Программа спортивно-технического творчества "Вираж"
рабочая программа по теме

Виктор Иванович Коба

Цель программы – популяризация занятий техническим творчеством и техническими видами спорта, получение знаний о видах авто-мото-техники, их технического состояния и обслуживания, пропаганда здорового образа жизни среди старшеклассников. Определение ценностных ориентаций личности и общества как совокупности практического и духовного опыта человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ  ПУРОВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» П.Г.Т.УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

Обсуждена на заседании                                                          «УТВЕРЖДАЮ»                

методического  совета                                                       Директор МБОУ ДОД ДДТ                                              МБОУ ДОД  ДДТ

«___»__________________                                                  ________________И.А.Коба  

                                                                                               «______»________________                                                      

                                                                         

ПРОГРАММА

спортивно-технического   творчества «ВИРАЖ»

детского  объединения

«Мотоклуб»

                                              Тип программы: образовательно - развивающая,  авторская

                                              Срок реализации программы: 1 год

                                              Возраст детей: от  14 до 18 лет

                                              Руководитель: педагог дополнительного образования

                                                                          1-й квалификационной категории

                                                                          Коба Виктор Иванович

п. Уренгой

2011 г.

Паспорт программы

  1. Полное название программы

Программа спортивно-технического творчества «Вираж»

  1. Сроки реализации программы

1 год

  1. Цели и задачи программы

Цель программы – популяризация занятий техническим творчеством и техническими видами спорта, получение знаний о видах авто-мото-техники, их технического состояния и обслуживания, пропаганда здорового образа жизни среди старшеклассников. Определение ценностных ориентаций личности и общества как совокупности практического и духовного опыта человека.

Задачи программы:

  1. вооружение воспитанников глубокими  знаниями в области технического творчества;
  2. развитие навыков наблюдения и умения проводить анализ выполненной работы;
  3. обучение основам авто- мотто- дела;
  4. создание в перспективе  «Автомотоклуба» на базе ДДТ, который станет поисково-творческой лабораторией по приобщению детей и подростков к  занятиям в области технического творчества;
  5. расширение кругозора учащихся;
  6. способность к жизненному и профессиональному самоопределению;
  7. развитие практических умений и навыков автослесарных работ;
  8. воспитание просвещенной личности, субъекта культуры путем создания разносторонних условий для личного участия, сопричастности к живому опыту технического прогресса.
  9. повышение престижности технологического образования и качества подготовки школьников.
  1. Авторы программы

Коба В.И., Коба И.А.

  1. Количество участников, задействованных в реализации программы
  1. 15 воспитанников
  2. 1 педагог дополнительного образования
  3. методист
  1. Кадровое обеспечение программы
  1. педагоги дополнительного образования
  2. педагог-организатор
  3. концертмейстер
  4. команда управления
  5. администрация п.Уренгой
  6. специалисты разного профиля

  1. Ожидаемый результат

Результатом сформированности ценностных ориентаций будет модель воспитанника, которая предполагает:

  1. умение нестандартно мыслить и принимать решения;
  2. умение работать в группе;
  3. результатами следует считать участие и победы в конкурсах поселкового, областного, российского уровней;
  4. овладение различными приемами и навыками технического обслуживания авто- мотто- транспортного средства;
  5. повышением уровня успеваемости в школе;
  6. способность к жизненному  и профессиональному самоопределению (поступление в технические ВУЗы и средние специальные заведения);
  7. сформированность навыков слесарных  работ;
  8. поиск путей и овладение способами практической деятельности в составе детского объединения технического творчества;
  9.   расширение информационного пространства педагогов и школьников.
  10. сформированное сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;
  11. сформированные умения и навыки по оказанию первой медицинской помощи при несчастных случаях;
  12. качества личности: целеустремлённость, ответственность, находчивость, дисциплинированность, стойкость, готовность к сотрудничеству, смелость, решительность.
  1. Особые отметки и примечания

Имеющаяся материальная база:

  1. Мотоцикл «Восход-3М»    
  2. Мотоцикл «Чизет-250»
  3. Мотоцикл «Ява-350»
  4. Велосипед, самокат.
  5. Станок заточной.
  6. Станок сверлильный.
  7. Слесарные верстаки.
  8. Набор слесарных инструментов. Гаечные ключи, головки, отвертки  и т.п.  
  9. Пневматические  инструменты: пневмо- дрель,  гайковерт, пневмо- ножницы, фортуна, полировальные машинки, краскопульт, устройство для продувки и подкачки шин.
  10. Электроинструменты ( дрели, ручные шлифовальные машинки, электрические отвертки).

