Внеклассное мероприятие в рамках Недели русского языка и чтения
методическая разработка по литературе
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие «Жизнь и труд первопечатника Ивана Федорова» ко дню православной книги.
Цели:
- сообщить детям о новом православном празднике в нашей культуре, рассказать о появлении на Руси первой печатной книги и ее создателе - Иване Федорове, познакомить с православными писателями;
-развивать мышление, воображение, интеллект;
- заинтересовать школьников православной книгой, ее содержанием.
Оборудование и технические средства: мультимедийная презентация «Мастера печатных дел», выставка православных книг и печатных изданий, запись колокольного звона, музыкальное сопровождение.
Оформление классной доски: название,
Эпиграф. « Есть чудо на земле с названьем дивным – книга!
Великой красоты и сложности предел,
Животворящий сплав прошедшего и мига,
Фундамент для грядущих добрых дел».
План.
Путешествие в глубину веков к истокам создания первых печатных книг на Руси.
Жизнь и труд первопечатника Ивана Федорова (1510 – 1583 годы).
« Апостол» - первая печатная книга на Руси.
Православные писатели, издания, книги.
Значение православной книги.
Творчество учеников.
Учитель . 14 марта 2010 года в России впервые отмечался День православной книги. Этот праздник, который станет ежегодным, был учреждён Священным Синодом Русской православной Церкви по инициативе Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и приурочен к дате выпуска книги Ивана Федорова « Апостол», которая считается первой печатной православной книгой на Руси - её выход в свет датируется 1 марта (по ст. стилю)1564 года.
Сегодня к нам в гости пришел настоятель Свято-Николаевского собора города Валуйки игумен Агафангел. Он хотел бы побеседовать с вами, ребята.
Библиотекарь: Наше время — время великих достижений науки, техники, «время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим является книга. В книге заключен огромный духовный мир человечества. Книга — самое могучее и самое универсальное средство общения людей, народов, поколений. Ее называют единственной машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в невиданные страны, в прошлое, в будущее и настоящее... Книга — верный и неизменный наш спутник. Она остается главным источником, из которого мы черпаем знания. Недаром К. Г. Паустовский писал: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы из новой книги!» Но, среди множества книг, как выбрать ту, которая оставит след в душе, запомнится на всю жизнь, укажет верный путь, обогатит твой внутренний мир? Многие люди обращаются сейчас к православной литературе. Это замечательные произведения, в которых нет зла, насилия, жестокости…
Я книгу взял, чеканные застежки отогнул,
Пересмотрел ряды кириллицы пригожей,
И воска с ладаном приятный аромат вдохнул.
Прочел псалом: «Как лань к источнику стремится,
Так рвется, Господи, к тебе душа моя».
Пахнула свежестью старинная страница,
И с тихой радостью читаю книгу я.
Что люди находят в православной литературе, какие мысли пробуждают в человеке эти книги, давайте мы с вами попытаемся разобраться в этих вопросах.
Учитель:
На фоне колокольного звона звучит стихотворение К. Романова «Не говори, что к небесам...»
Не говори, что к небесам
Твоя молитва не доходна
Верь, как душистый фимиам
Она создателю угодна.
Когда ты молишься, не трать
Излишних слов, но всей душою
Старайся с верой сознавать
Что слышит ОН, что ОН с тобою.
Что для НЕГО слова? – О чем,
Счастливым сердцем иль скорбящий
Ты не помыслил бы, - о том
Ужель не ведает Всезрящий?
Любовь к Творцу в душе твоей
Горела б только неизменно,
Как пред иконою священной
Лампады теплится елей.
Библиотекарь. Сообщение темы мероприятия, цели, эпиграфа, плана.
"Me пристало мне ни пахотою, ни сеянием семян сокращать время
моей жизни, потому что вместо плуга я владею искусством орудий ручного
дела, а вместо хлеба должен рассеивать семена духовные по вселенной и всем по чину раздавать духовную эту пищу", - лишь грамотный человек с богатым внутренним миром мог написать эти строки. Сегодня мы с вами поговорим о первопечатнике Иване Федорове.
