С чего начинается Родина? (из опыта работы, материалы по Хакасии)
статья

Ходова Елена Петровна

Кружок любителей интересного коллекционирования (ЛИК), который полностью основан на воспитания гражданственности, с 2004 года вступил на более высокую ступень своей деятельности в нашей школе, старшеклассники создали отряд «Поиск». Почему «Поиск»?

 «Память - запечатление, сохранение и воспроизведение того, что было ранее воспринято...». Мы хотели, чтобы наши юные друзья не только слушали старых людей, но запоминали и учились на их примере.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s_chego_nachinaetsya_rodina.docx29.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья города Абакана «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VI вида № 27»

«С чего начинается Родина?..»

(из опыта работы учителя истории Кочергина Ю.Б.

и учителя географии и краеведения Ходовой Е.П.)

Цели и задачи работы волонтерской поисковой группы «Поиск»

Данная работа имеет в своей системности колоссальное значение в деле воспитания и формирования духовности личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Она совершенствуется, дополняется ежегодно уже 10-й год. А всё начиналось с небольшой группы учащихся школы (отряда) «Поиск», которая ставила первоначально своей целью подготовку мероприятия посвященного Дню Победы. С годами менялся состав поисковиков, количество увлечённых поисковой работой увеличивалось.

В 2005 году Кочергин Ю.Б. защитил элективный курс «История Хакасии и России в названии улиц города Абакана», а Е.П. Ходова уже тогда вела  школьный курс «Родной край – Хакасия». Стала просматриваться определенная системность. Задачу поисковики стали ставить более сложную и глубокую: «Духовность, гражданственность и патриотизм на примере жителей Абакана и Республики Хакасия».

Город Абакан и его жители – стал «музеем под открытым небом». Именно название улиц, площадей, памятники города и его прекрасные жители являются для моих учеников примером гражданственности, духовности и патриотизма. Данная работа необходима для нашего общества в целом. А когда 4 года назад в школе появились первые экспонаты (фотографии) нашего музея, созданного усилиями самих учащихся, то это стало большим подспорьем решения нашей основной цели: воспитания истинных граждан и патриотов родного города, духовно богатыми и способными на проявление лучших человеческих качеств, например, сопереживания.

  Дети -  будущее нашего общества. И если мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов отечества, мы должны воспитать в наших детях духовно-нравственный стержень. Понимать другого человека, сопереживать ему, с моей точки зрения, в нашей коррекционной школе это профилирующая идея. Мы были во многих школах, видели и знаем много детских коллективов, но нигде, ни в какой школе нет такого человеческого понимания чужого несчастья (инвалидности), как в нашей школе. Сегодня как никогда, нам становится ясно, что без духовности, воспитания гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своего города, своей нации, своей Родины. Наш школьный музей «Исторической фотографии города и горожан» вносит достойную лепту в воспитание гражданственности и патриотизма учащихся и помогает воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности своей детской душевности, своей семьи, нации и Родины.

Ребенок, подросток, который будет знать историю своего города, своих земляков, быта прошедших лет, улочки – «шкатулочки» своего любимого и родного города, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Он просто будет знать им цену.

2. Основные цели  волонтёрского отряда «Поиск»:

1.    Сохранение исторической памяти и наследия

 Развитие интереса к истории города, углубление знаний по истории малой родины и формирование на конкретном историческом материале духовных, гражданско–патриотических чувств и убеждений, утверждение значимости таких ценностей, как:

 а) любовь и уважение к родному городу и горожанам;

 б) бережное отношение к плодам труда, опыту предшествующих поколений;

в) приумножать историческое наследие, сохранение исторической памяти;

г) знать и понимать духовное устремление прошедших поколений;

д) сопереживать по отношению к ближнему.

2.   Использование материала наследия и традиций в работе с детьми, обделённых здоровьем, вовлечение их в активную деятельность музея

3.   Организация обмена опытом с представителями разных поколений с целью объединения педагогов, родителей и детей

4.   Новое осмысление исторического наследия и возвращения его в культурный оборот

5.   Воспитание у учащихся стремления к овладению глубокими знаниями, высоконравственными качествами в процессе изучения истории, культуры родного города Абакана.

        

                         3. Основные  задачи волонтерского отряда «Поиск»

         1.Через музейный материал, изучаемый с учащимися осуществлять связь с окружающей обстановкой, воспитания патриотического чувства, любви к Родине, к родному городу, своему району.