П о я с н и т е л ь н а я    з а п и с к а

Увлечения  –  сильные, часто сменяющие друг друга, иногда "запойные"  – характерны для подросткового возраста. Ребёнок сам выбирает себе занятие по душе, тем самым, удовлетворяя познавательную потребность и потребность в самостоятельности.

Именно в этот период у детей появляется потребность в активном, самостоятельном, творческом познании. По мнению Д.Б.Эльконина, подростковый возраст сенситивен к переходу учебной деятельности на более высокий уровень. Учение может приобрести для ребёнка новый личностный смысл – стать деятельностью по самообразованию и самосовершенствованию.

Руководить интересами подростков в этом направлении могут взрослые – любимые учителя и родители, искренне увлечённые своим делом. Побудить их к дополнительным занятиям определённым предметом им удаётся, только соблюдая осторожность: излишнее давление с их стороны приводит к противоположной реакции – нежеланию делать то, что навязывают, к апатии или бунту.

Как правило, увлечения имеют неучебный характер. Они связаны с глубоким интересом к любимому занятию.

В среде подростков, лишённых содержательных увлечений, возникают основные проблемы, связанные с азартными играми, противоправным поведением, ранней алкоголизацией, токсикоманией и наркоманией. Безусловно, подбор интересного занятия для подростка, организация части его свободного времени, благодаря кружкам и секциям, не становится гарантией того, что эти проблемы будут сняты. Но, тем не менее, это – один из наиболее действенных путей их профилактики.

Кроме стремления к эмансипации, подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущий деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение, появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: подростки стремятся во всём походить на сверстников и пытаются выделиться в группе, хотят заслужить уважение и бравируют недостатками, требуют верности и меняют друзей. Благодаря интенсивному интеллектуальному развитию, появляется склонность к самоанализу; впервые становится возможным самовоспитание.

  1. Детское объединение технического творчества «Мотоклуб» в Уренгойском Доме Детского творчества работает второй год.

Его посещают воспитанники в возрасте от 14 до 18 лет.

Основными задачами деятельности «Мотоклуба»  являются:

  1. Дополнительное образование детей в области технического творчества;
  2. Изучение основных характеристик, узлов и деталей мототранспорта, а именно: мотоциклы, мопеды, гоночные машины;
  3. Приобретение практических умений и навыков технического обслуживания авто-мото-техники;
  4. Знакомство с вопросами возникновения данного вида транспорта;
  5. Применение полученных знаний при обслуживании транспортного средства и первые навыки управления.
  6. Подготовка воспитанников к выбору будущей профессии и поступление в профессионально-техническое училище г.Тарко-Сале.

  1. Мотоцикл существует уже почти 100 лет. Сегодня это средство индивидуального транспорта насчитывает немало разновидностей: универсальный, шоссейный, гоночный, внедорожный, мотороллер и мопед, эндуро и трайел, мини-байк и мофа. Что представляет из себя каждый из них, каковы их назначения, особенности конструкции, каков современный уровень развития мотоциклетной техники и предстоит изучить ребятам на занятиях мотоклуба. Если дать определение мотоциклу как таковому в его современном виде, то это одноколейное двухколёсное средство индивидуального транспорта с автономным механическим (то есть не мускульным) двигателем. На заре появления первых мотоциклов их название было образовано из двух слов: «двигатель» – «мотор», «велосипед» - «цикл».
  2. В настоящее время мотоклуб имеет следующие мотоциклы:

«Восход – 3м»;

«Чизет – 250»;

«Ява-350».

      Все эти мотоциклы были отреставрированы воспитанниками мотоклуба под руководством педагога. В процессе  восстановления мототехники воспитанники изучали основные узлы, характеристики и параметры каждого мотоцикла, порядок разборки и сборки, обслуживание электрооборудования мотоцикла. В работе ребята знакомятся с пневматическим инструментом, применяемым при обслуживанием мотоциклов. Изучают технику безопасности и порядок работы с нестандартным оборудованием. Имеют возможность сравнивать работу электро-инструментов и пневмо-инструментов, чем повышают свой уровень технических знаний и умений.

