по ступенькам родного края. конкурс знатоков родной земли
классный час (5 класс) на тему
конкурсная программа, посвященная Подмосковью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
po_stupenkam_rodnogo_kraya.docx | 24.94 КБ |
Предварительный просмотр:
По ступенькам родного края.
Подмосковье... Древняя и вечно молодая русская земля. Сегодня она предстаёт нашему взору как цветущий, полный кипучей жизни край, раскинувшийся в центре Русской равнины. Бесчисленным множеством живительных артерий связано Подмосковье с сердцем своим — Москвой, столицей нашей великой Отчизны.
Подмосковье... Словно вся Россия сошлась здесь в неповторимом природном многообразии. Мерно шумят сосновые боры и дубравы, ласкают глаз нарядные берёзовые рощи, манят речные долины и взгорья, цветистые поляны и луга.
Площадь Московской области — 46,1 тысячи квадратных километров. Это больше, чем территория таких европейских государств, как Бельгия, Швейцария, Нидерланды. Население Подмосковья — более 6 миллионов человек. По числу жителей Московская область превосходит Норвегию, Финляндию, Данию.
Подмосковье — край лесов. Они занимают более трети его территории. В них водятся лоси, кабаны, олени, лисицы, горностаи, рыси, куницы... В подмосковных лесах много всевозможных птиц. И весь этот разнообразный животный мир бережно охраняется и приумножается.
Сегодня мы с вами совершим увлекательную прогулку по нашему родному Подмосковью, по его полям, лесам. Нас в этом путешествии будет сопровождать грибок - Лесовичок. Он будет нашим экскурсоводом, помощником, консультантом. Можно отправляться на прогулку.
Ученик:
Здравствуй лес, дремучий лес!
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что ты шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь - мы свои!
Но прежде чем зайти в лес давайте вспомним, как надо вести себя там. От вашего поведения в лесу зависит жизнь растений, птиц зверей, насекомых и других обитателей леса. Для этого Лесовичок приготовил для вас карточки с проблемными ситуациями.
Карточка.
Подумайте и допишите, как вы поступите
- если ты встретил на тропинке птенца…
- если набрёл на земляничную поляну…
- если на твоём пути встретился большой муравейник…
- если ты взял с собой походный приёмник…
- если ты увидел на поляне красивые цветы…
Давайте подведём небольшие итоги по правилам поведения в лесу:
1. Нельзя сорить и бросать мусор.
2. Нельзя рвать цветы и травы охапками. Среди них могут оказаться очень редкие или лекарственные, которые могут пригодиться людям или животным, Цветами лучше любоваться в лесу, ведь дома в вазе они не будут радовать нас долго.
З. Деревья и ветки ломать ни в коем случае нельзя.
4. Нельзя сбивать мухоморы, т.к. ими питаются животные и птицы.
5. Да и громко петь и кричать тоже нельзя, потому что можно напугать лесных жителей.
6. Нельзя брать домой маленьких животных и птенчиков.
7. Нельзя разорять муравейники, так как муравьи - санитары леса.
8. Запрещается разорять гнёзда птиц, бросать в них камни.
9. Нельзя разводить костер без надобности! Костер нужен для того, чтобы приготовить еду или обогреться. Дети не должны разводить костёр без старших.
Я, наверное, привела не все правила поведения в лесу, но надеюсь, что вы мне поможете.
Молодцы! Вы все справились с этим заданием. Мы входим в лес. Что мы видим перед собой?
- Ой, смотрите сорока! А что это у неё в клюве? Ребята, это телеграмма “Добро пожаловать в наш дом, но прежде чем войти в него отгадайте загадки.
Жители зелёной страны”
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (Дерево)
- Какие деревья растут в Подмосковных лесах?
- Про какие деревья эти загадки?
Что же это за девица: | Ствол окрашен в белый цвет, |
Тёмной он покрыт корой, |
Вы сумели отгадать все загадки, а на мои вопросы сумеете ответить?
- Чем отличаются сосна от берёзы? (Сосна - хвойное дерево, а берёза - лиственное.)
- Какие хвойные деревья растут в наших лесах?
- А лиственные?
- Как будет называться лес, в котором растут все эти деревья? (Смешанный)
- Как будет называться лес, где растут одни лиственные деревья? (Лиственный)
- Как будет называться лес, где растут одни берёзы? Дубы? Ели? (Берёзовая роща, дубрава, ельник)
Скажите, зачем люди ходят в лес? (За грибами, за ягодами, за хорошим настроением, послушать пение птиц, послушать тишину, подышать свежим воздухом, полюбоваться красотой природы…)
Лесовичок просит нас собрать в лукошко дары леса. Но для этого нам надо отгадать кроссворд.
ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
Невысок и коренаст, Растут на ветках группками, | Не балует дуб детей, Каждой весною лапы еловые |
ПО ВЕРТИКАЛИ:
1. Чем больше колец, тем старше жилец. (Дерево)
3. Ловит солнышко лучистое, Зрея на опушке. Покраснеет – и душистая Попадает в кружки. (Земляника)
Но не только люди собирают дары леса. Белка заготавливает на зиму до 600 граммов сухих грибов.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Дети по лесу гуляли, | Крыльями махали. |
МИНИ-ВИКТОРИНА О ЛЕСЕ.