Об Иване Федорове известно до обидного мало. Даже дата рождения приблизительная, высчитанная исследователями по некоторым событиям его жизни – 1510 год. Учился в Краковском университете, где получил учёную степень бакалавра. В 1550-х годах он служил дьяконом в Москве, в храме Николы Гостунского, где хранилось множество славянских и греческих книг. Служителей сюда брали особо грамотных. И он, Иван Фёдоров, удостоился этой чести. Иван Фёдоров понимал, что книги нужны людям, что без книг нет знаний, нет будущего. Ради книг он должен жить и трудиться. По благословению митрополита Макария Иван Фёдоров едет в Тверь в Отрочь монастырь побеседовать с узником этого монастыря – Максимом Греком, знающим тайну печатания книг. При встрече с ним Иван Фёдоров старался запомнить каждое слово учёного грека.
В 1553 году царь Иван Грозный приказал строить в Москве особый дом для типографии. Но готова она была только в 1563 году. Митрополит Макарий советует Ивану Грозному принять на службу Ивана Фёдорова. Писатель Юрий Овсянников в книге об Иване Фёдорове «Ради братий своих…» так описывает начало работы первой печатни в Москве: «Страх не покидал его со вчерашнего дня. Владыко Макарий вчера после всеношной объявил ему, что царь Иван Васильевич самолично желает узнать, как он, Иван Фёдоров, собирается подвижными буквами священные письмена печатать. И надлежит ему, Фёдорову, поутру явиться в государевы покои. Во время разговора с царём Иван Фёдоров подал ему белый лист бумаги, на котором подвижными буквами был отпечатан полный титул государя и царя Ивана Васильевича. Царь откинулся в кресле и долго любовался листом. Потом сказал: «Не в чулане начинать такое дело надо… Святой отец благословил тебя на него, и я без своей милости не оставлю. Печатню настоящую поставим. Здесь, в Кремле. У храма Николы Гостунского…»
Учитель : Первую книгу Иван Фёдоров закончил печатать 1 марта (14 марта по н. ст.)1564 года. Она называлась «Апостол». Иван Фёдоров и его помощник Пётр Мстиславец работали над ней почти год! Это был большой том церковного содержания.Печатники хотели, чтобы книга была похожа на старые рукописные книги. Шрифт её воспроизводил рукописное письмо. Первая буква каждой главы была выделена красной краской. Начало каждой главы было украшено узором, на котором переплетались виноградные лозы с кедровыми шишками. Через полтора года Фёдоров и Мстиславец издали сборник молитв «Часовник». Именно по этой книге на Руси учили детей чтению.
Библиотекарь: В 1566году Иван Фёдоров вместе с Петром Мстиславцем оставил Москву и переехал сначала в Литву, потом на Украину. Одной из причин было недовольство отдельной части церкви, священников, считавших кощунством механическое воспроизведение священных текстов с помощью печатного станка. Также не очень-то пришлись по вкусу старым монахам -переписчикам новые веяния в книжном деле. Труд переписчика становился абсолютно невыгоден: ведь станок позволял печатать книги куда быстрее и дешевле. В этом же году в типографии Фёдорова произошёл пожар, и он был неслучайным.
Ученик:
И тогда не знали два Ивана,
Заведя горячий разговор,
Что по воле вражеского стана
Запылает их Печатный двор.
Что объявят «ересью и ложью»
Всю печать – не рукописный труд,
И, призвав на «ересь» « кару Божью»,
Двор Печатный ночью подожгут.
Что потом боярин сговорится,
Как бы им народ ввести в обман,
Что покинет древнюю столицу
Для чужбины Фёдоров Иван… (Н. Кончаловская)
Учитель :«Зависть и ненависть нас от земли и отечества и от рода нашего изгнали и в иные страны, неведомые доселе», - писал Фёдоров в послесловии к своим книгам.
Но Фёдоров и Мстиславец продолжали заниматься печатным делом.
Несколько лет первопечатники работали в городке Заблудово в типографии литовского гетмана Григория Ходкевича, известного покровителя православного просвещения. Здесь было напечатано «Учительское Евангелие»- сборник евангельских текстов. В Заблудове в 1570 году вышла новая книга Ивана Фёдорова «Псалтырь с Часословцем». В этом же году состарившийся гетман Ходкевич закрыл заблудовскую печатню, так как не мог её больше финансировать.
