Беседа «Лес – наше богатство»
материал по теме
Беседа проведена для обобщения знаний учащихся о значении растений в жизни человека, формировать интерес к окружающему миру, стремление беречь природу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
les_nashe_bogatstvo.docx | 31.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБС(К)ОУ школа-интернат VIII вида
станицы Родниковский Краснодарского края
Беседа
«Лес – наше богатство»
Воспитатель:
Т.В. Лебедева
2008 год
Цели: обобщать знания учащихся о значении растений в жизни человека, формировать интерес к окружающему миру, стремление беречь природу.
Задачи: углублять знания детей о разнообразии организмов их взаимодействии между собой и окружающей средой, познакомить со старинными народными названиями и традициями, связанными с лесом, деревьями, их целебными свойствами.
Оборудование: иллюстрации «лес, грибы, цветы».
Предварительная работа: экскурсия в лес с целью знакомства с растительным миром.
Ход.
Организационный момент: Поприветствуйте наших гостей, сядьте красиво, следите за осанкой.
Загадка: Ходит по равнине
Тихой светлой сказкой,
Расписывает рощи
Солнечною краской. (осень).
- Сколько осенних месяцев в году и как они называются?
- Сентябрь в старину люди назвали златоцветом. Почему?
Сентябрь –златоцвет
В золотой кафтан одет.
Лес красуется листвой
Пышной, яркой, золотой.
- Сейчас у нас какой месяц?
- Октябрь в старину называли листопадничком.
Октябрь-листопад,
Листья падают, кружат.
Урывают лес ковром,
Перед долгим зимним сном.
- Последний осенний месяц ноябрь.
- Его народное название- грудень.
Ноябрь – грудень
Для прохожих труден.
Смерзлись в груды снег и грязь,
Не проедет даже князь.
- А ещё его называли полузимником. Почему?
- У каждого времени года есть свои приметы и особенности. И у осени тоже.
- На доске листочки с осенними приметами, вы должны закончить фразы.
- 14 сентября начало «бабьего лета». «Бабье лето» сухое-(осень мокрая).
-Много желудей на дубе (к тёплой зиме и урожайному лету).
-Большой урожай рябины (к морозу).
- 14 октября «Покров». Если журавли полетят (будет мороз).
- Мудрецы прошлого не раз писали о семи чудес света.
Они восторгались их сверхъестественным размерам и величинам. Но сегодня мы поговорим о нерукотворном чуде из чудес – о нашей земле и о её природе.
- Наша планета и теперь ещё продолжает оставаться величайшей тайной и чудом. Она хранит в себе самые таинственные загадки. Но мы сегодня поговорим только об одном из чудес природы.
На горе шумит.
Под горой молчит.
В шубе летом.
А зимой раздетый.
или Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят.
Ваню -земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой,
Катеньку – малинкой,
Васю – хворостинкой.
(Иллюстрации леса и названия темы беседы, фонограмма «звуки природы»).
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шуршишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что на шепчешь на заре?
Весь в росе, как в серебре!
- Да, лес полон сказок и главные их герои -лесные обитатели.
Лес –родной дом для многих животных, птиц, насекомых. Он даёт им кров и пищу. Жизнь в лесу не замирает ни на минуту. Даже ночью и даже зимой.
- Но главное в селу что? (растения, деревья).
- Да, растения главные обитатели леса. А как вы можете объяснить, что такое лес.
(Ответы детей: Есть такое определение: Лес-это большая площадь земли, заросшая деревьями.)
- Лес- главное богатство планеты Земля. В нём, как и в наших домах, есть этажи. Лесные этажи называются ярусами. А ещё его называют «лесная фабрика». Давайте разберёмся, сколько этажей –ярусов имеет эта «фабрика» и кто в ней живёт.
Загадка: Вы всегда его найдёте
И в лесу и на болоте
Хоть на вид и неказистый
Мягкий, нежный, бархатистый. (мох)
или Мягок, а не пух, зелен, а не трава.
- На каком этаже «лесной фабрики» живёт это растение. Почему?
