С чего начинается Родина? (из опыта работы, материалы по Хакасии)
статья

Ходова Елена Петровна

Кружок любителей интересного коллекционирования (ЛИК), который полностью основан на воспитания гражданственности, с 2004 года вступил на более высокую ступень своей деятельности в нашей школе, старшеклассники создали отряд «Поиск». Почему «Поиск»?

 «Память - запечатление, сохранение и воспроизведение того, что было ранее воспринято...». Мы хотели, чтобы наши юные друзья не только слушали старых людей, но запоминали и учились на их примере.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s_chego_nachinaetsya_rodina.docx29.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья города Абакана «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VI вида № 27»

«С чего начинается Родина?..»

(из опыта работы учителя истории Кочергина Ю.Б.

и учителя географии и краеведения Ходовой Е.П.)

Цели и задачи работы волонтерской поисковой группы «Поиск»

Данная работа имеет в своей системности колоссальное значение в деле воспитания и формирования духовности личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Она совершенствуется, дополняется ежегодно уже 10-й год. А всё начиналось с небольшой группы учащихся школы (отряда) «Поиск», которая ставила первоначально своей целью подготовку мероприятия посвященного Дню Победы. С годами менялся состав поисковиков, количество увлечённых поисковой работой увеличивалось.

В 2005 году Кочергин Ю.Б. защитил элективный курс «История Хакасии и России в названии улиц города Абакана», а Е.П. Ходова уже тогда вела  школьный курс «Родной край – Хакасия». Стала просматриваться определенная системность. Задачу поисковики стали ставить более сложную и глубокую: «Духовность, гражданственность и патриотизм на примере жителей Абакана и Республики Хакасия».

Город Абакан и его жители – стал «музеем под открытым небом». Именно название улиц, площадей, памятники города и его прекрасные жители являются для моих учеников примером гражданственности, духовности и патриотизма. Данная работа необходима для нашего общества в целом. А когда 4 года назад в школе появились первые экспонаты (фотографии) нашего музея, созданного усилиями самих учащихся, то это стало большим подспорьем решения нашей основной цели: воспитания истинных граждан и патриотов родного города, духовно богатыми и способными на проявление лучших человеческих качеств, например, сопереживания.

  Дети -  будущее нашего общества. И если мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов отечества, мы должны воспитать в наших детях духовно-нравственный стержень. Понимать другого человека, сопереживать ему, с моей точки зрения, в нашей коррекционной школе это профилирующая идея. Мы были во многих школах, видели и знаем много детских коллективов, но нигде, ни в какой школе нет такого человеческого понимания чужого несчастья (инвалидности), как в нашей школе. Сегодня как никогда, нам становится ясно, что без духовности, воспитания гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своего города, своей нации, своей Родины. Наш школьный музей «Исторической фотографии города и горожан» вносит достойную лепту в воспитание гражданственности и патриотизма учащихся и помогает воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности своей детской душевности, своей семьи, нации и Родины.

Ребенок, подросток, который будет знать историю своего города, своих земляков, быта прошедших лет, улочки – «шкатулочки» своего любимого и родного города, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Он просто будет знать им цену.

2. Основные цели  волонтёрского отряда «Поиск»:

1.    Сохранение исторической памяти и наследия

 Развитие интереса к истории города, углубление знаний по истории малой родины и формирование на конкретном историческом материале духовных, гражданско–патриотических чувств и убеждений, утверждение значимости таких ценностей, как:

 а) любовь и уважение к родному городу и горожанам;

 б) бережное отношение к плодам труда, опыту предшествующих поколений;

в) приумножать историческое наследие, сохранение исторической памяти;

г) знать и понимать духовное устремление прошедших поколений;

д) сопереживать по отношению к ближнему.

2.   Использование материала наследия и традиций в работе с детьми, обделённых здоровьем, вовлечение их в активную деятельность музея

3.   Организация обмена опытом с представителями разных поколений с целью объединения педагогов, родителей и детей

4.   Новое осмысление исторического наследия и возвращения его в культурный оборот

5.   Воспитание у учащихся стремления к овладению глубокими знаниями, высоконравственными качествами в процессе изучения истории, культуры родного города Абакана.

