Внеклассное занятие«От детских стихов до гимна страны»,посвященное 110- летию со дня рождения С.В. Михалкова
методическая разработка по литературе (8 класс)
Внеклассное мероприятие,
посвященное 110- летию со дня рождения
С.В. Михалкова,
«От детских стихов до гимна страны»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_meropriyatiya.doc | 36.5 КБ |
meropriyatie.mihalkov_s.v.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт мероприятия
1. Название мероприятия | Внеклассное мероприятие, посвященное 110- летию со дня рождения С.В. Михалкова, |
2. Форма проведения | Путешествие |
3. Номинация Конкурса | Традиционные ценности - основа единения народа. |
4. Дата проведения | 25 апреля |
5. Продолжительность мероприятия | 60 мин |
6. Место проведения (название учреждения, адрес) | МБОУ Усть-Таркская СОШ, Новосибирская область с.Усть-Тарка ул.Дзержинского-3 |
7. Организаторы (полностью ФИО, должность, сокращенное название места работы) | Ситникова Наталья Ивановна педагог- библиотекарь МБОУ Усть-Таркской СОШ |
8. Возраст привлеченных участников | 13-15 лет |
9. Количество привлеченных участников | 28 обучающихся |
10. Цель мероприятия | -создание условий для формирования осознанного ответственного поведения, интереса к окружающему миру через знакомство с творчеством С.В.Михалкова. |
11. Задачи мероприятия | 1) развивать внимание к авторскому слову, способствовать развитию внимания, мышления, памяти. 2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно- этических ценностей, воспитывать доброту, душевную чуткость. |
12. Результаты мероприятия | Количественные: участвовали все приглашённые на мероприятие обучающиеся Качественные: доступность изложения материала, информативность и объём информации соответствует возрасту участников мероприятия, использование интерактивных элементов. |
13. Способы измерения результатов | Интерактивное задание на платформе Лёнинг апс. «Забытые вещи» https://learningapps.org/watch?v=p8rjgqf2c23 |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие,
посвященное 110- летию со дня рождения
С.В. Михалкова,
«От детских стихов до гимна страны»
Цель: Создание условий для формирования осознанного ответственного
поведения, интереса к окружающему миру через знакомство
с произведениями С.В.Михалкова.
Задачи:
-развивать внимание к авторскому слову, способствовать
развитию внимания, мышления, памяти.
- введение детей через литературу в мир человеческих
отношений, нравственно- этических ценностей, воспитывать
доброту, душевную чуткость.
Формирующиеся ценности: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, историческая память и преемственность поколений.
Форма занятия: Путешествие
Аудитория: обучающиеся 7-8 классов
Формы работы: индивидуальная работа при подготовке, работа в парах, работа в группах, фронтальная.
Оборудование и принадлежности:
- компьютер, проектор, экран;
- планшеты
Предполагаемая структура:
1.Создатель сказок и стихотворений для детей
2.Военный корреспондент
3 Редактор и сценарист журнала «Фитиль»
4.Поколение большой семьи Михалковых.
5. Создатель гимна СССР и России.
Ход мероприятия:
Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
Библиотекарь: Слайд №1 Интерактивный плакат. Путешествие по творчеству С.В. Михалкова
https://interacty.me/projects/601a02dbe0cb8da3
- С.Михалков - известный детский писатель
Сказки пишут ... Сказочники.
Басни сочиняют ... Баснописцы
Переводят с других языков ... Переводчики.
Театральные пьесы пишут ... Драматурги.
Статьи в газеты и журналы пишут ... Журналисты.
– Подумайте, а может ли один человек делать все, что мы перечислили?
Ребята, 13 марта 2023 года , исполнилось бы 110 лет удивительному, необычайно талантливому человеку – Сергею Владимировичу Михалкову.
Он поэт и писатель, сказочник и баснописец, переводчик и драматург. Десятки ваших любимых мультфильмов сняты по его сценариям.
Стихи Сергея Михалкова известны каждому ребенку. Еще до школы нам читают его стихи родители, затем мы знакомимся с его произведениями в начальной школе. Давайте вспомним наиболее известные произведения Михалкова. Какие фрагменты из них вы помните до сих пор?
(Учащиеся называют известные им произведения Михалкова)
Он сочинил стихи о том, что близко детям, что окружает их в повседневной жизни: о животных и птицах, о явлениях природы, о самих детях - об их занятиях и играх.
Давайте это проверим. Предлагаю вам выполнить Интерактивное задание на платформе Лёнинг апс.
https://learningapps.org/watch?v=p3n17vcx323
2. Рассказ детей о писателе-журналисте.
