Воспитательное занятие для учащихся 2 класса «Природа Хакасии»
план-конспект урока по теме

Медведева Фаина Алексеевна

Цель: развивать познавательный интерес, актуализируя и обобщая знания по теме природы;  формировать мотивацию, ответственное отношение к природе; расширять кругозор детей о природе Хакасии, о её поэтах; развивать речь, умение работать в группах воспитывать человека – гражданина.

Форма: игра «Интеллектуальный тир»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1doc.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 2

Тема: «Природа Хакасии» (обобщение).

Цель: развивать познавательный интерес, актуализируя и обобщая знания по теме природы;                

           формировать мотивацию, ответственное отношение к природе; расширять кругозор    

           детей о природе Хакасии, о её поэтах; развивать речь, умение работать в группах;

           воспитывать человека – гражданина.

Форма: игра «Интеллектуальный тир»

  Оборудование для учеников:

1. кисточка, ручка, краски.

2. стихи Н. Доможакова «Цветы», «Берёзка».

3. три фишки красные – цвет тепла и радости;

зелёные – цвет жизни на земле.

4. энциклопедии о животных, о растениях.

5. красная книга Хакасии.

6. справочник «Природа Хакасии»

7. тир мишень.

8. фотографии ландшафтов Хакасии, иллюстрации

лугов, лесов Хакасии.

9. дом. задание: плакаты в защиту природы.

 Оборудование для учителей:

1. видеокасета «Редкие и исчезающие растения»

2. задание по группам.

3. макет контуров Хакасии с высоты птичьего

    полёта.

4. модели рук для выведения правил поведения в  

    природе.

5. энциклопедия «Жизнь животных». Рыбы.

6. медали для победителей с изображением

    животных и растений.

7. разрезанные модели сороки и снегиря.

8. мини – плакаты «Зимующие птицы»,  

    «Перелётные птицы».

9. цветные фотографии: животные и растения  

    Хакасии, занесённые в «Красную книгу».

10. аудиокассета «Голоса птиц», «Сказитель

     Хакасии».

11. картина лиственницы.

12. гербарий ветки лиственницы.

13. можжевельник ( рисунок и гербарий).

14. в хрустальных лодочках красная смородина,

      брусника, черника.

15. хакасская пословица и игра «Ах токпес».

                       

Ход урока:

I.  Звучит хакасская мелодия. Поёт народный сказатель очень тихо.

– Здравствуйте, ребята.

Дети заходят, и учитель предлагает взять на столе фишку, которая понравится – зелёную или красную.

Учитель: Садитесь, пожалуйста, за стол, где флажок такого цвета, как выбранная вами фишка.

Предлагаю выбрать командиров. Команда красных – с фишками цвета тепла и радости. Команда зелёных – с фишками цвета жизни на Земле.

- Прочитаем дружно, куда же мы попали?

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТИР.

Учитель: Что такое интеллект?

( это мыслительные способности человека)

Учитель: Что такое тир? Кто видел? Где?

                 Ваши выстрелы в мишень – это правильные ответы. По количеству метких      

                 выстрелов узнаем, какая из команд самая интеллектуальная.

                 Больше шансов победить у той команды, где царит уважение, дружба и умение  

                 выслушивать каждого члена команды.

                 Скажем девиз, взявшись за руки:

                 

                 «Возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть по одиночке».

Учитель: Право на первый выстрел разыграют командиры.

                      (выходят и считаются)

Возле школьного крыльца

Посадили деревца

Вера – вербу,

Ясень – Вася,

Слава – сливу,

 Клава – клён…

Ты работал – оставайся!

Ты ленился – выйди вон!

ВЫСТРЕЛ 1.

Задание:

Расшифровать слово, зашифрованное с помощью математических выражений. Найдите значения, подставьте соответствующую букву.

40-20

е

80-60

к

85-5

я

37-7

н

8+7

к

9+6

б

12-5

х

14-8

а

5+9

а

18+3

а

24+3

и

7+9

а

7

14

15

14

20

27

80

6

15

16

20

21

30

У детей должны получиться слова:     ХАКАССИЯ,   АБАКАН.

Учитель: Что обозначает это слово?  (Хакассия – республика, где мы живём;

                 Абакан – столица, главный город Хакасии).

 

Открываю слова на карточках:

Республика Хакасия

Абакан

Учитель:   На доске макет нашей Республики Хакасии с высоты птичьего полёта.

Есть выстрел!

Красную фишку приклеиваем на цифру 1; зелёную тоже.

Физминутка:  Представить себя вороной . Показать как взлетает ворона.

ВЫСТРЕЛ 2.

Вопросы нашей игры будут связаны с изученной темой «Природа» и природой

Хакасии.     (открываю карточку со словом

Природа

)

 Выходят командиры и право выбора другой команды, так как ответили обе правильно.