        

                         3. Основные  задачи волонтерского отряда «Поиск»

         1.Через музейный материал, изучаемый с учащимися осуществлять связь с окружающей обстановкой, воспитания патриотического чувства, любви к Родине, к родному городу, своему району.

       2.На конкретном, близком школьникам материале развить у них:

-интерес к историческим знаниям;

-интерес к изучению и сохранению собственной культуры и языка, так и народа, живущего рядом;

-чувство уважение, толерантность, формирование отчетливых представлений о неразрывной   исторических судеб народа родного города с историей всей страны.

       Приобщить учеников к общественно – полезной работе, развивать деятельность ребят по охране памятных мест, памятников истории и культуры родного города. А так же организовать шефство над памятниками, мемориальными досками и могилами уважаемых земляков, героев войны и труда.

       С целью воспитания уважения к ратному и боевому подвигу народа

-вести «Летопись города глазами детей 21 века»;

-собирать воспоминания, сведения;

-написать историю людей, запечатлённых в названиях улиц нашего города.

       Для стимулирования интереса к истории своего города организовать проведение конкурсов, викторин, олимпиад, походов, экскурсий. Проводить на базе школьного музея торжественные акции, посвященные Дню защитников Отечества, Дню Победы, Дню города, Дню памяти жертв политических репрессий и другим памятным событиям в истории нашей Родины.

        Результат нашей работы должен быть положительным для всех. Сохранение наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения приведет к улучшению качества социальной среды.

         Знание истории, прошлого народа, родного города повысит жизнестойкость, конкурентоспособность личности. Работа кружковцев служит объединению, сплочению учащихся, учителей, родителей, приглашённых гостей вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое, настоящее для будущих потомков, играет огромную роль в формировании мира и согласия среди людей разных национальностей, укрепляет дружбу между народами.

4. Опыт работы и возможности сетевого проекта

Наша школа имеет небольшой опыт работы в данном направлении. Только пять лет в школе работает кружок отряд «Поиск». За эти годы был установлен контакт с музеями, архивами, научными учреждениями.

В частности большую помощь нам оказывали работники республиканского архива (Сушкова Н.А.) сотрудники республиканского краеведческого музея (директор Феоктистова), музея железнодорожного транспорта (директор Леонова В.В. и её заместитель Халтурина Н.В.), почётный гражданин города Абакана Торосов В.М., Общество «Мемориал» (руководитель Абдин Н.С.), много о городе и его истории рассказали «летописцы» города Гладышевский А.В. и директор городского парка «Орлёнок» Кириченко В.П.

Проведены экскурсии по историческим местам города и республики, организованы тематические встречи с участниками Великой Отечественной войны, ветеранами труда, жертвами политических репрессий.

 Все вышеприведенные факты указывают на наличие опыта работы школы и возможности продолжения данной работы, направленной на сохранение исторического наследия и формирования и воспитания духовно богатой личности – Гражданина.

 

5. Обоснование необходимости продолжения работы волонтёрского отряда «Поиск»

 

Продолжение работы отряда «Поиск» просто необходима для воспитания духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, через любовь к городу, жителям города, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей  культуры, своей земли.

Дальнейшая работа необходима для сохранения исторического наследия для потомков, для вовлечения в активную поисковую и исследовательскую деятельность представителей из так называемой категории «инвалидов» с целью возвращения их в «нормальное» русло. Необходима работа для развития творческих начал личности, для обмена опытом, осуществления контактов между людьми разных поколений, жителями города, где проживают этнические сообщества, необходима для нового осмысления исторического наследия и возвращения в культурный оборот.

  1. Цели и задачи дальнейшей нашей работы 

Главной целью дальнейшей работы является воспитание и формирование личности учащихся при помощи не только поисковой и исследовательской работы, но и создаваемого музея истории родного города.

Основные задачи, решаемые в ходе реализации дальнейшей работы:

1.   Сохранение исторической памяти и наследия.

2.   Расширение школьного музея.

3.   Определение более широкого направления музея.

4.   Пополнение и обновление экспозиций музея.

5.  Развитие у учащихся интереса к истории и краеведению, исследованиям, к научно-познавательной деятельности.

6.   Развитие самоуправления в процессе работы музея.

7.   Установление более широкого контакта с архивами, музеями, научными центрами, привлечение к проекту ученых, родителей учащихся, общественности.

