ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ МОЛОДЫМ?
классный час (11 класс) по теме
Сценарий и презентация ток-шоу, проведенного в Пермской государственной сельскохозяйственной академии. Могут быть использованы во внеучебной работе со старшеклассниками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
szen1.doc | 97.5 КБ |
legko_li_byt_molodym.ppt | 1.36 МБ |
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ ТОК-ШОУ «ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ МОЛОДЫМ?»
На экране эпиграф и заголовок темы. Музыкальное сопровождение
Жил король. Поставив ногу в стремя,
Чтоб начать кровавую войну,
Он вздыхал: «Живем в такое время,
Люди лучше жили в старину».
Жило время, руганное всеми,
Мы-то, люди, думаем подчас,
Что всего лишь отражаем время,
А ведь время отражает нас!
Феликс Кривов
ВВЕДЕНИЕ
На экране кадр или фоторолик из фильма «9 рота».
Актер Алексей Чадов, исполнитель роли Воробья, считает, что сегодня нет кино, в котором он мог бы увидеть себя, своих знакомых и ровесников, которых он наблюдает в жизни. «И нет там про ценности нашего поколения, А про него уже можно многое рассказать…» («Новая газета. 2005..№86. С.25)
Приветствие ведущего.
Ведущий: Э.Хемингуэй ввел в обиход термин «потерянное поколение». В эпиграфе к роману «Фиеста» французская писательница Г.Стайн говорит: «Вы все – потерянное поколение». Она имела ввиду мужчин, вернувшихся с фронтов первой мировой войны и не сумевших найти себя в мирной жизни. Позднее появились и другие термины: «равнодушное, молчаливое, прагматичное, растерянное, рассерженное, опоздавшее, взрывающееся». Немецкий социолог Г.Шельски назвал книгу о молодежи 50-х годов 20 века «Скептическое поколение». В рок-опере «Юнона и Авось» граф Резанов поет о «расформированном поколении».
А какую оценку можно дать современному российскому поколению? Вот выводы российских социологов:
На экране:
«Из ответов следует, что респонденты значительно критичнее оценивают своих сверстников по сравнению с собой. Значительная их часть (и до 30 лет и старше) причисляет себя к поколению «надежд» и «романтическому». Заметна также доля «прагматиков», «скептиков», «отчаявшихся» и «потерянных». Но таковых среди сверстников отмечено существенно больше. Так, среди молодых до 30 лет «равнодушных» и «циничных» около 53%, а старше указанного возраста – свыше 45%; «потерянных», соответственно, 17,3% и 13,4%, «прагматиков» - 19,7 и 25,1% (В.Т.Лисовский. «Отцы» и «дети»: за диалог в отношениях //Социс.2002.№ 7 С.113)
Ведущий:
Какие оценки даются нынешнему поколению? Я встречал такие:
- поколение pepsi
- поколение next
- поколение Х
- В. Цой пел о «поколении 0»
- поколение «не». Как написано в газете «Rе: акция», «это такое хитрое поколение, которое не слушает музыку, не носит модную одежду, не интересуется новинками техники и ситуацией на Дальнем Востоке».
- В Японии молодую поросль называют уже не «поколением next», а «поколением большого пальца». Нагрузки, которым подвергают свой большой палец фанаты современной телефонии, таковы, что у многих детей за несколько лет меняется форма этого органа.
- В России издается журнал «Эгоист Generation».
- В американской и европейской социологии уже давно закрепился термин «поколение text». Речь идет не только о способе общения с помощью коротких сообщений, но и о новом интернациональном языке. Основные его черты – простота, свободное отношение к нормам и традициям, эмоциональность. («Новая газета». 2006, май. С. 20).
Какие черты нынешнего поколения подмечаются в таких оценках? Правомерно ли вообще делать такие обобщения? Что отражают подобного рода характеристики? А если бы на вопросы социологов отвечали вы?
Я думаю, обо всем этом нам скажут сегодня и эксперты, и сама молодежь, представленная студентами нашей Академии, и представители разных поколений, принимающих участие в нашем ток-шоу.