Осенью 1939 года Михалков был призван в армию, участвовал в походе на Западную Украину. Он попадает под так называемый писательский призыв 1941 года с назначением литератором газеты 20-й армии «За счастье Родины». Сергея Владимировича направляют в редакцию газеты Южного фронта «Во славу Родины».
Прибыв в Винницу, Михалков сразу включился в работу. У него появляются стихи, описывающие то, что переживал человек, попавший на фронт с самого начала войны: бомбёжки, горечь отступления, гибель боевых товарищей, ожесточённые бои. Его творения основывались на примерах героических поступков конкретных людей.
Грозный 1941 год неизгладимо остался в памяти Михалкова бесконечными передвижениями на восток, пылью отступлений и той тревогой, которая переполняла душу каждого участника войны: до каких пор? Когда же остановимся? Мы, армейские журналисты, не просили у редактора двух недель, для того чтобы написать стихотворение или очерк. Мы писали, сидя где-нибудь на пеньке в лесу или в землянке, всё, что тогда было нужно нашему читателю в солдатской шинели»
До Отечественной войны его знали как поэта, пишущего стихи для детей. «Дядя Стёпа» стал известен всей советской детворе, но война превратила автора в поэта, отдавшего весь свой талант делу защиты страны. Сергея Владимировича любили не только за талант, но и за простое, товарищеское отношение ко всем. Сергей Владимирович всем нам нравился своей готовностью в любое время откликнуться на фронтовые события. Многие его стихотворения стали любимыми. Их вырезали из газеты и хранили на память».
В числе таких произведений – проникновенные стихи «Откуда ты», «Письмо из неволи», поэма «Мать солдатская». Их передавали из рук в руки, из окопа в окоп. Стихи его помогали воевать.
Чтение учащимся стихотворения.
Нам очи жгла зола пожарищ,
Дым пепелищ слепил глаза,
Но не от дыма мне, товарищ,
Зрачок туманила слеза.
И нам с тобой забыть едва ли,
Как на асфальте площадей
Мы жертвы с виселиц снимали
И в детских лицах узнавали
Черты родных своих детей.
Вот почему мы твердо знаем,
За что деремся на фронтах,
За что ночей недосыпаем
В сырых, холодных блиндажах,
Шагами меряем болота,
Седеем, мерзнем, устаем
И неприступные высоты
Своими жизнями берем.
Учитель. Как вы думаете, ребята, изменилась ли тематика стихов Сергея Михалкова в этот период его жизни? О чем он писал?
Ответы обучающихся, обсуждение.
Михалков смог кратко и так ёмко сказать в память О Неизвестном солдате, который лежит у Кремлёвской стены, слова, известные сегодня каждому «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен»…
3. Редактор журнала «Фитиль»
Но и этим не исчерпывается талант Сергея Михалкова.
А в 1962 году Сергей Михалков становится вдохновителем и главным редактором знаменитого сатирического киножурнала «Фитиль», который, демонстрировали в кинотеатрах перед показом художественных фильмов на протяжении 45 лет!
"Фитиль", между прочим, жив и до сих пор, только теперь в начале выпуска вместо фамилии Михалкова он сгорает сам, в смысле - его название. Идея создания киножурнала воплотилась в жизнь в 1962 году. "Фитиль стал популярным, получил всенародное признание. И в данном случае скальпель хирурга оказался в руках первоклассного мастера".
ВИДЕОФРАГМЕНТ. https://razgovor.edsoo.ru/video/2153/
4.Поколение большой семьи Михалкова.
Рассказ учащегося.
Семья Михалкова весьма известна, предки Михалкова по отцовской линии происходили из дворянского рода.
Трудно найти другую столь известную в нашей стране семью, которая бы могла превзойти этот старинный дворянский род по числу одаренных личностей. К ним можно относиться по-разному – не любить их самих или творчество, не разделять взглядов, не соглашаясь с высказываниями по разным поводам, но нельзя отрицать их талантливости. Причем здесь, опровергая правило, природа на потомках не отдыхает. У Михалковых-Кончаловских художественно одарены все – от великого русского живописца Василия Сурикова до его правнуков, кинорежиссеров с мировым именем – Андрона Кончаловского и Никиты Михалкова, не говоря уже об их отце, «советском Крылове», баснописце Сергее Михалкове.
Любопытно еще и то, что побочные ответвления генеалогического древа рода Михалковых ведут к близким родственным связям с Толстыми и к дальним — с Николаем Васильевичем Гоголем.
