КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПРОЕКТ «В МИРЕ БЫЛО ЯБЛОКО…» Внеклассное мероприятие в рамках Недели русского языка и литературы
проект по теме
Мероприятие разработано учителем русского языка Терёхиной В. Н. в рамках краевого конкурса «Учитель года Приморского края -2010»
Место в учебно-воспитательном процессе
Внеклассное мероприятие в рамках Недели словесности
Технологии, методы, приемы
Технология межпредметной интеграции, метод учебных проектов Intel
Вид внеурочной деятельности учителя
Участие в Неделе русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yabloko.rar | 1.14 МБ |
Предварительный просмотр:
КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПРОЕКТ «В МИРЕ БЫЛО ЯБЛОКО…»
Внеклассное мероприятие в рамках Недели русского языка и литературы
В мире было яблоко. Оно блистало в листве, легонько вращалось, схватывало и поворачивало с собой куски дня, голубизну сада, переплёт окна.
Юрий Олеша
Технология: метод учебных проектов (Программа Intel)
"Визитная карточка" проекта
Тема учебного проекта «Культурологический аспект в значении слова яблоко».
Дидактические цели проекта:
- Формирование целостной картины мира.
- Формирование умения видеть проблему и намечать пути ее решения.
- Развитие умения работать в группе, осуществлять поиск и обработку информации.
- Развитие познавательной самостоятельности и критического мышления учащихся.
Проект призван формировать компетентности в сфере самостоятельной деятельности; основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации; в сфере гражданско-общественной деятельности; в сфере социально-трудовой деятельности; в бытовой сфере; в сфере культурно-досуговой деятельности.
Методические задачи проекта:
- Освоить следующие понятия: художественный символ, художественный образ, культурологический аспект в значении слова, закон всемирного тяготения, питательная ценность, витамины, микроэлементы, гигиена, кулинария, фотография, натюрморт.
- Учить обрабатывать и обобщать полученную информацию;
- пользоваться информационными ресурсами, программами Power Point, Internet Explorer, Excel, Publisher; учить кратко излагать свои мысли устно и письменно;
- формировать умение анализировать, синтезировать, структурировать информацию;
- формировать навыки исследовательской деятельности.
Основной проблемный вопрос проекта:
«Яблоко – просто фрукт или символ, отражающий культуру человечества?»
Творческое название учебного проекта: «В мире было Яблоко…»
Самостоятельные исследования учащихся в рамках данного учебного проекта:
1. Анализ «Тема яблока в современной фотографии» в Интернет-ресурсах;
2. Исследование «Культурологический аспект в значении слова яблоко»;
3. Исследование «История открытия Закона всемирного тяготения в стихотворении Эжена Потье «Яблоко Ньютона»
4. Сопоставительный анализ «Проблема нравственного выбора героев мифа «Яблоки Гесперид» и «Сказки о молодильных яблоках»;
5. Исследование «Значение яблока в питании человека»
Проект интегрирует разные учебные предметы по следующим темам. Например:
Русский язык | 1. Лексическое значение слова. 2. Культурологический аспект в значении слова» |
Литература | 1. Легенды и мифы Древней Греции 2. Литературная сказка. Пушкин А. С. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» 3. Устное народное творчество. Сказки народов мира. Пословицы и поговорки». |
Изобразительное искусство, МХК | 1. Библейские темы в изобразительном искусстве 2. Натюрморт. Творчество Поля Сезанна. |
Биология | 1. Семейство розоцветных. 2. Типы плодов. Сочные плоды |
Физика | Закон всемирного тяготения |
Технология | 1. Гигиена девушки. 2. Приготовление десертов. 3. Декоративно-прикладное творчество |
История | 1. Мифы Древней Греции. 2. Мифы Троянского цикла. |
Возраст учащихся: цели учебного проекта рассчитаны на разновозрастную категорию учащихся школы.
Оформление результатов проекта:
- Презентация
- Буклет
- Школьная конференция «В мире было яблоко…»
Аннотация проекта: Проект посвящен исследованию культурологического аспекта слова «яблоко». Учащиеся выясняют роль и значение яблока в науке и культуре человечества. Для этого они самостоятельно знакомятся с основными понятиями темы, ищут информацию для подтверждения своих гипотез, анализ данных СМИ, научной и художественной литературы, произведений изобразительного искусства. Полученные цифровые данные и выводы оформляют в виде презентации, буклета и устного выступления на школьной конференции.
Время выполнения проекта: 2 недели внеклассной работы.
Программно-техническое обеспечение, необходимое для проведения учебного проекта:
№ | Обеспечение проекта | Перечень |
1 | Техническое оснащение | Компьютеры, цифровая камера, доступ к Интернету, сканер, принтер, проекционная система |
2 | Программное обеспечение | СУБД/электронные таблицы, мультимедийные энциклопедии, Текстовые процессоры, Программы обработки изображений, Веб-браузер, программы работы с мультимедиа. |
Оценка деятельности учащихся: Презентация проекта, итоговые творческие задания.
