Внеклассное мероприятие в рамках Недели русского языка и чтения
материал по литературе
Предварительный просмотр:
Сценарий внеклассного мероприятия «Недаром помнит вся Россия»
(к 205-летию со дня Бородинской битвы)
I. Начало Отечественной войны.
1 чтец: Сегодня мы расскажем вам о войне 1812 года, о тех героических днях, когда весь русский народ поднялся на борьбу против французских захватчиков. (Видеоряд).
2 чтец: 1812 год. Огромная полумиллионная армия французского императора Наполеона I напала на нашу Родину.
1 чтец: Наполеон был очень опытным полководцем. Его армия считалась самой сильной в мире. Он завоевал многие страны Европы. И вот теперь шел на Россию. (Видеоряд).
2 чтец: Утром 23 июня 1812 года у литовской границы Понемонь Наполеон велел навести мосты на реке Неман.
1 чтец: На рассвете 24 июня 218 тысяч собранных со всей Европы войск, имея 527 орудий, стройными рядами, с развернутыми знаменами, пройдя мосты над Неманом, ступили в пределы Российской империи.
2 чтец: На борьбу с врагом вместе с армией поднялся весь народ.
1 чтец: Началась Отечественная война.
2 чтец: Много мужества, стойкости и великую сыновнюю преданность Родине проявили наши прадеды, защищая свою Отчизну.
1 чтец: Непобедимый Наполеон и его полумиллионная армия были разбиты. Лишь жалкие остатки ее ушли из России.
2 чтец: Но совсем не сразу русские пришли к славной победе. «Мы долго молча отступали, досадно было, боя ждали, Ворчали старики…» Помните, откуда эти строки? Правильно, из поэмы Михаила Лермонтова «Бородино».
1 чтец: Давайте же вспомним о тех героических днях, навсегда оставшихся в памяти русского народа.
2 чтец: Верста за верстой, верста за верстой отступают русские. Уже была отчаянная рубка в селении Мира, 27 – 28 июня кровопролитный бой у Салтановки, 16 – 17 августа – сражение в Смоленске. (Видеоряд).
1 чтец: Идут они полем, идут они лесом, через реки, болота, по холмам по низинам, по оврагам идут. Ропщут солдаты.
Сценка № 1. «Солдаты на привале».
1 солдат: Что мы – зайцы трусливые?
2 солдат: Что – в нас кровь лягушиная?
3 солдат: Где это видано: русский – спиной к неприятелю!
2 чтец: Рвутся солдаты в бой. Русских армий две: одной командует генерал Барклай-де-Толли, а второй – Багратион.
1 чтец: Не дают французы русским возможности соединиться, хотят разбить по частям.
2 чтец: Понимают русские генералы, что нет пока сил у русских справиться с грозным врагом. Сберегают войска. Отводят свои полки.
1 чтец: Главнокомандующим назначен князь Голенищев – Кутузов. А русское войско все отступает ввиду троекратного превосходства неприятеля. (Видеоряд).
2 чтец: Нелегкая жизнь досталась Кутузову. Нелегкая, зато славная. В 1812 году Михаилу Илларионовичу Кутузову исполнилось 67 лет.
1 чтец: Много всего позади. Не счесть боев и походов. Крым, Дунай, поля Австрии, Измаильские грозные стены. Бой под Алуштой, осада Очакова.
2 чтец: Трижды Кутузов был тяжело ранен. Дважды в голову, раз в щеку. В одном сражении Кутузову выбило правый глаз. Чуть не умер. Но судьба как будто хранила его для чего – то более важного.
1 чтец: Пора бы уже в отставку, на стариковский покой, так ведь нет – помнит народ Кутузова. Вот и сейчас Кутузов в раздумье.
Сценка № 2. «Военный маневр».
Кутузов: Плохи, плохи наши дела. Нехорошо, когда армия отступает.
Непривычно для русских солдат этакое.
Адъютант: Может, в наступление, в бой?
Кутузов: Да ведь силы наши пока слабы. Армию сберегать надо. Но и солдат понимать нужно. Душу русскую понимать. Едем в войска!
(За кулисами: Ропот по войскам: Кутузов едет! Кутузов! Идет Кутузов бить французов! Ура!)
Кутузов: Ну, братцы, как настроение?
1 солдат: Веди нас, батюшка в бой!
2 солдат: Утомились, заждались.
Кутузов: Будет бой! Что ж мы не русские?! Что нам храбрости не хватает?!
1 солдат: Вот это слова!
2 солдат: А когда же бой?
Кутузов: Не сейчас. Надо подождать.