В ходе нашего ток-шоу мы также просим вас ответить на вопрос:
«Согласны ли вы с утверждением: «Современная российская молодежь способна сделать Россию великой, процветающей страной»? В конце мы подведем итоги.
Внимание на экран
1. «КОГДА МЫ БЫЛИ МОЛОДЫМИ»
На экране исторический фоторолик, представляющий различные поколения молодежи
Ведущий приглашает двух представителей разных поколений. На экране фоторолики, за кадром звучит текст, представляющий наших героев.
Вопросы ведущего, вопросы из зала:
- Когда вам было 20 лет, о чем вы мечтали? А что вас больше всего беспокоило?
- Задумывались ли вы вообще, трудно ли вам, молодым живется?
- Были ли у вас проблемы выбора жизненного пути
- «Молодым везде у нас дорога» - это реальность вашего времени или миф?
-Зачитывается отрывок из стихотворения Ю.Друниной про «потерянное поколение». Спрашиваю их мнение
Студент (из театральной студии) выступает со стихотворением В.Маяковского «Секрет молодости»
Ведущий: А теперь давайте поговорим о том, чем нынешнее поколение молодых россиян отличается от вашего?
-Какое бы определение вы бы дали нынешнему поколению?
- Что по-вашему мнению не хватает сегодняшней молодежи?
А теперь внимание на экран:
Текст на экране:
«42% молодых респондентов считают, что у их отцов была более содержательная жизнь со своими, пусть ошибочными, идейно-нравственными идеалами… Мы спрашивали у молодых людей: « Как Вы считаете, какие качества присущи молодежи и старшему поколению?»…По независимости суждений, самостоятельности поступков и вере в будущее, по мнению респондентов, молодежь значительно опережает старшее поколение. Что же касается чувства долга, гражданственности, патриотизма, духовности и способности к самопожертвованию впереди идут «отцы» (В.Т.Лисовский. «Отцы» и «дети»: за диалог в отношениях //Социс.2002.№ 7 С.113).
Ведущий студентам:
- А если бы на вопросы социологов отвечали вы?
Следующий кадр на экране:
«64% из полутора тысяч россиян, опрошенных фондом «общественное мнение» заявили, что сегодняшние 16-летние подростки стремятся только к одному – развлекаться и получать от жизни удовольствие. Наверное, эти же 64% сказали, что по нравственным, человеческим качествам сегодняшние 16-летние хуже их в этом возрасте. 14% не видят никакой разницы и всего 7% верят, что лучше» («Профиль». 2004. 31 мая. С.28)
Ведущий к студентам:
- Так видят своих детей отцы. Объективен ли такой взгляд на современную молодежь? А может дети всегда лучше своих отцов? Что бы вы от них взяли в свою взрослую жизнь?
Ведущий подходит к молодому человеку в зале и спрашивает: «Вы могли бы чем-то пожертвовать для достижения своей заветной цели? Чем?»
После ответа зачитывает:
«Еще один ученый из Института социологии, профессор Владимир Магун, изучающий эволюцию жизненных притязаний молодых с 1985 года, также отмечает радикальное изменение в последние годы жизненной стратегии молодых в достижении заветных целей. Если в советское время ради достижения более высокого уровня жизни молодые соглашались на время пожертвовать качеством жизни (поехать на Север, выполнять физически тяжелую и вредную неквалифицированную работу), то постсоветские старшеклассники и выпускники жертвовать качеством своей жизни не желают. Они готовы к жертвам, но совсем другого типа: усердно учиться в трудном институте, выполнять ответственную работу, отложить женитьбу или замужество с тем, чтобы иметь время для обучения и карьерного роста. Все эти лишения ведут, как выражается ученый, к накоплению человеческого капитала» («Профиль. 2004. 31 мая. С.29).
На экране «бегущей строкой» афоризмы, пословицы и поговорки о молодежи
Студенческий ансамбль ПГСХА исполняет песню «Как молоды мы были»
Ведущий: В ходе нашего ток-шоу мы просим вас ответить на вопрос:
«Согласны ли вы с утверждением: «Современная российская молодежь способна сделать Россию великой, процветающей страной»? В конце мы подведем итоги.