Затем Иван Фёдоров с семьёй переехал во Львов. Он занял денег и построил свою печатню. В 1574 году он издал здесь первую русскую «Азбуку». Открывали её 45 букв кириллического алфавита. В азбуке находились учебные тексты, грамматические конструкции, а также молитвы, послания, притчи. Это была полноценная учебная книга, которая шла нарасхват и зачитывалась буквально до дыр. В послесловии И. Фёдоров писал, что букварь «напечатан для пользы русского народа».
Финансовые трудности вынуждают Ивана Фёдорова покинуть Львов и поступить на службу к богатому украинскому феодалу, князю Константину Острожскому. В городе Остроге заработала четвёртая по счёту типография И. Фёдорова. Мастер продолжал печатать свои книги. Но именно в Остроге им была напечатана первая полная славянская Библия. Она стала известна под названием «Острожская Библия». Издание Библии, широко разошедшейся по всем славянским землям, стало одним из главных деяний Ивана Фёдорова.
В последние годы жизни мастер испытывал большую нужду. Создать собственную типографию во Львове не удалось. Умер Иван Фёдоров в 1583 году 5 декабря. На надгробном камне была сделана надпись: «Друкарь книг пред тем невиданных».
Библиотекарь:
Русский народ отдаёт должное своему первопечатнику. Книгоиздатели и книговеды ежегодно, начиная с 1959 года, проводят научные сессии, посвящённые проблемам истории книги и книжному делу - «Фёдоровские чтения». Вышло большое количество трудов, посвящённых жизни и деятельности Ивана Фёдорова. В центре Москвы, на Никольской улице поставлен памятник первопечатнику. Монумент был открыт в торжественной обстановке 12 октября 1909 года. Сквер был расцвечен флагами, дорожки посыпаны песком, у подножия памятника посажены цветы. Профессор археологического общества Барсов сказал речь: «Торжественна и знаменательна настоящая минута в истории русского просвещения. Мы открыли сегодня памятник не человеку высокого положения не князю, не полководцу, не писателю, а просто рабочему печатного дела». В этот день к памятнику пришли работники всех московских типографий, они клали к подножию цветы, зелёные веточки, оранжевые листья клёнов и низко кланялись зачинателю их благородного дела.
На следующий день у памятника появился венок с надписью: «Первому мученику русской печати», намекавший на подвижничество первопечатника и на те опасности, с которыми ему пришлось столкнуться в Москве.
Мы видим сегодня И. Фёдорова таким, каким его изобразил скульптор С.М. Волнухин: высокий лоб, волосы, перехваченные ремешком, внимательный взгляд из-под густых бровей.
Ученик:
Мы умеем предками гордиться-
Память о печатнике живёт,
Фёдорову памятник в столице
Сохраняет бережно народ. (Н. Кончаловская)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПРОЕКТ «В МИРЕ БЫЛО ЯБЛОКО…» Внеклассное мероприятие в рамках Недели русского языка и литературы
Мероприятие разработано учителем русского языка Терёхиной В. Н. в рамках краевого конкурса «Учитель года Приморского края -2010»Место в учебно-воспитательном процессеВнеклассное мероприяти...
"Нескучная осень" (внеклассное мероприятие в рамках Недели русского языка и литературы)
Портрет осени – красавицыУ каждого в жизни своя осень: у одних – это лёгкая, разноцветная, великолепная золотая осень, у других – до...
Внеклассное мероприятие в рамках Недели русского языка и литературы для 5-6 классов "Игра-путешествие в мире слов"
Данное мероприятие представляет из себя командную игру. Учащиеся 5-6 классов в сопровождении старшеклассников-наставников перемещаются от станции к станции, отвечая на вопросы из области филологии. Ре...
Аукцион орфограмм (внеклассное мероприятие в рамках недели русского языка и литературы)
(внеклассное мероприятие в рамках недели русского языка и литературы)...
Внеклассное мероприятие в рамках Недели русского языка и чтения
quot;Недаром помнит вся Россия про день Бородина"...
Внеклассное мероприятие в рамках Недели русского языка и чтения
quot;Умники и умницы"...
Внеклассное мероприятие в рамках недели русского языка и литературы для обучающихся 5-9 классов «Мудрые басни Ивана Андреевича Крылова»
Цель: формирование читательской компетентности учащихся в процессе изучения литературы, постижение общечеловеческого смысла басен.Задачи:1.Образовательные: осмысление жанра басни,обощение с...