Публикация опыта работы.Материалы городской межрегиональной научно-практической конференции ГБОУ высшего профессионального образования города Москвы МГПУ ИСО и КР (14-16 апреля 2014 г.)
методическая разработка по теме

Карпухина Инна Викторовна

статья "Направления логопедической помощи детям старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"(стр.84-88)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon копия опубликованной статьи55 КБ

Предварительный просмотр:

Основные направления логопедической помощи детям старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

И.В.Карпухина

учитель-логопед ГБОУ д/с № 991ВОУО ,Москва

В старших (подготовительных) группах для детей с общим недоразвитием речи (III уровень), как правило, находятся дети, имеющие определенное отставание, как в развитии языковых средств, так и в их использовании в повседневном речевом общении. У дошкольников отмечается в целом возросший уровень речевых навыков. Однако их речь в полном объеме еще не соответствует норме (Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., 2009).

  Для детей с ОНР (III уровень) характерна в основном развернутая фразовая речь с использованием простых, некоторых распространенных, а также сложных предложений. Несмотря на наличие в лексиконе почти всех частей речи, наблюдаются трудности при построении связного высказывания.  В отдельных случаях отмечаются лексико-грамматические и фонетико-фонематические признаки недоразвития речи. В устной речи детей выявляются аграмматичные фразы, неправильное или неточное употребление слов. В самостоятельных высказываниях у детей с общим недоразвитием речи (III уровень) часто нарушается связь слов в предложениях, особенно выражающих временные и пространственные отношения.

Анализ речевой деятельности детей  позволяет говорить об особенностях лексической стороны их речи. Они  проявляются: в незнании многих слов и оборотов; в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания. Словарный запас, в основном, представлен словами, обозначающими конкретные предметы и действия, мало слов, обозначающих отвлеченные и обобщенные понятия. Отмечено, что наибольшие трудности дети испытывают при подборе антонимов, синонимов и однокоренных слов. Метафоры, сравнения, слова с переносным значением часто совсем недоступны для их понимания. Наиболее характерными лексическими ошибками являются замены названий слов сочетаниями или предложениями, а также другими словами, близкими по ситуации, по своему назначению.

У детей улучшается звукопроизношение, однако, несмотря на то, что дошкольники умеют правильно произносить звуки изолированно, в самостоятельной речи они звучат недостаточно четко или заменяются другими. Необходимо также отметить недифференцированное произнесение свистящих, шипящих звуков, аффрикат и сонорных звуков.

   Фонематическое восприятие у детей данного уровня проявляется в недостаточной   сформированности процессов дифференциации звуков, как более контрастных, так и отличающихся аккустико - артикуляционными признаками. Им бывает сложно овладевать звуковым анализом и синтезом. Детям трудно выделить первый и последний звук в слове, они затрудняются в подборе предметных картинок, игрушек, слов, в названии которых есть заданный звук.

Своеобразным показателем речи детей рассматриваемого уровня является нарушение слоговой структуры слов. Очень часто в самостоятельной речи дети искажают слова, сокращая количество слогов. Отмечаются ошибки при передаче звуконаполняемости слов. Сравнительно часто встречаются перестановки и замены звуков и слогов, а также сокращение при стечении согласных в слове. В ряде случаев отмечается добавление лишних звуков и слогов; персеверации слогов; антиципации звуков. 

В предложениях,  как правило,  детьми применяются простые предлоги (из, в, с, на, под), в то время как употребление сложных предлогов, из-за недопонимания, осложнено.  Они или не применяются, или заменяются на простые.

Дошкольникам этого уровня доступны некоторые словообразовательные операции, они самостоятельно могут образовывать новые слова по известным моделям, однако дети испытывают значительные трудности при самостоятельном образовании слов, например, профессий от названий действий (учить - учитель), существительных от названий признаков (глубокий - глубина).

У детей с ОНР (III уровень) есть ошибки в употреблении форм множественного числа с использованием непродуктивных окончаний. Характерно смешение форм склонения, особенно много трудностей при овладении предложными конструкциями. Наблюдаются  затруднения в употреблении существительных среднего рода, глаголов будущего времени, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах.

Недостаточный запас лексики, незнание оттенков значений характерно для речи детей с ОНР (III уровень), вследствие чего отмечаются ошибки при словоизменении, что влечет за собой нарушение синтаксической связи слов в предложениях. К таким ошибкам можно отнести: смешение окончаний существительных мужского и женского рода, замена окончаний существительных среднего рода в именительном падеже окончаниями существительных женского рода, неправильное согласование существительных и прилагательных, особенно среднего рода.

Описанные недостатки заметно обедняют речь детей, делают ее малопонятной, “блеклой”. Ошибки в употреблении звуков, грамматических категорий и лексики наиболее ярко проявляются в монологической речи дошкольников (пересказ, составление рассказа по серии картин и по одной картине, рассказа – описания). Часто дети не понимают логическую последовательность событий, они могут ограничиться простым перечислением действий. Нарушение логико-временных связей влечет за собой перестановку местами частей рассказа, пропуск важных событий сюжета и все это отражается на содержательной стороне рассказа. Многие дети с трудом запоминают стихи, так как пропускают, переставляют, или заменяют слова.

У детей с ОНР (III уровень) активная речь может служить средством общения лишь в особых условиях, требующих постоянного побуждения в виде вопросов, подсказок, поощрительных высказываний. В редких случаях они являются инициаторами общения, обычно дети мало разговаривают со сверстниками, не сопровождают игровые ситуации развернутыми речевыми конструкциями. Все это обуславливает недостаточную коммуникативную направленность их речи (Жукова Н.С., Мастюкова, Е.М., Филичева Т.Б.).