2. «МЫ ДЕТИ СТРАШНЫХ ЛЕТ РОССИИ…»
Человек не должен жаловаться на времена;
из этого ничего не выходит. Время дурное;
ну что ж на то и человек, чтобы улучшить его.
Т. Карлейль
На экране фоторолик (война в Чечне, наркомания, алкоголизм, графики динамики молодежной преступности, безработицы, проституции, беспризорности, результаты соцопросов и т.п.)
Ведущий: Я не хотел бы, чтобы присутствующие сделали вывод: смотрите, мол, какая молодежь у нас сегодня. Но и пройти мимо этих явлений нашей жизни мы не можем. Вот, о чем говорят социологи:
На экране текст:
«По данным различных социологических исследований, лишь 36% молодежи ответило утвердительно, есть ли у них идеал; 87,5% не видят героя нашего времени; 42,2% считают, что современная молодежь деградирует; мысли о самоубийстве возникали у каждого третьего респондента» (В.Т.Лисовский. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб., 2000.)
Ведущий подходит к молодому зрителю и спрашивает: «Есть ли у вас идеал?», «Кто герой нашего времени?»
А вот результаты недавнего опроса. Молодым петербуржцам задавался открытый вопрос о «герое нашего времени». Оказалось, что 82% респондентов не могут назвать конкретных героев (причем, 37% считают, что таковых нет вообще, 36% просто не знают их, 9% думают, что герои вроде есть, но не ведают, кто они). Лишь три личности упоминались чаще всего, хотя и они получили небольшой процент голосов. В.Путина назвали 5% опрошенных, актера С.Бодрова-младшего – 2% и 1% получил министр МЧС С.Шойгу (Социс. 2007.№4.С.38).
А теперь внимание на экран (кадры из фильма «Брат-2)
Вопрос к экспертам:
-как бы вы объяснили, что откровенный отморозок Данила Багров стал кумиром молодых?
Ведущий цитирует:
«Брат» - фильм «о персонаже трагическом. Трагически инфантильном и одиноком, отчаянно пытающемся найти хоть какую-то опору в жизни и какой-то смысл. О человеке без памяти и свойств. О новом российском «потерянном поколении». О нации, которая опять стала представлять собой чистый лист бумаги…»
Ю. Гладильщиков, журналист
(«Новая газета». 2004. №70.)
Ведущий экспертам: Почему слушает песни, в которых лирический герой – маргинал? Как вам такое:
«Здравствуй, девочка Мальвина, да чтоб сгорела ты, скотина!» (песня про любимую девушку, которая сдала героя ментам, легла под омоновский отряд и была за это убита из нагана дружественного герою жигана), «Шалава, опять на улице облава» (про другую героиню, которая провела ночку с парнем из класса, стала доступной и связалась с бандюгами), «Где «Беломора достать?» (без комментариев), плюс песни «Война», «Армия», «В плену» и даже «Афганистан». У мальчиков четыре (!) полноценных альбома чистого блатняка с матом и тюремной лексикой, которые запоем слушают подростки из регионов, устраивающие на концертах «Фактора» неизменные аншлаги, потому что, как выразилась моя 12-летняя знакомая из подмосковного города, «Факторы» поют про жизнь» («Новая газета». 2006.№2. С.27). Или такие строчки из одного молодежного хита:
Мы большие школьные газеты,
Выпускные кончатся минетом,
Мир огромный открывает двери,
Чистый, добрый – я ему не верю!
Ведущий экспертам:
Чего здесь больше: сознательного навязывания неких ценностей массовой культурой или просто отражение сложившегося умонастроения целого поколения?
На экране тексты:
«По результатам социологических исследований, более 60% респондентов заявляют, что с помощью честного труда добиться высокого уровня жизни невозможно; почти каждый третий респондент допускает для себя возможность участия в криминальных группировках, а в среднем каждый десятый считает это нормальным способом зарабатывать деньги» (В.Т.Лисовский. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб., 2000.)
