"Краса родной земли"
методическая разработка на тему
Методическая разработка "Краса родной земли" будет полезной при проведении внеклассного мероприятия. Береза и Россия - эти два символа неразделимы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krasa_rodnoy_zemli.docx | 43.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Краса родной Земли»
Цели:
- познакомить с традициями, обычаями русского народа, фольклором;
- показать значение березы: дерева - символа русского народа,
- познакомить с художниками, их картинами, изделиями из бересты
- создать условия для эмоционального восприятия материала;
- способствовать формированию творческой личности ребёнка; воспитанию патриотизма, любви к Родине;
- расширять знания о природе родного края;
- формировать у воспитанников культуру поведения в природе.
Оборудование: аудиозаписи: «С чего начинается Родина», «Во поле береза стояла», «Отчего так в России березы шумят»; презентация, название «Краса родной земли», словарь: береста, чага.
высказывания известных писателей и мыслителей о Родине:
«Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца» К.Г.Паустовский.
«Охранять природу – значит охранять Родину!» М.М. Пришвин
1. Вступление.
Звучит песня (аудиозапись) «С чего начинается Родина?»
сл.В.Баснера, муз.М.Матусовского
( слайд №1)
(слайд №2)
Березку милую, родную, издавна считают символом России, символом Родины. Наши леса славятся липой, благоухающей по весне, кленом, радующим своим ярким убранством осенней порой, дубом, который, словно былинный богатырь готов сразиться с врагом. Но нежную, белоствольную, стройную березку поэты воспевают в стихах, художники - в своих картинах, народ - в песнях. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы. Почему? Сегодня мы ответим на этот вопрос.
- Скажите, а какие государственные символы России вы знаете? (флаг, герб, гимн).
Да, эти символы утверждены правительством России.
- А вот еще один символ - русские березки. Этот символ не утверждало правительство, его выбрал сам народ.
- Почему, как вы думаете?
Мы с вами родились в России,
В стране, где жара и мороз,
Где небо то хмуро, то сине,
В стране тонкоствольных берез.
Для меня, Россия – белые березы,
Для меня, Россия – утренние росы,
Для меня Россия ты всего дороже,
До чего на маму ты мою похожа,
У моей России – длинные косички,
У моей России – светлые реснички,
У моей России – голубые очи,
На меня, Россия, ты похожа очень.
Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,
Ты, моя Россия, песни петь умеешь,
Ты, моя Россия, неразлучна с нами,
Ведь Россия наша – это мы с друзьями.
Если дружба велика – будет Родина крепка
- Известно, что ни в какой стране нет такого обилия берез как у нас. Со времен глухой старины вошли в нашу жизнь стройные и тихие березки. Береза и в песнях, и в загадках, и в сказках. Мила она русскому сердцу.
- Давайте украсим березу бусами из красивых слов. (Дети называют эпитеты)
2.Работа по картинам художников.
Красавицей русских лесов называют люди берёзу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной она привлекательна во все времена года.
Писатель В.М.Гаршин, глядя на картину А.К. Саврасова «Грачи прилетели» (показ репродукции картины на слайде № 3 ), сказал «Я бы назвал эту картину «Чувство Родины». И действительно, когда мы смотрим на это полотно, то испытываем до боли пронизывающие чувство слитности со своим Отечеством. И весенняя звонкая капель, и дымок, и тонкие берёзки – всё это такое знакомое и родное. И эта удивительная картина рождает любовь к России, Родине.
Ты до того, берёзонька, красива!
И в полдень жаркий, и часы росы,
Что без тебя немыслима Россия.
И я немыслим без твоей красы.
Перед картиной «Берёзовая роща» А.И.Куинджи (на экране репродукция картины, слайд № 4)
испытываешь особую радость. Так бывает, когда в летний день входишь в берёзовую рощу и ощущаешь красоту своей Родины. Вокруг стоят зеленокудрые, тихие и молчаливые берёзки.
Русь моя! Люблю твои берёзы!
С первых лет я с ними рос и жил,
Потому и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз.
Перед нами картина И.И.Левитана «Золотая осень» (Слайд № 5 ). Белоствольные берёзки в ярком осеннем убранстве в лучах солнца не могут оставить равнодушными никого. Картина очаровывает свежестью и игрой красок, трепетом самой жизни. Так и хочется прочитать строки:
На поляне, на пригорке и среди полей
Белокурые берёзки – символ Родины моей!
А как красива берёза зимой! Стихотворение «Берёза» С.А.Есенина многим из нас знакомо. (На экране зимний пейзаж, с изображением берёзы, слайд № 6). Послушайте его:
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Прекрасна белая берёза и в чистом поле, и на светлой лесной поляне. А белые стволы берёзовой рощи на фоне летней травы и ярких цветов – такая картина запоминается на всю жизнь.
(Слайд № 7 )
Такая «Берёзовая роща» изображена на картине И.И.Левитана.
