Легко ли прощать? Легко ли простить?
классный час (10 класс) по теме
Разговор с учащимися.
Любить – это значит прощать,
прощать – это понять, понять – это значит знать,
знать – это приблизиться к порогу мудрости.
Николай Рерих
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Легко ли прощать? Легко ли простить?.rar | 129.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Легко ли прощать? Легко ли простить?
Любить – это значит прощать,
прощать – это понять, понять – это значит знать,
знать – это приблизиться к порогу мудрости.
Николай Рерих
Ход разговора с учащимися:
Оборудование: нарисованное дерево (одни ветки)
Учащиеся и учитель сидят кругом.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Давайте сначала с вами поздороваемся. Сначала с теми, кто сидит рядом. Здравствуйте. затем – с теми, кто сидит через одного. Здравствуйте. А теперь с теми, кто сидит через три человека. Здравствуйте .
Вы выбрали разговор об одном из самых сложных, но очень важных человеческих чувств, о прощении. Значит, вас это волнует, волнует эта тема и меня. Возможно, в разговоре с вами я найду ответы на свои вопросы.
Есть ли среди нас тот, кто был обижен кем-либо когда-нибудь? Поднимите руки, пожалуйста... (Обычно все поднимают руки.) Каждый из нас в обиде не одинок. Давайте назовем чувства, которые мы испытываем, когда обижаемся.
Ответы участников (все отвечают по очереди в кругу):
– Гнев, раздражение, обида, боль, ярость, желание мстить.
– Человек борется с обидчиком даже в мыслях, тратя на это физическую и интеллектуальную энергию, а также свои нервы.
– Возникают сомнения в существовании справедливости.
– Жизнь меняется в отрицательную сторону...
Учитель: Ребята, а вы кого-нибудь обижали? А какие чувства испытывает человек, обидевший другого – обидчик?
А легко ли обидеть? А самому обидеться легко? А простить? Все ли можно простить? А что нельзя простить?
В истории человечества существует две позиции прощения. Первая позиция прописана в ветхом завете, она существует до сих пор в менталитете некоторых народов это позиция «Око за око».
Вторая позиция прописана в новом завете «Если тебя ударили по левой щеке, подставь правую».
Давайте порассуждаем и попробуем найти позитивные, а может и не устраивающие вас, стороны в каждой из этих позиций. (работа в группах, обсуждение)
А есть ли среди вас, те которые в настоящий момент на кого-то обижены? Как эта обида проявляется, внешне или внутренне? Мешает ли вам это нормально жить и общаться? Хотели бы вы, чтобы ваш обидчик первым попросил прощения? Каких действий вы бы от него хотели увидеть?
А есть ли среди нас обидчики, те, которые сами бы хотели извиниться, я не спрашиваю за что и перед кем? Хотели бы вы, чтобы этот человек вас простил? А зачем вам это надо?
Стало бы легче? Кому? Вам? Ему?
У медиков одно из отделений больницы называют «дом обиженных»? О каком отделении идет речь?
Отделение онкобольных. Как вы думаете, почему отделение онкобольных называют так?
Люди, которые не прощают обиды, накапливают их в себе, разрушают свой организм изнутри. Это установленный факт.
Так стоит ли не прощать обиды и платить за них своим здоровьем?
Не кажется ли вам, что слово «прощение» созвучно со словом «прощание».
С чего начать прощение? Попытаться понять. Да отношения изменяться, они перейдут на другой уровень, более официальный. Но при встрече со своим обидчиком вы уже не будете испытывать стресса, возобновиться общение.
Учитель: В психотерапии есть такое направление – сказкотерапия. Душу человека пытаются исцелить сказкой. Я тоже хочу рассказать вам маленькую терапевтическую сказку.
Сказка «Прости»
Однажды там, где нужно было произнести Слово, встретилось Молчание с Молчанием. За один шаг до надвигающейся беды узнали друг друга две горькие обиды. Их взгляды выражали одиночество и пустоту, в них было что-то тоскливое.
Вдруг разверзлась бездна меж ними, а за спиной встали непроходимые скалы. Ужаснулись Молчание и Молчание. Они увидели конец своей дороги и осознали, что им не суждено вместе жить, а суждено им вместе умереть.
Немые губы сжались, а языки мучительно искали Слово. Их силы были на исходе... И потянулись руки навстречу, и Слово родилось: «Прости!»
В «Толковом словаре русского языка» С. Ожегова слово «простить» расшифровывается как «извинить, не ставить в вину, освободить от какого-либо обязательства». А в словаре В. Даля «простить – делать простым от греха, вины, долга; освобождать от обязательства, миловать».
На Руси давным-давно существует праздник, который именуют Прощенным Воскресеньем. Это последний день масленицы. В этот день в стародавние времена люди шли в церковь и просили у бога прощенья за свои прегрешения, плохие поступки и ошибки, которые не давали людям жить в мире и согласии с людьми и с самим собой. В последние годы эта традиция – празднования прощеного воскресения - входит в нашу жизнь. В этот день можно услышать телефонный звонок и слова из трубки: «Прости меня!». Можно увидеть на пороге твоего дома человека, которого вовсе не ожидал увидеть: «Прости меня!»