«По данным Министерства внутренних дел количество убийств и покушений на убийство, совершаемых подростками за год, возросло с 1991г. более чем в 3 раза; по данным министерства здравоохранения с 1991 по 2001 г. заболеваемость наркоманией среди подростков выросла в 17 раз; число смертей от употребления наркотиков выросло в 12 раз, в том числе среди детей и подростков – в 42 раза» (А.Л.Арефьев. Поколение, которое теряет Россия // «Социс». 2002.№8)
Ведущий экспертам: Каковы причины распространения девиантного поведения среди молодежи? Предложите свои способы его предотвращения.
Студент из театральной студии выступает со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Дума»
Вопросы студентам:
- Вас такие цифры не пугают?
- Можно ли применить к нынешней общественной ситуации строчки из Лермонтова «Печально я гляжу на наше поколение…»?
Текст на экране:
«Максимальное количество «защищенных» можно обнаружить среди наиболее молодых в возрасте до 20 лет, где общий уровень страха наиболее низкий, что вполне естественно…Молодое поколение достаточно толерантно и открыто миру. Его волнуют глобальные, экологические, демографические проблемы. И слабую тревогу вызывают такие проблемы, как сионизм, исламский фундаментализм, преобладание людей с другим цветом кожи, это скорее беспокоит людей старшего поколения (50 – старше 60 лет). Бездуховность общества, природные катаклизмы, снижение рождаемости вызывает одинаковую тревогу у людей всех поколений» («Социс». 2002. № 3.С.47-48).
Вопросы студентам:
-Вы чувствуете себя защищенным?
Текст на экране:
1) «Ведущее место у старшеклассников занимает следующая цель: «научиться зарабатывать деньги и приумножать свой капитал» (82%). Социально приемлемым только для 6% молодых людей является забота о благе людей, «сообща в трудовом коллективе создавать материальные и духовные ценности» (Т.А.Панкова. О становлении нравственных и гражданских позиций школьников //Социс. 2002. №5. С.112).
2) «Более половины студентов всех специальностей взяли на вооружение совет Н.Рокфеллера: «Не бойтесь больших расходов, бойтесь маленьких доходов», а 40% солидаризировались с Дж.Морганом: «То, что нельзя сделать за деньги, можно сделать за очень большие деньги» (А.В.Соколов, И.О.Щербакова. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества //Социс. 2003.№1. С.118).
3) «Труд становится привлекательным («интересным и творческим» и для него не жалко «пота лица своего») тогда, когда он является свободным и удачным предпринимательством, в противном случае – это «дурацкая работа», за которую надо хорошо платить» (А.В.Соколов., И.О.Щербакова. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества. //Социс. 2003.№1. С.119).
4) «65 – 70% студентов уверены, что «не родился еще человек, который занимаясь распределением благ, позабыл бы о себе». Тем самым оправдывается нарушение заповеди «Не укради!». Оказалось, что есть группы студентов, в которых этой заповеди следуют всего 5-6%. Только 42% уверены в том, что «человек выше доллара», и они же полагают, что не любые ценности имеют рыночную цену (А.В.Соколов., И.О.Щербакова. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества //Социс. 2003.№1. С.121).
Ведущий экспертам: Прокомментируйте, пожалуйста, эти данные. Согласны ли вы, что ценность повседневного, кропотливого, общественно полезного труда сегодня утрачена? Почему многие молодые люди не желают просто «тянуть лямку»?