- Путешествие в далёкое прошлое.
- А сейчас, ребята, с вами отправимся в далекое прошлое и увидим уголок крестьянской избы.
(Слайд 8)
- Что мы здесь видим?
Прялка, а рядом - лучинка. Для чего она нужна была в крестьянской избе?
- Да, раньше не было электричества, и долгими зимними вечерами собиралась вся семья в светлом уголке (освещенном лучинкой). Женщины пряли шерсть на прялке, бабушки и дедушки рассказывали внукам сказки. А лучинка - то была березовая. Значит, березка давала свет.
- Что еще представлено в нашей избе? (Лапти). - Для чего они были нужны? (Это обувь - легкая и удобная.) Делали их из коры.
Рассматриваем.
- А вот веник березовый. Он для чего нужен был? (Люди парились в бане и все болезни и хвори веником выгоняли). Лечила береза.
- Что еще вы видите? (ложки, посуду, кузовки для сбора ягод, грибов, игрушки для детишек) Все это сделано из коры березы. А сейчас используют кору, бересту, дерево? (Да, делают сувениры, посуду, ложки, матрешки). Значит, и сегодня береза нужна.
( Слайд № 9)
- Пили весной люди березовый сок (лечебный, прохладный, вкусный) - А сейчас пьют
сок?
- А как нужно взять сок, чтобы не нанести очень сильного вреда березе? Продолжаем с вами путешествие во времени.
(слайд №10)
- А сейчас мы видим мальчика склонившегося над столом. Что же он делает? (пишет)
- На чем? (на бересте). Обратимся к энциклопедии.
Раньше считали, будто в старину русский народ был неграмотным, а читать и писать умели только ученые, монахи, да знатные люди. И вот, когда нашли в Новгороде в земле, пролежавшие много веков берестяные грамоты (не было еще бумаги), оказалось, что люди простые тоже были грамотными, 11 веков назад. Значит, и здесь выручила березка.
- Часто о березе мы говорим: стройная, высокая, кудрявая. Но для того, чтобы это дерево стало таким, потребуется несколько десятков нет. Много труда, силы, упорства нужно приложить маленькому росточку, чтобы выдержать все невзгоды: зимнюю стужу и летний зной, проливные дожди и затяжную засуху.
- Как мы с вами можем помочь росточкам? (Сажать деревья, не ломать деревца.) - Если рядом с домом растёт берёзка, полейте в сухую погоду, подставьте палочку, чтобы ветром не сломало.
5. Берёза – символ непобедимой России. (слайд № 11)
- Удивительная судьба русской березки. В мирное время она - радость, подруга, советчица, а в войну - она воин.
- В грозные годы войны береза была символом непобедимой Родины. Белоствольная березка давала силы нашим бойцам. Она стояла, напоминая про любимых жен, сестер, невест. Воины погибали в бою за них, за матерей, за Родину и ... русскую березу.
Я помню, ранило березу
Осколком бомбы на заре,
Студеный сок бежал,
как слезы, по изувеченной коре.
За лесом пушки грохотали,
Клубился дым пороховой,
Но мы столицу отстояли,
Спасли березу под Москвой…
И рано-раненько весною
Береза белая опять
Оделась новую листвою
И стала землю украшать.
И с той поры на все угрозы
Мы неизменно говорим:
Родную русскую березу
В обиду больше не дадим!
В России издавна существует обычай: над могилой погибшего солдата сажать березу, чтобы его жизнь продолжалась в земном дереве.
(Слайд № 12)
(Слайд №13)
В Германии, в Трептов – парке поставили памятник воину-освободителю, нашему российскому солдату, а вокруг посадили березы, чтобы они напоминали о Родине погибших воинов.
В Трептов-парке белые березы, словно вдовы русские стоят
И роняют слезы, а не росы на могилы братские солдат.
Березы! Вы печаль России… Неизбывная вдовья тоска.
Сквозь ненастья, горем залитые, привела вас сюда издалека…
Привела. Поставила навеки у ступеней скорбной тишины.
С той поры вы, не смежая веки, навеваете солдатам сны.
Многое пережили, увидели березы. Они – наша память. Наша гордость. Наша жизнь. Время неумолимо мчит вперед, но береза как символ жизни будет жить всегда.
6. Обычаи, традиции русского народа. (слайд №14)
- Пальмы, баобабы, кофейные деревья, названия эти связанны с далекими странами, о которых мы знаем только из книг, из телевизионных передач. А вот нашу Родину невозможно представить без березки. Обычаи и традиции русского народа настолько связаны с этой красавицей, что вполне справедливо словосочетание «русская береза». Обязательным обрядом на Руси в стародавние времена было величание березы. Самое уважаемое дерево на Троицу - береза. Березками украшали дома, храмы.
Недаром Троица стала одним из красочных и поэтических праздников. Это время девичьих хороводов, завивания берёз ленточками, у которых кумились подружки, пора таинственных гаданий на “урожай”, “судьбу”.
