Воспитательное занятие для 3 класса ГОУ РК "С (к) ШИ №7" г. Воркуты по теме: "Органы чувств. Нос".
план-конспект по теме

Тютрина Татьяна Александровна

Целью воспитательного занятия являетя знакомство учащихся со значением носа для жизни и здоровья человека; коррекция внимания, памяти, мышления детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_nosna_attestatsiyu2013g.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

 Тема: «Органы чувств. Нос»

                        

Воспитатель: Анисимова Т.А.  

Тема занятия:

«Мой замечательный нос!»

Цель занятия:1. Познакомить со значением носа для жизни и здоровья человека, с правилами его здоровьесбережения.

2.Коррекция внимания, памяти,мышления детей с ограниченными возможностями

здоровья.

3.Воспитание  дружеских отношений в коллективе.

Задачи занятия:

  1. Дать детям доступные для понимания знания о носе, его значении для человека.
  2. Расширить кругозор детей, их словарный запас (ноздри, носоглотка)
  3. Развивать умение легко излагать свое мнение.
  4. Закрепить правила  гигиены и ухода за носом.

                                                                                                                                     

Педагогические технологии: личностно-ориентированные, исследовательские, игровые.

Здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, динамическая пауза, массаж носа, релаксационная пауза.

Методы и приемы:

  • Наглядные: показ, демонстрация.
  • Словесные: художественное слово, беседа, вопрос-ответ.
  • Игровые: дидактическая игра, сюрпризный момент
  • Практические: упражнение, исследовательские действия.

Предварительная работа: чтение и заучивание стихотворений «Зачем носик малышам?» Э.Мошковской, «Это что растет у вас?» И. Иртеньева,  рассказов «Ящуркин нос» Н.Сладкова, «Чей нос лучше» В.Бианки.

Место проведения: игровая комната.

Продолжительность занятия: 30 минут

Материально-техническое обеспечение занятия: доска для вывешивания пособий,  ноутбук, аудиомагнитофон.

Методическое и дидактическое обеспечение занятия: схема строения «Нос», плакат «Береги нос», набор карточек слов (пословицы), карточки по словарной работе (ноздри, носоглотка), баночки с различными продуктами, парфюмерия, стаканы, трубочки, зеркала на каждого человека, носовые платки, картинки к игре «Чей нос?»

Тип занятия: здоровьесберегающее

1.Организационный момент

Основные элементы

Цель: создать психологический настрой на учебную деятельность и концентрацию внимания

Метод: словестно-наглядный

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Примечание

- На свое место сядет тот, кто назовет часть тела. Не повторяться. Внимание!

Улыбнемся друг другу. Молодцы! Какое у вас настроение? Давайте поделимся хорошим настроением с нашими гостями.

Дети становятся в круг, берутся за руки. Выполняют задание.

Хорошее настроение!

 

2 Основная часть занятия

Основные элементы

Стихотворение «Мой замечательный нос»

Цель: коррекция внимания, мышления, памяти.

Метод: словесный.

- Сегодня у нас интересное занятие, а для того чтобы узнать о чем пойдет речь, вам надо послушать внимательно стихи, которые приготовили ребята.

Я ничего не знаю,

И вдруг мой нос говорит,

Что где-то и у кого-то

Что-то сейчас подгорит!

Я ничего не знаю

Это нос доложил:

Кто-то купил апельсины

И во-о-н туда положил.

Я ничего не знаю,

Я в духоте сижу!

Нос говорит: «Погуляем!

Очень тебя прошу».

Ходишь с ним и гуляешь

Он говорит со мной,

Он говорит: «А знаешь,

Пахнет уже весной!»

 

Беседа об органе дыхании – нос!

Цель: развитие внимательного отношения к своему телу.

Метод: словесный

- О какой части лица это стихотворение?

- Правильно. Сегодня на занятии мы узнаем для чего человеку нужен нос, почему важно беречь его.

- Возьмите аккуратно зеркало на столе, рассмотрите свой нос.

- Положите зеркало на стол. Посмотрите, одинаковые ли у вас носы?

- А для чего человеку нужен нос?

- Верно, человеку для жизни нужен воздух, поэтому мы дышим.

- Нос!

Берут в руки зеркало, рассматривают нос.

- У всех разные носы по форме и величине.

- Чтобы дышать.

Музыкальный фон.

Игра «узнай, чей нос»

Цель: коррекция мышления, внимания.

Метод: наглядный, словесный, поисковый.

-Сейчас я буду показывать вам носы, а вы попробуете угадать, чей это нос. 

- Молодцы, вы справились с заданием.

Дети выполняют задание.

Показ картинок.

Массаж носа «Улитка»

(по китайской технологии)

Цель: привитие навыков элементарного самомассажа, что повышает иммунитет к заболеваниям дыхательных путей.