2 солдат: Что – то непонятное! Ваша светлость, так что же, опять отступление?
Кутузов (хитро прищурив глаз): Кто сказал отступление? (Торжественно) Сие есть военный маневр!
2 чтец: Одним из наиболее ярких проявлений народного характера войны 1812 года было партизанское движение.
1 чтец: Крестьяне создавали партизанские отряды и развертывали вооруженную борьбу против захватчиков.
2 чтец: Своей мужественной и самоотверженной борьбой они оказали существенную помощь в разгроме врага.
1 чтец: Еще до того как разгорелась Бородинская битва, в дни, когда русская армия отступала, к князю Петру Багратиону (видеоряд), неожиданно явился подполковник Ахтырского гусарского полка Денис Давыдов и стал говорить о французской армии. (Видеоряд).
Сценка № 3. «Давыдов у Багратиона».
Давыдов: Растянулась французская армия на сотни и сотни верст. Через всю Россию тащатся к ней обозы, идут подкрепления, порох, ядра везут. Надо оставить у Бонапарта в тылу конные наши отряды. Пусть они обозы и мелкие части щупают. Будет немалый урон врагу. Прошу казаков и гусар – докажу, как возможное. (Пока Давыдов все это говорит, лицо Багратиона светлеет и расплывается в улыбке.)
Багратион: «Молодец!»
2 чтец: Багратион расцеловал Давыдова и тут же пошел к Кутузову и передал все слово в слово о просьбе Дениса Давыдова.
1 чтец: Распорядился Кутузов выделить Давыдову 50 гусар и 80 казаков. Так возник первый партизанский отряд. Русская армия отошла дальше, а Денис Давыдов ушел в леса.
2 чтец: Немало причинили партизаны вреда французам.
1 чтец: Армейские партизанские отряды действовали в тесном контакте с крестьянами – партизанами, движение которых росло и ширилось.
2 чтец: Особенно широко развернулась партизанское движение крестьян Московской, Смоленской и Калужской губерний.
Сценка № 4. «Василиса Кожина идет на войну». (Видеоряд).
1 баба: Эй, бабы, война, война с французами, слышали?!
2 баба: Ой, горе, ой, беда!
3 баба: Что же теперича будет?
1 баба: Побегли к Василисе Кожиной, старостихе нашей!
(Подбегают к Василисе)
2 баба: Василиса, война, война!
3 баба: Как же нам быть?
Василиса: Да знаю я, бабы. Что делать, говорите? Бить незваных – непрошеных!
(Мужики переглянулись)
1 мужик: Аль шутишь, Василиса?
2 мужик: Что же мы – войско?
1 мужик: А где ружья?
2 мужик: Где сабли?
1 мужик: И придет же бабе такое в голову!
Василиса: Эх, вы! Ну – ка, бабы, кто помоложе, собирайся в отряд. Пойдем без ружей, без сабель!
1 баба: А берите, бабы, вилы, рогатины.
1 мужик: Аники – воины!
2 мужик: Бонапарту схватите в плен! (Смеются)
1 чтец: Бабы ущли в лес и поймали отставшего от своего отряда француза. Позже к ним в отряд попросились и мужики.
II. Бородинская битва.
1 чтец: А военный маневр все продолжался.
2 чтец: До Москвы– 120 километров.
1 чтец: Дальше отступать нельзя. Кутузов намерен дать генеральное сражение у села Бородино.
2 чтец: И как испокон веку на Руси повелось, накануне большой битвы назначен молебен.
1 чтец: Это была икона Богородицы, вывезенная из Смоленска и с того времени возимая за армией. (Видеоряд).
2 чтец: И вот началась служба. Все повторяли слова молитвы, крестились.
1 чтец: Толпа, окружавшая икону, вдруг раскрылась. Кто-то, вероятно, очень важное лицо, судя по поспешности, с которой перед ним сторонились, – подходил к иконе.
2 чтец: Это был Кутузов, объезжавший позицию. Он перекрестился привычным жестом, достал рукой до земли и, тяжело вздохнув, опустил свою седую голову.
1 чтец: Да уж тяжко было Михайле Илларионовичу. Знал он, что сражение кровавым будет, что многих ребят ядра да пули настигнут. Но Россия ждала – выбора не было.
2 чтец: На следующий день было дано генеральное сражение у села Бородино, переломившее дальнейший ход событий.
1 чтец: В 5 утра началась перестрелка. В 6 утра 26 августа на русских позициях заметили движение в рядах неприятеля. Он атаковал егерей гвардейского полка в селе Бородино. Егеря оставили село и сожгли за собой мост на Колочи.