Ключевые слова, отражающие содержание учебного проекта:
Художественный символ, художественный образ, культурологический аспект в значении слова, закон всемирного тяготения, питательная ценность, витамины, микроэлементы, гигиена, кулинария, фотография, натюрморт.
Этапы работы над проектом:
№ | Этапы работы | Формы работы | Сроки |
1 | Постановка проблемы и формулирование тем исследований учеников. | Вводное занятие | 15 мин |
2 | Формирование групп, выдвижение гипотез, выбор творческого названия | 15 мин | |
3 | Обсуждение источников информации и плана работы | 10 мин | |
4 | Поиск информации, индивидуально-групповые консультации | Самостоятельная работа учащихся, консультации с учителями | 2 недели |
5 | Обработка информации. Подготовка презентации. | ||
6 | Оформление презентации, индивидуально-групповые консультации. | ||
7 | Защита полученных результатов и выводов. | Школьная конференция | 1,5 – 2 часа |
КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ В МИРЕ БЫЛО ЯБЛОКО…
ПОДГОТОВКА К КОЛЛЕКТИВНОМУ ПРОЕКТУ
Цель: 1. Охватить как можно больший круг областей науки и культуры, вызывающих ассоциативный ряд со словом «яблоко» для создания схемы межпредметных связей.
2. Развивать ассоциативное мышление, умение участвовать в коллективном мозговом штурме, синтезировать знания по разным предметам.
3. Воспитывать потребность творческого мышления, освобождения от инерции мышления.
Технология: интеграция, технология учебного мозгового штурма.
Участники занятия: все желающие учащиеся 5-11 классов, учителя-предметники.
Оборудование: 1) эпиграф к занятию: В мире было яблоко. Оно блистало в листве, легонько вращалось, схватывало и поворачивало с собой куски дня, голубизну сада, переплёт окна. (Юрий Олеша).
2. Большое яблоко на блюдце.
3. Заготовка на листе ватмана с картинкой яблока в центре.
Ход занятия:
1. Орг. момент. Осмысление эпиграфа. Постановка целей внеклассного занятия: «Предметом наших размышлений станет сочное, вкусное, ароматное яблоко (на стол ставится большое яблоко на блюдце). Вот о нем и поговорим. Необходимо найти, собрать как можно большее количество ассоциаций со словом яблоко по разным предметам, чтобы заполнить схему-заготовку. Схема представляет собой подобие Солнечной системы, только вместо Солнца и планет в центре – Яблоко, а на разных орбитах от него – школьные предметы. Возникшие ассоциации записываются рядом с соответствующими предметами.
Все участники занятия распределяются на группы по 7-9 человек и выбирают одну из предметных областей (хорошо, если в группах будут присутствовать учителя).
2. Инструктаж группы перед штурмом:
1) Главное правило на первом этапе штурма – никакой критики!
В каждой группе выбирается ведущий (следит за ходом поиска идей), секретарь (фиксирует возникающие идеи).
2) Первичное обсуждение (15-20 минут).
3. Мозговой штурм.
А) Создание банка идей.
Цель – наработать как можно больше возможных ассоциаций.
Б) Анализ идей
Все высказанные идеи группа рассматривает критически.
В) Обработка результатов. Группа отбирает от 2 до 5 самых интересных ассоциаций и назначает спикера, который рассказывает о них аудитории.
4. Обработка полученной информации.
А) Полученные сведения каждой группы заносятся в схему и зачитываются в аудитории.
Б) От каждой группы выбираются учащиеся, желающие продолжить работу над темой «Культурологический аспект в изучении слова яблоко» в следующих предметных областях:
физика, литература, биология, ИЗО (живопись и фотография). Остальным учащимся предлагается принять участие в конкурсах стихов, рисунков, поделок по теме. Презентация результатов исследований и других конкурсов состоится на итоговой школьной конференции в рамках Недели русского языка и литературы «В мире было яблоко…»
5. Подведение итогов
Ведущий занятия: «Итак, какие области науки и культуры объединяет яблоко? Все! Благодаря яблоку мы смогли объединить столько знаний и предметов, что перед нами возникла целостная картина мира, целая вселенная! Но есть универсальная область – искусство, в котором яблоко превращается в художественный символ».
Далее ведущий зачитывает отрывки из произведений художественной литературы. Отрывки из этих произведений могут включаться в урок по любому предмету. Например, урок физики по теме «Закон всемирного тяготения Ньютона» может дополнять обращение к стихотворению Эжена Потье «Яблоко Ньютона».
Ньютон однажды в день осенний
В саду прогулку совершал…
…Что ж яблоко сказало,
Когда упало?
«Не бог, а тяготенья власть
Велело мне упасть!..
При изучении лексики русского языка можно сравнить биологический термин «глазное яблоко» и его метафорическое обыгрывание в стихотворении Осипа Мандельштама «1 января 1924»:
Я с веком поднимал болезненные веки-
Два сонных яблока больших…
Составление схемы «В мире было яблоко…» (кстати, в центре схемы может быть любой интересующий предмет) позволяет синтезировать большой объем наших знаний в различных областях и интегрирует разные учебные предметы.