Издавна русский народ славился трудолюбием. Прежде чем берёзку завивать, нужно было рано с зорькой подняться, по воду сходить, водицы нанести, скот напоить, огород полить, нужно и коровушку подоить.
А потом собираются все девоньки и идут в лес с кушаньями. Ведь этот праздник исключительно девичий, поэтому парней с собой не брали.
Стелют под березкой скатерть, едят кушанья. Потом рассыпаются по лесу. Выберут самую красивую, ветвистую березку и завивают ее, т.е. украшают венками, сделанными из скрученных березовых веток, загадывают желание.
А еще украшали березку тряпичками яркими, от яиц скорлупу иголкой проткнут и тоже на ниточке повесят… т.к. основной едой на этом празднике были яйца - символ плодородия.
Не радуйтесь, дубы! Не радуйтесь, клёны!
Не к вам красны девицы идут,
Не вам пироги да яичницу несут!
Радуйся, берёзка, радуйся, кудрявая!
К тебе красны девицы идут,
Тебе пироги да яичницу несут!
У молодой березки выбирали место для хороводов, пели песни, играли.
(Слайд №15)
Звучит песня «Во поле березка стояла…»
7.Практическое применение березы
(Слайд №16)
Берёзу традиционно использовали в лечебных целях: настои из берёзовых почек и листьев — как мочегонное, бактерицидное и ранозаживляющее средство, а масляную вытяжку из берёзовых почек —для лечения кожи.
Берёзовые веники в России традиционно использовали в лечебных и профилактических целях в русской бане.
(Слайд № 17)
Верхний слой коры берёзы имеет собственное название — берёста, или береста́ (допустимы оба варианта написания и произношения). Благодаря присутствию смолистых веществ берёста отличается чрезвычайной прочностью.
Берёста издавна применялась в народных промыслах для изготовления туесков, корзинок, коробок, ковшей, лукошек, другой кухонной утвари, простейшей обуви (лапти), служила материалом для письма (берестяная грамота).
При сухой перегонке белой коры образуется дёготь. Берёзовый дёготь — традиционное консервирующее и дезинфицирующее средство. Дегтем пропитывали кожу при выделке, чистили обувь.
(Слайд №18)
Древесина- используется для изготовления высококачественной фанеры, лыж, мелких резных игрушек, прикладов огнестрельного оружия. Березовый уголь – карболен (в медицине - активированный уголь) – принимают при отравлении.
Полезен и приятен березовый сок. Его издавна употребляли как напиток, делали квас. Сок пьют
при цинге, ангине, малокровии, для укрепления организма. Им умываются, моют волосы для
укрепления и роста.
Сбор берёзового сока истощает дерево, к тому же через раны на коре в живые ткани могут проникнуть болезнетворные микроорганизмы, дерево может заболеть и в конце концов погибнуть. В связи с этим после сбора сока рекомендуется повреждения на коре замазывать варом или глиной.
Даже больная береза помогает нам: наросты гриба – чаги используют для лечения тяжелых
заболеваний, из него делают мази и капли при заболевании вен.
8. Заключение
Очень многое мы узнали сегодня на нашем занятии о прекрасном и полезном дереве – береза.
Давайте же вместе сейчас ответим на вопрос, почему же береза и Россия – неразделимы?
( Слайд №19)
Звучит песня «Отчего так в России березы шумят»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
по ступенькам родного края. конкурс знатоков родной земли
конкурсная программа, посвященная Подмосковью...
"Родная земля"
Позновательно-игровая программа "Родная земля" знакомит учеников с особенностями фольклорных праздников в татарском и русском народном творчестве....
"Родная земля"
Позновательно-игровая программа "Родная земля" знакомит учеников с особенностями фольклорных праздников в татарском и русском народном творчестве....
Урок «Хохлома – это часть культуры родной земли» (Н-НН в суффиксах прилагательных)
«Хохлома – это часть культуры родной земли»(Н-НН в суффиксах прилагательных)(Урок русского языка в 6 классе)...
Презентация к уроку«Хохлома – это часть культуры родной земли» (Н-НН в суффиксах прилагательных)
Презентация к уроку «Хохлома – это часть культуры родной земли»(Н-НН в суффиксах прилагательных)...
Презентация "Истоки родного искусства. Пейзаж родной земли."
В помощь учителям изобразительного искусства, работающим в 4 классе по программе под редакцией Б.Неменского....
ТЕМА: «Мое родное Подесенье». Тема родной земли в поэзии С.П. Кузькина «Солнце мое незакатное, русское поле мое» (стихотворения А.Г. Мехедова о малой родине).
Модуль «Литературная Брянщина»Класс:7ТЕМА: «Мое родное Подесенье». Тема родной земли в поэзии С.П. Кузькина«Солнце мое незакатное, русское поле мое» (стихотворения ...