          Следует обратить внимание и на специфические особенности слухового восприятия в целом. У детей с нарушениями речи (ОНР) переработка устной информации происходит медленно, так как все анализаторы (зрительные, сенсорные, тактильные и др.) в том числе и слуховые развиты еще недостаточно. Дети часто домысливают информацию, превращая  её в  забавные детские фантазии, образы. В формате консультативной помощи родителям и воспитателям можно рекомендовать несколько упражнений, которые помогут детям научиться перерабатывать устную информацию:

  • Например, вместо фразы «Принеси карандаш» используйте «Принеси карандаш из детской комнаты», «Карандаш зеленого цвета лежит в пенале»;
  • Необходимо помнить, что ребенок мыслит конкретными образами. Если ему говорят «собачка», он представит себе  ту, которую знает или видит, если говорят шарф, то в памяти возникает именно его шарф;
  • Следует прослушивать аудиодиски с детскими текстовыми произведениями, использовать настольные игры, читать  вслух художественную и образовательную литературы;
  • Поставьте перед ребенком задачу, попросите его рассказать, что ему предстоит сделать и в каком порядке;
  • Эффективно использовать сюрпризные моменты (подарки):

-Тебя ждет подарок, он находится на нижней полке в твоем шкафчике между желтым и зеленым альбомами.

     Все вышеизложенное позволяет говорить о том, что необходимо оказывать логопедическую помощь детям старшего возраста, имеющих заключение психолого- медико-педагогической комиссии (ПМПК) о наличии у них общего недоразвития речи (III уровень).

Нами   составлено годовое перспективное планирование подгрупповых занятий в  группе для детей старшего возраста с ОНР(III уровень) по следующим разделам: формирование звуковой культуры речи и обучение грамоте; формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи. Наша система логопедических занятий составлена с учетом ФГТ и направлена на развитие коммуникативной функции речи, а также на активизацию познавательной деятельности дошкольников. Она базируется на опыте многолетней научно-исследовательской работе лаборатории содержания и методов обучения детей с нарушениями речи ИКП РАО, которая работала под руководством д.п.н., профессором Г.В.Чиркиной.

    В феврале 2009 года состоялась публикация нашего предыдущего практического опыта в журнале № 2 «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» по теме «Логопедическая работа с детьми 4-5 лет, имеющими общее недоразвитие речи».Содержание работы включало в себя систему логопедического воздействия, направленную на коррекцию речевых нарушений у детей 4-5 лет ОНР: перспективное планирование подгрупповых занятий с детьми ОНР(2 уровень) по следующим разделам: словарная работа, грамматический строй речи, связная речь, звуковая культура. Данная система успешно используется в детских садах №609,991,1901 г. Москвы.

Перспективный план логопедической работы в старшей группе ОНР(5-6 лет)

по формированию звуковой культуры речи(3 неделя сентября)

месяц

неделя

Изучаемые речевые

звуки

Формирование правильного звукопроизношения

  1. Формирование слухового восприятие неречевых звуков.
  2. Развитие речевого внимания и памяти.
  3. Развитие зрительного внимания.

Формирование фонетико-фонематического восприятия. Обучение началам грамоты.

Формирование интонационной стороны речи

сентябрь

3

У

1. Выполнение артикуляционных упражнений «заборчик», «окошко», трубочка», «часики», «почистим зубки», «блин на сковороде».

2. Дыхательная, пальчиковая гимнастика.

3. Произношение звука «У», изолированно в прямых, обратных слогах (прямых, обратных).

4. Произношение звука «У» в начале слова.

5. Договаривание предложений по предметным картинкам на звук «У».

1. Различение неречевых звуков.

Игры: «Скажи, что ты слышишь?»

«Тихо - громко» (пение птиц, шум листьев, звуки бубна, сон детей, бег (топот) детей).

2. «Угадай, кто это?»

3. «Какой предмет появился?»

1. Узнавание изолированного звука «У».

Игра: «Кто внимательный?» (Выделение звука «У» из ряда гласных звуков).

2. Обозначение звука «У» значком  красного цвета, т.к. звук «У» - гласный звук.

3. Выделение ударного гласного в начале слова типа «УТКА».

Игра на развитие силы голоса «Эхо». Дети говорят громко, а эхо отвечает тихо.

В феврале 2009 года состоялась публикация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГБОУ СОШ № 1970 в Государственной программе города Москвы «Развитие образования города Москвы» («Столичное образование»)

Презентация об основных направлениях работы Программы развития ГБОУ СОШ № 1970 в Государственной программе города Москвы «Развитие образования города Москвы» («Столичное образование») ...

Статья по теме: МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ: АДАПТАЦИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ Материалы V Межрегиональной научно-практической конференции (28 февраля 2018 года)

Сборник содержит материалы V межрегиональной научно-практической кон-ференции «Молодой педагог: адаптация и профессиональное становление» повопросам организации и реализации методической р...

Публикация в сборнике материалов межрегиональной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: проблемы и перспективы"

Данная система диагностики позволяет получить достоверную информацию о развитии общих способностей каждого ребенка, о его уровне развития и качественных особенностях, недостатках мыслительного процесс...

2018 г. Межрегиональная научно-практическая конференция «Современная система профессионального образования: опыт прошлого-взгляд в будущее», посвященная 50-летию Совета директоров ПОО РБ, п. Селенгинск

2018 г. Межрегиональная научно-практическая конференция «Современная система профессионального образования: опыт прошлого-взгляд в будущее», посвященная 50-летию Совета директоров ПОО РБ, ...