Цель программы – популяризация занятий техническим творчеством и техническими видами спорта, получение знаний о видах авто-мото-техники, их технического состояния и обслуживания, пропаганда здорового образа жизни среди старшеклассников. Определение ценностных ориентаций личности и общества как совокупности практического и духовного опыта человека.

Задачи программы:

  1. вооружение воспитанников глубокими  знаниями в области технического творчества;
  2. развитие навыков наблюдения и умения проводить анализ выполненной работы;
  3. обучение основам авто- мотто- дела;
  4. создание в перспективе  «Автомотоклуба» на базе ДДТ, который станет поисково-творческой лабораторией по приобщению детей и подростков к  занятиям в области технического творчества;
  5. расширение кругозора учащихся;
  6. способность к жизненному и профессиональному самоопределению;
  7. развитие практических умений и навыков автослесарных работ;
  8. воспитание просвещенной личности, субъекта культуры путем создания разносторонних условий для личного участия, сопричастности к живому опыту технического прогресса.
  9. повышение престижности технологического образования и качества подготовки школьников.

Основные принципы построения программы.

Принцип природосообразности воспитания – основывается на научном понимании взаимосвязи всех природных и социально-культурных процессов, а так же того, что воспитание должно быть сообразно полу и возрасту и необходимости формирования у воспитанников ответственности за самих себя.

Принцип культуросообразности воспитания – основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям.

Принцип эффективности социального взаимодействия – осуществление воспитания в коллективах различного типа, что позволяет расширить сферу общения, создает условия для конструктивных процессов социокультурного самоопределения, адекватной коммуникации и в целом формирует навыки социальной адаптации.

Принцип сотрудничества – признание приоритета личности и саморазвития, самореализации и самовыдвижения в развитии.

Принцип непрерывности – является одним их важнейших. Этот принцип возникает из постепенности и этапности формирования личности.

Принцип систематичности – обеспечивает системную организацию образования на основе всех его компонентов: целей, содержания, методов и приемов, средств обучения, а также форм организации различных видов деятельности.

Принцип интеграции – обеспечивает взаимодействие всех сфер теоретического, практического сознания и различных видов деятельности: естественнонаучных, нравственно-эстетических, социально-экономических, правовых.

Принцип гуманизации – исходит из права человека на благоприятную среду жизни и выражает идею формирования человека, способного к целесообразной  деятельности.

Принцип сплоченности – предполагает формирование взаимопомощи, поддержки, взаимодействия и взаимопонимания.

Формы и методы работы.

В работе используются разнообразные методы учебной работы: словесные, наглядные, практические, частично-поисковые, методы проблемного обучения.

Словесные методы – беседа, рассказ, объяснение.

Беседа – вопросно-ответный метод, предусматривает наличие определённых знаний у учащихся. Беседа может быть воспроизводящей, эвристической и исследовательской.

Рассказ – эмоциональное, живое, образное изложение учебного материала.

Объяснение – словесное истолкование правил, законов, понятий. При объяснении используется большое разнообразие приёмов.

Наглядные методы – наблюдение и демонстрация.

Эти методы позволяют сочетать слово и наглядность, а восприятие с помощью двух сигнальных систем обеспечивает сознательное усвоение учебного материала детьми.

Практические методы – способствуют закреплению знаний, выработке умений и навыков, развитию умственных сил.

Частично-поисковый метод и методы проблемного обучения – обеспечивают систематическое включение учащихся в систему познавательных задач. Знания не даются в готовом виде, а ставятся в виде проблемы для самостоятельной работы детей.

Тематический план занятий  

№  п\п

Основное содержание занятий

Количество  часов

теория

практика

всего


1.


2.


3.



4.


5.


6.

























7.


























8.







   

9.


   10.



   



     11.



   



     12.


   



     13.



   14.


   15.  


Введение. Из истории создания мотоцикла.


Технические данные  мотоцикла


Рекомендации и предупреждения. Техника безопасности.


Механизмы управления мотоциклом


Приборы контроля мотоцикла


Двигатель


а\  Снятие и установка головки цилиндра, цилиндра, поршневых колец, поршневого пальца и поршня.

б\ Снятие и установка муфты сцепления, моторной передачи и механизма кикстартера.

в\ Снятие крышки генератора, редуктора спидометра с механизмом выжима сцепления.

г\ Снятие  и установка генератора (при снятой крышке генератора).