(Мхи небольшого роста, растут скученно, образуя коврики. Так им легче удерживать и собирать влагу, легче защищаться о дары и холода, сопротивляться вытаптыванию. Корней у мхов нет, есть только стебли и листья).
- Научное название мха «сфагниум», что в переводе означает – губка.
- Мох впитывает влаги в себя в 30-40 раз больше, чем весит сам.
- На этом же этаже-ярусе живут лишайники. Лишайники –это лесные первопроходцы. Они селятся в самых безжизненных, бесплодных местах. Отмирая, образуют перегной, на котором потом могут произрастать другие растения. Обычные лишайники живут 30-50 лет, некоторые до 100 лет. Но есть среди них долгожители, которые предпочитают валуны, скалы им по 4000 лет.
Загадка: Стоит лепёшка на одной ножке.
Кто мимо не пройдёт, всяк поклонится.(гриб)
- На каком этаже «лесной фабрики» живут грибы. Почему?
(Если мхи стелятся по земле, то грибы приподнялись выше земли).
- «Лесные дива»-удивляют размерами и формами, так говорят про грибы. Они играют большую роль в жизни леса.
- Для чего они нужны в лесу?
- Что они делают? Какую работу выполняют?
(Ответы детей: Грибы перерабатывают растительные остатки, разрушают пни, поваленные деревья, опавшие сучья, опавшую листву. И, своего рода, являются санитарами леса.)
- Из чего состоит гриб? (плодовое тело и грибницы).
- Сколько лет живёт гриб? 5-6 дней или 1,5 недели).
- А сколько лет живёт грибница? (до 100 лет).
- Есть такое определение «тихая охота»-что подразумевается под этим понятием? (сбор грибов).
- И мы с вами сейчас отправимся на «тихую охоту» , будем собирать грибы, а какие , вы сейчас узнаете.
Грибная угадайка
(за правильный ответ грибочек)
1. Нет грибов дружней, чем эти
Знают взрослые и дети.
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу.(опята)
2. Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек.
В шляпках разноцветных,
Издали заметных.
Собирай, не мешкай,
Это …(сыроежки).
3. Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту
Зовусь я … (подосиновик)
4. Плотный, крепкий, статный
В шляпе бурой и нарядной.
Это гордость все лисов!
Настоящий царь грибов! (белый)
5. Белой шляпки краешек
Влажен и мохнат.
Что в земле скрываешься?
В чём ты виноват?(груздь)
6. На опушках, просеках,
В сосенках и ёлочках.
Словно бы после дождя
Шляпки их всегда блестят. (маслята).
7. Шляпка вогнута воронкой,
Вкус приятный, запах тонкий.
Золотой, янтарный цвет.
И вкусней грибочков нет. (рыжики).
8. Если в рощу вы пойдёте,
Под берёзой меня найдете. (подберёзовик).
9. Виден издали он
В белой шапке … (шампиньон).
10. Дождик, я к тебе привык
Я собрат твой… (дождевик).
11. Посмотри, какой хороший!
Шляпа красная в горошек.
Кружевной воротничок,
Он в лесу не новичок. (мухомор).
- Этот гриб возьмём в лукошко. Почему? Назовите, какие
ядовитые грибы ещё есть.
-Какие ещё растения заселяют второй этаж «лесной фабрики»? (травы).
- А эта загадка, о каких растениях:
Кто пчеле подарит мёд?
Кто на солнышке цветёт?
И головкою цветной
Нам качает головой. (цветы).
-А вот какие есть цветы -угадаем (иллюстрации цветов).
1. Знаем мы его с тобой,
Цветик тёмно-голубой,
И зелёный тонкий ствольчик-
Это верно … (колокольчик)
2. Из под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает (подснежник)
3. На зелёном шнурочке белые звоночки.
-Какие ещё цветы растут в лесу? (фиалка, ромашка, одуванчик, незабудка).
Загадка: 1. Он и мачеха и мать, как цветочек этот звать?
2. Тонкий стебель у дорожки
На конце его серёжки.