Метод: наглядный, словесный.

- Чтобы нос хорошо дышал, нужно делать массаж.

От крылечка, до калитки,

три часа ползут улитки,

Три часа ползли подружки,

На себе таща избушки.

- Понравилось делать массаж для носа?

Дети повторяют слова и движения.

- Да.

Трут указательные пальцы, массируют ноздри: сверху-вниз, снизу-вверх (10-20 раз)

Опрос по заданному на дом материалу.

Цель: коррекция внимания и памяти, закрепление правил ухода за носом; актуализация знаний.

Метод: наглядный, словесный, поисковый.

- Ребята, на прошлом занятии мы познакомились с правилами ухода за носом, и вы должны были повторить эти правила.

- А если вы простудились и нос не дышит, что нужно делать? Правильно

- Нельзя ковырять в носу пальцем и острыми предметами.

- Нельзя засовывать в нос посторонние предметы.

- При насморке нельзя сильно сморкаться и втягивать слизь в себя.

- Нельзя долго находиться на солнце, нос может обгореть.

В сильный мороз не надо долго гулять, нос можно отморозить.

- Идти к специальному врачу.

Вывешивается плакат «Береги нос».

Дети, с опорой на плакат, отвечают.

Стихотворение «Зачем носик малышам»

Цель: коррекция памяти, мышления; развитие выразительной речи.

Метод: словесный.

- А теперь послушаем стихотворение, которое подготовили дети.

- Есть прямые носики

Есть носики курносики…

Очень нужен всякий нос

Раз уж он к лицу прирос.

Жарким летом на лужайке

Носик нюхает цветочки,

На полянке – землянику.

- В огороде чует нос

Где чеснок и лук подрос.

В доме может так случиться

Носик может пригодиться.

Он найдет в шкафу варенье,

Где конфеты и печенье,

Где в буфете шоколадки.

- Или сок в бутылке сладкий.

Апельсины кто принес?

Все пронюхает наш нос.

Даже помнит он каков

Запах маминых духов.

Нос не должен быть простужен,

Нос здоровый всем нам нужен.

- Чтобы сон когда придет

Тихо спать, закрывши рот.

Еще можно пожелать

Пальцем в нос не залезать.

Днем на солнце не сидеть –

Носик может обгореть.

- А зимой в большой мороз,

Не высовывать свой нос.

Ну, теперь понятно вам,

Зачем носик малышам?

Рассказ о строении носа.

Цель: учить детей слушать; учить восприятию наглядного материала.

Метод: словесный, практический

- Возьмите еще раз зеркало, посмотрите внимательно на свой нос. А теперь посмотрите на нос друг друга. Чем похожи ваши носы.

- Две дырочки, через которые дышим, одинаковые.

Музыкальный фон.

Презентация. Показ слайдов «Строение носа»

Цель: обогащение словарного запаса; развитие любознательности.

Метод: словесный, наглядный.

- В носу есть дырочки – это ноздри. Сколько их? Правильно. Повторим хором.

- Воздух, который мы вдыхаем, прежде, чем попасть в наш организм, путешествует по длинным коридорам в носу. Все стенки этих коридоров покрыты очень маленькими ресничками, которые все время колышутся. К ним прилипают пылинки, попавшие вместе с воздухом. А при выдохе пылинки вылетают наружу. Если в нос что-то попало, что происходит?

- Пройдя через носовые раковины, очищенный и увлажненный воздух плавно опускается в носоглотку. Повторяем хором.

- Вы, наверное, удивитесь, но от носа зависит и ваш голос. Нос вместе с носоглоткой позволяет сделать ваш голос другим.

- Две ноздри.

- Чихаем.

- Носоглотка.

 

Дети рассматривают строение носа.

Эксперимент

Цель: развитие умения делать вывод; расширение кругозора.

Метод: практический.

- Зажмите свой нос рукой и скажите  что-нибудь. Что происходит?

- какой вывод можно сделать?

Дети выполняют задание.

- Он изменяется.

- От носа зависит и наш голос.

Загадка

Цель: развитие умения отвечать целыми предложениями; развитие мышления.

Метод: словесный.

- А еще наш нос можно назвать сторожем организма.

- Вокруг носа вьется, в руки не дается? (Запах)

- Верно. А сторожем его называют  потому, что он единственный из всех органов умеет воспринимать разные запахи.

- Докажите, что нос воспринимает запахи. Приведите примеры.

- Да, ребята, именно запах предупреждает об опасности или помогает определить испортившийся продукт. Поэтому важно, чтобы нос был здоровым. А что делать, если нос не здоров?

- Да, этот врач называется Лор. Повторим хором.

- Запах.

- Нос чувствует запах еды, дыма, парфюмерии и т.д.

- Идти к врачу.

- Лор.