д\ .Снятие и установка сальника коробки перемены передач и правого сальника коленчатого вала (при снятой  крышке генераторе).

е\ Снятие и установка карбюратора.

ж\ Регулировка оборотов холостого хода.

з\ Полная разборка двигателя.

к\ Снятие и установка коленчатого вала, подшипников и сальников коленчатого вала.

л\ Разборка, сборка и регулировка коробки перемены передач и механизма переключения.

м\ Система питания двигателя.

н\ Глушитель шума выпуска.


Ходовая часть.                                                                    


а\ Вилка переднего колеса.

б\ Порядок частичной разборки и сборки вилки переднего колеса.

в\ Порядок полной разборки и сборки вилки.

г\ Порядок замены сальников в корпусе сальников.

д\ Амортизаторы подвески заднего колеса.

е\ Замена втулок наконечников.

ж\ Замена амортизаторной жидкости.

з\ Полная разборка и сборка амортизатора подвески заднего колеса для замены сальников и изношенных деталей.

к\ Снятие и установка переднего  колеса.

л\ Снятие и установка заднего колеса.

м\  снятие и установка цепи задней передачи и кожуха цепи.

н\ Техническое обслуживание и регулировка натяжения цепи.

т\ Регулировка тормозов.

п\ Определение степени износа тормозных накладок.

ш\ техническое обслуживание и уход за шинами.


Электрооборудование.        


а\ Источник электроэнергии.

б\ Приборы зажигания и стабилизации.

в\ Приборы освещения и сигнализации.

г\ Приборы коммутации и контроля.

д\ Электропроводка.


Техническое обслуживание мотоцикла.  


Технические характеристики мотоцикла «Восход-3». Основные узлы и детали. Число цилиндров. Мощность двигателя. Число передач. Скорость. Масса в снаряженном состоянии.


Технические характеристики мотоцикла «ИЖ-Юпитер-4». Основные узлы и детали. Число цилиндров. Мощность двигателя. Число передач. Скорость. Масса в снаряженном состоянии.


Назначение номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах. Марки отечественных мотоциклов.


Поведение участников движения при ДТП. Оказание первой медицинской помощи


Участие в мероприятиях ДДТ.


Заключительное занятие.


2


1


2



2


2




2



2


2


2


1




2

2

2

2


2


1

2




2

2


2

2


2

2

2

2



2

2

1


1


1

1


1





4

2

2

2

2


2



6





6





4






1





2


-


1


-



2


2




2



2


2


2


1




2

2

2

2


2


1

2




2

2


2

2


2

2

2

2



2

2

1


1


1

1


1





4

2

4

4

4


2



6





6





4






1




2


2


2



4


4


44

























46


























30








4



12





12





8






2



6


2

                                                                                                                       Итого:180 часов

ОСНОВНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАМНОГО МАТЕРИАЛА

Тема 1. Вводное занятие. Ознакомление учащихся с курсом программы « Мотоклуба».

Соблюдение техники безопасности на занятиях. Вопросы истории создания мотоцикла. Модели мотоциклов.

Тема 2. Технические характеристики мотоцикла. Основные данные, двигатель, силовая передача. Ходовая часть, электрооборудование, вместимость заправочных емкостей, основные данные для регулировки и контроля.

Тема 3. Рекомендации и предупреждения. Удаление  наружной консервационной смазки.

Установка на место узлов и деталей, установка зажима топливопровода на штуцер карбюратора. Проверка уровня масла в картере коробки перемены передач. Проверка

Давления воздуха в шинах.  Проверка затяжки всех крепежных  соединений. Заливка

Топлива в бак.

Тема 4. Механизмы управления и приборы. Фонарь задний, указатель поворота задний левый рычаг кикстартера. Рычаг переключения передач, кнопка звукового сигнала, рычажок

Переключения указателей поворота, рычажок переключения света. Зеркало заднего вида,

Рычаг управления сцеплением, спидометр, указатель поворота передний левый, контрольная лампа включения указателя поворота, контрольная лампа дальнего света, указатель поворота передний правый, центральный переключатель, включатель (датчик) светового сигнала торможения ручного тормоза. Рычаг управления передним тормозом, зеркало заднего вида, рукоятка управления дроселлем карбюратора. рычажок аварийного выключения зажигания. Рычажок переключения «день –ночь». Рычаг ножного тормоза. Указатель поворота задний правый.