8.    Выход на региональный уровень: организация обмена опытом, семинаров.

9.  Привлечение средств массовой информации к освещению работы музея.

  1. Стратегия и механизм достижения поставленных целей

Основные стратегии:

1.  Создание и расширение поисковой группы музея.

2.  Изучение краеведческой литературы.

3.  Сбор материалов и реставрация экспонатов.

4.  Создание экспозиций, разделов музея (вдоль лестничных пролётов).

5.  Оформление интерьера музея.

6.  Создание совета и актива музея.

7.  Организация поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы.

8.  Организация группы экскурсоводов.

9.  Открытие кружка «Юный историк-краевед».

10. Введение операции «Поиск», «Ветеран», «Лучшая находка».

11. Выпуск газеты «Находка».

12.Создание летописи работы поисковой работы и работы школьного музея.

13. Проведение семинаров, конференций, акций, конкурсов.

Для дальнейшей работы школьного музея и музея под открытым небом, во-первых, необходимо наличие объекта. В данном случае объектом является школьный музей и улицы любимого города и его жители. Для выполнения работы необходимо из числа учащихся организовать экскурсионные группы, знающих «улочки – закоулочки» родного города. Создание музея - длительный исторический процесс, требующий системного научного подхода. 5 лет работают наши поисковики – они отдают этой работе не только свободное время, но и душу. Каждый год они проводят отчёт по проделанной работе. Закончив учиться в школе и поступив в другие учебные заведения, наши поисковики не забывают свой отряд и музей. Они продолжают «служить» своему делу, делу по духовному, гражданскому и патриотическому воспитанию.

Во-вторых, должны быть люди, которые могли бы возглавить это дело. В школе руководителем музея является учитель истории Кочергин Юрий Борисович и учитель географии и краеведения Ходова Елена Петровна, научным консультантом у нас является почётный житель города Абакана Торосов Владислав Михайлович. В дальнейшем мы надеемся задействовать всех учителей- предметников, классных руководителей, учащихся младших классов и их родителей, психолога. Таким образом, имеются и объект, и субъект нашей «грандиозной», но так необходимой работы.

В-третьих, необходимо вызвать интерес к объекту. Это достигается различными путями: это может быть и урок в школьном музее, либо посещение любого другого музея, знакомство с каким-то интересным экспонатом (предмет быта, фотография, письмо с фронта, книга, и т.д.). Краткий рассказ о нем. На уроках истории и краеведения, на классных часах ведется работа по изучению прошлого родного города, в выпускном классе ведётся элективный курс «История Хакасии и России в названии улиц города Абакана», приобщению учащихся к национальной культуре и традициям коренного населения, формирования национального самосознания. Знакомство с историей родного города у нас начинается с 1 сентября в музее школы, можно провести «Урок Гражданина» с целью воспитания патриотизма.

Далее - продолжение поисковой работы по сбору материала для музея. Поисковую группу составляют представители предвыпускных классов. На основе найденных материалов, руководитель,  намечает новые направления деятельности музея. С целью управления, научного планирования  работы музея, активизации творческих способностей учащихся, делегированию полномочий между членами поисковой группы создается или обновляется Совет музея. В состав Совета музея входят руководитель, староста поискового отряда, классный руководитель превыпускного класса. Совет музея планирует всю работу музея: поисковую, исследовательскую, экскурсионную, пропагандистскую. Один раз в месяц или по необходимости проводится заседание Совета. Вся наша работа делится на секции: поисковая, экспозиционная, массовая работы, секция  учета и хранения.

Необходимо отметить, что на всех этапах создания и обновления музея родного края происходит воспитание и формирование личности учащихся. Зажигаясь общей идеей познать родной край, происходит создание детского коллектива и его сплочение на основе развития ученического самоуправления (поисковая группа, Совет музея, Актив музея). Музей стимулирует позитивное поведение учащихся, ориентирует их на ведение нормального образа жизни. Идет постоянное переосмысление ценностей и определение своего места, своего «я», место своей семьи в цепи исторических событий. Музей сближает учащихся с родителями, укрепляет семьи. Музей создает условия для творческой самореализации каждого ученика. Активная, интересная поисковая работа служит препятствием для вовлечения учащихся в уличные группировки.

