Урок «Хохлома – это часть культуры родной земли» (Н-НН в суффиксах прилагательных)
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
«Хохлома – это часть культуры родной земли»(Н-НН в суффиксах прилагательных)(Урок русского языка в 6 классе)
Данная работа предназначена для учителей, работающих в 6 классе по программе общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-11 классы (базовый уровень) / Под ред. Т.А. Ладыженской, М.: Просвещение. 2010 и учебнику М.Т.Баранова. (Учебник для общеобразовательных учреждений.)
Структура работы:
1. Цели урока:
-повторить сведения об имени прилагательном;
-совершенствовать умение находить грамматическую основу предложения, прилагательные в тексте;
-формировать умение определять написание н-нн в суффиксах прилагательных;
-развивать речь, память, внимание, восприятие, умение работать с текстом;
-воспитывать любовь к языку, интерес и уважение к традициям народного промысла, чувство патриотизма и гордости за свою страну и народ.
2. Оборудование:
- компьютер, мультимедийный экран;
- выставка изделий хохломской росписи;
- рабочие листы.
3. Ход урока:
1 Организационный момент
2 Знакомство с темой, целями урока
3 Синтаксическая пятиминутка
4 Работа по теме
5 Закрепление темы
6 Подведение итогов
7 Домашнее задание
Материал для сочинений
Варианты использования в процессе обучения: данная работа может быть использована на уроке русского языка в 6 классе учителями, работающими по программе для общеобразовательных учреждений для 5-11 кл. Русский язык. 5-11 классы (базовый уровень) / Под ред. Т.А. Ладыженской, М.: Просвещение. 2010 и учебнику М.Т.Баранова. (Учебник для общеобразовательных учреждений)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
«Хохлома – это часть культуры родной земли»
(Н-НН в суффиксах прилагательных)
Тип урока: комбинированный (закрепление изученного, развитие речи - работа с текстом, подготовка к сочинению).
Цели урока:
- повторить сведения об имени прилагательном,
- совершенствовать умение находить грамматическую основу предложения, прилагательные в тексте,
- формировать умение определять написание н-нн в суффиксах прилагательных,
- развивать речь, память, внимание, восприятие, умение работать с текстом,
- воспитывать любовь к языку, интерес и уважение к традициям народного промысла, чувство патриотизма и гордости за свою страну и народ.
Оборудование:
- компьютер, мультимедийный экран,
- выставка изделий хохломской росписи,
- рабочие листы.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Знакомство с темой, целями урока.
Слово учителя.
Всем сердцем любя родную сторону, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы. Истинными произведениями искусства становятся эти предметы - красивой формы, удобные в использовании, мастерски исполненные.
Сегодня на уроке мы обратимся к изделиям мастеров хохломского промысла. Вы узнаете, как рождаются они под руками умельцев и чем отличаются от других произведений народного искусства. Во время нашего урока мы с вами повторим основные сведения об имени прилагательном, закрепим правописание н-нн в суффиксах, подготовимся к сочинению.
3.Синтаксическая пятиминутка. (слайд 2)
У вас на партах – рабочие листы. Прочитайте содержание пригласительного билета:
Народные мастера создавали из глины, железа и дерева настоящие чудеса, а яркая роспись украшала простые предметы обихода.
Приглашаем вас посмотреть на хохломскую посуду, которая радует глаз праздничностью расцветки, красотой орнамента.
-Найдите грамматические основы в первом предложении.
-Подчеркните определения во втором предложении.
4.Работа по теме (слайд 3)
- Ребята, образуйте прилагательное от существительного дерево. При помощи какой морфемы образовалось слово? Почему в суффиксе –янн- пишется две буквы н?
- Итак, вы помните, что в прилагательных, обозначающих, для чего или из чего сделан предмет, пишется одна буква н в суффиксах -ан- , -ян-. Приведите примеры. А слова - исключения? Сколько букв н пишется в суффиксе - ин-?(примеры). В каких суффиксах пишется две буквы н ?(примеры). Исключение? (слайд 4)
Опорная схема.
н | нн |
1.В суффиксе -ин -. | 1. В прилагательных, образованных при помощи суффикса -н- от существительных с основой на -н. |
2. В суффиксе-ан- (-ян-) прилагательных, образованных от существительных. | 2. В прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов -онн-, -енн-. |
Исключения: оловянный, стеклянный, деревянный | Исключение: ветреный. |
В кратких прилагательных пишется столько же букв н, сколько в полных. |
5.Закрепление темы.