Тема 5 Приборы контроля мотоцикла. Комбинированный переключатель расположенный на правой  стороне руля. Рычаг управления сцеплением расположенный на левой стороне руля. Рычаг управления ручным тормозом. Рукоятка управления дросселем карбюратора.

Датчик светового сигнала торможения. Зеркала заднего вида.  Рычаг переключения передач расположен  с левой стороны двигателя.

Тема 6. Двигатель. Уход за двигателем включает в себя правильное приготовление топливной смеси, своевременную очистку наружной  поверхности от грязи, пыли. Периодическую замену масла в коробке перемены передач и удаление с цилиндропоршневой группы нагара, а также подтяжку резьбовых соединений.

Снятие и установка головки цилиндра, цилиндра, поршневых колец, поршневого пальца и поршня. Техника безопасности при выполнении работ.

Проверка и установка ремонтной группы цилиндра и поршня.

Снятие и установка муфты сцепления, моторной передачи и механизма кикстартера.

Порядок выполнения операций согласно инструкции.  Сборка производится в обратной последовательности.  После сборки проверить работу механизма выжима сцепления. Если при проверке оказалось, что муфта сцепления не выключается или не включается, произвести регулировку.

Снятие крышки генератора, редуктора спидометра с механизмом выжима сцепления.

Порядок выполнения операций. Сборку производить в обратной последовательности.

Снятие и установка генератора( при снятой крышке генератора). Операции производят

В определенной последовательности , детали протрите  ветошью, смоченной  в чистом бензине. Затяжку статора производить без перекосов. Произвести установку зажигания.

Снятие и установка сальника коробки перемены передач и правого сальника коленчатого вала( при снятых крышке генератора и генераторе).

Снятие и установка сальника коробки перемены передач производится в определенной последовательности. Снятые детали промыть и внимательно осмотреть. При необходимости детали,  исходя из условий износа, заменить. Сборку производить в обратной последовательности. При выполнении работ соблюдать технику безопасности.

Снятие и установка карбюратора. Для промывки и прочистки карбюратора проводят

Ряд последовательных операций. Снятые детали промывают в чистом бензине, осматривают и производят сборку в обратной последовательности.

Регулировка оборотов холостого хода.  Правильность регулировки холостого хода производят резким  открытием дросселя.

Полная разборка двигателя. Полная разборка двигателя производится в случае ремонта или замены коленчатого вала с подшипником. Операции производят в определенной последовательности. Установка двигателя производится в обратной последовательности.

Снятие и установка коленчатого вала, подшипников и сальников коленчатого вала.

С помощью специального приспособления закрепленного на правой стороне картера в

точках крепления генератора, разъединить половинки картера. Выпрессовать коленчатый вал. Категорически запрещается стучать каким либо предметом по  цапфам. Установку коленчатого вала производить в обратной последовательности. В собранном двигателе вал должен вращаться свободно, без заеданий.

Разборка, сборка и регулировка коробки перемены передач и механизма переключения.

Выпрессовать обойму подшипника основной шестерни, выпрессовать резиновую заглушку и подшипник промежуточного вала, вынуть валик переключения передач. Снять шестерню промежуточного вала.  Снятые детали промыть в чистом бензине и осмотреть.

Необходимо обратить внимание на состояние кулачков шестерен, поверхности рабочей части вилок механизма переключения. Сборку коробки переменных передач производить в обратной последовательности.

Система питания двигателя. Одной из главных причин износа цилиндра. Поршня. Поршневых колец, коленчатого вала и других деталей двигателя является пыль и песок, попадающий внутрь двигателя. Строго следите за чистотой фильтрующего элемента, регулярно промывать и чистить. Топливный бак объединен в одно целое с отстойником и сетчатым фильтром. Ручка краника может занимать три положения.

Глушитель шума выпуска. В процессе эксплуатации мотоцикла неизбежно загрязнение глушителей шума выпуска. Очистку их осуществляют следующим образом: отверните в глушителе два винта крепления резонансной  трубы, очистите ее от грязи и нагара, промойте керосином и произведите сборку.

Тема 7 Ходовая часть.

Вилка переднего колеса . Разборка вилки бывает полной и частичной. Частичная разборка производится для замены масла в гидравлических амортизаторах. Полная разборка производится для замены узлов и деталей.

Порядок частичной разборки и сборки вилки переднего колеса. Техника безопасности при выполнении  работ.

