Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья города Абакана «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VI вида № 27»
«С чего начинается Родина?..»
(из опыта работы учителя истории Кочергина Ю.Б. и учителя географии и краеведения Ходовой Е.П.)
Цели и задачи работы волонтерской поисковой группы «Поиск»
Данная работа имеет в своей системности колоссальное значение в деле воспитания и формирования духовности личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Она совершенствуется, дополняется ежегодно уже 10-й год. А всё начиналось с небольшой группы учащихся школы (отряда) «Поиск», которая ставила первоначально своей целью подготовку мероприятия посвященного Дню Победы. С годами менялся состав поисковиков, количество увлечённых поисковой работой увеличивалось. В 2005 году Кочергин Ю.Б. защитил элективный курс «История Хакасии и России в названии улиц города Абакана», а Е.П. Ходова уже тогда вела школьный курс «Родной край – Хакасия». Стала просматриваться определенная системность. Задачу поисковики стали ставить более сложную и глубокую: «Духовность, гражданственность и патриотизм на примере жителей Абакана и Республики Хакасия». Город Абакан и его жители – стал «музеем под открытым небом». Именно название улиц, площадей, памятники города и его прекрасные жители являются для моих учеников примером гражданственности, духовности и патриотизма. Данная работа необходима для нашего общества в целом. А когда 4 года назад в школе появились первые экспонаты (фотографии) нашего музея, созданного усилиями самих учащихся, то это стало большим подспорьем решения нашей основной цели: воспитания истинных граждан и патриотов родного города, духовно богатыми и способными на проявление лучших человеческих качеств, например, сопереживания. Дети - будущее нашего общества. И если мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов отечества, мы должны воспитать в наших детях духовно-нравственный стержень. Понимать другого человека, сопереживать ему, с моей точки зрения, в нашей коррекционной школе это профилирующая идея. Мы были во многих школах, видели и знаем много детских коллективов, но нигде, ни в какой школе нет такого человеческого понимания чужого несчастья (инвалидности), как в нашей школе. Сегодня как никогда, нам становится ясно, что без духовности, воспитания гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своего города, своей нации, своей Родины. Наш школьный музей «Исторической фотографии города и горожан» вносит достойную лепту в воспитание гражданственности и патриотизма учащихся и помогает воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности своей детской душевности, своей семьи, нации и Родины. Ребенок, подросток, который будет знать историю своего города, своих земляков, быта прошедших лет, улочки – «шкатулочки» своего любимого и родного города, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Он просто будет знать им цену. 2. Основные цели волонтёрского отряда «Поиск»: 1. Сохранение исторической памяти и наследия Развитие интереса к истории города, углубление знаний по истории малой родины и формирование на конкретном историческом материале духовных, гражданско–патриотических чувств и убеждений, утверждение значимости таких ценностей, как: а) любовь и уважение к родному городу и горожанам; б) бережное отношение к плодам труда, опыту предшествующих поколений; в) приумножать историческое наследие, сохранение исторической памяти; г) знать и понимать духовное устремление прошедших поколений; д) сопереживать по отношению к ближнему. 2. Использование материала наследия и традиций в работе с детьми, обделённых здоровьем, вовлечение их в активную деятельность музея 3. Организация обмена опытом с представителями разных поколений с целью объединения педагогов, родителей и детей 4. Новое осмысление исторического наследия и возвращения его в культурный оборот 5. Воспитание у учащихся стремления к овладению глубокими знаниями, высоконравственными качествами в процессе изучения истории, культуры родного города Абакана.
3. Основные задачи волонтерского отряда «Поиск»
1.Через музейный материал, изучаемый с учащимися осуществлять связь с окружающей обстановкой, воспитания патриотического чувства, любви к Родине, к родному городу, своему району. 2.На конкретном, близком школьникам материале развить у них: -интерес к историческим знаниям; -интерес к изучению и сохранению собственной культуры и языка, так и народа, живущего рядом; -чувство уважение, толерантность, формирование отчетливых представлений о неразрывной исторических судеб народа родного города с историей всей страны. Приобщить учеников к общественно – полезной работе, развивать деятельность ребят по охране памятных мест, памятников истории и культуры родного города. А так же организовать шефство над памятниками, мемориальными досками и могилами уважаемых земляков, героев войны и труда. С целью воспитания уважения к ратному и боевому подвигу народа -вести «Летопись города глазами детей 21 века»; -собирать воспоминания, сведения; -написать историю людей, запечатлённых в названиях улиц нашего города. Для стимулирования интереса к истории своего города организовать проведение конкурсов, викторин, олимпиад, походов, экскурсий. Проводить на базе школьного музея торжественные акции, посвященные Дню защитников Отечества, Дню Победы, Дню города, Дню памяти жертв политических репрессий и другим памятным событиям в истории нашей Родины. Результат нашей работы должен быть положительным для всех. Сохранение наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения приведет к улучшению качества социальной среды. Знание истории, прошлого народа, родного города повысит жизнестойкость, конкурентоспособность личности. Работа кружковцев служит объединению, сплочению учащихся, учителей, родителей, приглашённых гостей вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое, настоящее для будущих потомков, играет огромную роль в формировании мира и согласия среди людей разных национальностей, укрепляет дружбу между народами.