Дети вытягивают конверт, там разрезанные на части рисунки птиц; снегиря и вороны.

Задание:

Сложить. Определить название птицы. Определить зимующая или перелётная. Доказать.

Есть выстрел!

ВЫСТРЕЛ 3.

Командиры выбирают задание на красиво оформленном листочке.

Задание.

Выбрать одной команде только зимующих. ( птиц) Доказать. Другой команде – перелётных. (птиц) Доказать.

1. синица

                   6. сорока

  2. скворец

7. дятел

   3. ласточка

     8. кукушка

     4. поползень

                   9. воробей

                  5. грач

         10. трясогузка

Дети читают ответы. Ошибка – выстрел холостой. Вывешиваются мини плакаты зимующих и перелётных птиц для повторения в свободное время.

Учитель: Назовите птиц Хакасии, которые на грани вымирания.

Дети: Стерх (Белый журавль), журавль Красавка, дрофа.

Учитель: В Хакасии на болотах гнездится и Чёрный журавль, но осушение болот резко сократило их численность. Теперь чёрный журавль на грани исчезновения. А вот степной орёл. Его численность сократилась из – за беспокойства людьми.  Он не может делать кладку яиц во время размножения. (На доску вывешиваются открытки и фотографии).

Есть выстрел!

ВЫСТРЕЛ 4.

Первое право победителю или по очереди, если поровну.

Задание:

Вставить в слова пропущенные буквы и по этой букве узнать ответ на вопрос.

Дети выполняют и зачитывают по очереди вслух. Все внимательно слушают.

I команде:

II команде:

Какое дерево не гниёт в воде?

Какое хвойное дерево сбрасывает хвою на зиму?

с..рока

м..шина

в..рона

к..пуста

к..рова

    к..рандаш

с..бака

                      з..вод

а - ель

    а - лиственница

               о - лиственница

                  о  - ель 

(Вывешивается картинка и выставляется гербарий).

Учитель: Посмотрите на картинку. Эта красавица обитает в лесах Хакасии. А вот гербарий её веточки. При Петре I лиственницу использовали в кораблестроении, а дома построенные из неё, стоят более 500 лет!

     А теперь на обратной стороне карточки  добавьте по три названия кустарников Хакасии.

А вот можжевельник – редкость в нашей местности. Хвойный кустарник. Лакомство для диких животных. Растёт долго, а погибает из-за оползней и обвалов.

Есть выстрел!

Физминутка: Хакасская игра «Ах токпес!).

Одному водящему завязывают шарфом руки за спиной. Он бежит спиной вперёди ловит остальных. А дети убегают как обычно.

 

ВЫСТРЕЛ 5.

Задание. 

   Отгадать загадки. Какие же это загадки это вопросы (читаются по очереди каждой команде).

1. Какое растение опыляют только шмели? (клевер)

2. Какое растение растёт по дорожкам? ( подорожник)

3. Растёт зелёный кустик – дотронешься , укусит. (крапива)

4. Горел в траве росистой фонарик золотистый, потом померк, потух и превратился в пух.

Учитель: К какой группе растений относятся отгадки? Посоветуйтесь.

Назовите по 3 представителя трав. (дети по очереди называют)

Есть выстрел!

Учитель: А вот водный орех – Чилим. В Хакасии его знают с времён каменного века. За большую питательность его плодов, люди почти весь его истребили. Растёт в стоячих водах или малопроточных. И сейчас он занесён в «Красную книгу» ещё и потому, что люди безграмотно используют водоёмы.

(Вывешивается иллюстрация на доску).

Учитель: Посмотрите видиокасету. Слушаем. Наблюдаем. Приготовить ответ: «Почему дали          

                 такое название?»

Ответы детей.

Учитель: Венерин башмачок – это, действительно, чудо нашей местности.

Поэтическая пауза.

Учитель: Поэты Хакасии восхищались и восхищаются красотами родной местности.

                 (Дети читают стихи Н. Доможакова №Цветы» Г. Казачиновой «Берёзка»)

ВЫСТРЕЛ 6.

Учитель: Мы знаем, что явления природы влияют на мир растений и животных.

                 Докажите.

Задание.

Расставьте цифры в логической последовательности. Обменяйтесь карточками  и проверьте по коду друг друга.

 

      1. Отлёт птиц.

2. Солнце ниже, чем летом.

      3. Исчезают насекомые.

      4. Похолодание.

Код            

Есть выстрел!

ВЫСТРЕЛ 7.

Учитель: В природе нет полезных и вредных животных. Природе нужны все. Докажите, выполнив задание, составив экологические цепи.

Задание.

                     

                     

кедр

пшеница

коршун

мышь

соболь

человек

белка

человек

змея

Кедр – белка – соболь – человек

(Дети объясняют, если человек уничтожит всех белок, то кедр будет размножаться не так быстро и начнёт сокращаться численность соболя и пострадает, в итоге,  человек и так же объясняет другая команда).  