- На уроках изобразительного искусства вы знакомились с народными промыслами. Назовите известные вам (Гжель, Жостово, Дымковская игрушка, Матрёшка, Павловопосадские платки) (слайд 5-10)
- Перед вами прилагательные, при помощи которых можно рассказать о народном промысле. Вставьте буквы, графически выделите орфограммы, объясните их написание (слайд 11-12)
Оловя..ый порошок, травя..ой покров, глиня..ая кружка, тетереви..ое крыло, льня..ое масло, деревя..ая чаша, серебря..ый лист, пламе..ые краски, чаша необыкнове..ая, огне..ые краски, журавли..ое перо, искусстве..ое золото, обыкнове..ый цветок.
- Посмотрите на хохломскую посуду. Чем отличается она от обыкновенной посуды? (яркая, словно золотая, украшена цветами, травами)
- Как золотая. Цветы, завитки необычные, причудливые. Как перья жар-птицы, золотом загораются они на красном фоне. Изготовляли её в Нижегородской области. А сегодня эту сказочно красивую посуду производят в Семёнове.
- Откуда пришла к нам эта несравненная красота?
Предполагают, что искусство росписи деревянной посуды, скорее всего, зародилось в монастырях.
Здесь особая роль, по всей вероятности, принадлежала Троице-Сергиеву монастырю. Именно из среды Троицких монахов вышел выдающийся мастер прикладного искусства XV века резчик Амвросий. В XVI веке этот монастырь становится центром художественной деятельности. В XVII веке на всю Россию славилась «троицкая» деревянная посуда, расписанная золотом.
- Работа с текстом.
Существуют легенды, связанные с возникновением хохломской росписи.
(у каждого на парте тексты) Прочитайте их.
1.Рассказывают, будто поселился давным-давно за Волгой весёлый мужик-умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревя..ую вырезал. Варил себе пшё..ую кашу и птицам не забывал пшена насыпать. Прилетела как-то к его порогу Жар-птица. Он и её угостил. И вдруг Жар-птица прикоснулась своим крылом к чашке, и чашка стала золотой.
2.Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь, и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие леса. Срубил он там себе избу. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.
Знал мастер, как из простой деревя..ой посуды сделать праздничную, чтобы золотом горела. Для этого натирал он посуду оловя..ым порошком, покрывал льня..м маслом и ставил в печку. От жара масло желтело, а олово сквозь него на золото становилось похоже. Горела посуда огненными красками.
Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом. Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде и раскрыл односельчанам секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища.
Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера-кисть из солнечных лучей.
- Таковы легенды. Как и во всякой легенде, в них много вымысла, а правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику.
-Какая легенда понравилась больше, почему? (слайд 13)
-Какова тема данного текста?
-Почему не исчезло мастерство художника?
-В каком предложении (предложениях) заключена основная мысль?
-Выпишите выделенные слова. Графически объясните их написание. (слайд 14)
- Обратите внимание на слово огненный. Несмотря на то, что это слово обозначает «из чего сделано», пишется суффикс -енн-. Вот ещё слова, которые также обозначают «из чего сделано», но пишутся с суффиксом -енн-: клюквенный, соломенный, тыквенный.(слайд 9)
- Предлагаю вашему вниманию текст, в котором говорится о технологии изготовления хохломской посуды. ( Вставьте слова на изученную орфограмму). (СЛАЙД 15-16)
_______посуду делали ручными инструментами или вытачивали на станке. Посуду сначала просушивали, а затем покрывали слоем глины, чтобы древесина не впитывала в себя _________масло. Посуда становилась похожей на _______, затем её покрывали порошком из олова, и деревянная посуда блестела, как серебряная. После этого посуду расписывали, покрывали лаком и ставили закаливаться в горячую печь. Под влиянием высокой температуры лак темнел, а серебристый порошок под слоем лака приобретал золотистый блеск, становился ________ .
СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: льняной, огненный, глиняный, деревянный.