Нам он, как хороший друг
Лечит ранки ног и рук.
- К каким растениям относятся эти травы? (к лекарственным)
- Анаграмма. Расшифруйте анаграммы и вы узнаете ещё два лекарственных растения:
Ни-ду-ме-ца
К-ва-ра-пи
- Какие растения нашего леса занесены в «Красную книгу»?
(Чтение стихотворения под фонограмму):
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все и я и ты,
Если мы сорвём цветы,
То останутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты.
(На доске вешаются золотые правила общения с природой, собирая цветы и ягоды).
(Дети читают стихотворение):
Глаза распахните!
Смотрите:
Растущая дико, цветёт земляника.
Не рвите!
И любку не рвите
Ночную фиалку.
Не делайте палку
На случай
Из маленькой ёлки колючей.
Цветка не сорвите,
А лучше скажите:
Купальница, ландыш.
Лесная гвоздика,
Цветите!
Не исчезайте,
Растущие дико!
- А мы с вами переходим на следующий этаж «лесной фабрики», на третий.
-Какие кустарники вы знаете? (орешник, лещина, фундук, иллюстрации кустарников).
Загадка: 1 .Я на розу так похож, разве что не так хорош,
Но зато мои плоды всем пригожи для еды.
(шиповник)
2.Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные бусы (рябина).
3. Весной белена,
Летом зелена,
Осенью калёная.
Зимой хвалёная (калина).
- Ягоды всех этих кустарников лечебные. Помогают от кашля. От давления. Содержат много витаминов и очень нужны людям.
(Читается стихотворение под фонограмму «звуки леса»):
Не обидишь леса вдруг
Будет он тебе, как друг.
Коли в лес с тобой придёшь,
То ты здесь друзей найдешь.
Каждый куст берегите, ребята,
Где росток ты увидишь простой
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой.
А уж сколько орехов и ягод!
Так, пожалуй, считать -не сочтёшь.
Свято помни. Что лес -наша радость
Вместе с лесом и сам ты растёшь!
- И мы с вами поднимаемся на самый верхний ярус «лесной фабрики» -четвёртый.
-Какие растения занимают четвёртый ярус?
-Деревьев в лесу много, все они разные, а вот как называют все небольшие, молодые деревья леса? (подрост)
-А большие деревья леса? (древостой)
-Все древесные великаны в старину назывались выраями. Язык наших предков был ярок и образен. На их языке пирамидальный тополь назывался раина, ива-райда, сирень- рай-деревом. Какой общий корень у этих названий?(рай)Это означало, что людям возле деревьев было хорошо, они видели и ценили их красоту, пользу. Какую пользу лес, деревья давали человечеству раньше? (лес давал пищу, удобренную почву, тепло, кров, уют и предметы обихода).
-А деревья действительно обладают целебными свойствами, давайте расскажем, какими.
(Валеологический спектакль
«Деревья-целители»)
Берёза: целители считают. Что берёза источник энергии и жизненных сил. Снимает усталость. Последствия мелких стрессов. Полезно общение и с другими лиственными деревьями.
Ива: успокаивает.
Тополь и дуб: дают ясность мышления.
Сосна: благотворно влияет на больных и ослабленных людей. Многие хвойные деревья выделяют особые летучие вещества-фитонциды.
Ель: фитонциды подавляют развитие микробов, тем самым оздоровляют окружающую среду. Большое количество фитонцидов вырабатывает лиственница, сосна, ель, можжевельник, кедр.
Береза: а из лиственных деревьев больше всех выделяют фитонциды береза, тополь, черёмуха, боярышник, клён.
Дуб: внешний вид растений тоже оказывает воздействие на человека. Деревья с раскидистой формой кроны –дуб, акация, тополь -оказывают активизирующее воздействие.
Клён: деревья с овальной или плакучей зонтичной кроной, как у клёна, липы. Ивы, берёзы. Ясеня, оказывают успокаивающее воздействие.