Есть выстрел!

Физминутка: У оленя дом большой,  он глядит в своё окно.

                         Зайка по лесу бежит, в дверь к нему стучится:

                         Тук-тук! Дверь открой! Там бежит охотник злой!

                         Зайка, зайка, забегай! Лапку мне давай!

(Дети показывают движениями)

ВЫСТРЕЛ 8.

Учитель: Скоро новый год. Чудеса встречаются разные. Какое чудо нам приготовил Мороз?

Задание: Залейте листок краской. Что у вас случилось?

                ( на листках два разных рисунка, выполненных воском:

                                       1 лист – медведь, рыба.

                                       2 лист- птица, жук.)

Учитель: Подумайте, посоветуйтесь и скажите  к какой группе животных относятся                    

                 эти представители.

(Дети командой по очереди доказывают к какой группе относятся, например насекомые, т.к. 6 ног; птицы, т. к. тело покрыто перьями и т. д.)

Есть выстрел!

ВЫСТРЕЛ 9.

Учитель: Послушайте внимательно моё высказывание: «Такие группы животных на

                 территории Хакасии не обитают». Подумайте, посоветуйтесь.

                 (Дети по командам , по очереди доказывают, приводят свои примеры)

Есть выстрел!

Учитель: Из насекомых в Хакасии редко встречается ночной малый павлиний глаз.    

                 Посмотрите, почему так называется?

                 А вот красавец снежный барс. В год даёт одного детёныша, да и то если есть пища. Питается горными баранами. Живёт высоко в горах. Ведёт скрытый образ жизни. Люди истребили почти всех из-за красивого меха.

                  А вот чудо лесов Хакасии – красный волк. Посмотрите, шкура и хвост на какого зверя похожи: а мордочка? Очень осторожное животное. Увидеть почти невозможно, а истребляют из-за красивого меха. Все они занесены в Красную книгу. И охота полностью запрещена.

ВЫСТРЕЛ 10.

Учитель: Узнали о красоте и разнообразии животных и растений Хакасии, и о том,  

                 какие из них на грани исчезновения.

Вы выполняли домашнее задание: рисовали на моделях ладоней плакаты в защиту природы.

- Что можем мы с вами сделать, чтобы природа Хакасии была красивой и не исчезали ни насекомые, ни птицы, ни звери?

(Дети озвучивают свои плакаты на ладонях – моделях, а учитель берёт их и приклеивает вокруг  макета Хакасии на доске.)

Наряженная Ярославна приготовила стихи:

О, люди, мыслю я, у всех у нас

                                                      Есть Мать одна

                                                      По имени Природа!

   У ней для всех хватает доброты.

   И мы живём, запечатлеть на веке

                                                      В душе её прекрасные черты-

Поля, леса, луга, моря и реки.

Учитель: К. Паустовский сказал: «Рыбе – вода, птице – воздух, а человеку нужна Родина.    

                 И охранять природу – значит охранять Родину».

- А теперь посчитаем очки. ( У одной команды 1 промах. Разрешит ли команда победителей задать ведущему дополнительный вопрос, что бы победа была ничья, а победила дружба? Команда согласна. Учитель задаёт дополнительные вопросы, дети отвечают.)

Учитель: А вот и награды – медали с изображением животных и растений нашей местности.

Задание: узнать о нём из энциклопедий, книг, которые на выставке и самое интересное  

                   рассказать на следующем уроке.

                   Читайте самые умные книги – энциклопедии и научно – популярные детские                    

                    книги.

Учитель: Ребята, хакасы говорят:

                - Ты в улус пришёл – хозяева тащат снедь на стол. А как в лес пришел – ягод тьму        

                   Нашел. Командиры угостите ягодами лесов нашей Хакасии присутствующих.

(Дети в хрустальных лодочках подают мороженную чернику, красную смородину, бруснику)

  1

  3

 4

 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект воспитательного занятия в 8 классе для учащихся с легкой степенью умственной отсталости.

Конспект  воспитательного занятия в 8 классе для учащихся с легкой степенью умственной отсталости. Воспитатель Краус О.М.Тема: « Изготовление бумажного эко-пакета».Цель: Освоение навыка изготовле...

Воспитательное занятие для 3 класса ГОУ РК "С (к) ШИ №7" г. Воркуты по теме: "Органы чувств. Нос".

Целью воспитательного занятия являетя знакомство учащихся со значением носа для жизни и здоровья человека; коррекция внимания, памяти, мышления детей с ОВЗ....

Воспитательное занятие во 2 классе на тему: «Ёжик»

Аппликация из бросового материала...

воспитательное занятие "Береги и люби природу"

Воспитание любви к природе. Учить бережному к ней отношению....