2 чтец: Главное действие Бородинского сражения произошло на пространстве тысячи сажен между Бородиным и флешами Багратиона.
1 чтец: Сражение началось канонадой с обеих сторон из нескольких сотен орудий. (Видеоряд).
2 чтец: Наполеон, стоя на кургане, смотрел в трубу. В маленький круг трубы он видел дым и людей, иногда своих, иногда русских.
1 чтец: В продолжение нескольких часов на этом месте, среди неумолкаемой стрельбы, ружейной и пушечной, люди появлялись, падали, стреляли, сталкивались, не зная, что делать друг с другом, кричали и бежали назад.
2 чтец: Подобного ужаса, такого количества убитых на таком малом пространстве никогда не видал еще и Наполеон, и никто из его генералов.
1 чтец: После кровопролитнейшего и 15 часов продолжавшегося сражения русская и неприятельская армия расстроились. Кутузов принимает решение отойти за Можайск.
2 чтец: Неприятель потерял убитыми и ранеными 42 генерала, множество штаб – и обер-офицеров, более 40 тысяч рядовых.
1 чтец: С нашей стороны потеря состояла до 25 тысяч человек, в числе коих 13 генералов убитых и раненых.
2 чтец: Страшное зрелище представляло собой место битвы. На тех полях и лугах, на которых сотни лет одновременно собирали урожаи и пасли скот крестьяне деревень Бородино, Горки, Шевардино и Семеновское, лежали теперь несколько десятков тысяч мертвых в разных положениях и в разных мундирах.
1 чтец: На перевязочных пунктах на десятину места трава и земля были пропитаны кровью.
2 чтец: Мертвых было так много, что их невозможно было всех похоронить. Так и лежали они под открытым небом.
1 чтец: И вот через несколько дней на поле появилась фигура молодой женщины. Женщина, вся в черном, медленно шла по полю, переступая через трупы, как будто что – то разыскивая.
2 чтец: Это была Маргарита Михайловна Тучкова, жена Александра Алексеевича Тучкова.
1 чтец: А знаете ли вы, друзья кто такой Тучков?
2 чтец: Старинный дворянский род Тучковых славно послужил Отечеству. Александр Алексеевич, Николай Алексеевич, Павел Алексеевич, Сергей Алексеевич – все братья воевали с Наполеоном и проявили себя с лучшей стороны. (Видеоряд).
1 чтец: Александр Алексеевич Тучков. На Бородинском поле с полковым знаменем в руках бросился вперед и был смертельно ранен в грудь картечной пулей.
2 чтец: Его не смогли вынести с поля боя, буквально вспаханного артиллерийскими снарядами.
1 чтец: На этом история младшего Тучкова не закончилась. У Александра Алексеевича была прелестная и горячо любимая им жена – Маргарита Михайловна. (Видеоряд).
2 чтец: Молодая жена сопровождала мужа в военных походах, переодевшись денщиком, спрятав косу под фуражку. В 1812 году она этого сделать не смогла – сыну их не исполнилось и года.
1 чтец: 1 сентября она получила известие о гибели мужа Бородинском сражении. Маргарита Михайловна отправилась на поле сражения, надеясь найти останки мужа, но этого сделать не удалось.
2 чтец: В 1818 году на месте гибели Тучкова, указанном одним солдатом, был заложен Храм Спаса Нерукотворного. Средства на храм пожертвовала вдова молодого генерала.
1 чтец: Император Александр I добавил 10 тысяч рублей. Это был первый памятник, сооруженный в память воинов, «убиенных на поле брани».
2 чтец: Жены были под стать своим мужьям, как позже – жены декабристов.
1 чтец: Друзья мои, многие из вас бывали в великолепном Санкт-Петербурге и посещали один из лучших музеев мира – знаменитый Эрмитаж.
2 чтец: Если так, то вы наверняка видели галерею, которая посвящена героям Отечественной войны 1812 года, – ее просто невозможно забыть.
1 чтец: Вспомните эти лица – они просты и величественны. Скромны и исполнены внутреннего благородства. Они светятся истинной любовью к Родине и сознанием исполненного долга. (Видеоряд)
2 чтец: В галерее героев Отечественной войны много портретов. Назовем лишь несколько имен, которыми по праву гордится Россия.
1 чтец: Да, имен немало – и это только высшие чины. А сколько солдат проявили себя героями – теперь уже и не скажешь.
2 чтец: Ясно одно, все они – и офицеры, и рядовые – действовали в едином благородном порыве и отстояли Россию. И гибли все вместе.