Порядок полной разборки и  сборки вилки. Без необходимости разбирать вилку переднего колеса не рекомендуется. Снятые детали промыть и осмотреть. Изношенные детали заменить. Собрать амортизатор в обратной последовательности. При сборке обращать внимание на следующее: чтобы не завернулись маслосъемные кромки сальников; основная труба должна иметь ход 157…..165 мм . Техника безопасности при выполнении работ.

Порядок замены сальников в корпусе сальников. Вынуть защитное резиновое кольцо из корпуса сальника. Промыть корпус сальника. Осмотреть кромки сальников. Если кромки

Сальников повреждены , заменить сальник. Сборку производить в обратной последовательности. При запрессовке не перекосить сальник.

Амортизаторы подвески заднего колеса.  На мотоцикле установлены  пружинно- гидравлические амортизаторы одностороннего действия. Техническое обслуживание амортизатора подвески заднего колеса включает в себя: замену резиновых втулок наконечников; промывку амортизаторов; замену загрязненной амортизаторной жидкости; замену сальников и уплотнительных колец.

Замена втулок наконечников.  Для замены втулок поставить мотоцикл на подставку и

Выполнить ряд следующих операций: отвернуть верхний и нижний болты крепления амортизатора; вынуть амортизатор из кронштейнов рамы маятника; выпрессовать распорные втулки; выпрессовать резиновые втулки наконечника и заменить их.

Сборку амортизатора производить в обратной последовательности.

Замена амортизаторной жидкости. Снять амортизатор с мотоцикла и зажать нижний наконечник в тиски. Отжать вниз пружину и снять полукольца. Снять защитную втулку штока с шайбой. Снять пружину, отвернуть втулку, вынуть шток с гидро- устройством,

Вынуть цилиндр с клапаном сжатия. Промыть в керосине, залить амортизаторную жидкость. Сборку производить в обратной последовательности. Соблюдать технику безопасности.

Полная разборка и сборка амортизатора подвески заднего колеса для замены сальников и изношенных деталей. Для полной разборки и сборки амортизатора подвески заднего колеса нужно выполнить ряд операций  приведенных выше. При сборке не повредить кромки сальника.

Снятие и установка переднего колеса. Для снятия переднего колеса выполнить следующее:

Поставить мотоцикл на подставку, отсоединить трос переднего тормоза от тормозного рычага, ослабить болт, стягивающий ось колеса, снять крышку ступицы и основание тормозных колодок. Снятые детали промыть. Сборку производить в обратной последовательности.

Снятие и установка заднего колеса. Для снятия заднего колеса необходимо поставить

Мотоцикл на подставку.  Снять левую подножку пассажира и опустить глушитель.

Ослабить крепление правого глушителя и опустить вниз, так чтобы он был ниже оси заднего колеса. Отвернуть болт крепления реактивной тяги к основанию тормозной колодки. Отвернуть гайки тормозной тяги. Снять втулку заднего колеса.

Установку заднего колеса производить в обратной последовательности, при этом ось нужно протереть и смазать тонким слоем смазки. После затяжки гайки оси нужно проверить и отрегулировать ножной тормоз.

Снятие и установка цепи задней передачи и кожуха цепи. Чтобы снять цепь задней передачи и кожух цепи необходимо :  снять заднее колесо,  крышку генератора, разъединить замок цепи, вынуть переднюю часть резиновых чехлов цепи из гнезда картера, отвернуть гайку втулки кожуха цепи и снять кожух вместе с чехлами  и

Цепью. Снять резиновые чехлы, цепь и вынуть звездочку вместе с втулкой кожуха цепи.

Снятые детали промыть . Сборку производить в обратной последовательности. Проверить

И отрегулировать ножной тормоз.

Техническое обслуживание и регулировка натяжения цепи. Для безотказной работы цепи и долговечности ее службы очень важно производить  техническое обслуживание и регулировку натяжения цепи.  На новом мотоцикле цепь отрегулирована в пределах 10-20

Мм ход вверх-вниз верхней ветви цепи на расстоянии 70-75 мм от центра ведущей звездочки, что обеспечивает нормальные условия работы цепи.

Регулировка производится на мотоцикле,  установленном на центральную подставку.

При эксплуатации мотоцикла происходит изменение натяжения цепи. Если при проверке провисание верхней ветви свыше 25 мм, необходимо провести регулировку.

