"С чего начинается Родина?" Собственные и нарицательные существительные
план-конспект урока русского языка (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
«С чего начинается Родина?» Собственные и нарицательные существительные. (Урок-путешествие по Беларуси)
Цели:
- повторить и углубить знания учащихся о собственных и нарицательных существительных, их правописании;
- развивать связную речь учащихся, мышление, совершенствовать навыки правописания собственных и нарицательных существительных;
- воспитывать чувство гордости, любви, уважения к своей Родине, государству
Оборудование: карта Беларуси, фотографии, рисунки, карточки со словами, опорная схема, выставка книг о Беларуси, запись песни «С чего начинается Родина…» в исполнение Марка Бернеса.
Ход урока
- Орг. момент.
- Создание благоприятной эмоциональной атмосферы в классе.
Методика «Улыбка».
- Проверка домашнего задания.
1 ученик у доски.
1 тетрадь на проверку.
- Изучение нового материала.
Звучит песня «С чего начинается Родина…»
На доске расположены картины, фотографии (природа, мама, школа, Беларусь)
Вопрос: С чего начинается Родина?
- Ребята, вы, наверное, уже рассмотрели рисунки, фотографии, расположенные на доске, и прочитали вопрос, на который нам придется сегодня ответить. А поможет нам в этом Его Величество Имя Существительное. На прошлом уроке мы повторили всё, что вы знаете об этой части речи, а сегодня рассмотрим такие категории как собственные и нарицательные существительные. Мы отправимся с вами в путешествие, нет, не по экзотическим странам, а по нашей родной и не менее красивой Беларуси.
На доске записаны слова:
Отец, отцовский, отчество, Отечество, Отчизна.
Прочитайте слова. Что вы заметили? Есть ли сходство между ними? Как мы называем такие слова? (однокоренные) Что обозначают эти слова?
Отец – папа.
Отцовский – вещь, принадлежащая отцу (отцовский пиджак, отцовские книги).
Отчество – имя от отца (Иванович, Анатольевна).
Отечество – страна, где родился человек.
Отчизна (высок.) – отечество, земля отцов.
Значит, слова Родина и Отечество имеют одно значение? Как называем слова, близкие по значению? (Синонимы)
Запишем слово Родина вместе с остальными.
А что для вас значит Родина?
(Двор, дом, береза, детство, зима семья, мама, папа, друзья, дедушка, Беларусь, Планета Земля и др.)
По мере того, как дети называют слова, учитель закрепляет на магнитной доске карточки с этими словами.
Слова сопровождаются комментариями детей и учителя.
А вот что для меня значит Родина:
«Родина – это тропинка с бродом через реку Своротовка , это птицы, летящие над домом. Это моя маленькая деревня Стремиловщина. Это игры с моим младшим братом Димой. Это мой родной дом с кудрявыми березками под окном. Это собака Джек во дворе. Это нежность рук и ласковая улыбка моей мамы. Это радость первого снега. Это имя моего славного земляка Анатолия Клышки. Это мой отец врач и твой отец механизатор . Это ты и я с нашими чувствами, с нашими радостями и заботами. Это наша с тобой Беларусь.»
На доске слова:
Своротовка река
Стремиловщина деревня
Джек собака
Дима имя
Анатолий Клышка фамилия
Беларусь страна
Схема
Собственное – это моё.
У человека это имя, фамилия, отчество.
У животных – клички.
У города, реки, деревни, страны – название.
А остальные слова – нарицательные: брат, земляк, писатель, мальчик, деревня, город, река, собака, страна.
Выберите из слов, записанных на доске, имена собственные. С какой буквы они пишутся?
- Закрепление материала.
- Давайте посмотрим на карту. Какое государство на ней изображено?
Словарная работа.
Белоруссия, Беларусь, Республика Беларусь, белорус, белоруска.
Какой город является столицей Беларуси? (Минск.)
На что похожа наша республика? (На кленовый листок.)
Почему на карте преобладает зеленый цвет?(Много лесов.)
Беловежская пуща, Березинский заповедник.
В какой области и районе мы проживаем? (Брестская область, Барановичский район.)
Какие реки протекают в Беларуси?
(Реки: Сож, Днепр, Неман, Буг)
2.Игра «Корреспондент».
Представьте, что редакция газеты, где вы работаете, поручила вам задание. Необходимо узнать и составить список книг, которые помогут узнать всем желающим много интересной информации о Беларуси. Как мы запишем названия книг? (В кавычках и с большой буквы первое слово).
Какие еще имена собственные мы пишем в кавычках? (Названия газет, журналов, передач, конфет, фильмов, заводов, фабрик).
Книги лежат отдельно на столе и оформлены как выставка.
- Родина – это, в первую очередь, каждый из вас. Запишите свои имена.
- Очень важно, чтобы каждый из нас помнил не только о себе, но и о своих родителях, своих дедах и прадедах. Не зря слово отчество связано с Отечеством.
Выполнение упр,185 ± отчества в классе.
- Но знать только свой род – это мало. Каждый уважающий себя белорус должен знать своих известных земляков, достопримечательности своей Родины.
Как вы знаете, сказочный герой Незнайка очень любит путешествовать. Но с ним всегда случаются какие –то приключения. Вот и сегодня я попросила помочь его подготовить мне необходимый материал. Но, идя по дороге, он споткнулся , и все слова рассыпались. Помогите мне выбрать все то, что относится к нашей любимой Беларуси. Только будьте внимательны! Вы же знаете, что Незнайка мог допустить ошибки в написании. Подчеркните имена собственные.
Янка Купала, Пётр «Климук», Озеро Свитязь, город Москва проспект «Франциска Скорины», Улица советская, город Минск, холодильник Атлант, Игорь Лученок, Якуб Колос, Пушкин, Площадь независимости, Алла Пугачева, музыкальная группа Сябры.
- Обобщение изученного материала.
Обращение к схеме на доске.
- Рефлексия.
Звучит песня «С чего начинается Родина…»
Вернемся к нашему вопросу. Так с чего же начинается Родина?
Вы считаете себя настоящими белорусами? Значит, постараемся узнать о своей республике как можно больше?
- Домашнее задание.
§ 24, упр.188, миниатюра «Беларусь моя синеокая…» (на выбор)
- Выставление отметок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект освоения темы "С чего начинается Родина ( По рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека").
Проект освоения темы включает в себя задания для творческих групп и отчетный урок, проведенный по указанной теме....
С чего начинается тригонометрия
В статье рассматривается проблема подготовки ученика к изучению тригонометрии в современных условиях. Анализирутся причины, по которым многим учащимся с трудом дается изучение материала и даются конкр...
Классный час "С чего начинается школа"
http://klassnyy_chas.rar ...
С чего начинается здоровье
Презентация к общешкольному родительскому собранию...
Литературная гостиная. "С чего начинается Родина ?"
Литературно-художественная композиция "С чего начинается Родина?". Данное мероприятие проводилось в рамках предметной недели по русскому языку и литературе в 8-9 классы....
Карточка "Собственные и нарицательные существительные" (5 кл)
Задание для самостоятельной работы...
урок 3-Собственные и нарицательные существительные
Грамматика английского языка – это набор правил, которые позволяют связывать отдельные слова в предложения. Узнать эти правила вы можете из статей, объединенных в данном разделе....