На экране фоторолик «Левой! Правой!» Российская молодежь на марше» и цитата:
«Вслед за лозунгом «Молодежь – в политику!» уже начинает маячить лозунг «Молодежь – во власть!». Сейчас мы живем победами наших прадедов, дедов и отцов. Но у каждого поколения должны быть свои победы». Иван Демидов, лидер «Молодой гвардии» «ЕР». («Новая газета». 2005. №87. С.12)
Ведущий: «Спрос на политически активную молодежь растет: редкая российская политструктура не обзавелась собственным молодежным отделением. Но новое поколение россиян не спешит стать рекрутом старых партий. Специалисты фонда «Общественное мнение» отмечают, что в среде молодежи зреют установки на участие в политических процессах и одновременно желание дистанцироваться от старшего поколения, едва ли не противопоставить себя ему. Абсолютное большинство юных участников опроса уверенно: им по плечу создать собственные политструктуры и потеснить «старичков». Такой результат социологи объясняют тем, что ребята разочаровались в нынешних партиях и движениях, ведь нет никакого смысла пополнять ряды тех, кто уже дискредитировал себя либо только имитирует политическую деятельность. Парадоксально, при этом 83% молодежи твердо убеждены, что в партстроительстве им должно помогать государство // «Ё», 2005. №22. С.6.
«По данным фонда «Общественное мнение» 16% молодых россиян в возрасте от 18 до 25 лет хотели бы вступить в политическую организацию, причем собственную, а не созданную взрослыми. Цифра только кажется маленькой – у взрослых таких активных в среднем 9%... Единственное, что сдерживает их активность, это отношение сверстников, презирающих политику…» («Русский newsweek». 2005.№49 – 2006. №1. С.20)
Однако, как показывают соцопросы, 66% россиян вообще не знают никаких молодежных организаций.
Внимание на экран
На экране диаграмма:
«Какие молодежные организации и движения вы знаете?»
скауты – 5%
«Наши» - 4%
«Идущие вместе» - 3%
ВЛКСМ – 2%
Лимоновцы НБП – 2%
Скинхеды – 1 %
Молодежная организация «Единой России» - 1%
Молодежная организация «Яблока» - 1 %
Пионерская организация – 1%
Не знаю никаких молодежных организаций – 66%
Затруднились ответить – 18%
Опрос проведен ВЦИОМ. Опрошено 1600 человек.
(«Все ясно». 2005. №13. С.6)
Ведущий: Почему молодежных организаций вроде много, а их никто не знает? Почему сегодня все чаще говорится о необходимости возвращения в учреждения образования общественных организаций? Какую общественную работу вы бы хотели вести в вузе?
На экране схема «За кем пойдет молодежь?»
Ведущий: Типичной моделью, с которой сравниваются любые вспышки молодежной активности, является подъем и спад студенческих бунтов на Западе в 60 – годах прошлого столетия. Формы бунта были разнообразными: от въезда в кабинет ректора на велосипеде до рок-фестиваля, от украшения цветами стволов винтовок национальной гвардии до карнавально-хулиганского захвата парижского театра, до диверсионных актов. Студенты, строившие баррикады и поджигавшие автомобили, скандировали лозунги, писали их на стенах Сорбонны. Вот некоторые из лозунгов:
1) «Запрещено запрещать!»
2) «Все дозволено!»
3) «Вся власть воображению!»
4) Будьте реалистами: требуйте невозможного!»
5) «Наслаждаться и жить, бить, разрушать и говорить!»
6) «Лучший ужасный конец, чем ужас без конца!»
7) «Назад, в пещеры!»
Вопросы студентам:
- Вызывают ли у вас эти лозунги симпатии, какие вызывали они у студентов и преподавателей в то время?
- Какие лозунги сейчас актуальны?
- Можно ли рассматривать происшедшее на Западе как сценарий для действий молодежи в нашей стране?
- Как вы относитесь к утверждению одного из идеологов «молодежного бунта» Г.Маркузе о том, что студенчеству принадлежит роль «нового революционного класса» вместе с народами третьего мира и люмпен-пролетариями развитых стран?
Ведущий: Вообще, западная молодежь может быть для нас образцом? Существует ли разница между российской и западной молодежью?
Внимание на экран:
«Мы, конечно, сильно отличаемся от прошлого поколения. У нас время циничное! Но если сравнивать с французами или американцами, тоже отличаемся… Приезжаю в Америку и понимаю, что там вообще на людей только деньги влияют. Там очень простая система: люди воруют в разных городах мира и привозят все в свою страну. Но при этом все очень дружелюбные, миролюбивые, демократичные. У нас вроде тоже все дружат, ходят друг к другу в гости и приятельствуют, но все равно долбим друг друга с утра до ночи, воруем друг у друга. Я понял, почему мы плохо живем, - мы зарабатываем друг на друге!».