4. Опыт работы и возможности сетевого проекта
Наша школа имеет небольшой опыт работы в данном направлении. Только пять лет в школе работает кружок отряд «Поиск». За эти годы был установлен контакт с музеями, архивами, научными учреждениями. В частности большую помощь нам оказывали работники республиканского архива (Сушкова Н.А.) сотрудники республиканского краеведческого музея (директор Феоктистова), музея железнодорожного транспорта (директор Леонова В.В. и её заместитель Халтурина Н.В.), почётный гражданин города Абакана Торосов В.М., Общество «Мемориал» (руководитель Абдин Н.С.), много о городе и его истории рассказали «летописцы» города Гладышевский А.В. и директор городского парка «Орлёнок» Кириченко В.П. Проведены экскурсии по историческим местам города и республики, организованы тематические встречи с участниками Великой Отечественной войны, ветеранами труда, жертвами политических репрессий. Все вышеприведенные факты указывают на наличие опыта работы школы и возможности продолжения данной работы, направленной на сохранение исторического наследия и формирования и воспитания духовно богатой личности – Гражданина. 5. Обоснование необходимости продолжения работы волонтёрского отряда «Поиск» Продолжение работы отряда «Поиск» просто необходима для воспитания духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, через любовь к городу, жителям города, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей культуры, своей земли. Дальнейшая работа необходима для сохранения исторического наследия для потомков, для вовлечения в активную поисковую и исследовательскую деятельность представителей из так называемой категории «инвалидов» с целью возвращения их в «нормальное» русло. Необходима работа для развития творческих начал личности, для обмена опытом, осуществления контактов между людьми разных поколений, жителями города, где проживают этнические сообщества, необходима для нового осмысления исторического наследия и возвращения в культурный оборот.
- Цели и задачи дальнейшей нашей работы
Главной целью дальнейшей работы является воспитание и формирование личности учащихся при помощи не только поисковой и исследовательской работы, но и создаваемого музея истории родного города. Основные задачи, решаемые в ходе реализации дальнейшей работы: 1. Сохранение исторической памяти и наследия. 2. Расширение школьного музея. 3. Определение более широкого направления музея. 4. Пополнение и обновление экспозиций музея. 5. Развитие у учащихся интереса к истории и краеведению, исследованиям, к научно-познавательной деятельности. 6. Развитие самоуправления в процессе работы музея. 7. Установление более широкого контакта с архивами, музеями, научными центрами, привлечение к проекту ученых, родителей учащихся, общественности. 8. Выход на региональный уровень: организация обмена опытом, семинаров. 9. Привлечение средств массовой информации к освещению работы музея. - Стратегия и механизм достижения поставленных целей
Основные стратегии: 1. Создание и расширение поисковой группы музея. 2. Изучение краеведческой литературы. 3. Сбор материалов и реставрация экспонатов. 4. Создание экспозиций, разделов музея (вдоль лестничных пролётов). 5. Оформление интерьера музея. 6. Создание совета и актива музея. 7. Организация поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы. 8. Организация группы экскурсоводов. 9. Открытие кружка «Юный историк-краевед». 10. Введение операции «Поиск», «Ветеран», «Лучшая находка». 11. Выпуск газеты «Находка». 12.Создание летописи работы поисковой работы и работы школьного музея. 13. Проведение семинаров, конференций, акций, конкурсов. Для дальнейшей работы школьного музея и музея под открытым небом, во-первых, необходимо наличие объекта. В данном случае объектом является школьный музей и улицы любимого города и его жители. Для выполнения работы необходимо из числа учащихся организовать экскурсионные группы, знающих «улочки – закоулочки» родного города. Создание музея - длительный исторический процесс, требующий системного научного подхода. 5 лет работают наши поисковики – они отдают этой работе не только свободное время, но и душу. Каждый год они проводят отчёт по проделанной работе. Закончив учиться в школе и поступив в другие учебные заведения, наши поисковики не забывают свой отряд и музей. Они продолжают «служить» своему делу, делу по духовному, гражданскому и патриотическому воспитанию. Во-вторых, должны быть люди, которые могли бы возглавить это дело. В школе руководителем музея является учитель истории Кочергин Юрий Борисович и учитель географии и краеведения Ходова Елена Петровна, научным консультантом у нас является почётный житель города Абакана Торосов Владислав Михайлович. В дальнейшем мы надеемся задействовать всех учителей- предметников, классных руководителей, учащихся младших классов и их родителей, психолога. Таким образом, имеются и объект, и субъект нашей «грандиозной», но так необходимой работы. В-третьих, необходимо вызвать интерес к объекту. Это достигается различными путями: это может быть и урок в школьном музее, либо посещение любого другого музея, знакомство с каким-то интересным экспонатом (предмет быта, фотография, письмо с фронта, книга, и т.