-Чем одарит нас лес ещё? Если вы даже просто будет в лесу деревья улучшат ваше зрение, одарят вас безвредными антибиотиками, тем самым повышая защитные свойства организма. В лесу обостряется слух, а кровь освобождается от лишних веществ-шлаков. В лесу у человека нормализуется пульс, выравнивается давление крови и даже температура тела.
Лесной дух увеличивает биотоки головного мозга . не зряв древности люди, чтобы принять важное решение сходились под большим дубом. Это с тех пор пошла пословица «Лес-голову бережёт.» и не только в прямом, но и в переносном смысле. Ведь от мудрого решения зависят и война и мир. О лесе в народе есть много пословиц:
-«Жива душа лес чает»
- «Лес обрести -себя соблюсти» (стать во всех смыслах здоровым человеком).
- «Ищи в лесу прибыли, да не доводи лес до гибели»
- «Без леса не житьё, а вытьё»
-Объясните смысл пословицы:
-«Все лесом живут, да это в толк не берут»
- Лес лесу разница. Есть леса, в которых растут только одни берёзы. Как он называются? (березняк) А если лес состоит из дубовых деревьев? (дубрава) а если растут ели или сосны? (ельник) а если в лесу растут и хвойные и лиственные деревья, как называется такой лес? (смешанный) Кроме того, что деревья оказывают на человека эстетико-психологическое воздействие, крупные насаждения этих растений несут и санитарную службу- очищают воздух от пыли.
Игра с карточками
«Дайте правильный ответ»
1. Сколько тонн пыли в год задерживают еловые насаждения? (32т)
2. Сколько тонн пыли в год задерживают сосновые насаждения?
(35 т)
3. Сколько тонн пыли в год задерживают берёзовые насаждения? (55т)
- Ребята, вы заметили, что во время беседы мы говорили только о пользе, которую даёт лес, приносят деревья людям и всему окружающему. Но мы ещё не сказали о самом главном достоинстве леса. Скажите, почему говорят «Лес-это лёгкие планеты» (потому что лес производит кислород, который необходим всем живым существам на планете). И не важно, где вы живёте: в жаркой пустыне, в холодной Арктике, все мы дышим кислородом.
-Ребята, наша беседа называется «Лес -наше богатство», вы согласны с таким определением леса?
(Музыкальное сопровождение)говорят, что жизнь не прошла даром, если человек посадил хотя бы одно дерево. Вы ещё не успели этого сделать, так постарайтесь оберегать уже посаженные леса.
Дерево, цветок, трава и птица,
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
-Мне бы хотелось, что бы вы сами научились слушать не только ушами, но и сердцем. И шорох листьев, и шелест трав, и журчание ручейка, и пение птиц, чтобы вы научились любить и жалеть всё живое в лесу и сам лес- это необыкновенное чудо природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час для учащихся 9 класса «Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в этом наша сила»
В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей с...
Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила
Наша Родина – Россия. Её ещё называют Российской Федерацией. Она объединяет в своём составе республики, края, области. Широки и необъятны просторы. Но главное её богатство – люди. Издавна ...
Урок толерантности "Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в этом наша сила".
Данное занятие поможет учителю создать условия для формирования знаний учащихся по вопросам толерантности....
Внеклассное мероприятие "Мы разные и в этом наше богатство, мы вместе и в этом наша сила"
Веклассное мероприятие было проведено в 7 классе для ознакомление с традициями и обычаями узбекского народа...
Родительское собрание «Наша семья — наше богатство!»
Взаимодействие педагогов и родителей в приобщении школьников к семейным традициям. Разработано Наследниковой О.Г...
Классный час « Мы разные в этом наше богатство, мы вместе в этом наша сила». для 9 класса.
Данный классный час разработан для учащихся 9 класса. В нем поднимаются проблемы взаимоотношений людей разных национальностей в пределах нашей многонациональной родины. Классный час ...
Беседа "Хлеб наше богатство"
Цель: познакомить детей с процессом выращивания хлеба, дать представления о том, как хлеб пришёл к нам на стол;донести до сознания детей, что хлеб — итог большой работы многих людейр...