       2.На конкретном, близком школьникам материале развить у них:

-интерес к историческим знаниям;

-интерес к изучению и сохранению собственной культуры и языка, так и народа, живущего рядом;

-чувство уважение, толерантность, формирование отчетливых представлений о неразрывной   исторических судеб народа родного города с историей всей страны.

       Приобщить учеников к общественно – полезной работе, развивать деятельность ребят по охране памятных мест, памятников истории и культуры родного города. А так же организовать шефство над памятниками, мемориальными досками и могилами уважаемых земляков, героев войны и труда.

       С целью воспитания уважения к ратному и боевому подвигу народа

-вести «Летопись города глазами детей 21 века»;

-собирать воспоминания, сведения;

-написать историю людей, запечатлённых в названиях улиц нашего города.

       Для стимулирования интереса к истории своего города организовать проведение конкурсов, викторин, олимпиад, походов, экскурсий. Проводить на базе школьного музея торжественные акции, посвященные Дню защитников Отечества, Дню Победы, Дню города, Дню памяти жертв политических репрессий и другим памятным событиям в истории нашей Родины.

        Результат нашей работы должен быть положительным для всех. Сохранение наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения приведет к улучшению качества социальной среды.

         Знание истории, прошлого народа, родного города повысит жизнестойкость, конкурентоспособность личности. Работа кружковцев служит объединению, сплочению учащихся, учителей, родителей, приглашённых гостей вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое, настоящее для будущих потомков, играет огромную роль в формировании мира и согласия среди людей разных национальностей, укрепляет дружбу между народами.

4. Опыт работы и возможности сетевого проекта

Наша школа имеет небольшой опыт работы в данном направлении. Только пять лет в школе работает кружок отряд «Поиск». За эти годы был установлен контакт с музеями, архивами, научными учреждениями.

В частности большую помощь нам оказывали работники республиканского архива (Сушкова Н.А.) сотрудники республиканского краеведческого музея (директор Феоктистова), музея железнодорожного транспорта (директор Леонова В.В. и её заместитель Халтурина Н.В.), почётный гражданин города Абакана Торосов В.М., Общество «Мемориал» (руководитель Абдин Н.С.), много о городе и его истории рассказали «летописцы» города Гладышевский А.В. и директор городского парка «Орлёнок» Кириченко В.П.

Проведены экскурсии по историческим местам города и республики, организованы тематические встречи с участниками Великой Отечественной войны, ветеранами труда, жертвами политических репрессий.

 Все вышеприведенные факты указывают на наличие опыта работы школы и возможности продолжения данной работы, направленной на сохранение исторического наследия и формирования и воспитания духовно богатой личности – Гражданина.

 

5. Обоснование необходимости продолжения работы волонтёрского отряда «Поиск»

 

Продолжение работы отряда «Поиск» просто необходима для воспитания духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, через любовь к городу, жителям города, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей  культуры, своей земли.

Дальнейшая работа необходима для сохранения исторического наследия для потомков, для вовлечения в активную поисковую и исследовательскую деятельность представителей из так называемой категории «инвалидов» с целью возвращения их в «нормальное» русло. Необходима работа для развития творческих начал личности, для обмена опытом, осуществления контактов между людьми разных поколений, жителями города, где проживают этнические сообщества, необходима для нового осмысления исторического наследия и возвращения в культурный оборот.

  1. Цели и задачи дальнейшей нашей работы 

Главной целью дальнейшей работы является воспитание и формирование личности учащихся при помощи не только поисковой и исследовательской работы, но и создаваемого музея истории родного города.

Основные задачи, решаемые в ходе реализации дальнейшей работы:

1.   Сохранение исторической памяти и наследия.

2.   Расширение школьного музея.

3.   Определение более широкого направления музея.

4.   Пополнение и обновление экспозиций музея.

5.  Развитие у учащихся интереса к истории и краеведению, исследованиям, к научно-познавательной деятельности.

6.   Развитие самоуправления в процессе работы музея.

7.   Установление более широкого контакта с архивами, музеями, научными центрами, привлечение к проекту ученых, родителей учащихся, общественности.

8.    Выход на региональный уровень: организация обмена опытом, семинаров.

9.  Привлечение средств массовой информации к освещению работы музея.

