Статья в юбилейную газету №3 "Военно - патриотическое воспитание в "МОУ Лицей №31"
статья по теме
Предварительный просмотр:
История в лицах
Жизнь общества всегда ставила серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения, потому что государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. В работе нашей школы одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Ведь смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, так и врачу, и инженеру, и водителю.
Работа по военно-патриотическому воспитанию в нашей школе началась ещё в далёкие, 70 – ые годы, когда пост директора занимал Купчинин Алексей Семёнович, а военно – патриотическое движение возглавлял Белов Фёдор Степанович, бывший фронтовик, участник Великой Отечественной войны. Именно тогда ввели в образовательный процесс НВП (начальную военную подготовку), стали проводиться Смотры строя и песни, Всесоюзные игры «Зарница» (7 – 8 кл.) и «Орлёнок» (9 – 10 кл.).
В 1982 году под руководством Белова Ф. С. в школе был сформирован первый юнармейский батальон. Первыми командирами взводов, а затем и батальонов были, несомненно, самые ответственные, дисциплинированные, способные повести за собой ученики: Калямин Александр, Прокопенко Андрей, Лапшин Сергей, Горюнов Александр, член Всероссийского штаба Всесоюзной игры «Орленок», Федюнин Александр, первый и единственный суворовец в нашем лицее, и, конечно же, Маляева Светлана – сейчас она Агапова Светлана Алексеевна, учитель английского языка нашего лицея. Светлана Алексеевна была командиром взвода в 1980, 1981, 1982 г.г. и ежегодно выводила свою команду на Почётное I место в Смотрах строя и песни, посвящённых значимым датам в истории нашей страны. Наивысшим же достижением «Зарницы» было участие наших юнармейцев во Всесоюзной игре в Днепропетровске в 1983 году, а «Орлёнка» - в Туле и Пскове.
Не было бы, наверное, таких результатов, если бы не дисциплина и сознательность учеников. А они были готовы к тому, что каждое утро в школе начиналось с развода: на линейку выстраивались все ученики и отдавался рапорт о наличии учащихся, о том, кто отсутствует в школе и по каким причинам. Затем торжественным маршем все расходились по кабинетам: начинались уроки… Уроки жизни… Уроки доброты… Уроки нравственности…
И сейчас наш лицей продолжает славное дело, начатое 35 лет тому назад. Военно – патриотическое воспитание в школе идет по трем направлениям.
I направление
Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил Данное направление включает в себя следующие мероприятия:
- Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (Вахта Памяти - выставление почетного караула у Поста №1 города Саранска и у мемориальной доски Голубеву С.Н., выпускнику нашего лицея, участнику боевых действий в Чечне, награжденному орденом Мужества (посмертно); возложение гирлянды Славы; проведение митингов и других патриотических мероприятий в памятных местах города Саранска).
- Проведение экскурсий, уроков Мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Поздравления и выступления с концертами перед ветеранами войны и труда.
- Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов.
- Проведение конкурсов военно-патриотической песни, а также других праздничных мероприятий (концертов), посвященных великим праздникам.
II направление
Военно-спортивные игры
Прежде всего, это ДВИЖЕНИЕ ЮНЫХ ПАТРИОТОВ («Орленок»), которое в комплексе решает задачи почти всех компонентов системы военно-патриотического воспитания. Практическая значимость игр четко прослеживается с помощью обратной связи «ШКОЛА – АРМИЯ». Опыт проведения игры « Орлёнок» показал популярность и важность этой формы военно-патриотического и физического воспитания обучающихся. «Орлёнок» оказывает положительное влияние на организационное укрепление коллектива класса, способствует развитию общественной активности детей, формирует качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины.
С 1994 по 2005 год руководителем команды юнармейцев был Калямин Юрий Петрович, полковник в отставке. Наши «Юные патриоты» под руководством Юрия Петровича систематически занимали призовые места в военно – спортивных играх города и Республики. А в июле 2005 года юнармейцы лицея завоевали право представлять Мордовию на Всероссийской спартакиаде школьников по военно – прикладным видам спорта и принять участие в парадном марше на Поклонной горе в Москве. Наши ребята выступили успешно: были награждены дипломом, вымпелом и ценными подарками. Трое выполнили разрядные нормы по военному четырёхборью: Бритов Игорь – второй разряд, Беляков Максим – третий, Кузнецов Андрей – третий.
В спартакиаде участвовали: Бритов Игорь (выпуск – 2006 г.), Беляков Максим (выпуск – 2006 г.), Закирова Катя (выпуск - 2009 г.), Зубаров Евгений (выпуск - 2008 г.), Сураев Владимир (выпуск - 2008 г), Потапов Олег (выпуск - 2008 г.), Кузнецов Андрей (выпуск – 2006 г.), Смирнов Владимир (выпуск – 2006 г.), Горбунова Юлия (выпуск – 2009 г.), Чернеева Юлия (выпуск - 2008 г.), Сухарова Алёна (выпуск – 2007 г.).
С 2005 года и по настоящее время военно – патриотическое движение в школе возглавляют Чернеев Анатолий Иванович и Квасков Герман Вячеславович. Ежегодно наши юнармейцы, продолжая славную традицию, начатую 35 лет назад, становятся победителями и призёрами на муниципальном и республиканских уровнях.