III. Оставление русскими Москвы.
1 чтец: Но война 1812 года не закончилась Бородинской битвой.
2 чтец: В этой битве двух великих армий не выиграл никто.
1 чтец: И хотя русские продолжили отступление, они дали понять славной и доселе непобедимой армии Наполеона, что готовы защищать свою Родину до последней капли крови.
2 чтец: И Наполеон это понял. А еще Наполеон понял, что его армия больше не является непобедимой. Но он все-таки продолжал свое наступление на Москву.
1 чтец: Ставка Кутузова. Маленькая деревня Фили у самой Москвы. Крестьянская изба. Дубовый стол Дубовые лавки. Образа в углу. Свисает лампада.
2 чтец: Идет военный совет. (Видеоряд).
Сценка № 5. «Совет в Филях».
(Приглушённо звучит «Ария Кутузова» из оперы С. Прокофьева «Война и мир». Учащиеся изображают живую картину по картине С. Кившенко «Военный совет в Филях»).
1 Генерал: Думаю, Москву отдавать нельзя. Надо биться за Москву.
2 Генерал: У Бородина ведь не осилили нас французы, и здесь выстоим.
1 Генерал: Но и мы не осилили французов.
2 Генерал: Наполеон впервые потерпел неудачу. Русские первыми в мире не уступили Наполеону. Наполеон слаб духом. Надо дать новый бой.
1 Генерал: На подмогу Наполеону торопятся войска из-под Витебска, из-под Смоленска. По-прежнему у противника больше сил.
2 Генерал: Мы потеряем Москву, если не дадим бой.
Кутузов (встаёт): С потерей Москвы еще не потеряна Россия. Но коль уничтожится армия, погибнет и Москва и Россия. (Помолчал)
Властью, данной мне государем и отечеством, повелеваю… (помолчал) повелеваю, – отступление.
(Все генералы опускают головы. «Ария Кутузова» звучит громче.)
1 чтец: Весть о сдаче Москвы обожгла сознание всей армии. В некоторых войсках отказывались верить приказу. Узнав, что Москву сдают, многие солдаты и офицеры плакали, как дети.
2 чтец: Не пережил падения Москвы и Петр Иванович Багратион. Находясь на излечении и случайно услышав, что в Москве хозяйничают французы, он вскочил с кровати на раздробленную ногу и тут же упал. Наступила смерть.
1 чтец: Весть о сдаче Москвы донеслась молнией до ее населения, и толпы жителей двинулись вслед за армией из столицы. (Видеоряд).
2 чтец: Наполеоновские войска вошли в Москву 2 сентября. (Видеоряд). Французы радовались, в единодушном восторге воскликнули: «Москва!» и захлопали в ладоши.
1 чтец: Но чем дальше продвигались войска по городу, тем большее разочарование испытывали: нигде не видно было света, признака жизни как внутри домов, так и снаружи.
2 чтец: Французы остановились: им было страшно.
1 чтец: Хотя авангард армии уже вошел в Москву, Наполеон не торопился: он задержался на Поклонной горе, ожидая, когда представители городской администрации принесут ему формальную капитуляцию, символические «ключи от города».
2 чтец: Но «бояр» он не дождался, зато дождался другой новости.
Сценка № 6. «Наполеон на Поклонной горе». (Видеоряд).
Наполеон: Наконец-то я в Москве, в самом сердце России. Мои войска уже в городе. Да, город красивый. Отсюда, с Поклонной горы, он виден как на ладони. Но где же, где же бояре с ключами от города? Уже смеркается. (Входит адъютант)
Адъютант: Прошу прощения, мон сир. У меня плохая новость: город пуст. Почти все жители ушли из города.
Наполеон: Я никогда не понимал русских! Они ведут войну не по правилам: они должны были цветами и пирогами встречать победителей. Едем в город! Я хочу сам всё увидеть!
1 чтец: В этот день Наполеон так и не въехал в город. На следующий день он разместился в самом сердце столицы – Кремле. (Видеоряд).
2 чтец: Во всех дворцах, монастырях и храмах Кремля разместились приближенные императора.
1 чтец: Всего несколько часов чувствовали себя французы победителями, а затем начались пожары сразу в разных частях Москвы. 3 сентября было уже ясно, что город горит. (Видеоряд).
2 чтец: Наполеон давно мечтал закончить эту войну и посылал Александру 1 предложения о заключении мира, но ответа не получил ни разу.
1 чтец: Хороши дела у русских войск под Тарутином, куда отвел от Москвы войска Кутузов. Провианты сюда подвозят. Меняют солдатам одежду. Лошадьми пополняют конницу. Отдыхают спокойно солдаты.