  1. Стратегия и механизм достижения поставленных целей

Основные стратегии:

1.  Создание и расширение поисковой группы музея.

2.  Изучение краеведческой литературы.

3.  Сбор материалов и реставрация экспонатов.

4.  Создание экспозиций, разделов музея (вдоль лестничных пролётов).

5.  Оформление интерьера музея.

6.  Создание совета и актива музея.

7.  Организация поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы.

8.  Организация группы экскурсоводов.

9.  Открытие кружка «Юный историк-краевед».

10. Введение операции «Поиск», «Ветеран», «Лучшая находка».

11. Выпуск газеты «Находка».

12.Создание летописи работы поисковой работы и работы школьного музея.

13. Проведение семинаров, конференций, акций, конкурсов.

Для дальнейшей работы школьного музея и музея под открытым небом, во-первых, необходимо наличие объекта. В данном случае объектом является школьный музей и улицы любимого города и его жители. Для выполнения работы необходимо из числа учащихся организовать экскурсионные группы, знающих «улочки – закоулочки» родного города. Создание музея - длительный исторический процесс, требующий системного научного подхода. 5 лет работают наши поисковики – они отдают этой работе не только свободное время, но и душу. Каждый год они проводят отчёт по проделанной работе. Закончив учиться в школе и поступив в другие учебные заведения, наши поисковики не забывают свой отряд и музей. Они продолжают «служить» своему делу, делу по духовному, гражданскому и патриотическому воспитанию.

Во-вторых, должны быть люди, которые могли бы возглавить это дело. В школе руководителем музея является учитель истории Кочергин Юрий Борисович и учитель географии и краеведения Ходова Елена Петровна, научным консультантом у нас является почётный житель города Абакана Торосов Владислав Михайлович. В дальнейшем мы надеемся задействовать всех учителей- предметников, классных руководителей, учащихся младших классов и их родителей, психолога. Таким образом, имеются и объект, и субъект нашей «грандиозной», но так необходимой работы.

В-третьих, необходимо вызвать интерес к объекту. Это достигается различными путями: это может быть и урок в школьном музее, либо посещение любого другого музея, знакомство с каким-то интересным экспонатом (предмет быта, фотография, письмо с фронта, книга, и т.д.). Краткий рассказ о нем. На уроках истории и краеведения, на классных часах ведется работа по изучению прошлого родного города, в выпускном классе ведётся элективный курс «История Хакасии и России в названии улиц города Абакана», приобщению учащихся к национальной культуре и традициям коренного населения, формирования национального самосознания. Знакомство с историей родного города у нас начинается с 1 сентября в музее школы, можно провести «Урок Гражданина» с целью воспитания патриотизма.

Далее - продолжение поисковой работы по сбору материала для музея. Поисковую группу составляют представители предвыпускных классов. На основе найденных материалов, руководитель,  намечает новые направления деятельности музея. С целью управления, научного планирования  работы музея, активизации творческих способностей учащихся, делегированию полномочий между членами поисковой группы создается или обновляется Совет музея. В состав Совета музея входят руководитель, староста поискового отряда, классный руководитель превыпускного класса. Совет музея планирует всю работу музея: поисковую, исследовательскую, экскурсионную, пропагандистскую. Один раз в месяц или по необходимости проводится заседание Совета. Вся наша работа делится на секции: поисковая, экспозиционная, массовая работы, секция  учета и хранения.

Необходимо отметить, что на всех этапах создания и обновления музея родного края происходит воспитание и формирование личности учащихся. Зажигаясь общей идеей познать родной край, происходит создание детского коллектива и его сплочение на основе развития ученического самоуправления (поисковая группа, Совет музея, Актив музея). Музей стимулирует позитивное поведение учащихся, ориентирует их на ведение нормального образа жизни. Идет постоянное переосмысление ценностей и определение своего места, своего «я», место своей семьи в цепи исторических событий. Музей сближает учащихся с родителями, укрепляет семьи. Музей создает условия для творческой самореализации каждого ученика. Активная, интересная поисковая работа служит препятствием для вовлечения учащихся в уличные группировки.