Алексей Чадов, актер //»Новая газета. 2005. №86.
Ведущий: Так что нынешняя российская молодежь бунтовать не собирается. Наоборот:
«Диктаторские полномочия для президента РФ одобряет и стар и млад. Как показал опрос Левада-Центра, большинство молодых респондентов (52% граждан до 25 лет) поддерживают такой вариант правления. С ними солидарны пожилые (57% из тех, кто старше 55 лет). И если мнение старших неудивительно, то суждения молодежи прозвучали неожиданно. Приверженность юных к политике «ежовых рукавиц» можно объяснить тем, что государство ими не занималось, поэтому молодежь не смогла найти себе достойного применения в обществе. Именно так объясняют свои проблемы молодые респонденты в опросах других социологических служб» («Ё».2005.№43. С.6)
Парадокс: государство молодежью не занимается, молодежь не смогла найти себе достойного применения в обществе, но при этом им «за державу обидно», нужен президент – диктатор, и молодежную организацию для молодежи должно создать государство. Знаете, западные идеологи «нового революционного класса» этого бы не поняли. Я попросил своих студентов ответить на два вопроса: «Что по-вашему мнению должно делать государство?» и что не должно делать? Они мне написали огромный список, чего они ждут от государства. Второй вопрос у них вызвал непреодолимые затруднения. Нет, сегодня российское студенчество не «самая отзывчивая часть интеллигенции, в которой отражаются все противоречия общества» (В.И,Ленин. ПСС, т.7, с.343), и не «квинтэссенция русской интеллигенции», «чуть ли не единственная группа образованных людей, думавшей не только о своих личных интересах, но и об интересах всей страны» (А.С.Изгоев. Сборник «Вехи») Убедите меня, что это не так.
Ведущий: Напоминаю, в ходе нашего ток-шоу мы просим вас ответить на вопрос:
«Согласны ли вы с утверждением: «Современная российская молодежь способна сделать Россию великой, процветающей страной»? В конце мы подведем итоги.
3. «ВСЕ В НАШИХ РУКАХ» (фоторолик)
Студент рассказывает стихотворение В.Брюсова «Юношам».
Ведущий приглашает двух студентов ПГСХА (на экране – фоторолик, представляющий их), преуспевших в разных сферах деятельности.
Вопросы ведущего и зрителей:
- Как бы вы ответили на вопрос, вынесенный в название нашего ток-шоу?
- Расскажите о вашем деле?
- Это был ваш осознанный жизненный выбор?
- Могли бы вы одним словом охарактеризовать нынешнее поколение?
- Каков, по-вашему, его главный недостаток?
- Можете вы сказать, вокруг чего могла бы сегодня объединиться молодежь России?
-Если не секрет, с каким чувством вы смотрите в будущее?
- Если вы уверены в осуществлении своих жизненных планов, то, что подкрепляет вашу уверенность?
- Как вы представляете себе успех в жизни?
- Что прежде всего вам нужно для того, чтобы быть счастливым?
- Что из окружающей жизни вас больше всего беспокоит?
- Что бы вы сделали, если бы все могли?
На экране «бегущей строкой» афоризмы, пословицы и поговорки о молодежи
Звучит песня Серьги «А что нам надо?»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ведущий: В популярном советском фильме «Доживем до понедельника» герой-старшеклассник написал в сочинении: «Счастье – это, когда тебя понимают». Спустя несколько десятилетий в одной из учебных работ одна студентка ПГСХА написала: «нас на уроке истории учитель попросил написать маленькое сочинение на тему: «Что бы я сделал, если бы все мог?». Тогда все написали, в основном, что бы все исполнилось, о чем мечтаешь. И лишь один написал всего одно предложение: «Если бы я все мог, я бы предотвратил трагедию подводной лодки «Курск».