Ходят в лес по ягоды, по грибы, по орехи. А что если отправиться в лес по загадки? Интересно собирать ягоды, грибы, орехи, а загадки еще интересней искать. Что там грибы, орехи! Соберешь, успокоишься. А как загадки разыскиваешь — так покой потеряешь. А как нашел загадку так отгадку подай значит в лес иди, отгадку ищи. Пока ищешь — две новых загадки найдешь. И пошло-поехало конца не видно!
Н. Сладков.
Старый дуб, что растёт на большёй поляне, прислал вам небольшую викторину. Если, сказал он, вы будите знать ответы на эти вопросы, то не станните ломать веточки и рвать листочки с деревьев понапрасну.
- Из какого дерева делают спички? (Из осины).
- Какое дерево применяется для изготовления лыж? (Береза).
- Какое дерево цветет первым, а какое последним? (Ольха и липа).
- У каких деревьев осенью листья красные? (У клена и рябины).
- Почему так говорят: дуб летний, дуб зимний? (Зимний сбрасывает листву весной во время набухания почек, а летний - осенью).
- Какое дерево чаще всего высаживают в городах? (Липу).
- Почему заяц зимой гложет осинку, ведь она горькая? (да, она горькая, но в осиновой коре содержится 10% жира).
Мы поговорили о растениях наших лесов, а теперь вспомним о животных.
Лесовичок предлагает игру на время. На ваших партах лежат листочки. За 3 минуты вы должны написать как можно больше названий животных, живущих в лесах Подмосковья.
- А теперь, я буду читать четверостишья, а вы будите досказывать недостающее словечко. Если название этого животного вы написали, то его вычёркиваем.
ЖИВОТНЫЕ ЛЕСА.
Если знаешь лес, зверей,
Назови их поскорей.
В яме спит зимою длинной, | Хитрая плутовка |
Он, как ёлка, весь в иголках, | Возле дуба острым рылом |
Меньше тигра, но немножко | Горбоносый, длинноногий, |
У кого из вас остались не вычеркнутые животные?
Назовите их. А теперь расскажите, что вы знаете об этом животном. (Слушаем рассказы детей)
Сегодня мы с вами путешествовали по нашему родному подмосковному лесу. Мы старались правильно вести себя в нём. Не сорить, не кричать, уважать тех, кто живёт в “зелёном замке”.
Ученик:
Прозрачно Подмосковье, как росинка | И первые весенние грачи. Р. Казакова |
Растительный мир Подмосковья очень богат и разнообразен. Есть вечнозеленые растения: багульник, брусника и др. Среди лесных пород более всего берез, потом идет осина, ель, сосна, а вот дубов, ясеней, ольхи осталось совсем мало.
Не случайно в Подмосковье многие лесные территории объявлены заповедниками. Красота Подмосковья привлекает многих, но есть еще люди, которые засоряют леса, поляны, безжалостно ломают деревья. Леса горят, их вырубают, они засыхают, не справившись с отходами производства. Но есть люди, которые не дают природе погибнуть. Они сажают новые, охраняют старые деревья. И стоят среди молодой поросли вековые старые дубы, сосны и ели.
Поглядите на вербу, где вьют гнезда птицы, — она густая, раскидистая. Самые счастливые деревья, наверное, те, на которых птицы вьют гнезда.
Птицы летят густо, как январские снега. Скворцы, журавли, серые гуси… Пролетели над головой, оставляя за собою длинные тени.
Итак, зимой — лыжники, весной — любители подснежников и черёмухи, летом — туристы, осенью — грибники. Подмосковье щедро их одаряет — и морозным воздухом, и теплом рек и озер своих, и боровиками под старомодными широкополыми шляпами. А сколько всякой ягоды рассыпано в подмосковных лесах возле речек Десна, Истра, Клязьма — земляника, брусника, ежевика, черника, чей прохладный сок обжигает губы! До самой зимы, до самых каленых морозов, будет пылать все ярче и ярче стеснительная ягода на рябинах. Так и кажется в сумерках, что вот-вот от нее зажжется новый день.
Природа — одна из самых верных хранительниц красоты. И если природу человек оберегает от потерь и урона, то и природа благодарно сохраняет в нем чувство красоты, чувство земли и, значит, чувство родины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина «Знатоки родного края» (Об Апастовском районе Республики Татарстан)
Цели: заинтересовать учащихся историей родного края и биографическими сведениями знаменитых дочерей и сыновей Апастовского района, пробудить желание перечитать книгу «Зем...
Знатоки родного края.
Мероприятие предназначено учителям биологии и экологии, классным руководителям, библиотекарям, работающим с детьми. Проводимые мероприятия станут конкретнее, эмоциональнее и доходчивее, если они...
Внеклассное мероприятие "Знатоки родного края"
Внеклассное мероприятие "Знатоки родного края"....
Внеклассное мероприятие по краеведению "Вперёд, знаток родного края!"
Внеклассное мероприятие по краеведению в форме игры "Умники и умницы", цель которого - расширение круга знаний обучающихся о Тамбовском крае и воспитание познавательного интереса к истории Тамбо...
"Знатоки родного края"
Разработка конспектов занятий способствует формированию интереса к родному краю, позволяет вспомнить географические объекты Кемеровской области, её полезные ископаемые, выдающихся первооткр...
Интеллектуальная разминка "Знатоки родного края"
Пословица гласит "Мира не узнаешь, не зная края своего". Начните с изучения истории своей малой Родины. Данную викторину можно использовать на любых мероприятих. Для моих воспитанников это интел...
Разработка внеклассного мероприятия по истории "Знатоки родного края"
Материал по истории Владимирского края, может быть использован при проведении недели краеведения в школе....