Идет сбор материалов, реставрация экспонатов, ведется строгий учет найденного. Наряду с поисковой работой, организуется исследовательская, экскурсионная, пропагандистская работа. Учащиеся являются  активными участниками всех этих процессов.  Они духовно обогащаются, творчески развиваются – проходят  этап становления личности. Научные координаторы (руководитель музея и научный консультант) вместе с учителями и  классными руководителями отслеживают работу учащихся,  помогают советами, направляют их в нужное русло.

  1. Рабочий план реализации проекта

1

Расширение или обновление поисковой группы музея.

Изучение краеведческой литературы.

Установление контакта с музеями, архивами.

Сбор материалов и реставрация экспонатов.

Создание совета и актива музея.

Проведение встреч с представителями музеев других школ.

Открытие кружка «Юный историк».

Введение операции «Поиск», 

2

Оформление интерьера музея. Создание экспозиций, разделов музея.

- История древней земли Хакасской. Хакасия в древности.

- Возникновение Усть - Абаканского острога.

- Развитие Абакана до революции.

- Абакан и абаканцы в годы гражданской войны.

- Предвоенные годы.

-Жертвы политических репрессий Хакасии.

- Абакан и абаканцы в годы Великой Отечественной войны.

- Здравоохранение Абакана.

- Образование и воспитание.

- Предприятия Абакана и Хакасии.

- Пионерия и комсомол Хакасии и Абакана.

- Строительство Абакана и другие темы. 

3

-Ведение поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы.

-Организация группы экскурсоводов как школьного музея так и «Музея под открытым небом».

- Экскурсии.

-Проведение мероприятий по гражданской и патриотической тематике.

- Проведение городской акции «Береги свою историю»

4

- Введение операции «Ветеран». 

- Проведение конкурса «Лучшая находка».  

5

- Создание кино- и фотолетописи отряда «Поиск».

                                   Конкретные ожидаемые результаты

Результат нашей работы должен быть положительным для всех. Сохранение наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения приведет к улучшению качества социальной среды. Знание истории, прошлого народа, родного города повысит жизнестойкость, конкурентоспособность личности. Поисковая и краеведческая работа служит объединению, сплочению людей вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое, настоящее для будущих потомков, играет огромную роль в формировании мира и согласия среди людей разных поколений, укрепляет дружбу между народами.

 В школе достигнуты положительные результаты в воспитании и формировании личности учащихся при помощи музея истории родного города. Произойдет сохранение исторической памяти и наследия, создание музея, пополнение и обновление экспозиций музея, развитие у учащихся интереса к истории, исследованиям, к научно-познавательной деятельности, развитие самоуправления в процессе поисковой и краеведческой работы, установление контакта с архивами, музеями, привлечение к проекту, родителей учащихся, общественности, укрепление тесной связи между школой и родителями.

  1. Механизм оценки результатов

Результаты  работы  отслеживаются администрацией школы, классными руководителями, учителями, психологом, научными руководителями, родителями. Данные по проделанной работе, уровень активности учащихся, изменения личных качеств,  отношения к окружающей действительности, к истории и т.д. фиксируются, и заноситься в работу заместителя директора по воспитательной работе. Результаты проекта будут обсуждаться на заседаниях педагогического совета, на родительских собраниях.

  1. Дальнейшее развитие нашей работы

Поисковая и музейная работа будет продолжать охватывать все большее количество учащихся, родителей, учителей, общественность. Мы уверены, что музей и отряд «Поиск» станет базовым координатором, ведущим работу по вовлечению новых ребят в дело  по духовному, гражданскому и патриотическому воспитанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект освоения темы "С чего начинается Родина ( По рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека").

Проект освоения темы включает в себя задания для творческих групп и отчетный урок, проведенный по указанной теме....

С чего начинается тригонометрия

В статье рассматривается проблема подготовки ученика к изучению тригонометрии в современных условиях. Анализирутся причины, по которым многим учащимся с трудом дается изучение материала и даются конкр...

С чего начинается здоровье

Презентация к общешкольному родительскому собранию...

Литературная гостиная. "С чего начинается Родина ?"

Литературно-художественная композиция "С чего начинается Родина?".  Данное мероприятие проводилось в рамках предметной недели по русскому языку и литературе в 8-9 классы....

Творческая работа "С чего начинается Родина!"

Творческая работа "С чего начинается Родина!"...