д.). Краткий рассказ о нем. На уроках истории и краеведения, на классных часах ведется работа по изучению прошлого родного города, в выпускном классе ведётся элективный курс «История Хакасии и России в названии улиц города Абакана», приобщению учащихся к национальной культуре и традициям коренного населения, формирования национального самосознания. Знакомство с историей родного города у нас начинается с 1 сентября в музее школы, можно провести «Урок Гражданина» с целью воспитания патриотизма. Далее - продолжение поисковой работы по сбору материала для музея. Поисковую группу составляют представители предвыпускных классов. На основе найденных материалов, руководитель, намечает новые направления деятельности музея. С целью управления, научного планирования работы музея, активизации творческих способностей учащихся, делегированию полномочий между членами поисковой группы создается или обновляется Совет музея. В состав Совета музея входят руководитель, староста поискового отряда, классный руководитель превыпускного класса. Совет музея планирует всю работу музея: поисковую, исследовательскую, экскурсионную, пропагандистскую. Один раз в месяц или по необходимости проводится заседание Совета. Вся наша работа делится на секции: поисковая, экспозиционная, массовая работы, секция учета и хранения. Необходимо отметить, что на всех этапах создания и обновления музея родного края происходит воспитание и формирование личности учащихся. Зажигаясь общей идеей познать родной край, происходит создание детского коллектива и его сплочение на основе развития ученического самоуправления (поисковая группа, Совет музея, Актив музея). Музей стимулирует позитивное поведение учащихся, ориентирует их на ведение нормального образа жизни. Идет постоянное переосмысление ценностей и определение своего места, своего «я», место своей семьи в цепи исторических событий. Музей сближает учащихся с родителями, укрепляет семьи. Музей создает условия для творческой самореализации каждого ученика. Активная, интересная поисковая работа служит препятствием для вовлечения учащихся в уличные группировки. Идет сбор материалов, реставрация экспонатов, ведется строгий учет найденного. Наряду с поисковой работой, организуется исследовательская, экскурсионная, пропагандистская работа. Учащиеся являются активными участниками всех этих процессов. Они духовно обогащаются, творчески развиваются – проходят этап становления личности. Научные координаторы (руководитель музея и научный консультант) вместе с учителями и классными руководителями отслеживают работу учащихся, помогают советами, направляют их в нужное русло. - Рабочий план реализации проекта
1 | Расширение или обновление поисковой группы музея. Изучение краеведческой литературы. Установление контакта с музеями, архивами. Сбор материалов и реставрация экспонатов. Создание совета и актива музея. Проведение встреч с представителями музеев других школ. Открытие кружка «Юный историк». Введение операции «Поиск», | 2 | Оформление интерьера музея. Создание экспозиций, разделов музея. - История древней земли Хакасской. Хакасия в древности. - Возникновение Усть - Абаканского острога. - Развитие Абакана до революции. - Абакан и абаканцы в годы гражданской войны. - Предвоенные годы. -Жертвы политических репрессий Хакасии. - Абакан и абаканцы в годы Великой Отечественной войны. - Здравоохранение Абакана. - Образование и воспитание. - Предприятия Абакана и Хакасии. - Пионерия и комсомол Хакасии и Абакана. - Строительство Абакана и другие темы. | 3 | -Ведение поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы. -Организация группы экскурсоводов как школьного музея так и «Музея под открытым небом». - Экскурсии. -Проведение мероприятий по гражданской и патриотической тематике. - Проведение городской акции «Береги свою историю» | 4 | - Введение операции «Ветеран». - Проведение конкурса «Лучшая находка». | 5 | - Создание кино- и фотолетописи отряда «Поиск». |
Конкретные ожидаемые результаты
Результат нашей работы должен быть положительным для всех. Сохранение наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения приведет к улучшению качества социальной среды. Знание истории, прошлого народа, родного города повысит жизнестойкость, конкурентоспособность личности. Поисковая и краеведческая работа служит объединению, сплочению людей вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое, настоящее для будущих потомков, играет огромную роль в формировании мира и согласия среди людей разных поколений, укрепляет дружбу между народами. В школе достигнуты положительные результаты в воспитании и формировании личности учащихся при помощи музея истории родного города. Произойдет сохранение исторической памяти и наследия, создание музея, пополнение и обновление экспозиций музея, развитие у учащихся интереса к истории, исследованиям, к научно-познавательной деятельности, развитие самоуправления в процессе поисковой и краеведческой работы, установление контакта с архивами, музеями, привлечение к проекту, родителей учащихся, общественности, укрепление тесной связи между школой и родителями.
- Механизм оценки результатов
Результаты работы отслеживаются администрацией школы, классными руководителями, учителями, психологом, научными руководителями, родителями. Данные по проделанной работе, уровень активности учащихся, изменения личных качеств, отношения к окружающей действительности, к истории и т.д. фиксируются, и заноситься в работу заместителя директора по воспитательной работе. Результаты проекта будут обсуждаться на заседаниях педагогического совета, на родительских собраниях.
- Дальнейшее развитие нашей работы
Поисковая и музейная работа будет продолжать охватывать все большее количество учащихся, родителей, учителей, общественность. Мы уверены, что музей и отряд «Поиск» станет базовым координатором, ведущим работу по вовлечению новых ребят в дело по духовному, гражданскому и патриотическому воспитанию.
|