Хочется отметить самых активных участников ДВИЖЕНИЯ ЮНЫХ ПАТРИОТОВ нашего лицея:
Выпуск – 2005: Агапов Артур, Биккинина Регина, Коротин Александр, Кузнецов Максим, Сидорова Ирина.
Выпуск – 2006: Беляков Максим, Бритов Игорь, Кузнецов Андрей, Смирнов Владимир.
Выпуск – 2007: Сухарова Алёна.
Выпуск – 2008: Зубаров Евгений, Потапов Олег, Сураев Владимир, Чернеева Юлия.
Выпуск – 2009: Горбунова Юлия, Закирова Екатерина.
Выпуск – 2010: Агапов Сергей, Ежова Анастасия, Ерошин Павел, Лешкаев Михаил, Мальцева Анастасия.
Выпуск – 2011: Малов Андрей.
Выпуск – 2012: Базеева Алина, Калядина Екатерина, Капранов Евгений, Каргина Мария, Ростова Анастасия, Сильнов Андрей.
11Б класс (2012 – 2013 уч. год): Банюкова Анна, Вдовин Антон, Казаков Егор, Ливончик Дмитрий, Ломакин Артём, Мартемьянов Александр, Селезнёв Вадим, Чугунов Александр.
Не менее важную роль в военно-патриотическом воспитании играют месячники оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, военно-спортивные эстафеты, военно-спортивные праздники, День Защитника Отечества. Ежегодно в школе проводятся конкурсы старшеклассников «А ну – ка, парни!» и «А ну – ка, девушки!» и другие мероприятия.
III направление
Взаимосвязь школьного и воинского коллективов
Работа по данному направлению осуществляется через руководство военно-прикладными кружками и секциями, совместную организацию оборонно-спортивных лагерей, военно-полевых сборов, встреч с военнослужащими, связь с редакцией газеты «На посту» Северо – Кавказского регионального командования внутренних войск МВД России. Данные направления являются военно-патриотическими воспитательными комплексами.
Урок также стоит во главе всего воспитательного процесса. Каждый общеобразовательный предмет объективно располагает большим патриотическим потенциалом.
Специальный раздел в предмете ОБЖ – ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ призван закрепить уже имеющиеся у обучающихся знания по допризывной подготовке, привести их в систему, дополнив новыми знаниями, научить применять на практике, полученные на уроках знания и умения – иными словами, сформировать умения и навыки военно-прикладного характера.
Созданный кабинет ОБЖ и МУЗЕЙ «ПОДВИГ» являются воспитательным центром военно-патриотической работы в нашем лицее. Наличие в лицее подобного воспитательного центра военно-патриотической работы способствует приданию всей проводимой работе системности, закреплению позитивных традиций. В МУЗЕЕ имеется уголок боевой Славы, где помещены материалы по поисковой работе, способствующие воспитанию школьников на героических традициях старших поколений.
На базе МУЗЕЯ, руководителем которого является КАЛЯМИН ЮРИЙ ПЕТРОВИЧ, проводятся:
- Уроки истории, литературы, географии, а также других предметов по материалам военно-патриотической направленности. Это способствует тесной взаимосвязи военно-патриотического воспитания на уроках и вне уроков.
- Встречи школьников с военнослужащими, ветеранами. Осуществляется координация всей работы по воспитанию школьников на боевых традициях.
- Организуется учеба юнармейцев.
- Уроки Мужества, вечера, сборы, беседы, классные часы, просмотры видеофильмов, занятия военно-прикладных кружков.
- Телемосты с военными частями, в которых проходили службу наши выпускники.
Данная система военно-патриотического воспитания, созданная в нашем лицее, помогает управлять процессом подготовки обучающихся к защите Родины, придает всей проводимой работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивает преемственность в организации и развитии военно-патриотической деятельности школьников. Безусловно, школа должна принять и принимает на себя основную нагрузку по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, ведь именно здесь наше будущее, будущее нашей Родины. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, несомненно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!»
При встрече с выпускниками, которые проходят службу в армии, курсантами военных училищ приятно слышать лестные отзывы о нашей работе в лицее по военно-патриотическому воспитанию.
Наши ученики хорошо усвоили главное, что любовь к Родине – это проявление патриотизма, а защита Отечества – это долг и обязанность патриота.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Музей как средство экологического, патриотического воспитания учащихся"
Статья "Музей как средство экологического, патриотического воспитания школьников" . В данной работе представлен анализ работы школьного музея МБОУ ООШ с. Правые Кумаки". Выступление по этой теме...
Авторская программа по гражданско-патриотическому воспитанию в Лицее №211
Предисловие«Для гражданина России особенноважны моральные устои.Именно они составляют стерженьпатриотизма,без этого России пришлось бызабыть о национальном достоинствеи о национальном суверените...
Статья "Музыкальное искусство как средство патриотического воспитания" .
Возможности искусства в воспитании чувства патриотизма Могучее воспитательное воздействие музыкального искусства на челове...
Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах
Военно- патриотическое воспитание- проблема современного образовательного процесса. В кадетских классах это направление является основным. Одна из важных задач школы- воспитание патриотизма....