Регулировка тормозов. Регулировку тормозов в процессе эксплуатации производится по мере износа тормозных накладок и контролем хода тормозных рычагов.

Регулировку переднего тормоза производится регулировочным винтом, ввернутым в кронштейн рычага переднего тормоза.

Регулировку заднего тормоза производить за счет подвинчивания гайки тормозной тяги, а также  перестановки на 1…2 шлица тормозного рычага расположенного на кулачке тормозных колодок.

Определение степени износа тормозных накладок. При определении степени износа тормозных накладок пользуются указателем износа. Нанесенным на основание тормозных колодок и на внешних торцах тормозных кулачков.

Если направление оси риски кулачка не выходит за пределы стрелки основания тормозных колодок, значит накладки для эксплуатации пригодны, если же направление оси риски кулачка выходит за ее пределы ,значит, тормозные накладки изношены и требуют замены.

Техническое обслуживание и уход за шинами.

Продолжительность срока службы шин зависит от давления воздуха в камере и от нагрузки, при которой работают шины. Эксплуатация слабо накаченных шин вызывает разрушение кордовых нитей боковин шин, повышенное же давление ускоряет износ центральной части шин. Давление в шинах проверяют с помощью шинного манометра. В процессе эксплуатации периодически осматривают шины и удаляют застрявшие в протекторе предметы. На резину протектора и камеры вредно действуют бензин и различные масла.

Тема 8. Электрооборудование.

Электрооборудование мотоцикла состоит из: источника электроэнергии- генератора;

приборов зажигания и стабилизации- электронного коммутатора и стабилизатора напряжения, выполненных в едином блоке, высоковольтного трансформатора. Свечи зажигания приборов освещения и сигнализации. Приборов коммутации и контроля.

Источник электроэнергии. Приборы зажигания и стабилизации. Приборы освещения и сигнализации. Приборы коммутации и контроля. Электропроводка.

Тема 9. Техническое обслуживание мотоцикла.  

Тема 10. Инструменты и приспособления для ремонта и

обслуживания мотоцикла.    

Гаечные ключи, головки, отвертки  и т.п.  Электроинструменты ( дрели, ручные шлифовальные машинки, электрические отвертки). Пневматический инструмент (пневмо- дрель,  гайковерт, пневмоножницы, фортуна, полировальные машинки, краскопульт, устройство для продувки и подкачки шин.)                                          

Тема 11. Компрессор, назначение и устройство. Порядок

работы  и меры безопасности.

Техническая характеристика компрессора. Устройство и принцип действия. Подготовка к работе. Техника безопасности. Техническое обслуживание.

 

Тема 12. Технические характеристики мотоцикла «Восход-3». Основные узлы и детали. Число цилиндров. Мощность двигателя. Число передач. Скорость. Масса в снаряженном состоянии.

Тема 13. Технические характеристики мотоцикла «ИЖ-Юпитер-4». Основные узлы и детали. Число цилиндров. Мощность двигателя. Число передач. Скорость. Масса в снаряженном состоянии.

Тема 14. Назначение номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах, их стандарте и размещении на автотранспортных средствах.  Марки отечественных мотоциклов.

Тема 15. Поведение участников движения при ДТП. Оказание первой медицинской помощи. Виды ран и кровотечения, переломы, состав аптечки, подручный материал, правила наложения жгута, искусственное дыхание.

Тема 16. Участие в мероприятиях ДДТ.

Тема 17. Заключительное занятие. Подведение итогов. Планы на новый учебный год.

Формы самостоятельной работы для детей:

  1. Составление технологических карт по этапам слесарных и других работ при обслуживании мотоцикла.
  2. Практическая работа по разборке и сборке различных узлов мототехники: двигатель, топливная система, электрооборудование и т.д.
  3. Подготовка докладов, выступлений по текущим темам.
  4. Изготовление чертежей и схем узлов и деталей мотоциклов.
  5. Активное участие в мероприятиях, направленных на пропаганду здорового образа жизни и занятия техническим спортом.