2 чтец: Плохи дела в Москве у французов. Не дождался император русских послов с миром.
1 чтец: Наполеону пришлось спасать свою шкуру от русского огня. Он бежал из Москвы. Ушли французы бесславно, как тень, из Москвы. Спасена отныне Россия.
2 чтец: Когда в Москву вернулись жители, перед ними предстала печальная картина. По словам очевидцев, от великой Москвы осталось лишь несколько уцелевших домов, разбросанных среди развалин. (Видеоряд).
1 чтец: Москву начали отстраивать сразу же. А французскую армию теперь гнали и гнали все дальше и дальше от Москвы. Желая хоть как – то отомстить русским, Наполеон отдал приказ армии сжигать на своем пути все, что еще уцелело.
IV. Бегство армии Наполеона – справедливый итог войны 1812 года.
2 чтец: При отступлении армия Наполеона несла огромные потери – солдаты страшно страдали от голода, начался повальный падеж лошадей. Кавалерия целиком превратилась в пехоту, бросали пушки.
1 чтец: Всюду их ждала смерть от рук казаков, партизан, крестьян. Вскоре голод вынудил есть палых лошадей и мертвые человеческие тела. Среди солдат Великой армии началось дезертирство.
2 чтец: Партизаны Сеславина, Фигнера, Дениса Давыдова, Кудашева, крестьянские партизанские отряды, которым не было числа, довершали удары регулярных частей. Французы сдавались в плен мелкими частями и дивизиями.
1 чтец: Зима 1812 года выдалась в России особенно морозной, со снегопадами и лютыми ветрами. Едва передвигая ноги, бывшая Великая армия видела теперь свое единственное спасение в бегстве. Как тут не вспомнить пророческие слова другого великого полководца – Александра Невского. (Видеоряд).
Сценка № 7. «Александр Невский».
Выходит Александр Невский: Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет.
2 чтец: Кутузов намеренно избегал больших боевых столкновений, сознательно давая Наполеону возможность уйти из России.
1 чтец: Впереди была Березина. Здесь Наполеон потерял людей не меньше, чем в Бородинском сражении. (Видеоряд).
2 чтец: Великая армия фактически перестала существовать. Наполеон бросил остатки своей армии, переоделся в штатскую одежду и под чужим именем в скромном возке ускакал в Варшаву. (Видеоряд).
Сценка № 8. «Кутузов».
Кутузов: Я счастлив, предводительствуя русскими. Но какой полководец не поражал врагов, подобно мне, с сим мужественным народом!
1 чтец: Своего солдата никогда не забудут русские душой люди.
2 чтец: Во всех городах и селах, где оставила свой след война 1812 года, поставлены памятники, соборы, открыты музеи и экспозиции (видеоряд), в память о тех, кто, не пожалев живота своего, встал на защиту Родины, кто с дрожью в голосе от волнения тогда произнес для всех и прежде всего для самого себя: «Это моя Земля!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПРОЕКТ «В МИРЕ БЫЛО ЯБЛОКО…» Внеклассное мероприятие в рамках Недели русского языка и литературы
Мероприятие разработано учителем русского языка Терёхиной В. Н. в рамках краевого конкурса «Учитель года Приморского края -2010»Место в учебно-воспитательном процессеВнеклассное мероприяти...
"Нескучная осень" (внеклассное мероприятие в рамках Недели русского языка и литературы)
Портрет осени – красавицыУ каждого в жизни своя осень: у одних – это лёгкая, разноцветная, великолепная золотая осень, у других – до...
Внеклассное мероприятие в рамках Недели русского языка и литературы для 5-6 классов "Игра-путешествие в мире слов"
Данное мероприятие представляет из себя командную игру. Учащиеся 5-6 классов в сопровождении старшеклассников-наставников перемещаются от станции к станции, отвечая на вопросы из области филологии. Ре...
Аукцион орфограмм (внеклассное мероприятие в рамках недели русского языка и литературы)
(внеклассное мероприятие в рамках недели русского языка и литературы)...
Внеклассное мероприятие в рамках Недели русского языка и чтения
Жизнь и труд первопечатника Ивана Фёдорова...
Внеклассное мероприятие в рамках Недели русского языка и чтения
quot;Умники и умницы"...
Внеклассное мероприятие в рамках недели русского языка и литературы для обучающихся 5-9 классов «Мудрые басни Ивана Андреевича Крылова»
Цель: формирование читательской компетентности учащихся в процессе изучения литературы, постижение общечеловеческого смысла басен.Задачи:1.Образовательные: осмысление жанра басни,обощение с...