Еще более известным в русской истории, хотя и менее знатным, был род жены Сергея Владимировича — Натальи Петровны Кончаловской, внучки великого русского художника Василия Ивановича Сурикова и дочери известного живописца Петра Петровича Кончаловского.
Внуки С.Михалкова, рожденные от Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского,
тоже талантливые люди, люди искусства и культуры.
Схема.Родословная
5. Михалков-создатель гимна СССР и Росссии.
Детский поэт, писатель, сценарист, редактор, военный корреспондент, общественный деятель – это еще не все, чем знаменит Сергей Владимирович Михалков. На картинке мы видим изображение печатного издания Государственного гимна Российской Федерации. Как вы понимаете, автором слов был Сергей Владимирович Михалков. Но современный гимн напоминает нам тот, что существовал в нашей стране раньше. Кто знает, когда была создана предыдущая версия гимна? Кто был ее автором (авторами)? в 1943 году был объявлен конкурс на создание гимна Советского Союза, в котором приняли участие около 200 композиторов и поэтов.
Сергей Михалков о конкурсе не знал. Он считался детским автором, а на конкурс приглашали только поэтов-песенников. Написать слова нового гимна поэту предложил военный журналист Габриэль Эль-Регистан. И они начали работу.
Учитель. У истории создания гимна есть продолжение. Вы знаете, что Государственный гимн Российской Федерации был принят не сразу после распада Советского Союза и возникновения нашей страны, России. Впервые новый гимн России прозвучал в Большом Кремлевском дворце в канун Нового 2001 года. Президент Российской Федерации В. В. Путин предложил поэту переработать текст хорошо всем известного гимна Советского Союза. Так появился нынешний гимн России.
Обратимся к живому слову, послушаем рассказ Никиты Михалкова о том, как его отец создавал стихи для нового гимна.
Видеоролик. Воспоминания Никиты Михалкова о создании гимна
России. ССылка https://yandex.ru/video/preview/12517872165814900829
Учитель Государственный гимн – символ государства, для народа страны его слова говорят о многом – об истории, о великих победах. Гимн СССР был принят в годы Великой Отечественной войны, поэтому он всегда напоминал людям о самой Великой победе. Поэтому и через 50 с лишним лет было так же важно сохранить нашу историю, и важно, чтобы слова нового гимна были созвучны с предыдущим, чтобы, слушая гимн, мы всегда вспоминали историю своей страны.
Учитель демонстрирует на экране текст Государственного гимна Российской Федерации.
В тексте гимна речь идет о чувстве гордости за огромную и прекрасную страну, чувстве единения разных, незнакомых друг с другом людей, о возможности самореализации каждого человека в большой многонациональной стране.
6. В заключение нашего мероприятия я предлагаю вам снова обратиться к произведениям С.Михалкова. Давайте выполним еще одно интерактивное задание на знание произведений известного писателя.
Интерактивное задание на платформе Лёнинг апс. «Забытые вещи»
https://learningapps.org/watch?v=p8rjgqf2c23
Заключительное слово: несмотря на многообразие творческих интересов, сам Михалков главным делом своей жизни считал поэзию для детей:
Видеофрагмент. Михалков о себе и своих стихах.
https://yandex.ru/video/preview/6993145541122556093
Спасибо всем за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие к столетию со дня рождения Сергея Михалкова: « По стихам Сергея Михалкова.»
13 марта 2013 года – юбилейная дата в истории детской литературы: 100-летие со дня рождения С.В. Михалкова, известного сове...
Внеклассное занятие по предмету «Детская литература». Литературный вечер «Солнечный город детства».
Такой вечер может быть проведен как внеклассное занятие по предмету «Детская литература», а также в среднем звене общеобразовательной школы.При подготовки к проведению этого вечера мы опирались на пед...
Конспект внеклассного занятия "Что дает мне детское самоуправления"
Форма проведения - ток-шоу, для учащихся 6-9 классов...
Внеклассное занятие на тему "К 100-летию со дня рождения Константина Симонова" 5-7 классы
Пособие содержит биографию писателя, анализ стихотворений К.Симонова о войне...
Внеклассное занятие к 70 летию Победы
Занятие...
Внеклассное занятие в группе продлённого дня (для первоклассников) «Удивительное лето»
Внеклассное занятие в группе продлённого дня (для первоклассников) «Удивительное лето»...
Внеклассное занятие.Неделя детской книги
Данный материал можно использовать на внеурочной деятельности, на внеклассном мергоприятии , на итоговом уроке по произведениям А.С.Пушкина ( 4-5 класс)...