- Посмотрите, насколько разнообразна хохломская посуда. Обратите внимание на изобретательность мастеров хохломского промысла. В росписях хохломы почти нет жанровых сценок; всё своё искусство художники направили на изображение растительных форм, или так называемого «травного орнамента», связанного с традициями живописи Древней Руси. Гибкие, волнистые стебли с листьями, ягодками и цветами обегают стенки сосуда, украшают его внутреннюю поверхность, придавая предмету неповторимый нарядный облик.
«Травный орнамент»- самостоятельный тип росписи, но она - обязательная часть любого растительного орнамента хохломы. Очень часто среди кустиков и веточек чёрной, красной, зелёной или жёлтой травки художник помещает ягодки, цветы, птиц и рыбок. Такой орнамент также называется «травка», или именем ягодки или цветка.
Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов. Эту прекрасную традицию сохраняют сегодня хохломские художники, украшая обычные предметы нарядной росписью. И с ними в наш дом приходят красота и радость, которые щедро дарят нам мастера промыслов.
- Какие цвета преобладают в хохломской росписи? (золотой - цвет солнца, чёрный - торжественность, красный - огонь, любовь, жизнь)
6.Подведение итогов.
-Над какой темой работали на уроке?
-Когда в прилагательных пишется одна буква н, когда две буквы н?
-О каком народном промысле шла речь? (О хохломе, о том, как народные художники превращают обычные предметы быта в произведения искусства, которые приносят нам радость. И мы с вами должны знать народные промыслы, гордиться мастерами-умельцами.)
7.Домашнее задание. (Слайд 19)
- Используя материал упражнений, слова на изученную орфограмму, написать сочинение на одну из тем:
-Превращение дерева.
-Деревянное золото.
-Произведения народного декоративного искусства.
- Наш урок заканчивается, и мне хочется отметить ребят, которые были активны.
А закончим урок словами В.Бокова: (слайд 20)
Кисть хохломская! Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты, как душа у народа, красива,
Ты, как и люди, служишь Отчизне!
И вам, ребята, спасибо за урок!
Материал для сочинений
Основные широкие и длинные листья сочны. Кончики листьев написаны тонко, они кудрявятся, словно гнутся от ветра. Тонкие и частые штрихи-травинки и бусины- ягодки на длинных стебельках делают эту роспись особенно живой и изящной.
Хохломские изображения передают красоту живой жизни.
Хохлома-красота нашей земли.
За красочность, яркость, оригинальность полюбилась народу праздничная хохлома.
Пламенные краски, роспись золотыми красками и цветами, яркая, нарядная роспись.
Здесь художник изогнул веточку, здесь рассыпал ягоды.
Работы мастеров привлекали своей оригинальной раскраской, прекрасной лакировкой, радовали глаз праздничностью расцветки, красотой орнамента.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку«Хохлома – это часть культуры родной земли» (Н-НН в суффиксах прилагательных)
Презентация к уроку «Хохлома – это часть культуры родной земли»(Н-НН в суффиксах прилагательных)...
Рабочий лист к уроку«Хохлома – это часть культуры родной земли» (Н-НН в суффиксах прилагательных)
Рабочий лист к уроку «Хохлома – это часть культуры родной земли» (Н-НН в суффиксах прилагательных)...
Урок русского языка в 6 классе "-Н- и -НН- в суффиксах прилагательных"
Урок русского языка. Данный урок способствует формированию у учащихся навыков написания -Н- и -НН- в суффиксах прилагательных. Урок содержит различные виды заданий для отработки основных умений ...
Открытый урок в 6 классе "Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных"
Конкурс педагогических достижений 2012-2013 учебный годНоминация «Открытие года»II этап «Уроки в незнакомом классе»Тема урока: «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных»Тип урока: изу...
Конспект урока по русскому языку «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных»
Данный конспект урока предназначен для 6 класса, используется учебник "Русский язык" М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. Урок сопровождается компьютерной презентацией, п...
урок русского языка по теме "Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных"
Данный план - конспект урока поможет учителю русского языка в формировании навыков правописания наречий у учащихся 6 классов....
Открытый урок русского языка 6 класс ТЕМА "-Н- и –НН- в суффиксах прилагательных"
Познакомить обучающихся с орфограммой, научить применять полученные знания при написании данных слов.Сформировать представление о лексических группах слов, которые имеют суффиксы –ан-,-ян-, -ин-...