Социологи, как правило, очень жесткие в своих оценках очередного «потерянного поколения», статистика тоже неумолима. Но когда от молодых людей получаешь такие работы даже с одним предложением… НО КАКИМ!? Так и хочется опровергнуть ученых и сказать: есть и другая молодежь, которая тянется к простым человеческим чувствам, стремится различать добро и зло, и как бы молодым не было нелегко во все времена, хочется, чтобы тебя понимали. Надеюсь, наш разговор помог нам всем что-то понять, прежде всего в самих себе.
Спасибо.
Объявляются результаты соцопроса участников ток-шоу:
«Согласны ли вы с утверждением: «Современная российская молодежь способна сделать Россию великой, процветающей страной»?
Благодарность участникам и организаторам шоу.
Музыкальный номер.
На экране титры (музыкальный фон: песня Юты «Мое поколение» или К.Кинчева «Мы вместе»)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Алексей Чадов Алексей Чадов
«Из ответов следует, что респонденты значи-тельно критичнее оценивают своих сверстников по сравнению с собой. Значительная их часть (и до 30 лет и старше) причисляет себя к поколе-нию «надежд» и «романтическому». Заметна также доля «прагматиков», «скептиков», «отча-явшихся» и «потерянных». Но таковых среди сверстников отмечено существенно больше. Так, среди молодых до 30 лет «равнодушных» и «циничных» около 53%, а старше указанного возраста – свыше 19,7% и 25, 1%». (Лисовский, В.Т. «Отцы» и «дети»: за диалог в отношениях // Социс. – 2002. - № 5 . – С.113.)
«42% молодых респондентов считают, что у их отцов была более содержательная жизнь со своими, пусть ошибочными, идейно-нравст-венными идеалами… Мы спрашивали у моло-дых людей: «Как Вы считаете, какие качества присущи молодежи и старшему поколению?»… По независимости суждений, самостоятельно-сти поступков и вере в будущее, по мнению ре-спондентов, молодежь значительно опережает старшее поколение. Что же касается чувства долга, гражданственности, патриотизма, духов-ности и способности к самопожертвованию впе-реди идут «отцы». (Лисовский В.Т. «Отцы» и «дети»: за диалог в отношениях //Социс. -2002. - №7. - С.113).
«64% из полутора тысяч россиян, опрошенных фондом «общественное мнение» заявили, что сегодняшние 16-летние подростки стремятся только к одному – развлекаться и получать от жизни удовольствие. Наверно, эти же 64% сказали, что по нравственным, человеческим качествам сегодняшние 16-летние хуже их в этом возрасте. 14% не видят никакой разницы и всего 7% верят, что лучше». по данным журнала «Профиль». – 2004. – 31 мая. – С. 29.
«По данным различных социологи-ческих исследований, лишь 36% мо-лодежи ответило утвердительно, есть ли у них идеал; 87,5% не видят героя нашего времени; 42,2% счита-ют, что современная молодежь де-градирует; мысли о самоубийстве возникали у каждого третьего рес-пондента». (Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. - СПб., 2000.)
кадры из к / ф «Брат-2»
«По результатам социологических исследований, более 60% респондентов заявляют, что с помощью честного труда добиться высокого уровня жизни невозможно; почти каждый третий респондент допускает для себя возможность участия в криминальных группировках, а в среднем каждый десятый считает это нормальным способом зарабатывать деньги». (Лисовский, В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. - СПб., 2000.)