Каждому ученику раздать темную карточку и светлую карточку. Запишите на своих тёмных карточках те чувства, которые вам мешают прощать. А теперь порвите их на мелкие кусочки, уничтожьте их, а кусочки положите ко мне в коробочку, после занятия мы вместе выйдем из школы и их сожжём! Сожгите эти чувства и вы в своей душе. Сожжём Злость и Обиду вместе с ними!
- А на приготовленных зелёненьких листочках и цветочках напишите чувства, которые помогут простить и попросить прощение. Прикрепите эти листочки к нашему деревцу. Видите, оно расцвело без Злости и Обиды.
Учитель: Не важно - какого ты вероисповедания, не важно - маленький ты или большой, человек должен уметь прощать, если он человек, но всё, же лучше стараться не обижать других людей, животных, природу. А умение прощать даёт возможность человеку стать добрее, лучше, порядочнее.
Учитель читает стихотворение Э. Асадова «Цветы прощения» (фоном звучит красивая, тихая, медленная музыка)
ЦВЕТЫ ПРОЩЕНИЯ.
В белоснежном платье, как снежинка,
То ли в гости, то ли в отчий дом,
Шла девчонка вьющейся тропинкой
И несла букет живых цветов.
Стройная, как тополь серебристый,
Весела, как звонкий ручеек,
Что-то нежно ей шептали листья,
Улыбался каждый лепесток.
Гладили кудрявую головку
Солнышка волшебные лучи.
А она счастливая девчонка,
Целовала розы лепестки.
И в глазах – лучащихся росинках,
Полыхала цветью неба синь,
И вот-вот, казалось, что пушинкой
Вдруг взлетит над шелестом осин.
Шла и пела голосом счастливым
Вторила ей музыка весны,
И кругом светлее становилось
От сверкавшей платья белизны.
Что-то замаячило в сторонке,
И, жестко брошенной рукой,
К платью белоснежному девчонки
Вдруг прилип с травою грязный ком.
Словно ничего не понимая,
Девочка рассматривала грязь,
И мальчишка, руки потирая,
Нагло улыбался, щуря глаз.
Не всплакнула, не назвала хамом
Гордого виновника в ответ,
А с улыбкой светлой хулигану
Бросила душистый свой букет.
И мотнув короткой рыжей стрижкой
(Сердце есть и у озорника),
Отбежал пристыженный мальчишка
С пересохшей грязью на руках.
Если злые люди в вашей жизни
Вдруг оставят грязные следы,
Вы подобно девочке-снежинке
Бросьте в них прощения цветы.
Учитель раздаёт ребятам на память красивые памятки с лучами солнца.
Ребята, запомните!
1. Каждый может совершить ошибку.
2. Совершив ошибку, умей её признать.
3.Прости, и будешь прощён.
4. Прощенье уничтожит злобу и агрессию, разъедает ненависть, спасает от одиночества.
5. Прости, и твоя душа будет светлее.
Советы Дейла Карнеги.
Правило 1: заполните свой ум мыслями о спокойствии, мужестве, здоровье и надежде, ведь «наша жизнь – это то, что мы думаем о ней».
Правило 2: никогда не пытайтесь свести счёты с обидевшими вас, потому что этим вы принесёте себе гораздо больше вреда, чем им.
Правило 3: ведите счёт своим удачам, а не своим неприятностям!
Правило 4: когда судьба вручает вам лимон, постарайтесь сделать из него лимонад.
Правило 5: забывайте о своих собственных неприятностях, пытаясь дать немного счастья другим. «Делая добро другим, вы в первую очередь помогаете себе».
«Правило бумеранга»
Других не зли и сам не злись,
Мы гости в этом бренном мире.
А если что не так – смирись.
Будь поумнее, улыбнись.
Холодной думай головой,
Ведь в мире все закономерно.
Зло, излученное тобой,
К тебе вернется непременно.
Заключение
Учитель. Я хочу закончить наш классный час словами: «Прощение – не отрицание собственной правоты в суждениях, а попытка взглянуть на обидчика с состраданием, милосердием, любовью в то время, когда он, казалось, должен быть лишен права на них».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно-ролевой урок по теме "Легкая атлетика". Легкая атлетика,элементы футбола.
урок для 3-класса тема " легкая атлетика"...
Методическая разработка урока по теме «Строение легких. Газообмен в легких и тканях»
Конспект урока...
Легкая атлетика .Ученица 6 класса,отделение дополнительного образования детей,секция легкой атлетики
Виды легкой атлетики...
Тема урока: Строение и функции легких. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения.
Разработка открытого урока по анатомии в в 8 классе....
Технологическая карта урока биологии по теме "Строение легких. Газообмен в легких и тканях" 8 класс
Технологическая карта урока биологии "Строение легких. Газообмен в легких и тканях"...
Конспект урока "Строение легких. Газообмен в легких и тканях".
Данный урок продолжает знакомство с дыхательной системой человека. Учащиеся подробно изучат строение легких. Узнают механизмы акта вдоха и выдоха, а также этапы газообмена в легких и тканях. Рассмотря...
Конспект урока 8 класс " Строение легких. Газообмен в легких и тканях."
Конспект урока8 классТема урока: Строение легких. Газообмен в легких и тканях....