Какие философские знания мы получили в ходе мозгового штурма и составления схемы о яблоке? Прежде всего мы осознаем, что человек – не центр вселенной, он наравне с яблоком и другими предметами является частью вселенной. И только во взаимосвязи и взаимодействии с окружающим миром возможна полноценная жизнь человека.
6. Домашнее задание.
- Углубить знания по выбранной теме, подобрать необходимые материалы и обдумать проблемное название будущего проекта.
- Прийти на индивидуальную консультацию.
7. Рефлексия
Участники занятия устно отвечают на вопросы:
- Что вам понравилось в занятии?
- Что показалось затруднительным?
- Ваши рекомендации для будущих исследований? Какие слова можно поставить в центр схемы?
СОДЕРЖАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ
1. Обсуждение структуры учебного проекта и его презентации.
А) Проблемный вопрос и гипотеза.
Б) План проведения исследования.
В) Результаты исследования по каждому пункту плана.
Г) Выводы
Д) Информационные ресурсы.
2. Обсуждение проблемных вопросов для учебных проектов.
Проблемные вопросы учебной темы: | Гипотезы: |
«Какова роль яблока в физике?» | Я думаю, яблоко помогло открыть один из законов физики. |
«Почему яблоко – фрукт красоты и долголетия? | Я утверждаю, что яблоко является фруктом красоты и долголетия |
«Является ли яблоко популярным символом в художественной литературе?» | Предположим, что слово яблоко в художественной литературе приобретает дополнительное образное значение и является отражением культуры человечества. |
«Почему яблоко – один из самых любимых объектов изображения среди художников и фотографов?» | Думаю, что яблоко не случайно является распространенным объектом изображения |
В работу над проектами активно включаются учителя-предметники, которые следят за правильностью хода мысли учащегося, фактической достоверностью материалов и правильностью выводов.
3. Обработка информации и оформление презентации. Подготовка к защите проекта.
ШКОЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «В МИРЕ БЫЛО ЯБЛОКО…»
Итоговое общешкольное мероприятие в рамках
Недели русского языка и литературы
Так как предметы Недели преподаются во всех классах с 1 по 11, а общей темой стало яблоко, то участниками могут стать абсолютно все ученики школы.
План проведения конференции:
1. Открытие конференции (10 мин.)
Ведущие (старшеклассники): Заключительное мероприятие Недели русского языка и литературы можно считать открытым!
Вспомним слова Юрия Олеши «В мире было яблоко. Оно блистало в листве, легонько вращалось, схватывало и поворачивало с собой куски дня, голубизну сада, переплёт окна».
Сегодня нас всех объединило это вкусное сочное яблоко. Ему мы и посвящаем все наши выступления.
Центральное событие конференции – защита проектов старшеклассников по теме «Культурологический аспект в значении слова яблоко".
Остальные ученики принимают участие в следующих номинациях:
- Лучший рисунок
- Лучший кроссворд
- Лучшее стихотворение (сказка, рассказ, сценка)
- Конкурс чтецов стихотворений поэтов.
- Лучшая поделка (вышивка, аппликация и т.п.)
- Конкурс кондитерских изделий с яблоками.
Участники каждой номинации расходятся по секциям:
- Декоративно-прикладное творчество
- Художественное слово
- Кроссворды и рисунки
- Проекты и исследования
- Кондитерские изделия
В каждой секции жюри заранее продумало критерии оценки. Лучшие работы и победители будут представлены во второй части конференции.
2. Работа секций.
Выступления участников конференции. Оценка жюри. Подведение итогов, определение победителей.
См. Презентация «Яблоко в литературе»
3. Заключительная часть конференции.
Выступление победителей в каждой номинации. Представление лучших рисунков, поделок, ученических проектов (Приложение). Награждение победителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Нескучная осень" (внеклассное мероприятие в рамках Недели русского языка и литературы)
Портрет осени – красавицыУ каждого в жизни своя осень: у одних – это лёгкая, разноцветная, великолепная золотая осень, у других – до...
Внеклассное мероприятие в рамках Недели русского языка и литературы для 5-6 классов "Игра-путешествие в мире слов"
Данное мероприятие представляет из себя командную игру. Учащиеся 5-6 классов в сопровождении старшеклассников-наставников перемещаются от станции к станции, отвечая на вопросы из области филологии. Ре...
Аукцион орфограмм (внеклассное мероприятие в рамках недели русского языка и литературы)
(внеклассное мероприятие в рамках недели русского языка и литературы)...
Внеклассное мероприятие в рамках Недели русского языка и чтения
quot;Недаром помнит вся Россия про день Бородина"...
Внеклассное мероприятие в рамках Недели русского языка и чтения
Жизнь и труд первопечатника Ивана Фёдорова...
Внеклассное мероприятие, приуроченное к недели русского языка и литературы «Занимательный русский язык»
Квест, приуроченный к недели русского языка и литературы....
Внеклассное мероприятие в рамках недели русского языка и литературы для обучающихся 5-9 классов «Мудрые басни Ивана Андреевича Крылова»
Цель: формирование читательской компетентности учащихся в процессе изучения литературы, постижение общечеловеческого смысла басен.Задачи:1.Образовательные: осмысление жанра басни,обощение с...