«По данным Министерства внутренних дел количество убийств и покушений на убийство, совершаемых подростками за год, возросло с 1991г. более чем в 3 раза; по данным министерства здравоохранения с 1991 по 2001 г. заболеваемость наркоманией среди подростков выросла в 17 раз; число смертей от употребления наркотиков выросло в 12 раз, в том числе среди детей и подростков – в 42 раза». (Арефьев, А.Л. Поколение, которое теряет Россия // «Социс». - 2002.- №8. – С. 50 )
« Максимальное количество «защищенных» можно обнаружить среди наиболее молодых в возрасте до 20 лет, где общий уровень страха наиболее низкий, что вполне естественно. В следующих двух группах (20 - 29 и 30 - 39 лет) общий уровень тревожности примерно одинаков – 52%. Молодое поколение достаточно толерантно и открыто миру. Его волнуют глобальные, экологические, демографические проблемы. И слабую тревогу вызывают такие проблемы, как сионизм, исламский фундаментализм, преобладание людей с другим цветом кожи, это скорее беспокоит людей старшего поколения (50 – старше 60 лет). Бездуховность общества, природные катаклизмы, снижение рождаемости вызывает одинаковую тревогу у людей всех поколений». (Иванова В.А. Страхи и тревоги Россиян: «западники" и «традиционалисты" // Социс. - 2002. - № 3. -С.47-48).
«Вслед за лозунгом «Молодежь – в политику!» уже начинает маячить лозунг «Молодежь – во власть!». Сейчас мы живем победами наших прадедов, дедов и отцов. Но у каждого поколения должны быть свои победы».
Иван Демидов, лидер «Молодой гвардии» «ЕР». (Новая газета. - 2005. - №87. - С.12.)
Опрос проведен ВЦИОМ. Опрошено 1600 человек. (Все ясно. – 2005. - №13. – С.6)
ВСЕ В НАШИХ РУКАХ
Согласны ли вы с утверждением: «Современная Российская молодежь способна сделать Россию великой, процветающей страной?»
Автор идеи, ведущий старший преподаватель кафедры истории, социологии, психологии ПГСХА им. академика Д.Н. Прянишникова Александр ЧЕРНЫШЕВ Медиа сопровождение зав. интернет-залом культурно-информационного центра ПГСХА им. академика Д.Н. Прянишникова Анастасия ХОВАНСКАЯ При содействии культурно-информационного центра и Центра Информатизации ПГСХА
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Легко ли прощать? Легко ли простить?
Разговор с учащимися.Любить – это значит прощать, прощать – это понять, понять – это значит знать, знать – это приблизиться к порогу мудрости. ...
Сюжетно-ролевой урок по теме "Легкая атлетика". Легкая атлетика,элементы футбола.
урок для 3-класса тема " легкая атлетика"...
Методическая разработка урока по теме «Строение легких. Газообмен в легких и тканях»
Конспект урока...
Легкая атлетика .Ученица 6 класса,отделение дополнительного образования детей,секция легкой атлетики
Виды легкой атлетики...
Тема урока: Строение и функции легких. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения.
Разработка открытого урока по анатомии в в 8 классе....
Технологическая карта урока биологии по теме "Строение легких. Газообмен в легких и тканях" 8 класс
Технологическая карта урока биологии "Строение легких. Газообмен в легких и тканях"...
Конспект урока "Строение легких. Газообмен в легких и тканях".
Данный урок продолжает знакомство с дыхательной системой человека. Учащиеся подробно изучат строение легких. Узнают механизмы акта вдоха и выдоха, а также этапы газообмена в легких и тканях. Рассмотря...
Комментарии
И снова об очередном "потерянном поколении"
В популярном советском фильме «Доживем до понедельника» герой-старшеклассник написал в сочинении: «Счастье – это, когда тебя понимают». Спустя несколько десятилетий в одной из учебных работ одна студентка ПГСХА написала: «нас на уроке истории учитель попросил написать маленькое сочинение на тему: «Что бы я сделал, если бы все мог?». Тогда все написали, в основном, что бы все исполнилось, о чем мечтаешь. И лишь один написал всего одно предложение: «Если бы я все мог, я бы предотвратил трагедию подводной лодки «Курск».
Социологи, как правило, очень жесткие в своих оценках очередного «потерянного поколения», статистика тоже неумолима. Но когда от молодых людей получаешь такие работы даже с одним предложением… НО КАКИМ!? Так и хочется опровергнуть ученых и сказать: есть и другая молодежь, которая тянется к простым человеческим чувствам, стремится различать добро и зло, и как бы молодым не было нелегко во все времена, ей хочется, чтобы ее понимали.