Физкультминутка

Цель: формирование потребности в двигательной активности.

Метод: наглядный

- А теперь отдохнем, сделаем физкультминутку.

Дети повторяют действия, которые изображены на мониторе ноутбука.

Включается песня Барбарики «Бананамама»

Закрепление учебного материала

Цель: закрепление пройденного материала; развитие внимания, мышления, памяти.

Метод: наглядный, словесный, практический.

- Давайте еще раз сделаем вывод. Как сохранить нос здоровым?

Дети опираются на полученные новые знания и на плакат «Береги нос» и отвечают на вопросы.

Вывешивается плакат «Береги нос»

Дыхательная гимнастика

Цель: развитие правильного диафрагменного дыхания.

Метод: словесный, наглядный.

- А еще, чтобы нос был здоровым, нужно делать упражнения.

1. Сдуваем снежинки с ладошки. Дуем на ладонь, вдох через нос, выдох через рот.

2. Как мычит корова. Сделать вдох, на выдохе протяжно тянуть звук М_М_М, одновременно постукивая указательными пальцами по крыльям носа. ( 3 раза). Молодцы а теперь поиграем.

Дети выполняют задание.

Фоновая музыка.

Дидактическая игра «Узнай по запаху»

Цель: развитие обонятельного восприятия.

Метод: практический

- Ребята, под этими салфетками кое-что спрятано. Давайте попробуем угадать по запаху, что там находится. А наши носы в этом нам помогут.

Дети, с закрытыми глазами угадывают запахи по одному.

Фоновая музыка.

Упражнение «Собери поговорку»

Цель: развитие коллективизма, взаимопомощи; коррекция мышления, памяти

Метод: словесный, практический

- А сейчас постарайтесь из карточек со словами собрать поговорку о носе.

- Молодцы! Вы отлично справились с заданием. А что эта поговорка обозначает?

Дети группой собирают поговорку о носе.

- Нельзя в мороз долго находиться на улице, можно простыть.

Карточки со словами (Береги нос в большой мороз)

Игра «Бульканье»

Цель: профилактика простудных заболеваний; приобретение навыка.

Метод: практический, наглядный.

- Ребята, перед вами, на столе, стоят бутылки с водой и рядом лежит соломинка. Нужно, чтобы за один выдох получилось долгое бульканье. Всем понятно? Тогда начинаем делать упражнение.

Дети выполняют задание.

Педагог показывает действия.

Заключительная часть занятия

Основные элементы

Подведение итогов занятия

Цель: коррекция познавательных процессов (памяти, мышления, внимания); умение обобщать, делать выводы.

Метод: словесный.

- Ребята, давайте вспомним, что же мы узнали на занятии?

 - Что больше всего понравилось на занятии?

 - Что было сложно?

- Познакомились со строением носа, правила ухода за носом, массаж носа, новые слова – носоглотка, ноздри, лор.

Фоновая музыка.

Релаксационная пауза

Цель: снятие эмоционально-психического и телесного напряжения.

Метод: словесный.

-Ребята, вы сегодня хорошо поработали, и сейчас мы немного отдохнем, насладимся прекрасной музыкой Моцарта. Ложитесь на ковер, закрывайте глаза и отдыхайте.

 Дети ложатся на ковер, закрывают глаза, слушают музыку.

Музыка Моцарта.

Сюрпризный момент.

Цель: создание хорошего позитивного настроения.

Метод: игровой.

- На память о нашем занятии, я вручаю вам каждому носовой платок, чтобы ваш нос был чистым и не беспокоил вас. А теперь давайте попрощаемся с гостями.

 Дети прощаются с гостями.

Фоновая музыка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии в 9 классе коррекционной школы по теме "Органы чувств. Орган зрения"

Урок предназначен для изучения темы "Органы чувств. Орган зрения". В доступной форме с использованием презентации идет изучение новой темы....

Тема: Органы чувств. Загадки. 8 класс

Тема: Органы чувств. Загадки. 8 класс...

Тест по теме "Органы чувств. Органы осязания, обоняния, вкуса"

Тест по теме "Органы чувст. Органы осязания, обоняния, вкуса" содержит два варианта, состоящих из трех частей: часть А, часть В и часть С...

Конспект урока природоведения в 5 классе коррекционной школы VIII вида на тему:"Органы чувств". Презентация к уроку.

Конспект урока природоведения в 5 классе на тему:"Органы чувств"для обучающихся коррекционной школы VIII вида.На уроке применена ИКТ технология в виде презентации....

Разработка урока биологии 8 класс по теме "Органы чувств".

Разработка урока биологии 8 класс по теме "Органы чувств"....

Конспект урока по мир природы и человека, по теме " Органы чувств " 3 класс для детей ОВЗ

Конспект урока по теме " Органы чувств" 3 класс  для детей ОВЗ...