Ожидаемые результаты реализации программы

Результатом сформированности ценностных ориентаций будет модель воспитанника, которая предполагает:

  1. умение нестандартно мыслить и принимать решения;
  2. умение работать в группе;
  3. результатами следует считать участие и победы в конкурсах поселкового, областного, российского уровней;
  4. овладение различными приемами и навыками технического обслуживания авто- мотто- транспортного средства;
  5. повышением уровня успеваемости в школе;
  6. способность к жизненному  и профессиональному самоопределению (поступление в технические ВУЗы и средние специальные заведения);
  7. сформированность навыков слесарных  работ;
  8. поиск путей и овладение способами практической деятельности в составе детского объединения технического творчества;
  9.  расширение информационного пространства педагогов и школьников.
  10. сформированное сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;
  11. сформированные умения и навыки по оказанию первой медицинской помощи при несчастных случаях;
  12.   качества личности: целеустремлённость, ответственность, находчивость, дисциплини-

     рованность, стойкость, готовность к сотрудничеству, смелость, решительность.

Программно-методическое обеспечение.

  1. Методическое обеспечение
  1. разработка информационно-методического материала
  2. повышение квалификации педагога
  3. методические семинары
  4. проведение МО, КМО, педсоветов, педчтения
  5. открытые занятия по обмену опытом
  1. Психологическое сопровождение:
  1. консультации педагогам
  2. консультации родителям
  3. консультации воспитанникам
  4. беседы с психологом (чтения)
  1. Диагностика и мониторинг за развитием личности ребёнка и результатами работы:
  1. работа с семьёй, социальными службами
  2. анкетирование
  1. Сотрудничество педагогов и воспитанников
  1. сотворчество
  2. соуправление
  1. Открытые мероприятия и традиционные мероприятия внутри ДДТ – участие в открытых мероприятиях посёлка, района, округа, области, России через:
  1. выставки
  2. конкурсы        
  3. традиционные праздники
  4. благотворительную деятельность
  5. семейные праздники
  6. научно-практические конференции

Литература для педагога.

  1. Устав ДДТ.
  2. Закон «Об образовании РФ.
  3. Конвенция о правах ребенка.
  4. Локальные акты ДДТ.
  5. Дополнительное образование детей: Сборник авторских программ/ Сост. А.Г.Лазарева. М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2004. – 296 с.
  6. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей. Учеб. пособие/ Б.В.Куприянов. Под ред. А.В.Мудрика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 240 с.
  7. Подборки журналов «Юный техник»
  8. Подборки журналов «За рулем»
  9. Энциклопедии автотехники.
  10. Компьютерная программа на CD-ROM « Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» 2002 г.
  11. Компьютерная программа на CD-ROM «Интерактивная энциклопедия науки и техники» 2002 г.
  12. Большая школьная энциклопедия . М. 2004 г.

Литература для детей.

  1. Подборки журналов «Юный техник»
  2. Подборки журналов «За рулем»
  3. Энциклопедии автотехники.
  4. Компьютерная программа на CD-ROM « Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» 2002 г.
  5. Компьютерная программа на CD-ROM «Интерактивная энциклопедия науки и техники» 2002 г.
  6. Большая школьная энциклопедия . М. 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение семейных комплексных соревнований по спортивно-техническим видам спорта «Богатырская семья»

Пример Положения для проведения семейных соревнований по спортивно-техническим видам спорта...

Каратэ. Спортивно-техническая и физическая подготовка.

Данное учебно-методическое пособие рассматривает основные принципы и методы общей и специальной физической подготовки в занятиях каратэ. В соответствии с требованиями современного каратэ раскрываются ...

Каратэ. Спортивно-техническая и физическая подготовка.

Данное учебно-методическое пособие рассматривает основные принципы и методы общей и специальной физической подготовки в занятиях каратэ. В соответствии с требованиями современного каратэ р...

ПРОГРАММА работы педагога дополнительного образования Третьякова В. Г. кружка “ПАРАШЮТНЫЙ СПОРТ” (спортивно-техническая направленность)

Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей и направлена на воспитание па...

"Особенности работы объединений спортивно-технического направления" и «Взаимодействие педагогического коллектива с семьями обучающихся»

Статьи напечатаны в сборнике. Часть 2. "Инновационная деятельность, как средство развития процессов социокультурной приемственности в региональном образовательном пространстве" 2013 г. г. Новочеркаск....

Программа профильной (спортивно-технической) смены лагеря с дневным пребыванием при МКОУ ДОД «Исилькульская станция юных техников» «Технорёнок»

Цель: Создание оптимальных условий для полноценного отдыха, оздоровления, занятости детей в летний период. Задачи: Создать условия для гармоничного, всестороннего развития детей; Закрепить и расши...