдельности и все вместе получили бы возможность проявить себя с самой лучшей стороны, почувствовать себя интересной личностью, уважаемой окружающими.
Итогом работы стал коллектив друзей и единомышленников, гуманный микроклимат классного коллектива, родились новые и укрепились старые традиции, значительно поднялся уровень межличностных отношений, улучшились отношения ребят с товарищами по школе, с учителями, родителями. Повысилась общественная активность коллектива в целом, повысился интерес к участию в деятельности школьного коллектива. Повысилась воспитанность учащихся, которую можно определить по проявлению в развитии у них общественно ценных личностных качеств и показателей общего развития, сформированности общественно значимых ценностных ориентиров в их деятельности, умению анализировать процесс и результат конкретного труда, появилась потребность в самовоспитании, в самоанализе проделанной работы, собственных поступков.
В педагогике свои отношения количества и качества. Да, подросток станет взрослым только завтра, а сегодня он – ребенок, который нуждается в теплоте, любви, понимании и уважении. Все это я стараюсь дать каждому учащемуся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ» (из опыта работы)
География – единственный школьный предмет, синтезирующий знания из области естественных и общественных наук. Она охватывает всю систему «природа – человек – хозяйство». Кроме собственно географи...
Описание системы воспитательной работы (из опыта работы)
Школьный учитель выступает в основном в двух ролях – преподавателя и классного руководителя. В традиционной педагогике разделение этих функций очень условно. Оно связано с представлением о ведущей рол...
"Инновационные технологии в системе воспитательной работы школы по работе с родителями как средство повышения воспитанности школьников"
"Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью” В.А.СухомлинскийАктуальность проблемы заключается в том, что гармоничное развитие личности осуществляется только в гармоничной семье. Сотрудничество...
Система воспитательной работы школы в формировании социально-значимых качеств личности через активизацию учебно-воспитательного процесса
Текст доклада на городскую августовскую конференцию...
Профориентационное воспитание и профильное обучение в системе воспитательной работы школы (из опыта работы гимназии)
В статье описан опыт создания постоянно развивающейся учебно-воспитательной среды, которая ставит своими задачами помочь каждому учащемуся подойти к осознанному и взвешенному решению о выборе будущей ...
Статья: "Профориентационное воспитание и профильное обучение в системе воспитательной работы школы (из опыта работы гимназии)"
В статье описан опыт создания постоянно развивающейся учебно-воспитательной среды, которая ставит своими задачами помочь каждому учащемуся подойти к осознанному и взвешенному решению о выборе будущей ...
Статья Система воспитательной работы ОУ в формировании социально-значимых качеств личности через активизацию учебно-воспитательного процесса.Опыт реализации дополнительной образовательной программы "Дороги которы мы выбираем"
Материал раскрывает структуру системы воспитательной работы в ОУ. Описывается опыт реализации дополнительной образовательной программы курса внеурочной деятельности ",Дороги которые мы выбираем&q...