Идет сбор материалов, реставрация экспонатов, ведется строгий учет найденного. Наряду с поисковой работой, организуется исследовательская, экскурсионная, пропагандистская работа. Учащиеся являются  активными участниками всех этих процессов.  Они духовно обогащаются, творчески развиваются – проходят  этап становления личности. Научные координаторы (руководитель музея и научный консультант) вместе с учителями и  классными руководителями отслеживают работу учащихся,  помогают советами, направляют их в нужное русло.

  1. Рабочий план реализации проекта

1

Расширение или обновление поисковой группы музея.

Изучение краеведческой литературы.

Установление контакта с музеями, архивами.

Сбор материалов и реставрация экспонатов.

Создание совета и актива музея.

Проведение встреч с представителями музеев других школ.

Открытие кружка «Юный историк».

Введение операции «Поиск», 

2

Оформление интерьера музея. Создание экспозиций, разделов музея.

- История древней земли Хакасской. Хакасия в древности.

- Возникновение Усть - Абаканского острога.

- Развитие Абакана до революции.

- Абакан и абаканцы в годы гражданской войны.

- Предвоенные годы.

-Жертвы политических репрессий Хакасии.

- Абакан и абаканцы в годы Великой Отечественной войны.

- Здравоохранение Абакана.

- Образование и воспитание.

- Предприятия Абакана и Хакасии.

- Пионерия и комсомол Хакасии и Абакана.

- Строительство Абакана и другие темы. 

3

-Ведение поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы.

-Организация группы экскурсоводов как школьного музея так и «Музея под открытым небом».

- Экскурсии.

-Проведение мероприятий по гражданской и патриотической тематике.

- Проведение городской акции «Береги свою историю»

4

- Введение операции «Ветеран». 

- Проведение конкурса «Лучшая находка».  

5

- Создание кино- и фотолетописи отряда «Поиск».

                                   Конкретные ожидаемые результаты

Результат нашей работы должен быть положительным для всех. Сохранение наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения приведет к улучшению качества социальной среды. Знание истории, прошлого народа, родного города повысит жизнестойкость, конкурентоспособность личности. Поисковая и краеведческая работа служит объединению, сплочению людей вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое, настоящее для будущих потомков, играет огромную роль в формировании мира и согласия среди людей разных поколений, укрепляет дружбу между народами.

 В школе достигнуты положительные результаты в воспитании и формировании личности учащихся при помощи музея истории родного города. Произойдет сохранение исторической памяти и наследия, создание музея, пополнение и обновление экспозиций музея, развитие у учащихся интереса к истории, исследованиям, к научно-познавательной деятельности, развитие самоуправления в процессе поисковой и краеведческой работы, установление контакта с архивами, музеями, привлечение к проекту, родителей учащихся, общественности, укрепление тесной связи между школой и родителями.

  1. Механизм оценки результатов

Результаты  работы  отслеживаются администрацией школы, классными руководителями, учителями, психологом, научными руководителями, родителями. Данные по проделанной работе, уровень активности учащихся, изменения личных качеств,  отношения к окружающей действительности, к истории и т.д. фиксируются, и заноситься в работу заместителя директора по воспитательной работе. Результаты проекта будут обсуждаться на заседаниях педагогического совета, на родительских собраниях.

  1. Дальнейшее развитие нашей работы

Поисковая и музейная работа будет продолжать охватывать все большее количество учащихся, родителей, учителей, общественность. Мы уверены, что музей и отряд «Поиск» станет базовым координатором, ведущим работу по вовлечению новых ребят в дело  по духовному, гражданскому и патриотическому воспитанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы (материалы педагогических, методических советов)

Главная задача каждого учителя – сформировать у детей способность к самостоятельной работе, самопознанию, самосовершенствованию; способность к перенесению полученных знаний в жизненные ситу...

Из опыта работы (материалы педагогических, методических советов)

laquo;Если ученик в школе не научился сам ничего творить,то и в жизни он будет только подражать, копировать»(Л.Н. Толстой) На сегодняшний день существует достаточно большое количество педа...

Творческая работа "С чего начинается Родина!"

Творческая работа "С чего начинается Родина!"...

Статья "С чего начинается Родина?..."в сборник материалов Международной научно-практической конференции"Дефектология и образование в наши дни: фундаментальные и прикладные исследования" (16-17 апреля2024 года, г. Краснодар)-

В статье представлена методическая разработка в виде рабочей программы по курсу внеурочной деятельности для обучающихся с умственной отсталостью "С чего начинается Родина?"......